Главная | Народный календарь | Православный календарь | Молитвы | Праздники года | Восточный календарь | Астрологический | Разное

Перейдите на полную версию сайта -> Мобильная версия

Календари - хранители времени.

Календари - хранители времени

Почему и как возник Календарь

Календари, как реальная возможность измерять время, пришли к нам из такой далекой древности, что сейчас даже не представляется возможным точно определить, когда же именно был составлен первый из них. С давних времен они стали насущной потребностью для всех жителей планеты. Поскольку основными видами трудовой деятельности людей были обработка земли и уход за животными, то календарь служил землепашцам и скотоводам самым верным советчиком в вопросах, когда ждать разлива рек, приступать к пахоте и готовиться к севу, перегонять скот на новые пастбища, завершать работы и убирать урожай. Как же тут обойтись без календаря? Но создать календарь можно было только на основе каких-либо периодически повторяющихся ритмов. И тогда люди заметили, что день всегда сменяется ночью, а времена года проходят строгой чередой: за весной наступает лето, за летом - осень, затем приходит зима, за зимой - весна, — после чего цикл вновь повторяется в той же последовательности.
В поисках разгадки этих природных явлений человек обратил внимание на небесные светила - Солнце, Луну, звезды - и заметил их неукоснительную периодичность в перемещении по небосводу. Это были его первые осмысленные наблюдения величественной картины звездного неба, предшествовавшие зарождению проматери всех наук - астрономии, что в переводе с греческого означает «закон о звездах» (astre - звезда, nomos - закон). Вот один из примеров. Каждая семья кочевников Центральной Азии имела когда-то свою юрту, купол которой в теплое время года оставался открытым, а жерди купола служили ориентиром для наблюдения звезд и планет. Таким образом, юрта была своеобразным семейным «планетарием», благодаря чему накапливались и передавались из поколения в поколение «звездные» знания. Как неоднократно отмечали ученые, кочевники обладали отличным врожденным зрением. «Один якут уверял, что ему случалось видеть, как одна большая голубоватая звезда (Юпитер) глотала другие меньшие звезды и после чего выплевывала. Таким образом, этот сибиряк простыми глазами мог наблюдать затмение спутников Юпитера» - писал известный русский мореплаватель и путешественник по северу Сибири Фердинанд Петрович Врангель (1796 - 1870), отмечая орлиную прозорливость у якутов. Аналогичным образом, наблюдая за цикличностью движения Солнца, Луны, отдельных звезд и целых созвездий, люди изучали движение небесных светил и постепенно строили свою жизнь в соответствии с их ритмами. С помощью самых разных обозначений: палочек, крестиков, кружочков и пр., — стал вестись счет дням, месяцам и годам, обретая строгую систему, которая в дальнейшем преобразовалась в календарь.
Само слово «календарь» происходит от латинского слова calendarium, что буквально означает «долговая книжка». В Древнем Риме должники платили проценты в день календ - первые дни месяца, приходящиеся на время, близкое к новолунию. Отсюда исходит выражение «отложить до греческих календ», определяющее срок, который никогда не наступит, так как термин «календы» применялся только в обиходе римлян.

