Главная | Народный календарь | Православный календарь | Молитвы | Праздники года | Восточный календарь | Астрологический | Разное

Перейдите на полную версию сайта -> Мобильная версия

Чистый четверг. Великий четверг.

Четверг на Страстной неделе

Церковь в этот день вспоминает Тайную вечерю в первый день Иудеской Пасхи. В народе воспринимался как день духовного и физического очищения в пограничный период между Великим постом и Пасхой. В этот день поминали усопших, строго воздерживались от скоромной пищи, очищали дома и дворы от мусора и грязи, мылись в бане.

Чистый четверг (Великий четверг)

Чистый четверг (великий, страстной, страстеной, страшной) - четверг на Страстной неделе, последней неделе Великого Поста. В этот день церковь вспоминает Тайную Вечерю, последний ужин Иисуса Христа с учениками, состоявшийся в первый день Иудейской Пасхи, за которым последовало предание Христа Иудой в руки фарисеев, положившее начало страданиям Господа за грехи людские. Во время последней трапезы Спаситель сделал символическое жертвоприношение, преломив хлеб, он сказал: "Приимите ядите: сие есть Тело мое", а затем, подав ученикам чашу с вином, произнес: "Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во спасение грехов". (Мф. 26, 26-28). Так Иисус установил таинство Евхаристии или Причащения, и благодаря этому, указал путь к спасению. Великий четверг - день, в который перед Пасхой в церкви принимает причастие, очищение от грехов, наибольшее количество верующих.
С Чистого четверга пост становился наиболее строг. В память о страстях Господних наиболее верующие старались не есть вообще или питались лишь водой и хлебом, соблюдая при этом обет молчания. Остальные крестьяне следовали предписаниям церкви вкушать только невареную пищу без постного масла. С этого же дня хозяйки начинали готовить угощение к Пасхе: жарили и варили мясо, пекли куличи, делали творожные пасхи, иногда, красили яйца; в этот день варили пиво на всю праздничную неделю.
Готовясь к Пасхе, русские крестьяне именно в Страстной четверг старались очистить дом, двор и огород от накопившегося за зиму сора и грязи. Полы, стены, потолки избы, стол и лавки тщательно мыли, драили песком и голиком, скоблили ножом; обновляли и мыли иконы и лампады. В народе говорили: "Если в чистый четверг вымоешь, весь год чистота в избе водиться будет". После этой уборки в избе не подметали до Пасхи, чтобы "не засорить глаза лежащему во гробе Христу". В некоторых местах в этот день старались перемыть всю посуду, а крынки для молока даже окуривали женскими волосами, объясняя важность этого действия тем, что посуда осквернена прикосновением Иуды Предателя.
Необходимость уборки в Чистый четверг объясняли еще и тем, что празднику Воскресения Христова каждая вещь радуется. В этот день старались все перестирать, в том числе все коврики, половики и постели: матрасы, наволочки, подстилки. Их выносили сохнуть на двор, а вся семья ложилась спать на "гороховине", гороховой соломе, которую расстилали на полу. На Русском Севере матери учили дочерей: "Все надо выстирать, даже портяночка и та радуется Пасхе".
Приводя в порядок хозяйство, крестьяне не забывали и о себе: мылись в банях и в печках. При этом баню топили не только для живых, но и для умерших - "родителей" или для домового - "хозяина", им оставляли на полке ведро воды и веник, приговаривая: "Тебе баня, на стоянье, а нам на здоровье". Это давняя традиция: еще в 16 в. для покойных родителей в бане вешали рубахи и полотенца, лили воду на каменку, а на пол насыпали горку пепла, чтобы увидеть след, оставленный помывшимися.
Мытье в Чистый четверг имело обрядовое значение, а вода наделялась особой магической силой. Благодаря умыванию, обливанию или купанию русские крестьяне стремились очиститься от несчастий и недугов, отогнать болезни, приобрести здоровье и красоту.
