Главная | Народный календарь | Православный календарь | Молитвы | Праздники года | Восточный календарь | Астрологический | Разное

Православные церковные праздники. Святые угодники.

Православный церковный календарь, сегодня праздник:

30 апреля (17 апреля по старому стилю)

* Священномученика Симеона, епископа Персидского, и с ним мучеников Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мученицы Аскитреи и иных 1250 (344). * Преподобного Акакия, епископа Мелитинского (ок. 435). Преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (1478). Преподобного Александра Свирского (обретение мощей, 1641).
Мученика Адриана (251). Святых Моисея; Вахаза. Святителя Агапита, папы Римского (536). Преподобных Патапия, Фомы и иных; Симеона; Ефрема Великого, Мацхвэрела, Грузинского (IX). Святителя Макария, архиепископа Коринфского (1805). Священномучеников Иоанна (Пригоровского) пресвитера, Красноярского (1918); Феодора (Недосекина) пресвитера, Московского (1942).

Священномученик Симеон, епископ Персидский

Священномученик Симеон был епископом Персидским. Жил в IV в. в Персии при гонителе христиан царе Салоре. Этот царь, воздвигнув гонение против христиан в своем царстве, восстал особенно против Симеона, потому что иудеи и язычники наговорили ему, будто бы Симеон возбуждает в греках ненависть к персам, и они слушают своего учителя. Симеон, представленный к Canopy, не поклонился. «Почему же ты не кланяешься мне, как делал прежде?» - спросил Сапор Симеона. «Прежде я кланялся тебе, воздавая достойную честь царскому сану; теперь же, когда ты принуждаешь меня отречься от Бога моего, я вижу в тебе не достойного царя, а врага Божия, которому я не могу кланяться». Святого повели в темницу. На пути встретил он любимца и воспитателя Сапорова Хусдазата и не ответил поклоном на его поклон, так как тот из-за боязни мучений отрекся от Христа. Хусдазат раскаялся и объявил себя христианином перед царем. Сапор разгневался и приказал отрубить ему голову. Идя на смерть, Хусдазат просил у царя как милости, чтобы объявлено было, что он умирает не за что другое, а за веру. Царь охотно согласился на это: он думал устрашить тем христиан. Святой же Хусдазат, наоборот, хотел своим примером возбудить в них мужество и твердость. Св. Симеон был усечен мечом в Великую пятницу; вместе с ним убито было множество христиан, в том числе: пресвитеры Авделай и Анания, вельможа Фусни и дочь его Аскипрея, всего около 150 человек. Через год, тоже в Великую пятницу, был убит любимец царя Азат и с ним 1000 христиан. Все они не только не укрывались от гонителей, но сами шли на мучения (память св. Азата и других с ним 14 апреля).

Зосима Соловецкий

Зосима Соловецкий — основатель Соловецкого монастыря. В юном возрасте он встретился с иноком Германом, который до того жил с преподобным Савватием на Соловецком острове. Прибыв на этот остров в 1436 году они построили себе келью. Вскоре к Зосиме стали стекаться ученики, которые построили храм и обитель и избрали Зосиму своим игуменом. В 1465 году преподобный Зосима перенёс мощи преподобного Савватия с реки Выги в свою обитель. Зосима умер в 1478 году, и канонизован церковным собором 1547 года.

Преподобный Александр Свирский

30 (17) апреля — обретение мощей преподобного Александра Свирского (1641)
12 сентября (30 августа) — память преподобного Александра Свирского (1533)

