Главная | Народный календарь | Православный календарь | Молитвы | Праздники года | Восточный календарь | Астрологический | Разное

Перейдите на полную версию сайта -> Мобильная версия

Календари на Руси.

Календари - хранители времени.

Из истории русских Календарей и месяцесловов

Издревле существовали календари на Руси. Так, во время раскопок языческого святилища на Волыни в 1958 году, датированного II-IV веками нашей эры, среди множества предметов были найдены два больших глиняных сосуда, разукрашенных значками и рисунками, из которых трижды повторялись только кружки и кресты, которыми древние славяне обозначали Огонь и Солнце. Расшифровывая значки, вспомнили слова летописца X века о славянах: " Черты и резы чтаху и гадаху". Выяснилось, что были найдены те самые "черты и резы", которые оказались древним языческим календарем земледельца и охотника.
"Резы" - не что иное, как символическое обозначение календарного месяца и производимой во время него работы. Так, например, одна из "рез" изображалась в виде плуга и соответствовала апрелю, вторая представляла собой ростки растений (май), колосья соответствовали августу, сети для ловли перелетных птиц - сентябрю, пучком пряжи изображен октябрь. Три знака Солнца соответствовали июню - месяцу летнего солнцестояния, декабрю - месяцу зимнего солнцестояния и марту - месяцу весеннего равноденствия.
Сохранились на календаре и "резы" некоторых праздников. Так, праздник весны древние славяне изображали молодым деревцем, два крестика обозначали праздник Купалы, знак молнии праздник бога Перуна, который соответствовал точно 20-му июля, ставшему называться после утверждения христианства па Руси Ильиным днем.
Все отмеченные в календаре виды трудовой деятельности отразились далее в названиях и символике зодиакальных созвездий. Так, пребывание Солнца в знаках Водолея и Рыб указывало на влажный, дождливый период года, созвездия Овна и Тельца напоминали о весенних заботах скотоводов, переход Солнца в знак Рака говорил о "попятном" движении светила и о сокращении
дня, осенний переход Солнца в знак Девы означал наступление времени жатвы, сбора фруктов и
винограда, а периоды охоты знаменовались вхождением Солнца в знак Стрельца.
Славяне-язычники обожествляли Солнце, а также чудодейственное влияние Огня, Воздуха, Земли, Воды и других реальных сил Природы, наблюдая за ними и систематизируя свои сведения о них. По мере развития производственной деятельности обогащался не только практический опыт людей но и духовно-религиозный. Все это находило свое отражение в календаре, расширяя его задачи. Позднее на Руси календарь стали назыать Месяцесловом.
Месяцеслов – это народный календарь в котором по дням, неделям и месяцам года расписан полный круг крестьянского туда семейного быта, народных праздников и гуляний, представляющий собой вершину народного творчества, которое развивалось на протяжении многих столетий. Он вобрал и себя науку общения русского хлебопашца с Землей и Космосом, со стихиями и явлениями Природы, с предками, с Добром и Злом окружающего мира.
Месяцеслову, в отличие от календаря свойственен был двойной сюжет, отражающий «годичный» и «жизненный» круг реальной действительности и духовной жизни человека. Он разделяет всех своих героев и действующих лиц на три мира расположенных по вертикали.
Верхний мир, так называемую "Небесную деревню", заселяют "небесные" крестьяне или другими словами, Герои: Никола и Егорий Мужицкие, Масленица и Коляда, Козьмодемьян и Батюшка Покров, Ранопашцы и Серповидцы, Коровницы и Льняницы, Заревницы и Гусепролеты, Олена Долгие Льны и Иван Медвянее Росы, Арина Журавлиный Лет и Тимофей Полухлебник. Все они обожествлялись, наделялись лучшими человеческими качествами, считались заступниками и хранителями крестьян от всякой нечисти.
Нижний мир или подземный - Лукоморье, царство тьмы, населен домовыми и полевыми, русалками и полудницами, шишигами и анчутками, отяпами и немытниками, лихоманками и мороками, окаяшками и всякой прочей нечистью - от хохлика и мохнатика до огненного змея и самого сатаны. Это то самое лукоморье, столь красочно описанное Пушкиным в поэме "Руслан и Людмила".
И, наконец, третий мир - Земной, самый сущий, включал в себя живую природу и человека. Его главные действующие лица - люди в труде и семейной жизни: Хозяин и Хозяйка, Молодые и Старики, Женихи и Невесты, Молодцы и Девицы, Бабка, Роща (подростки) и Дети. Именно Мир Людей своим каждодневным трудом, семейным исполнением природного закона жизни, мыслями, словами и делами должен был решать нравственные и эстетические законы и идеи Месяцеслова: борьбы Света и Тьмы, Тепла и Холода, Жизни и Смерти, Добра и Зла.