Мистика Календаря

Календарь, как государственное установление, имеет многовековую историю, некоторые загадочные страницы которой покрыты мраком тайны. Григорианский календарь, принятый в настоящее время как единая мировая система счисления времени, происходит от древнеегипетского гражданского календаря, созданного, по некоторым данным, в IV тысячелетии до н.э. В своем развитии египетский календарь претерпел ряд изменений, и всякий раз эти изменения влекли за собой кончину самого реформатора календаря.
Почему именно календарные реформы оказывали пагубное влияние на судьбы венценосцев и их держав, ответить достаточно трудно, но констатировать сам факт подобного воздействия приходится и свидетельством тому — неопровержимые исторические факты.
Древнеегипетские астрономы делили год на 12 тридцатидневных месяцев. Последние пять дней года считались дополнительными и были посвящены богам. Но поскольку действительная продолжительность года (т.е. промежуток времени между двумя последовательными прохождениями Солнца через точку весеннего равноденствия) составляет 365,2422 солнечных суток, а не 365, как считали древние египтяне, начало года в египетском календаре ежегодно отступало от начала тропического года на 1/4 суток.
Для того чтобы исправить погрешность календаря, Евергет, один из царей династии Птолемеев повелел ввести в календарь помимо пяти добавочных дней еще один дополнительный день — праздник богов Евергета, который бы отмечался один раз в четыре года. Евергет издал декрет, в котором говорилось: «...дабы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мираи и не случалось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, пришлись бы когда-нибудь на лето, так как звезда Сириус за каждые четыре года уходит на один день вперед,... отныне предписывается через каждые четыре года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед новым годом, чтобы всякий знал, что прежние недостатки в счислении времен года и лет отныне счастливо исправлены царем Евергетом». Евергет немного прожил после календарной реформы и стал первой известной истории жертвой изменения устоявшегося календарного ритма.
Эстафету Евергета перенял Юлий Цезарь, который во время пребывания в Александрии ознакомился с преимуществами египетского календаря, что подтолкнуло его к замене сложного римского лунно-солнечного календаря более удобным в обращении египетским. С помощью египетского астронома Созигена, на правах цезаря и верховного жреца Римской империи, 1 января 45 г. до н.э. «божественный Юлий» произвел реформу древнеримского календаря, учрежденного еще Нумой Помпилием. Овидий в своей календарной поэме «Фасты» так пишет о реформе Цезаря:
Солнечный круговорот
По двенадцати знакам небесным
Точно он рассчитал, распределив его путь.
Он к тремстам пяти дням
Шестьдесят еще суток добавил
Да еще пятую часть времени полного дня.
Это для года предел, а к каждому пятому году,
Чтоб довершить полноту,
Лишний прибавился день.