Преподобный Александр Свирский родился 15 июня 1448 года в семье крестьян приладожского села Мандеры на реке Сять (притоке реки Свирь) Стефана и Василисы (Вассы), имевших к тому времени двух взрослых сыновей. День рождения святого совпал с днем памяти пророка Амоса, имя которого и нарекли мальчику при крещении.
Когда Амос подрос, родители отдали его учиться грамоте, но учение давалось отроку с трудом. Тяжело переживая это, Амос часто молил Бога о помощи. Однажды он отправился в близлежащий Островский Введенский монастырь и стал горячо молиться перед иконой Божией Матери. Во время молитвы отрок услышал голос: "Восстании, не бойся: а еже просил еси, имаши восприятии". С тех пор Амос стал преуспевать в учении и вскоре опередил своих сверстников.
Он был всегда послушен и кроток, избегал игр и смеха, носил самую простую одежду и рано начал укреплять свою душу постом, чем вызывал беспокойство матери. Когда Амос вырос, родители хотели женить его, но он пожелал посвятить свою жизнь служению Богу. После знакомства с Валаамскими монахами юношей овладело неодолимое желание уйти на Валаам. В 19 лет он тайно покинул родительский дом и отправился в дальний путь. Дойдя до реки Свири, Амос переправился на другой берег и прошел еще шесть верст. Ночь застала его на берегу тихого лесного озера. Долго пребывая в ночной молитве, юноша услышал голос, который повелел ему идти на Валаам в обитель Всемилостивого Спаса, а через некоторое время вернуться на это место и основать здесь обитель. На избранное Богом место сошел Небесный свет.
Утром Амос продолжил свой путь. Долго пробирался он по лесным дебрям без дороги и очень утомился. Вдруг он увидел путника, который сказал, что идет на Валаам и знает туда дорогу. Они пошли вместе и через некоторое время достигли Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. Воздав хвалу Богу у ворот обители, Амос хотел выразить благодарность своему спутнику, но тот внезапно исчез. Тогда Амос понял, что это был Ангел Божий.
Семь лет пребывал Амос послушником в Спасо-Преображенском монастыре, дни проводя в трудах, а ночи в молитвах. Иногда он обнажался до пояса и молился в лесу весь покрытый комарами и мошками.
Когда родители узнали о месте пребывания сына, Стефан приехал в обитель с целью уговорить сына вернуться домой. Амос не хотел выйти к нему, сказав, что умер для мира, и только по просьбе игумена побеседовал с отцом. Получив отказ, Стефан покинул обитель в гневе. Уединившись в своей келии, Амос стал усердно молиться о родителях, и по его молитве благодать Божия сошла на Стефана. Вернувшись домой, он принял постриг во Введенском монастыре с именем Сергий. Также и мать Амоса постриглась с именем Варвара.
26 августа 1474 года Амос принял иноческий постриг с именем Александр и удалился на уединенный остров, впоследствии названный Святым. Там он обнаружил пещеру и подвизался в ней еще 7 лет. Далеко разнеслась слава о его подвигах. Желая избегнуть людской молвы, преподобный решил удалиться в неведомые леса, но, по просьбе игумена, остался. В 1485 году во время ночной молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы в келии святого воссиял свет, и он услышал голос, повелевавший ему возвратиться на прежде указанное место. В окно преподобный увидел как бы перст, указующий в сторону Святого озера. Узнав о видении, игумен благословил преподобного Александра в путь.
На берегу Святого озера в 36 верстах от нынешнего г. Олонца и в 6 верстах от реки Свирь преподобный Александр построил малую келию, в которой прожил семь лет, не видя человеческого лица, не вкушая хлеба и питаясь лишь плодами леса. За это время святой отшельник претерпел немало лишений от холода, голода, болезней и диавольских искушений, но Господь не оставлял подвижника Своими неизреченными милостями. Однажды преподобный был тяжело болен. Не будучи в состоянии даже приподнять голову с земли, он лежа напевал псалмы. Вдруг предстал пред ним "преславный муж", положил руку на больное место, осенил его крестным знамением и исцелил праведника. В другой раз, когда преподобный шел за водой и громко пел молитвы, он услышал голос, предрекавший приход к нему множества людей, которых надлежало принять и наставить.
В 1493 году на жилище отшельника набрел боярин Андрей Завалишин. Он очень обрадовался этой встрече, так как давно хотел посетить место, над которым неоднократно видел Божественное сияние. С того времени Андрей Завалишин стал часто посещать святого отшельника, а затем, по его совету, принял постриг на Валааме с именем Адриан. Впоследствии он основал на восточном берегу Ладожского озера Ондрусовский монастырь и прославился обращением на путь покаяния многих разбойников. От разбойников же преподобный Адриан Ондрусовский принял мученическую кончину († 1549; память 26 августа и 17 мая).