По Месяцеслову будничные недели обязательно должны были сменяться праздничными днями. Главным праздником древних славян считалась Коляда, святочные обряды которой проводились в период зимнего солнцеворота. Во время святок проходили различные игры, ряжения, маскарады, гадания. Одним из самых примечательных явлений святочных праздников было колядование - хождение по дворам с пением песенок-колядок. Важный мотив колядки - конкретное пожелание тому, в адрес кого ее исполняют. Следующим за святками большим годовым праздником была Масленица, имевшая аграрно-магическое значение: проводы Масленицы означали проводы зимы и заклинание, приветствие наступающей весны. С ускорением прихода весны (зазыванием весны) был связан обычай печения из теста жаворонков и игры с ними. Их усаживали на плетни, заборы, бегали с ними по улице, призывая прилет птиц — символов и предвестников весны. Этим же целям служили песни-веснянки, исполняемые девушками. В день летнего солнцеворота, в ночь с 23 на 24 июня, отмечался праздник Ивана Купалы, когда собирали целебные травы, разжигали костры, купались в водоемах, водили хороводы, пели купальские песни и искали в лесах мифический цветок папоротника. В течение года отмечались также Комоедины, Ляльник и Юрьев день (весной), праздники Ярилы и Перуна (летом), Рожаниц и Макоши (осенью).
Древнейшие словено-русские святцы (календари) находятся при Остромировом евангелии 1057 года, элементы хронологии календаря содержатся в "Изборнике Святослава" 1073 года. В 1136 году в Новгороде появилась астрономическая рукопись "Кирика диакона и доместика новгородского Антониева монастыря учение им же ведати человеку числа всех лет", В ней автор описывает, как люди считают и измеряют время, излагая основы лунно-солнечного календаря. В переводе на современный русский язык одно из мест рукописи звучит так: "Расскажу, сколько месяцев бывает в году. Пусть будет известно, что в одном году книжных месяцев двенадцать, лунных оке месяцев бывает тоже двенадцать, но от каждого года остается по одиннадцать дней. Эти дни каждый третий год составляют тринадцатый месяц. Все месяцы имеют по четыре недели. Тринадцатый же месяц полный с одним днем".
В дальнейшем, спустя четыре века, И. Федоровым была издана "Хронология", немалое влияние на которую оказал календарь. А в XVI-XVII веках за днями и неделями народного календаря закрепили собственные имена, осмысленные художественно и мировоззренчески, и тем самым русский Месяцеслов получил свое идейно-художественное завершение, вобрав в себя многовековой опыт развития народного творчества и сознания.
В 988 г. н.э., когда князь Владимир Святославович отрекся от языческой веры и принял христианство, была введена византийская эра летоисчисления от «сотворения мира», которая просуществовала свыше 700 лет. Лишь в 7208 г. по этому счислению после указа Петра I появилась эра от «рождества Христова», и 7208 год от «сотворения мира» был заменен на 1700 год от «рождества Христова» — летоисчисление, которое сейчас называют «старым стилем». В связи с таким переходом было решено считать за начало нового года не 1 сентября, как принято в календарях византийской эры от «сотворения мира», а 1 января. Попытки ввести в действие «новый стиль» (григорианский календарь) встретили непреодолимое сопротивление православной церкви, считавшей неприемлемым для себя использовать «католический» календарь.
Систематический выпуск календарей в России начался также в эпоху Петра I, который внимательно следил за их изданием. Первый такой календарь вышел в свет 28 декабря 1708 года и назывался "Календарь, или Месяцеслов христианский по старому стилю или исчислению на лето 1709. От миробытия 7217. Напечатан в царствующем граде Москве, лета 1708. Декабря в 28 день". В этом календаре, небольшом по формату, в виде вытянутой по высоте записной книжки, печатались статьи о затмении Солнца и Луны, о четырех временах года, о войне и мирских делах, о здравии и болезнях.
Наиболее полный из дошедших до нас петровских календарей — так называемый "Брюсов календарь". Над его составлением трудился известный книгоиздатель, библиотекарь Василий Киприянов "под надзрением его превосходительства генерал-лейтенанта и кавалера Якова Вилимовича Брюса". Имя самого Брюса овеяно легендами. Одни воспринимали его как сподвижника Петра I, разносторонне развитого, ученого человека, смелого и отважного военачальника, что вполне справедливо, другие - как астролога, чернокнижника, чародея и "колдуна с Сухаревой башни".
