Главная | Народный календарь | Православный календарь | Молитвы | Праздники года | Восточный календарь | Астрологический | Разное

Перейдите на полную версию сайта -> Мобильная версия

Православные церковные праздники июня.

Православный церковный календарь, сегодня праздник:

3 июня (21 мая по старому стилю)

*** Равноапостольных царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327). ** Благоверного князя Константина (Ярослава) (1129) и сыновей его Михаила и Феодора (XII), Муромских чудотворцев. Преподобного Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504). *** Иконы Божией Матери Владимирской (праздник, установленный в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.).
Святителя Кирилла, епископа Ростовского (1262). Преподобномученика Агапита Маркушевского (1584). Блаженного Андрея Симбирского (1841). Чтимые списки с Владимирской иконы Божией Матери: Владимирская-Ростовская (XII), Псково-Печерская "Умиление" (1524), Сырковская (1548), Заоникиевская (1588), Красногорская или Черногорская (1603), Оранская (1634), Флорищевская (XVII), Тупичевская-Ростовская.

День равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены

Святой император Константин (306—337), получивший от Церкви именование Равноапостольный, а во всемирной истории наименованный Великим, был сыном цезаря Констанция Хлора, правившего странами Галлией и Британией.
Огромная Римская империя была в то время разделена на Западную и Восточную, во главе которых находились два самостоятельных императора, имевшие соправителей, одним из которых в Западной половине и был отец императора Константина.
Святая царица Елена, мать императора Константина, была христианкой. Будущий правитель всей Римской империи — Константин — был воспитан в уважении к христианской религии. Отец его не преследовал христиан в управляемых им странах, в то время, как во всей остальной Римской империи христиане подвергались жестоким гонениям со стороны императоров Диоклитиана (284—305), его соправителя Максимиана Галерия (305—311) — на Востоке и императора Максимиана Геркула (284—305) — на Западе.
После смерти Констанция Хлора его сын Константин в 306 году был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Первым делом нового императора было провозгласить в подвластных ему странах свободу исповедания христианской веры. Фанатик язычества Максимиан Галерий на Востоке и жестокий тиран Максентий на Западе ненавидели императора Константина и злоумышляли его низложить и убить, но Константин предупредил их и в ряде войн, с помощью Божией, разбил всех своих противников. Он молил Бога дать ему знамение, которое воодушевило бы его войско храбро сражаться, и Господь явил ему на небе сияющее знамение Креста с надписью «Сим побеждай».
Сделавшись полновластным правителем Западной части Римской империи, Константин издал в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, а в 323 году, когда воцарился как единственный император над всей Римской империей, распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи. После трехсот лет гонений христиане впервые получили возможность открыто исповедовать свою веру во Христа.
Отказавшись от язычества, император не оставил столицей империи древний Рим, бывший центром языческого государства, а перенес свою столицу на восток, в город Византию, которая и была переименована в Константинополь. Константин был глубоко убежден, что только христианская религия может объединить огромную разнородную Римскую империю. Он всячески поддерживал Церковь, возвращал из ссылки исповедников-христиан, строил церкви, заботился о духовенстве.
Глубоко почитая Крест Господень, император желал найти и самый Животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Для этой цели он направил в Иерусалим свою мать — святую царицу Елену, дав ей большие полномочия и материальные средства. Вместе с Иерусалимским Патриархом Макарием святая Елена приступила к поискам, и Промыслом Божиим Животворящий Крест был чудесным образом обретен в 326 году.
Находясь в Палестине, святая царица многое совершила в пользу Церкви. Она приказала освободить все места, связанные с земной жизнью Господа и Его Пречистой Матери, от всяких следов язычества, повелела воздвигнуть в этих памятных местах христианские церкви. Над пещерой Гроба Господня сам император Константин повелел соорудить великолепный храм в славу Воскресения Христова. Святая Елена отдала Животворящий Крест на хранение Патриарху, часть же Креста взяла с собой для вручения императору. Раздав в Иерусалиме щедрую милостыню и устроив трапезы для бедных, во время которых сама прислуживала, святая царица Елена возвратилась в Константинополь, где вскоре скончалась в 327 году.
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
Мирное существование христианской Церкви было нарушено возникшими внутри Церкви настроениями и раздорами от появившихся ересей. Еще в начале деятельности императора Константина на Западе возникла ересь донатистов и новациан, требовавших повторения крещения над отпадшими во время гонений христианами. Эта ересь, отвергнутая двумя поместными соборами, была окончательно осуждена Миланским Собором 316 года.
Можно удивляться глубокому церковному сознанию и чувству святого Константина, выделившему определение «Единосущный», слышанное им в прениях Собора, и предложившему внести это определение в Символ веры.
После Никейского Собора равноапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году, и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.