Известие о духовных подвигах преподобного Александра широко распространилось, к нему стали стекаться иноки. Пришел к святому подвижнику и его брат Иоанн, который через некоторое время скончался. Иноки расчищали лес, благоустраивали пашню, сеяли хлеб, которым кормились сами и подавали просящим. Преподобный Александр из любви к безмолвию уединился от братии и устроил себе "Отходную пустынь" в 130 саженях от прежнего места, у озера Рощинского. Там на него вооружились бесы: они являлись ему в образе зверей, змей, пытались запугать святого, понуждая бежать. Но молитва праведника "яко пламень огненный от уст его исхождаху и вся бесовская немощнейшая ополчения попали и к тому невидима быша". В пустыни преподобному явился Ангел, напомнил прежние Божественные видения и предсказал основание на этом месте обители с храмом во имя Святой Троицы.
В 1508 году, на двадцать третьем году пребывания преподобного Александра в заповедном месте, ему было явление Живоначальной Троицы. Преподобный молился ночью в пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и святой увидел вошедших к нему Трех Мужей, облаченных в светлые белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из Них держал в Своей руке жезл. Преподобный получил повеление возвести храм и устроить обитель во Имя Святой Троицы. "Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе", — сказал Господь преподобному. И тотчас святой подвижник увидел Господа Иисуса Христа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и Он стал невидим.
После этого видения преподобный Александр стал размышлять, на каком месте соорудить храм. Ангел Божий указал ему место. В том же году была построена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, а в 1526 году на ее месте был воздвигнут каменный храм. Сразу после построения деревянной церкви братия стали уговаривать преподобного принять священство. Смиренный старец отказывался, но братия обратились за помощью к архиепископу Новгородскому святителю Серапиону († 1516; память 16 марта). В том же году преподобный Александр посетил Новгород, где получил посвящение от святителя Серапиона. Вскоре братия умолили преподобного принять игуменство.
Став игуменом, преподобный Александр стяжал еще большее смирение и кротость. Он спал на полу, одежды носил в заплатах, сам готовил пищу и замешивал тесто, испекал хлеб. Однажды не хватило дров, и эконом попросил игумена послать в лес тех иноков, кто в это время был празден. "Я празден", — сказал преподобный и пошел рубить дрова. Ночами, когда братия спали, святой игумен приходил в помещение, где мололи хлеб жерновами, и молол за других. Обходя келии и слушая суетные разговоры, он тихо стучал в дверь и уходил, а утром наставлял братию. Вскоре Свирская обитель прославилась строгостью жизни иноков. Несколько учеников преподобного Александра стали основателями новых монастырей.
В конце жизни преподобный пожелал построить каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Из Москвы были приглашены мастера. Когда заложили основание храма, преподобному явилась Божия Матерь с Младенцем на месте алтаря в окружении множества Ангелов. Царица Небесная обещала исполнить молитвы праведника об учениках и обители. "И не только при животе твоем, — сказала Она, — но и по отшествии твоем неотступно буду от обители твоея, потребная неосудне и снабдевающи и покрывающи". При этом преподобный узрел множество иноков, которые впоследствии подвизались в его обители.
Перед кончиной преподобный Александр Свирский изволил завещать братии предать его тело погребению в болотистом месте. Но братия не согласились. Тогда он просил, чтобы его тело погребли не в обители, а в "отходной пустыни". Преставился преподобный Александр 30 августа 1533 года, восьмидесятипятилетним старцем.
В житии преподобного Александра Свирского рассказывается о множестве чудес, совершенных по его молитвам. Он имел дар исцелять больных и возвещать будущее. В 1545 году его ученик и приемник Иродион по повелению архиепископа Новгородского Феодосия составил житие святого. Через два года началось местное празднование памяти преподобного, и была составлена ему служба. 17 апреля 1641 года честные мощи подвижника чудесным образом были обретены нетленными и положены в Преображенском храме с приделом во имя преподобного Александра Свирского. В том же году началось общецерковное почитание святого: 30 августа — день преставления и 17 апреля — день прославления. В благочестивом народном сознании преподобный Александр Свирский почитается "новозаветным Авраамом", ибо удостоился явления Святой Троицы в виде Трех Ангелов.
Даты в тексте даны по старому стилю.