Календарь с предсказаниями только подлил масла в огонь в воображении народа, окрестившего этот труд именем Брюса. Особенно сильно взбудоражили умы сограждан два листа: "Предзнаменование времени на всякий год по планетам" и "Предзнаменование действ на каждый день по течению луны в Зодии". В них настойчиво и методично поучали, когда нужно "кровь испущать, отроков в училище отдавать, баталию творить, домы созиждати, шествовать морем, зверей и рыбу ловить". Здесь же рекомендовали, когда "мыться в мыльне, платье кроить, власы стричь, лекарство принимать". Необычайные таблицы были дополнены изображением этих действ. Спрос на таблицы возник немалый. Еще не закончив их выпуск, Киприянов приступает к работе над изданием календаря в форме книги. Ни один храм в те годы не возводился так долго, как это прекрасно оформленное произведение. Издание готовилось около сорока лет. Последний, 47-й лист был отпечатан уже в царствование Елизаветы Петровны. Закончил этот грандиозный труд старший сын Киприянова, тоже Василий. Слава "Брюсова календаря" надолго пережила его создателей. Будучи рассчитан на 112 лет и представляя собой энциклопедию жизни своей эпохи, он и в дальнейшем не терял своей притягательной силы, что позволяло его неоднократно переиздавать.
С 1727 года исключительное право издания календарей осуществляла Петербургская Академия наук, ревниво охраняя свою привилегию и получая от этого изрядные доходы. Их изданием интересовался М. В. Ломоносов, просматривал и вносил изменения.
К концу XVIII века академические календари первых выпусков стали библиографической редкостью. Это побудило ученых переиздать все лучшее, что печаталось в календарях по истории, географии, астрономии и другим наукам. В течение восьми лет, начиная с 1785 года, Академия наук трудилась над десятитомным "Собранием сочинений, выбранных из Месяцеслова в разные годы". Продолжали выходить и ежегодные издания Месяцесловов "обыкновенных, исторических, географических и Месяцесловов с наставлениями".
Первый русский революционный календарь назывался "Календарь "Народной воли" и вышел в 1883 году в Женеве. Его издатели знакомили людей с историей и документами русского революционного подполья.
В 1885 году выпущенный календарь "Дума за думой, памятная книга на каждый день" представлял собой пример типографического и полиграфического искусства мастеров прошлого века. Каждая неделя в книге украшалась неповторимым орнаментом. В календаре - 52 красочные литографии, по количеству недель в году. На каждой странице помещено по одной-две строфы Пушкина, Рылеева, Дельвига, Крылова, Вяземского, Жуковского, Лермонтова, Тютчева и многих других. Часто остававшиеся свободные места использовались владельцами календаря для своих записей или для автографов здравствовавших тогда литераторов.
Отечественный календарь всегда имел просветительное значение. Большую роль в этом сыграл издатель Иван Дмитриевич Сытин. Начиная издавать отрывной календарь в 1887 году, Сытин обратился за помощью и за советами ко Льву Николаевичу Толстому. Великий писатель был первым наставником издателя в выпуске календарей для народа. Эти календари были очень дешевыми и расходились огромными по тому времени тиражами, проникая в самые глухие уголки России. Например, "Общеполезный русский календарь" выходил тиражом более 2 миллионов экземпляров, а отрывной календарь или, как его привыкли называть, Численник, печатался тиражом 8 миллионов.
Редакции московских издательств, выпуская календарь на 1917 год, даже не предполагали, что традиционный раздел "Российский Императорский Дом" на этом и закончится. Октябрь 1917 года полностью перевернул не только этот календарь, но и всю историю России. 24-го января 1918 года Совнарком издал "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря", и люди, заснувшие 31 января, проснулись 14 февраля. Погрешность в летоисчислении была исправлена. Большинство дальнейших календарей советского периода выпускались Политиздатом и рассказывали об истории революционного движения, о съездах партии и конституции, отражая определенный политический настрой того времени. В наше время календари издаются активнее, чем когда бы то ни было, неся на своих страницах самую разную информацию и печатаясь огромными тиражами.