Все в крестьянской семье старались встать в Великий четверг как можно раньше, так как считали, что тот, кто проспит, плохо проведет лето. Поднявшись до солнышка, хозяин пересчитывал деньги, чтобы весь год они водились в хозяйстве, затем шел в хлев, выдавал корм рабочим лошадям, поил их и чистил скребницей, чтобы они были выносливы и здоровы. После этого он перемешивал жито в сусеках, чтобы оно не оскудевало в житнице, осматривал сельскохозяйственные орудия (соху, борону и т.д.), передвигал, переставлял их с места на место для того, чтобы лучше родился хлеб, чтобы орудия не ломались при работе в поле, были легкими и не утруждали лошадь. Если хозяин был рыболовом, он прорубал на реке новую прорубь, если охотником, три раза стрелял из ружья, что должно было обеспечить удачу как в том, так и в другом промысле. Если в хозяйстве были пчелы, ульи выставлялись на воздух, чтобы пчелы стали сильнее и лучше велись в хозяйстве. Хозяйка обязательно должна была в этот день испечь хлеб, чтобы весь год его было вдосталь, и он удавался. На северо-западе Вологодской обл. хозяйки в Великий четверг мешали заготовленную к Пасхе сметану, чтобы она и масло в доме не переводились. Кое-где крестьяне жестами или, взяв в руки косу, серп, цеп и т.п., делали вид, что выполняют соответствующие полевые работы, "чтобы не брала усталость в течение лета в работе". В Сибири хозяева выносили на улицу сохи и бороны, "чтоб наступило урожайное лето".
Вообще, чтобы иметь возможность и желание выполнять в течение года повседневные обязанности, с утра четверга взрослые старались переделать множество разных дел: мужчины плели лапти, вили веревки и т.п., женщины подметали избу, пряли, мотали нитки, ткали и шили. В некоторых местах старики в этот день приготовляли бражку к грядущему празднику и ходили друг к другу в гости бражку пробовать, считалось, что от этого они проведут будущий год в веселье и довольстве.
Повсеместно в Великий Четверг запасали различные снадобья, наделявшиеся магической силой. Наиболее распространенной среди них была четверговая соль. Она считалась универсальным лекарством как для человека, так и для животного, а также служила сильным оберегом. Большое значение придавалось четверговому хлебу, выпекавшемуся в память о благословении хлебов Христом на Тайной вечери. В качестве обрядового хлеба могла использоваться также просфора. Многие заказывали в Чистый четверг заздравные службы в церкви и получали просфоры, которым приписывалась такая же сила как благовещенским. В некоторых местах магическими свойствами наделялся любой хлеб, подаваемый в этот день к столу.
Русские крестьяне Сибири в ночь на Великий четверг запасались и другими магическими предметами, которые, по их представлению, помогали при различных бедах или способствовали получению наилучшего результата от той или иной деятельности.
В некоторых местах утром в четверг хозяйки подколдовывали, желая, чтобы в их огороде хорошо уродились овощи, они приносили на свои грядки по горсточке земли с четырех соседних огородов, а чтобы скотина была всегда сыта, точно также брали по колоску из четырех хлевов.
По погоде в этот день судили о весне. Если холодно, то и весна не будет жаловать теплом. Так и дождь на Великий четверг предвещал дождливую, мокрую весну.

Похожие статьи:

Рыболовный календарь. Время лова, Рыбалка по месяцам, Календарь рыбной ловли, Природный календарь рыболова
Чудотворные иконы на каждый день
История календарей.
Крещенский сочельник. канун Крещения. Навечерие. Богоявления
Введение во храм Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии
Октябрь. Православный календарь, праздники, святые угодники.
Весна. Народные приметы. Время года Весна: Март, Апрель, Май.
Май. Народные приметы Мая. Время года Весна.
Июнь. Народные приметы Июня. Время года Лето.
Октябрь. Народные приметы Октября. Время года Осень.
Год Змеи. Общий характер восточного знака Змея, Восточный календарь



calendareveryday.ru © Календарь на каждый день, 2011-2016г., Мобильная версия
Правила | Карта сайта | Карта мобильной версии сайта

^Наверх