Равноапостольный царь Константин

Св. царь Константин называется равноапостольным, потому что, подобно апостолам, сделал весьма много для христианской Церкви. До него гнали христианскую веру и христиан преследовали и карали, а он сделал ее господствующей в Римской империи. Родители его были Констанций Хлор, управлявший западными областями Римской империи Испанией, Галлией и Британией и уважавший христиан за их добрые качества, и Елена. В 306 г. по смерти отца Константин вступил на престол и, подобно отцу, не преследовал христиан. В то же время царствовал в Риме Максентий, человек злой и корыстолюбивый. Под его управлением тяжело было не только христианам, но и язычникам, так что римляне обратились к Константину с просьбой освободить их от тирана. Константин пошел против Максентия; и вот, когда приближался к Риму, вдруг среди дня он и его войско увидели на небесах крест из звезд с надписью : «Сим побеждай». В следующую же ночь Господь явился Константину в видении и повелел сделать знамя наподобие креста и изобразить крест на оружиях, щитах и шлемах воинов. Константин сделал так и победил врага, несмотря на его сильное войско; спасаясь бегством, тиран утонул в реке Тибре. Тогда Константин принял христианство, хотя еще и не крестился; крестился он незадолго до смерти. В восточных областях Римской империи царствовал Лициний, который гнал христиан. Константин объявил ему войну и, победив его, сделался единственным правителем всей Римской империи, и с этих пор христианская вера сделалась главенствующей в империи. Христианам возвращены были права, их должности, преимущества и имения, отнятые гонителями. Все осужденные на заточение за непочитание идолов были освобождены. Повсюду стали воздвигать храмы, идольские же капища сокрушать. Константин избрал себе новую столицу вместо Рима, бывшей столицы язычества, город близ Черного моря, Византию, и назвал ее Новым Римом, Константинополем (читайте 11 мая). Константинополь украсил он множеством святых храмов и благотворительных домов. Константин восстановил Иерусалим и воздвиг тут, на месте распятия и воскресения Христова, великолепный храм. Во время царствования Константина явилась ересь Ария и раскол Мелетия. Он созвал в г. Никее I Вселенский Собор, на котором ересь и раскол были осуждены, и была составлена первая половина Символа веры. Константин скончался в 337 г. на 65 году жизни: тело его погребено в Константинополе в созданной им церкви Святых Апостолов.

Царица Елена

Св. царица Елена была споспешницей сына своего Константина в делах на пользу христианской религии, потому и она называется равноапостольной. По обращении своего сына и она не замедлила принять христианство. В 326 г., уже будучи преклонных лет, она отправилась путешествовать по Святой Земле. Там разрушила она идольские капища, построенные на освященных Христом местах, построив вместо них христианские храмы, открыла много мощей разных святых, обрела и Святой Животворящий Крест Христов и оказала много разных милостей. Возвратившись к сыну, принесла с собой часть древа Креста Господня и святые гвозди распятия. Скончалась святая Елена в 327 г. 80 лет от роду. Частицы мощей свв. Константина и Елены хранятся на Афоне в Покровском соборе Пантелеимонова монастыря и в Киеве, в лавре. Рука св. Елены хранится в Риме в Латеранском соборе, а мощи ее в церкви Божией Матери на Капитолийском холме.

Благоверный князь Константин

Св. князь Константин был младшим сыном великого князя Святослава Ярославича и княжил в Муроме. Он сам выпросил у отца этот город, находившийся среди финнов, которые были грубыми и упорными язычниками, чтобы там ввести христианство. В Муром он прибыл в 1096 г. С ним отправилось семейство, духовенство, войско и слуги. Приблизившись к городу, князь послал вперед сына своего Михаила, чтобы убедить муромцев принять его без сопротивления; но муромцы убили Михаила и стали готовиться к бою. Св. Константин подступил к городу с войском. Муромцы смирились, согласились принять князя, но с условием — не принуждать их к принятию христианской веры. Константин вошел в город и тотчас же приступил к апостольской деятельности: построил церковь Благовещения на месте погребения тела убитого своего сына, князя Михаила, и потом церковь свв. Бориса и Глеба. Духовенство по воле князя начало проповедь, и сам он нередко призывал к себе старейшин города и пламенно убеждал к принятию христианской веры. Упорнейшие из язычников вооруженной толпой подступили однажды к дому князя, но он, помолившись с дружиной, вышел к толпе с иконой Богородицы. Бунтовщики были поражены и пожелали принять крещение. Крещение было совершено торжественно на реке Оке. Крещеных князь одарил подарками. Так трудившись для распространения и утверждения христианской веры, св. Константин скончался в 1129 г. Тело его было положено в Благовещенском храме, подле сыновей, Михаила и Феодора. При гробе святых князей совершались чудеса, и мощи их оказались нетленными.