По какому Календарю мы живем?

Григорианский календарь, по которому сейчас живет большинство человечества, имеет свою историю, обращение к которой может дать исследователю богатую пищу для размышлений. Само слово календарь происходит от латинского Calendae, что означает «время уплаты долгов». Календами начинался каждый месяц римского гражданского календаря, учрежденного еще Нумой Помпилием. Такой календарь стал прототипом для последующих Юлианского и Григорианского календарей. Самыми важными Календами в течение года были, разумеется, январские Календы, с которых собственно и начинался Новый Год римского календаря. 1 января в Риме сменяли друг друга на высшем государственном посту консулы, передавая преемникам дела и долги государства. Сейчас уже люди не задумываются о том, что 1 января — время необходимой уплаты по долгам и процентам, а празднование Нового Года в день уплаты долгов обрекает празднующих на постоянную зависимость от государства, поставившего всех граждан в положение должников. Жить по Григорианскому либо по Юлианскому календарю, означает признавать себя должником и нести на себе бремя ответственности за то, что изменить мы не в силах.

Зороастрийское летоисчисление

Зороастрийское летоисчисление в корне отличается от того календаря, которым мы пользуемся в обычной жизни. Зороастрийский календарь ориентирован на пробуждение в человеке талантов, способностей, самосознания и чувства уверенности в правильности совершаемых поступков. Человек, живущий в соответствии с зороастрийским календарем, а значит, и в гармонии с природой (поскольку эта система летоисчисления построена с полным соблюдением космических и природных ритмов), способен пробудить в себе высшее начало, которое зороастрийцы называли Хварной. Само понятие Хварны исключает законы предопределения, ее обладатель становится способным изменять предначертанное и вносить коррективы в свою судьбу. Частица Божественного Огня, заложенная в каждом человеке, может пробудиться лишь в том случае, если он живет в соответствии с Законами Космоса, в гармонии с Природой и синхронно с потоком Времени. В этом отношении зороастрийский календарь, основным содержанием которого является закон соответствия космических и земных ритмов, является куда более предпочтительным по сравнению с римским календарем, которым мы пользуемся по сей день.
В зороастрийской календарной системе за начало года принимается дата весеннего равноденствия, т.е. 21 марта, что соответствует реальному пробуждению природы от зимней спячки. Сам праздник Нового Года в персидской традиции получил название «Ноуруз», что буквально означает «Новый День», на который солнцепоклонники возлагали свои самые светлые надежды и чаянья. Практически все народы индоевропейской группы издревле поклонялись дневному светилу. Цикличность смены времен года, находящаяся в непосредственной зависимости от движения Солнца, легла в основу всех солнечных календарей. Из видимого годичного движения Солнца выделялись четыре точки: два равноденствия и два солнцестояния. К ним приурочивались празднования наступления весны, лета, осени и зимы. Почти во всех древних культурах началом года считалось время наступления весны, что соответствовало весеннему равноденствию. Как уже говорилось, на Руси вплоть до XIV века ежегодное празднование Нового Года происходило 21 марта.
Даже тот календарь, по которому живет сейчас все человечество, сохранил в себе некоторые элементы первого римского календаря, который был учрежден основателем «вечного города» Ромулом, и в котором за начало года была принята точка весеннего равноденствия. В календаре Ромула 12 солнечных месяцев назывались просто по порядковым номерам: первый, второй, третий и т.д. В настоящее время от этого календаря сохранились такие названия месяцев, как сентябрь, что в переводе с латинского означает «седьмой», октябрь — «восьмой», ноябрь — «девятый» и декабрь — «десятый». Если подсчитать, относительно какой точки на солнечном пути эти месяцы являются седьмым, восьмым, девятым и т.д., то станет очевидным, что за начало Нового Года древние римляне принимали весеннее равноденствие.
Празднование Нового Года 1 января в день уплаты по счетам является абсолютно искусственным нововведением, поскольку эта дата не является какой-либо значимой точкой на пути Солнца по эклиптике. Начало суток среди ночи, а не с восходом Солнца, как в прочем и наступление Нового Года среди зимы, а не в момент весеннего равноденствия, — вот основные, но не единственные, недостатки того гражданского календаря, которым мы вынуждены пользоваться, как руководством к действию.
Возникает естественный вопрос: а может ли у нас все быть в порядке, когда само понятие о течении времени у современного человечества извращено и поставлено с ног на голову? Если мы не живем в гармонии с окружающей нас природой, как мы можем достичь гармонии в отношениях друг с другом и самими собой? Каким бы не казалось странным это утверждение, но возвращение календаря к его изначальным базовым природным ритмам, действительно могло бы многое изменить в лучшую сторону, как в общественной, так и в личной жизни современных людей.