Начало года было перенесено Юлием Цезарем с марта на январь, а через год, в мартовские иды величайший из цезарей пал от рук заговорщиков. Предсказание о приближающейся гибели он получил в мартовские календы — в день бывшего Нового Года, им же отмененного. А через две недели «божественный Юлий» вознесся к богам, к коим был сопричтен не только указом Римского Сената, но и мнением всего народа, видевшего в огромной комете, еще долго висев¬шей над «вечным городом», бессмертную душу великого правителя.
Юлианский календарь, бывший достаточно прогрессивным способом летоисчисления на рубеже первого тысячелетия нашей эры, все же имел свои слабые места, что через полторы тысячи лет привело Римского Папу Григория XIII к необходимости вновь реформировать календарь. В юлианском календаре средняя длительность года в интервале 4 лет равнялась 365,25 суток, что на 11 мин. 14 сек. длиннее тропического года. Календарь, введенный Григорием XIII в 1582 году, оказался более точным, и длина года в нем лишь на 26 секунд превышает тропический год. Отдавая дань уже сложившейся печальной традиции, Папа Григорий XIII покинул сей бренный мир спустя лишь 2,5 года после проведения им календарной реформы.
Введение григорианского календаря в Голландии было ознаменовано убийством Вильгельма Оранского, а во Франции — убийством Генриха III, причем в обоих случаях государи пали от рук фанатиков, прятавших под плащами кинжалы (совсем как в случае с Юлием Цезарем). 1582 год в Испании был отмечен разгромом посланной Филиппом II армады, что стало поворотным пунктом в истории этого государства, предопределившим «закат» Испании.
Православная Россия из политических соображений долгое время отказывалась от принятия григорианского календаря и продолжала жить по юлианскому. Лишь с приходом к власти большевистского правительства 31 января 1918 года Россия перешла на григорианский календарь, а в августе того же года произошло покушение на вождя мирового пролетариата В. И. Ленина, подорвавшее его здоровье настолько, что последние годы он уже не жил, а доживал.
Нужно отметить, что В. И. Ленин стал не первой жертвой календарных реформ в России.
Так, Симеон Гордый умер от чумы, введя в употребление христианский календарь от сотворения мира с датой Нового года, соответствующей 1 сентября, взамен языческого календаря, в котором датой Нового Года являлось весеннее равноденствие. Среди реформаторов календаря долгожителем можно считать Петра I, который после того, как 1 января 1700 года изменил русский календарь на европейский манер, перенеся дату Нового Года с сентября на январь, прожил еще 20 лет.
Петр I умер в возрасте «долгожителя» — в 52 года, так и не дожив до второго обращения Сатурна (Хроноса) — планеты, являющейся символом ограниченного времени, и это роднит его с прочими реформаторами календарей.
Хорошо, что никто в России не стал подражать еще одному европейскому нововведению — Республиканскому календарю французской революции, введенному во Франции 5 октября 1793 г. Практически все члены Конвента, проголосовавшие за введение нового искусственного календаря, были убиты в течение года, и среди них были Марат и Дантон.
Творец республиканского календаря Жильбер Ромм (1750-1795)
Жильбер Ромм — автор нового календаря и Сильвер Морешаль — его популяризатор в «Альманахе честных людей» были гильотинированы через 2 года после введения в действие революционного календаря.
Среди последних жертв «игр со временем» необходимо упомянуть последнего шаха Ирана Мухаммеда Реза Пехлеви. 21 марта 1976 г. он провел реформу иранского календаря солнечной хиджры с целью возвеличить шахскую Ахеменидскую династию путем введения новой эры от ее основания. 1976 г. григорианского календаря был объявлен 2535 г. шахиншахской династии. Разумеется, в исламской стране подобное нововведение, прославляющее великое зороастрийское прошлое Ирана, не могло не вызвать народных волнений. Исламская революция, произошедшая через три года, низложила шаха, и Мухаммед Реза Пехлеви умер в иммиграции от рака в 1982 году — его постигла обычная участь реформаторов календарей.
Древние прекрасно знали, сколь опасными могут стать попытки искусственным образом корректировать течение времени и сохранились исторические свидетельства, подтверждающие серьезность отношения царственных особ к существующим гражданским календарям. Персидские шахиншахи и египетские цари династии Птолемеев при коронации клялись неукоснительно следовать установлениям календарей и не вносить в них каких-либо изменений.
По большому счету, внесение изменений в сложившуюся календарную систему — не царское дело. Хронология с давних времен была уделом жрецов, и именно на жреческом сословии должна лежать ответственность за изменение календаря, которое, если и должно произойти, то уж никак не одномоментно, а на протяжении длительного промежутка времени при жизни целого поколения. Только при соблюдении двух важнейших условий: участия в процессе реформации календаря лиц духовного сана и протяженности этого процесса во времени, — можно избежать негативных последствий, которые неминуемо влечет за собой изменение хронологических ритмов.