<< предыдущий день :: 30 апреля :: следующий день >>

Похожие Православные праздники:

Март. Православный календарь, праздники, святые угодники.
8 декабря. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Священномученик Климент папа Римский, Священномученик Петр епископ Александрийский
13 февраля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Бессребренники мученики Кир и Иоанн и с ними мученицы Афанасия и дочери ее Феодотия Феоктиста и Евдоксия, Святителя Никиты затворника Печерского епископа Новгородского чудотворца
18 апреля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Перенесение мощей святителя Иова патриарха Московского и всея Руси
14 июня. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобный Дионисий, Иустин Философ ,Преподобный Агапит Печерский
1 августа. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобного Серафима Саровского, Преподобная Макрина, Преподобный Дий, Преставление Романа князя Рязанского
6 сентября. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Святитель Петр, Священномученик Евтихий, Петровская икона Успения Богородицы, Преставление преподобного Арсения Комельского, Мученица Сира
10 сентября. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобного Иова Почаевского, Моисей Мурин, Преподобный Савва Крыпецкий
23 сентября. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Мучениц дев Минодоры Митродоры Нимфодоры, Царица греческая Пульхерия
26 октября. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Мученики Карп Папила Агафодор и Агафоника, Иверской иконы Божией Матери, Мученик Флорентий, Преподобный Никита Исповедник
22 ноября. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Мучеников Онисифора и Порфирия, Преподобная Матрона Цареградская, Преподобная Феоктиста, Мученик Александр, Мученик Антоний

Смотрите далее:

Февраль. Народные приметы Февраля. Время года Зима.
21 июля. Календарь народных праздников и примет: Казанская, Прокопьев день, Зажинки, День иконы Казанской Божьей Матери, Прокопий Жнец Жатвенник, Перунов День, Громовержец Перун главный славянский бог
3 ноября. Календарь народных праздников и примет: Илларион, Пороша
8 ноября. Календарь народных праздников и примет: Дмитриев День, День поминовения Предков, Дмитровская неделя, родительская суббота, День поминовения Предков по усопшим воинам
22 марта. Календарь народных праздников и примет: Сороки, Жаворонки, Сорок Сороков, Сорок Мучеников, встреча весны
29 апреля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Ильинско-Черниговская икона Божией Матери, Святых мучениц Агапии Ирины и Хионии
20 июня. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Священномученика Феодота Анкирского, Священномученик Маркелл, Священномученик Маркеллин, Мученицы жены Кириакия Калерия и Мария
14 сентября. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобный Симеон Столпник, Начало индикта церковное новолетие, Иисус Навин, Миасинская икона Пресвятой Богородицы
Молитва святым чудотворцам и бессребреникам мученикам Киру и Иоанну
Молитвы Святителю Иулиану Кеноманийскому
Праздники и события 14 августа, День рождения португальской корриды



Карта сайта, Мобильной версии сайта

calendareveryday.ru © Календарь на каждый день, 2011-2016г., Мобильная версия
Календарь на каждый день | Правипа | Карта сайта | Полная версия сайта