32-летний Зороастрийский Календарь

32-летний зороастрийский календарь - величайшее наследие, доставшееся современному человечеству от древнейшей мировой религии - зороастризма, названной так по имени своего основоположника — пророка Заратуштры, чье имя в переводе звучит, как «Сын Звезды». Календарная система древних ариев возникла задолго до разделения семьи индоевропейских народов, а потому одинаково приемлема для славян, балтов, германцев, иранцев и пр. Местом сосредоточения арийских племен на рубеже II тысячелетия до н.э. был Южный Урал. Отсюда одна ветвь ариев пошла на запад и достигла крайних пределов материка Евразия, другая - на юг, населив Иранское плоскогорье и полуостров Индостан. Поэтому древнеарийский календарь, построенный на обращении Сатурна, завязан на наши традиции гораздо больше, чем 12-летний юпитерианский.
Зороастрийский календарь связан с воспоминанием о первичном, изначальном цикле Сатурна - последней видимой планете Септенера, чье древнеарийское название звучит, как Кейван, и означает в переводе «Повелитель Времени». Изначально, во времена создания мира, Сатурн, а точнее Кейван, обращался вокруг Солнца за 32 года. После вторжения в мир Духа-Разрушителя Ангро-Манью планеты изменили свое движение, и период обращения Сатурна вокруг Солнца составил 29,5 земных лет.
Именно с ним, с Кейваном, соотносился Золотой Век, время Благих царей, правивших по воле Создателя этого Мира - Хормазда и имевших харизму власти. Все это происходило в Эпоху Тельца, связанную с одним из великих Амеша-Спента (Архангелов Хормазда) - Аша-Вахиштой. Именно он, Аша-Вахишта, наполнял плотью всю Землю, вдыхал Огонь самосознания - Огонь Духа - в каждое живое творение, а также наделял хварной всякое живое существо во всех мирах.
На планетном уровне Аша-Вахишту заменяет Сатурн, имеющий свою сокровенную обитель в знаке Тельца и тем самым связывающий нас с воспоминаниями о Золотом Веке. Сатурн указывает также на то, что внутри себя каждый человек имеет свой собственный стержень, на котором колеблются весы его кармы. Царство Сатурна напоминает и просто о времени. Кейван имеет отношение к изначальному времени на Земле, когда все было правильно и хорошо, и человек жил в Варе - огражденном, охраняемом пространстве. Внешне она казалась очень маленькой, но при попадании вовнутрь, пространство развертывалось. Время, которое извне казалось быстротекущим, внутри Вары замедлялось, а могло и ускоряться, точнее сказать, временем можно было управлять - в этом была сила Вары. Поскольку Аша-Вахишта - это супертворение и сверхсознание, то на уровне уже проявленного закона мы имеем возможность на каждом витке, на каждом новом микроцикле Сатурна, соприкоснуться с тем, что было когда-то.
Древнеарийский 32-летний календарь коренным образом отличается от 12-летнего восточного календаря, в основе которого лежит период обращения вокруг Солнца Юпитера - самой большой планеты Солнечной системы. Разница между календарными системами состоит в различии астрологического понимания функций Сатурна и Юпитера. Оба календаря имеют право на существование, но действие каждого из них имеет свою специфику.
С точки зрения астрологии, Сатурн определяет индивидуальность каждого человека, форми¬руя его особый психологический портрет, не похожий более ни на кого. В отличие от Сатурна, отвечающего за развитие черт отдельного индивидуума, Юпитер определяет взаимоотношения личности и социума. Он сглаживает различия между людьми, подчиняя индивидуальную волю каждого выполнению какой-либо общей коллективной задачи. Юпитер объединяет людей, Са¬турн же выделяет из общей массы отдельных личностей. К этой паре планет-антогонистов при¬менимы философские понятия тождества и отличия, диалектически необходимые друг другу. Посему, как юпитерианский 12-летний календарь необходим для социально ориентированных людей, так и 32-летний календарь, в основе которого лежит базисный цикл Сатурна - «Хранителя Прошлого», важен для людей, занятых раскрытием собственного «Я» и реализацией своего творческого потенциала. Основная функция Сатурна в применении к человеку состоит в формировании его внутреннего стержня, системы самопознания, индивидуальной выделенности в обществе и личного вклада в мировые процессы. Сатурн проявляет в человеке самостоятельность, заставляя его самого решать свои проблемы. Этим он способствует неудержимому стремлению каждого к раскрытию собственного "Я", к реализации своих творческих планов и замыслов.