Лунно-Солнечные Календари

Так что же представляли собой древние календари? В начале для измерения времени люди использовали видимое движение и смену фаз Луны, т.е. пользовались календарем с лунным годом. Когда же возникла потребность в разделении времен года, появился солнечный календарь, основанный на видимом движении Солнца. В дальнейшем стали рассматривать ритмы обоих светил - и Солнца, и Луны - результатом чего стал совмещенный лунно-солнечный календарь, чему свидетельствует индоиранский календарь, описанный в Авесте и Ведах.
На разных этапах своего развития разные народы всегда подходили к необходимости создания точного летосчисления. В связи с этим возникли многочисленные системы и принципы подсчета времени, которые по своей сути были очень близки друг к другу, а иногда и полностью совпадали. Почему? Да потому что для всех обитателей Земли, независимо от их местопроживания или наречия, каждое утро восходит одно и то же Солнце, ночь озаряет Луна, и все звезды сияют под единым небесным куполом.
В начале для измерения времени использовали видимые изменения фазы Луны, на основании чего появился лунный календарь. Изучив суточное движение Луны, древние астрономы установили: период ее обращения вокруг Земли равен 27,321 суток, что составляет сидерический или звездный месяц (от лат. Sidus - звезда), а возвращение Луны в то же самое положение в небесном пространстве относительно Солнца - 29,53059 суток - синодический месяц (от лат. Sinodos - соединение). Именно синодический месяц и стал основой лунного календаря и в дальнейшем перерос в лунно-солнечный календарь. Поскольку календарные дни, недели, месяцы и годы могут состоять только из целых чисел, то условились считать в лунном месяце не 29,5 суток, а 29 либо 30. В зависимости от угла расположения Земли и Луны по отношению к Солнцу (солнечным лучам) изменяются очертания видимой части Луны, т.е. фазы. Согласно Авестийскому Учению, каждый лунный день имеет свою астрологическую интерпретацию и энергетическую окраску. Его ритмы оказывают воздействие на психологическое состояние человека, а также обязательно учитываются в медицинской астрологии. Знания о влиянии не только лунных дней, но и положения Луны в знаках Зодиака, на посадку и рост растений успешно пережили века и широко используются в наши дни.
Параллельно с лунным календарем для исчисления времен года появился солнечный календарь, длина солнечного года равнялась 365,25 суток. Далее было установлено, что продолжительность 76 солнечных (тропических) лет и 940 лунных (астрономических) месяцев почти совпадает:
365,2422 * 76 = 27758,7 суток, 29,5306 * 940 = 27758,4 суток.
Это открытие позволило составить циклический лунно-солнечный календарь, в 76-летнем периоде которого насчитывается 48 обычных лет, содержащих по 12 лунных месяцев в 29 или 30 суток, и 28 лет, имеющих по 13 месяцев. Чтобы оперировать меньшими числами, решили все эти показатели сократить на четыре, благодаря чему образовался цикл, равный 19 годам: 12 лет по 12 месяцев и 7 лет по 13 месяцев, - который позднее был установлен и знаменитым афинским астрономом Метоном.
По мере развития общества, с образованием государств и расширением межгосударственных связей у людей возникла потребность в едином эталоне исторического времени. Но с какого момента начинать отсчет времени? Какое явление или событие следует считать изначальным в летоисчислении? Именно этот вопрос и эта проблема породили столь огромное количество календарей и способов летоисчисления. У всех народов широкое распространение получили, так называемые, эры («аега» — исходное число), определяемые временем царствования тех или иных династий: в Египте - династии фараонов, в Китае и Японии - династии императоров, в Западной Европе - династии римских императоров. Современное летоисчисление ведется на Западе (в Европе и Америке) от даты Рождества Христова.
Обычай считать годы от «Рождества Христова» ввел в VI веке итальянский монах Дионисий Малый. VI век - это уже по введенному им летосчислению, а до того Дионисий Малый жил в эру Диоклетиана по римскому летосчислению. За день рождения Христа Дионисий принял 25 декабря - день зимнего солнцестояния, но за начало новой эры - 1 января (в этот день еще со 153 года до новой эры вступал в должность новоизбранный римский консул). Постепенно новое летосчисление распространилось на все христианские страны. Впервые даты от «Рождества Христова» появились в церковных документах через два века после Дионисия.
После долгих наблюдений за движением Солнца астрономами была рассчитана продолжи¬тельность одного года:
365,2422 = 360 + 5 + 1/4 - 3/400.
В этом арифметическом выражении отражена вся история становления солнечного календаря. 360 — число дней в году древнего вавилонского календаря, послужившего основанием для разделения окружности на 360°, а также, возможно, всей шестидесятиричной системы счисления. 5 - число дней, добавленных египтянами, которые уточнили длину года. Они же нашли и третье слагаемое - 1/4 суток, но только в античную эпоху Юлия Цезаря египетский астроном Созиген смог использовать эту поправку для создания Юлианского календаря, в котором каждые 4 года вводится дополнительный 366-ой день (29 февраля). Ошибка в 3/400 приводила к отставанию календаря от движения Земли вокруг Солнца на целые сутки за 128 лет, что заметили христианские священники при определении дня наступлении Пасхи. Необходимая для устранения этой ошибки реформа была осуществлена в 1582 году Папой Григорием XIII. Простейшим решением оказалось не считать високосными те последние года столетий, в которых число веков не делится нацело на 4, например, 1700, 1800, 1900, 2100 и т.д. Этот Григориаский календарь дает ошибку в одни сутки только через 3300 лет.
Изучение движения Солнца среди множества неподвижных звезд способствовало составлению астрономами карты звездного неба, в результате чего был отмечен годичный путь Солнца по эклиптике и составлен календарь созвездий. Были зафиксированы также даты пребывания Солнца в особых точках эклиптики, к которым относятся дни весеннего и осеннего равноденствия, когда Солнце пересекает небесный экватор, переходя из одной полусферы в другую, а также дни летнего и зимнего солнцестояния - максимального и минимального удаления Солнца от Земли.