Владимирская икона Богоматери

Владимирская икона Богоматери, по преданию, написана Евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовало Святое Семейство. В Россию икона принесена из Византии в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север. Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь растолковал это знамение, как желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.
В 1395 году, когда Тамерлан двинул свои полчища на Москву, святая икона была привезена из Владимира. Десять дней икону несли на руках до Москвы. Место, где произошла "встреча" иконы великим князем, митрополитои и епископами и поныне называется Сретенкой, там же основан Сретенский монастырь. Тамерлан внезапно повернул свои войска из-под Ельца обратно, "бежал, гонимый силою Пресвятой Девы". Икону во Владимир так и не вернули, оставив ее в Москве.
В 1451 г. к Москве подошло войско ногайского хана с царевичем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Воины и ополченцы бились с неприятелем до ночи. Малочисленное войско великого князя в это время находилось слишком далеко, чтобы помочь осажденным. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском и отступили. Сам же князь после ухода татар плакал перед Владимирской иконой.
Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 г. Вспомните известное еще со школьных уроков истории "великое стояние на Угре": Иван III отказался платить дань орде и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русским войском произошла у реки Угры: войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Происходили стычки, даже небольшие сражения, но войска так и не двигались, друг перед другом. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг, помчались прочь без оглядки.
Перед этой славной иконой совершались все важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание Всероссийских Патриархов.
Празднество в честь Владимирской иконы божией матери совершается три раза в году в благодарность за троекратное избавление с Ее помощью нашего Отечества от врагов: 21 мая, 23 июня и 26 августа (по ст. ст.).
Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Гликофилуса (Сладколобзающая), Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передает полное нежности общение Матери и Ребенка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Иконы этого типа получили на Руси наименование "Умиление" (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность данного образа - левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом, что видна подошва ступни.
Икона стояла прежде в Успенском соборе по левую сторону царских врат Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200000 золотых рублей (конфискована большевиками). Икона долгое время находилась в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи, сейчас находится в церкви Никона в Столпах, что за Третьяковской галереей, где перед нею совершают молебны. В великие престольные праздники святыню переносят в Успенский собор Кремля для участия в самых торжественных молебнах.

<< предыдущие праздники :: 3 июня :: завтра праздники >>




Похожие Православные праздники:

6 декабря. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Святитель Амфилохий епископ Иконийский, Благоверный князь Александр Невский, Святитель Григорий епископ Акрагантийский, Святитель Митрофан Воронежский
18 декабря. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобного Саввы Освященного, Преподобный Карион
31 марта. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Святителя Кирилла архиепископа Иерусалимского, Мученики Трофим и Евкарпий
15 апреля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобный Тит Чудотворец, Мученики Амфиан и Едесий, Мученик Поликарп
30 мая. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобная благоверная княгиня Евфросиния Московская, Апостола от 70-ти Андроника и святой Иунии
11 июня. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Блаженный Иоанн Христа ради юродивый, Преподобномученицы Феодосии девы Цареградской, День святых отцов Первого Вселенского Собора
2 августа. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Пророка Божия Илии Фесвитянина, Преподобный Авраамий Галицкий, Абалацкая Знаменская икона Богородицы
9 сентября. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобного Пимена Великого, Святитель Исповедник Осий епископ Кордовский, Преподобный Пимен Палестинский
8 октября. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Сергий Радонежский, Преподобная Евфросиния, Преподобномученик Пафнутий
3 ноября. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобный Иларион Великий, Святителя Илариона епископа Меглинского, Мученики Дасий Гаий и Зотик
21 ноября. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Архангелов Гавриила Рафаила Уриила Селафиила Иегудиила Варахиила Иеремиила

calendareveryday.ru © Календарь на каждый день, 2011-2016г., Мобильная версия
Правила | Карта сайта | Карта мобильной версии сайта

^Наверх