Две эти календарные системы во многом определили психологию тех народов, среди которых они получили распространение. Всем хорошо знакомый 12-летний «восточный» календарь, пользуется особой популярностью в странах юго-восточной Азии, населенных представителями монголоидной или «желтой» расы. Коллективная психология восточных народов, сформированная под многовековым влиянием даосизма, конфуцианства и буддизма, практически нивелирует индивидуальность отдельного человека, подчиняя ее общественным интересам, а потому 12-летний цикл Юпитера, как нельзя лучше подходящий к такой системе, считается определяющим в китайской и японской астрологических системах, оказывая ощутимое влияние на формирование «коллективного бессознательного» восточных народов. Совсем иначе обстоит дело с народами индоевропейской группы - потомками древних ариев. В основе психологии европейца лежит неудержимое стремление к раскрытию собственного «Я», стяжанию славы и достижению высокого общественного положения, как признания его выдающихся заслуг. Народам востока неизвестна и непонятна жажда триумфа, толкающая честолюбивого арийца на ратные подвиги. Интересы общества стоят превыше интересов личности для любого даоса или буддиста, но для человека, в чьих жилах течет кровь древних ариев, понятие «отмеченности» или «харизмы» является определяющим.
Следует отметить, что у зороастрийцев тоже была 12-летняя система счисления времени, связанная с циклом Юпитера и определявшая жизнь большей части населения Персидской империи. Но ее отличие от, так называемой, «восточной» системы состояло в том, что зороастрийский календарь не содержал отвратительных тварей — крыс, змей, кроликов и пр. В его животный круг были включены благородные животные.
Календарь, в основу которого положен цикл Сатурна, помогает лучше понять законы развития этого мира, увидеть в нем свое место и познать собственное предназначение. С помощью образов Изэдов-Небожителей (Архангелов) - покровителей каждого года, через мифологию, символику, тотемических животных, календарь объясняет многие космические принципы и позволяет понять тайны мироздания, ориентируя людей на обретение ими божьей благодати - "харизмы" и направляя их к выбору между Добром и Злом, между Светом и Тьмой. Это календарь людей отмеченных, чьи поступки во многом определяют течение дальнейших событий, а имена остаются в анналах истории. Но это вовсе не означает, что таким календарем нельзя было пользоваться простым смертным, ведь искра Хварны Небесной, как сказано в Авесте, присуща любому человеку, если он не сделал сознательного выбора в сторону Сил Зла.
Началом года в зороастрийском календаре считается совершенно объективное космическое событие - весеннее равноденствие, причем, каждый солнечный год начинается именно после того, как оно совершается (21 или 22 марта), что абсолютно исключает неточности в календаре с течением времени из-за накапливаемой ошибки, как это присутствует в других календарях. Календарный год включает в себя 12 солнечных месяцев, аналогично делению Зодиака на 12 зна¬ков, а каждый месяц содержит 30 солнечных дней. Последние 5 или 6 дней года выделены от¬дельно, называются «днями скорби и плача» по утраченной гармонии после вторжения в мир Ангро-Манью и считаются нулевыми днями. Такая организация календаря ничуть не менее, а даже более логична, нежели метод счисления современного календаря.
Таким образом, с рождением каждого человека в зороастрийском календаре будут связаны три солнечных показателя - год, месяц и день, определяющие для него возможность раскрытия трех хварн: года (хварну царей), месяца (хварну жрецов) и дня (хварну воинов). Хварна, связанная с годом рождения, позволяет человеку проявляться в масштабах эгрегора, на больших пространствах, в обществе в целом, дает пророческий дар. Хварна, соответствующая месяцу рождения, даруется человеку от предков и определяет его выделенность в более узком кругу, наделяя своего избранника учительством и авторитетом. Хварна дня рождения наделяет человека каким-либо личностным достоинством.