60-летний (восточный) циклический Календарь

С давних времен в странах Древнего Востока при составлении календарей большое значение придавалось периодичности движения не только Солнца и Луны, но и планет-гигантов - Юпитера и Сатурна, что привело к созданию 60-летнего циклического календаря, объединяющего в себе пять 12-летних циклов Юпитера и два 30-летних цикла Сатурна.
Число «пять» являлось символом пяти «элементов» природы: дерева, огня, земли, металла и воды. Каждому такому «элементу» соответствовал определенный цвет: синий или зеленый, красный, желтый, белый и черный. В соответствии с принципами натурфилософии каждый из этих элементов обладал общностью противоположностей, поэтому и любая стихия имела как положительные, так и отрицательные качества. Например, огонь, с одной стороны, дает свет и тепло, благодаря которому развивается животный и растительный мир, а с другой стороны, мо¬жет обжигать и уничтожать все живое. Таким образом, 5 «элементов» природы имеют 10 циклических знаков или, согласно китайскому обозначению, 10 «небесных ветвей».
Кроме «небесных ветвей», заключенных в 5 «элементах» природы, существовали еще 12 «земных корней», каждому из которых с древних времен присуще название одного из 12 животных.
Расположив «небесные ветви по горизонтали, а «земные корни» по вертикали, так, чтобы при пересечении образовались 60 неповторимых сочетаний, мы получим схему 60-летнего цикла китайского календаря.
60-летний цикл, в котором мы живем сейчас, начался в 1984 году с года Синей Мыши, его номер — первый, вторым годом цикла стал 1985 год - Синей Коровы, третьим — 1986 год - Красного Тигра и т.д. Настоящий, 1999 год, согласно таблице, является 16-ым от начала цикла, и его символ - Желтый Заяц. Последний год XX века — 2000 год - год Белого Дракона, а первый год XXI века - 2001 год - годом Белой Змеи. Таким образом, представляется совсем несложным рассчитать название любого интересующего года.
Идея создания юпитерианского календаря с небесной символикой 12-летнего животного цикла возникла на основании того, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30°, каждая из которых связана с его прохождением по определенному знаку Зодиака, а также с одним из животных, люди создали этот солнечно-юпитерианский 12-летний календарный цикл:

1 - Год Мыши (Крысы) - Юпитер в Козероге
2 - Год Быка (Коровы)- Юпитер в Водолее
3 - Год Тигра - Юпитер в Рыбах
4 - Год Зайца (Кота) - Юпитер в Овне
5 - Год Дракона (Крокодила) - Юпитер в Тельце
6 - Год Змеи - Юпитер в Близнецах
7 - Год Лошади - Юпитер в Раке
8 - Год Овцы (Барана) - Юпитер во Льве
9 - Год Обезьяны - Юпитер в Деве
10 - Год Курицы (Петуха) - Юпитер в Весах
11 - Год Собаки - Юпитер в Скорпионе
12 - Год Свиньи (Кабана) - Юпитер в Стрельце