С каждым из приведенных выше показателей рождения связаны Изэд (Ангел-Хранитель), планета-покровительница, положительные и отрицательные характеристики, а также два представителя животного мира - тотем и антитотем. Все это, отражаясь на внешнем облике человека и его поведении, поможет определить не только наличие либо отсутствие хварны, но и выбор человека в сторону сил Добра или же Зла, который он совершил.
Возрождение сакральной календарной системы на Руси - прародине древних ариев - принадлежит известному астрологу Павлу Павловичу Глобе. Ежегодным изданием становятся его книги серии «Календарь зороастрийский», выпускаемые Авестийской Республиканской Белорусской Ассоциацией и предлагающие к рассмотрению совершенно уникальные календарные ритмы, основанные на древнейшей системе летосчисления, принесенной на нашу планету предками Белой расы. В них на основании характеристики солнечных дней и с учетом положения Солнца по соотношению к другим планетам приводятся ежедневные рекомендации, касающиеся событийного проявления человека в жизни, направленные на максимальное раскрытие его духа и путь благодеяний. Аналогичное рассмотрение влияния лунных ритмов отражает эмоциональное состояние человека в течение дня и предостерегает его от нарушения душевного равновесия. Ежедневные медицинские рекомендации построены на информации о лунных днях и положении Луны в знаках Зодиака, они несут общую информацию о возможности лечении определенных органов и частей тела или, наоборот, о не вмешательстве в них. Как дополнительная информация, дается время восхода и захода светил - Солнца и Луны, координаты всех семи планет Септенера, а в приложении можно найти приметы, трактовку сновидений, рекомендуемую пищу и одежду, связанные с каждым солнечным днем.
Зороастрийский Календарь - путь к обретению Благодати
Солнечный зороастрийский календарь — уникальная система счета времени, уходящая своими корнями ко временам формирования индоиранской общности. Несмотря на свою глубокую древность, этот календарь не потерял своей актуальности, ведь базовые космические циклы, лежащие в его основе, за последние несколько тысяч лет не претерпели существенных изменений. Древнеиранский календарь достоин изучения потому, что именно он сохранил в своей структуре семя древнейшего знания, бережно хранимого в течение тысячелетий потомками древних ариев.
Сокровенной частью учения пророка Заратуштры было учение о Зерване — вечном, бесконечном начале, чьей эманацией в физическом мире является время, а потому понятие времени для зороастрийцев было священным. Религиозный календарь, как система священного летоис¬числения, был для верующих зороастрийцев нитью, ведущей к Зервану, которая позволяла им не сбиться с истинного пути.
Именно в следовании предписаниям религиозного календаря зороастрийцы видели единст¬венно возможный путь к пониманию первоначального замысла Великого Творца. Согласно зороастрийской космогонии, в идеальный мир, созданный Хормаздом, вторгся злой дух Ахриман, который разрушил изначальную целостность сотворенной Вселенной и привел все мироздание в состояние хаоса. В противовес благим созданиям Хормазда — Солнцу, Луне и двенадцати зо¬диакальным созвездиям — злокозненный Ахриман породил семь планет, которые своим путан¬ным петлеобразным движением призваны вносить беспорядок в течение космической и земной жизни.
Солнце и Луна, чье движение по двенадцати благим созвездиям и составляет основу календа¬ря, почитались самыми святыми созданиями Господа Хормазда. Солнце — источник жизни и Луна — ночной светоч, наряду с двенадцатью созвездиями, были названы вождями Небесного Воинства, ибо именно от них зависело распределение Хварны (Хварна — абстрактная божественная сущность. Сила вдохновения, даруемая небожителями, связанная с огнем и оли¬цетворяющая божественное начало), счастья, благополучия и здоро¬вья между смертными. Подчеркнем, что календарь считался хранилищем Хварны — Божественного дара харизмы, отмеченности и благодати. Лишь наличие Хварны, верили зороастрийцы, может позволить человеку преодолеть условности предопределения, вырваться из-под власти рока и фатума, диктующего человеку свою волю посредством влияния порожденных Ахриманом планет. Само понятие Хварны было для зороастрийцев многогранным, ведь дар Божий может проявиться либо как талант и гениальность, либо как здоровье и долголетие, либо как слава и благосостояние.
Зороастрийцы, жившие в строгом соответствии с календарными ритмами, разделяли Хварну на три вида: Царскую, Жреческую и хварну Воинов, — которые соотносились с тремя основными понятиями религиозного иранского календаря.
Высшая отмеченность, или так называемая Царская Хварна, соответствует календарному году. Она дается Создателем редчайшим людям, как высший дар. Наличие Царской Хварны позволяет ее обладателю изменять предначертание, и самому формировать будущее, подчинять и вести за собой целые коллективы людей, но вместе с тем налагает на человека бремя огромной ответственности за судьбы других. Зороастрийцы считали, что из всех людей, рожденных в течение одного года, лишь один может быть истинным обладателем Царской Хварны.
Иметь Хварну Жрецов могут 12 человек, рожденных в один год — по количеству месяцев в году. Хварна Жрецов соответствует календарному месяцу и дается лишь тем, чей род является образцовым с точки зрения нравственности и чистоты. Хварна Жрецов наделяет людей мудростью и налагает на них ответственность за сохранение устоев и традиций. В отличие от Царской Хварны, связанной с будущим временем, Жреческая Хварна связана с прошлым, она передается по наследству в виде талантов, способностей и профессиональных навыков. Хварна Жрецов — это династийная отмеченность.
Существует и третий вид Хварны, который не даруется Богом, как Царская, и не передается по наследству от предков, как Жреческая. Наличие или же отсутствие ее полностью зависит от выбора самого человека. Это, так называемая, Хварна Воина или Общинника, связанная с моментом настоящего времени. Такая отмеченность дается по заслуге добрых дел, исполнения долга. Этот вид Хварны соответствует самому малому делению зороастрийского календаря, а именно — одному из тридцати дней календарного месяца. Поскольку зороастрийский религиозный год включал 360 дней, считалось, что 360 человек, рожденных в течение одного года, могут быть носителями Хварны Воинов. Подобно тому, как каждому из 12 месяцев соответствовал особый вид Хварны Жрецов, так и с каждым днем тридцатидневного месяца связан особый вид Хварны Воинов.
Зороастрийцы расценивали наличие Хварны у человека, как способность последнего вести реальную борьбу со злом в воплощенном мире. Поскольку зло в отличие от добра ограничено во времени (так утверждает зороастрийская космогония), то обладание тремя видами Божественной Хварны, проявляющихся как три потока времени (прошлое, настоящее и будущее), являются единственно возможным средством к достижению вечности и высшего блаженства. Лишь немногие святые в истории человечества сподобились обрести высшую благодать, открывшую перед ними двери вечности, не отягощенной злом, но каждому из нас жизнь постоянно предоставляет шанс сделать выбор и стать лучше, пробудив в своей душе искру божественного огня, называемого зороастрийцами Хварной.
Следование рекомендациям календаря, ориентированного на пробуждение лучших человеческих качеств и есть путь к победе над злом в себе, что является необходимым условием для общей эволюции человечества.

альманах "Путь Арты" 1999 год, Минск, АРБА




Похожие статьи:

Календарь на каждый день. Календарь: народный, православный, церковный, восточный, праздники, даты, события года, время года, приметы.
Православные переходящие и непереходящие праздники. Народные праздники. Великие праздники
Пасха. Светлое Христово Воскресение. Православный переходящий праздник,
Покров Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии. Покров день
Рыбалка в июне. Рыболовный календарь июня
История календаря.
Октябрь. Народные приметы Октября. Время года Осень.
Январь. Народный календарь праздников и примет января.
Март. Народный календарь праздников и примет марта.
Год Быка. Общий характер восточного знака Бык, Восточный календарь
Знак зодиака Водолей. 21 января - 20 февраля

calendareveryday.ru © Календарь на каждый день, 2011-2016г., Мобильная версия
Правила | Карта сайта | Карта мобильной версии сайта

^Наверх