Возможно, с повадками именно этих животных древние сравнивали проявление в социуме юпитерианских качеств, соответствующих тому знаку Зодиака, по которому идет эта планета.
Так, например, Юпитер в Козероге находится в падении и обычно обостряет в человеке все юпитерианские комплексы. Соответствующее этому году животное - Мышь - маленькое, серое, невзрачное существо, а хочется быть большим и значительным (комплекс маленького человека, социальном плане). На низком уровне развития у этих людей проявляется неуемная жадность, стяжательство - чем не характеристика Крысы. В лучшем случае, люди с Юпитером в Козероге - аскеты и альтруисты, отличающиеся абсолютным чувством долга и способностью принести себя в жертву ради высокой цели. Жаль, что у китайских мудрецов, создавших этот календарь, каждому году соответствует только одно животное; пожалуй, более правильно было бы иметь не менее двух - как низшее и высшее проявление года. Возможно, такая информация где-то и существует, но наших границ она еще не достигла. Аналогично можно рассмотреть и все последующие годы, но это не является предметом нашего настоящего разговора.
Аналогичный юпитерианский календарь издревле существует и в зороастрийской традиции, но в отличие от китайского, в зороастрийском календаре нет паразитирующих или оскверненных животных (храфстры). Так, году Крысы соответствует год Лося (Оленя), году Тигра - год Снежного Барса, год Зайца считается годом Выдры, год Дракона - годом Белого Орла, вместо Змеи идет Паук, а вместо Обезьяны - Мангуст, остальные животные те же самые. Стихии, соответствующие каждому году, остаются теми же. Таким образом, таблица зороастрийского юпитерианского календаря выглядит следующим образом:

1 - Год Лося - Юпитер в Козероге
2 - Год Быка - Юпитер в Водолее
3 - Год Снежного Барса - Юпитер в Рыбах
4 - Год Выдры - Юпитер в Овне
5 - Год Белого Орла - Юпитер в Тельце
6 - Год Паука - Юпитер в Близнецах
7 - Год Лошади - Юпитер в Раке
8 - Год Барана - Юпитер во Льве
9 - Год Мангуста - Юпитер в Деве
10 - Год Петуха - Юпитер в Весах
11 - Год Собаки - Юпитер в Скорпионе
12 - Год Кабана - Юпитер в Стрельце

Кстати, совершенно четко известно и доказано изотопным методом, что у китайцев изначально не было такого календаря, он появился у них лишь в XIV веке. Современные научные исследования показали, что китайская письменность вообще очень молодая и начинается где-то с XIV века. Поэтому есть все основания внести историческую справедливость относительно принадлежности и 12-летнего юпитерианского и 32-летнего сатурнианского календарей именно персам и зороастрийской традиции, а отнюдь не китайским астрологам. У китайцев до XIV века не было этого календаря, а когда он появился, они зачем-то внесли туда несколько совершенно других животных (храфстр), которые в зороастрийской традиции считаются оскверненными.
В зороастрийской традиции новый юпитерианский год наступает в первый день новолуния в Водолее, но не в момент новолуния, а на восходе Солнца, следовательно, по лунному календарю начало нового года возможно в 29-ый, 30-ый или 1-ый лунные дни.

Далее: Из истории русских Календарей и месяцесловов




Похожие статьи:

Молитвы на разные случаи. Православный молитвослов
О Календаре: Славянский, Майя, Григорианский Календарь
Прощенное Воскресение. последний день Масленицы
Радуница. Родительский день.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Введение во храм Пресвятой Богородицы Приснодевы Марии
История летоисчисления в России. История календаря
Май. Православный календарь, праздники, святые угодники.
Октябрь. Народные приметы Октября. Время года Осень.
Май. Народный календарь праздников и примет мая.
Год Собаки. Общий характер восточного знака Собака, Восточный календарь

calendareveryday.ru © Календарь на каждый день, 2011-2016г., Мобильная версия
Правила | Карта сайта | Карта мобильной версии сайта

^Наверх