Главная | Народный календарь | Православный календарь | Молитвы | Праздники года | Восточный календарь | Астрологический | Разное

Перейдите на полную версию сайта -> Мобильная версия

Православные церковные праздники февраля.

Православный церковный календарь, сегодня праздник:

1 февраля (19 января по старому стилю)

* Преподобного Макария Великого, Египетского (ок. 390-391). * Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1457). Блаженного Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII).
Мучениц Евфрасии девы (303) и Феодосии. Святого Ианнуария. Преподобных Макария Александрийского (ок. 394-395), Антония, столпника Марткопского (VI), Мелетия Валлисиота. Святителя Арсения, архиепископа Керкирского (VIII). Святителей Арсения, архиепископа Керкирского (VIII), Феодосия, епископа Анкирского, Григория Богослова (перенесение мощей, 950). Преподобных Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах (XII), Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах (XIII-XIV). Преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (обретение мощей, 1652). Священномученика Петра пресвитера (1918). Священномученика Николая (Восторгова) пресвитера, Нижегородского (1930).

День Преподобного Макария Великого, Египетского

Преподобный Великий Макарий прославлен Церковью за исключительное самопожертвование в отшельническом деле спасения своей души. Скончался Макарий в 391 году, в основанном им монастыре. Чудеса и видения Макария были описаны пресвитером Руфином, а житие составил преподобный Серапион, епископ Тмунтский. Мощи Макария Великого находятся в Италии, в городе Амальфи и в Египте в монастыре Макария Великого. Богословское наследие Макария Великого составляют пятьдесят слов (бесед), семь наставлений и два послания. Основной темой сочинений является духовная жизнь христианина в форме аскетического уединения. В ряде своих своих сочинениях Макарий аллегорически толкует Библию (например, Беседа о видении Иезекииля). Сочинения преподобного Макария включены в 34-й том Patrologia Graeca.

Родители преподобного Макария, священник Авраам и жена его Сарра, были, подобно великим праотцам бесплотны до глубокой старости.
После нападения варваров на Египет они переселились на окраину Египта в селение Птинапор, вблизи пустыни Нитрийской, и там у них родился сын Макарий. Когда мальчик подрос, родители женили его, но юноша вскоре овдовел. После кончины жены преподобный Макарий укрепился в своем желании избрать иноческий путь.
Проводя время в труде и молитве, он ухаживал за своими престарелыми родителями. Когда же они отошли ко Господу, преподобный Макарий раздал оставшееся имение на поминовение родителей, об упокоении которых стал постоянно молиться. Господь послал ему опытного духовного наставника в лице старца, который помог ему устроить себе келию, научил его плести циновки, чтобы зарабатывать на хлеб. Через некоторое время местные жители узнали о юном отшельнике, который вдали от селения проводил время в строгом уединении и молитве, и сообщили о нем местному епископу. Тот поставил Макария чтецом в церковь, но преподобный, стремясь к иноческому уединению, ушел из селения и поселился в другом месте.
Живя отшельником, преподобный подвергался тяжелым искушениям: в его хижину вползали змеи, вокруг бродили дикие звери, но святой Макарий пел псалмы, и все страшные видения рассеивались. Тогда враг рода человеческого, видя свое бессилие, решил оклеветать святого: дочь одного из поселян забеременела и по наущению своего любовника оклеветала святого. Разъяренные родители и подстрекаемые ими жители селения напали на келию, выволокли оттуда преподобного, нещадно избили и бросили полумертвого. Когда преподобный пришел в себя, родители девицы потребовали, чтобы он давал им деньги на пропитание. Преподобный Макарий все перенес с кротостью и лишь стал усерднее плести циновки, чтобы заработать нужные деньги.
Так продолжалось до наступления родов. Роженица несколько дней мучилась, не разрешаясь от беременности. Не перенеся мук, она созналась в своей клевете. Устыженные родители грешницы и все соседи просили у преподобного прощения, а он, узнав об этом, возблагодарил Бога за возвращение доброго имени и скрылся из того селения. Три года он прожил в Нитрийской горе, а затем ушел на гору Фиранскую к преподобному Антонию Великому и стал его учеником. Долгое время преподобный Макарий подвизался вместе со своим учителем, а затем по его благословению удалился в Скитскую пустыню (в северо-западной части Египта), где просиял великими подвигами. Когда преподобный Макарий достиг 40 лет, он был посвящен в сан иеромонаха и получил великий дар исцеления: разрушая диавольские козни, он исцелил околдованную молодую женщину, помазанием елея излечил от проказы девушку. В это время преподобный Макарий был избран настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне.
Достигнув высокой степени духовного совершенства, преподобный получил дар вызывать к жизни умерших. Так, например, он посрамил еретика Геранита, смущавшего братию рассуждениями о невозможности воскресения мертвых, воскресив умершего инока; отверз уста одного убитого, получив от него оправдание для невинного человека, обвиняемого в убийстве. Но когда окружающие попросили преподобного узнать имя убийцы, он отказался, сказав: «Мне должно оправдать невинного, но не мое дело карать виновных».
Преподобный Макарий поучал свою паству с глубоким смирением и кротостью. Показывая инокам путь борьбы с соблазнами, он говорил, что заставить диавола отступить и прекратить искушения можно не постом (диавол вообще не принимает пищи), не бдением (диавол вообще не спит), а, как ему признался сам диавол, только смирением.
В соседнем Келлийском монастыре (недалеко от Нитрийской пустыни) подвизался другой Макарий, называемый Александрийским (†394-395, память также 19 января), который часто навещал преподобного Макария Великого и вместе с ним молился в пустыне.
С воцарением императора Валента (364-378), разделявшего ересь ариан, началось гонение на православных. Арианский епископ Лукий занял престол епископа Александрийского Петра и повелел изгнать всех иноков из пустыни.
Воины схватили обоих старцев и отвезли их на один из островов Средиземного моря, где жили язычники.
У жреца острова была бесноватая дочь, встретившая прибытие преподобных дикими криками. По молитве преподобных бес вышел из девицы и она обрела разум. Увидев это чудо, отец ее и все жители острова приняли христианство. Узнав об этом, епископ Лукий устыдился и повелел возвратить преподобного Макария Великого в его скит, а преподобного Макария Александрийского — в его монастырь.
Вернувшись в обитель, святой Макарий Великий продолжал назидать братию своим высоким примером. Братия обители горячо любила преподобного и говорила, что милосердие его к людям и всепрощение безграничны, что своей любовью он стремиться покрыть все человеческие грехи.
Когда преподобный достиг 97 лет, ему явились святые Антоний Великий и Пахомий Великий и провозвестили ему кончину на 9-й день после их явления.
Преподобный собрал в тот день всю братию, простился со всеми и отошел ко Господу. Многие из братии наитием свыше видели святых угодников и Бесплотные Силы, которые встречали душу преподобного Макария. Житие преподобного Макария Великого составил святитель Серапион, епископ Тмуитский (Нижний Египет) в IV веке. Мощи святого Макария покоятся в Италии, в г. Амальфи.

День преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского.

От юности возлюбив чистое и целомудренное житие и отвергнувши суетные прелести мира, преподобный Савва пришел к преподобному Сергию Радонежскому и принял от него иноческий постриг.
Под руководством великого наставника преподобный Савва проводил жизнь свою в строгом воздержании и непрестанном бдении, заботясь о соблюдении чистоты душевной и телесной. Непрестанно упражнялся он в церковном пении и чтении, а в свободное от молитвы и церковных служб время занимался каким-либо рукоделием, боясь праздности — матери пороков. Подвижник любил безмолвие и избегал бесед с другими. Видя успехи преподобного Саввы в духовной мудрости, преподобный Сергий поставил его духовником всей братии монастыря.
В 1380 году великий князь Димитрий Иоаннович, после победы над татарским ханом Мамаем, пришел в обитель преподобного Сергия. Он хотел воздать благодарение Богу, даровавшему победу, и исполнить свой обет в случае победы воздвигнуть монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Великий князь просил преподобного Сергия найти место для обители.
Преподобный Сергий, обойдя много пустынных мест, пришел на реку Дубенку, протекавшую к северо-западу от Троице-Сергиевой Лавры. Сюда пригласил преподобный великого князя и, согласно с его желанием, основал здесь храм Успения Богоматери и общежительный монастырь. Настоятелем нового монастыря преподобный Сергий выбрал преподобного Савву. Приняв благословение от святого старца, преподобный Савва начал управлять Дубенским монастырем.
25 сентября 1392 года преподобный Сергий преставился ко Господу. Некоторое время по смерти преподобного, обителью управлял его ученик — преподобный Никон. Однако вскоре преподобный Никон пожелал жить в безмолвии, и тогда братия возвели на игуменство преподобного Савву. По прошествии 6 лет преподобный Савва, ища безмолвия, оставил управление обителью, после чего братия вновь возвели на игуменство преподобного Никона. Преподобный Савва остался подвизаться в Троицкой лавре.
Около 1398 года Звенигородский князь Георгий Димитриевич, бывший духовным чадом преподобного Саввы, пригласил старца посетить его дом и преподать благословение Божие всем домашним. По приезде преподобного в Звенигород, князь открыл ему тайное желание свое основать обитель близ Звенигорода на горе Сторожевской и просил своего духовника остаться для ее устроения и быть в ней игуменом. Пав пред иконою Богородицы, со слезами просил преподобный Савва Ее покрова для пустынного места и остался на уединенной горе. Там святой устроил небольшой деревянный храм в честь Рождества Богородицы и близ него поставил себе хижину. Скоро слух о его богоугодной жизни призвал к нему многих, искавших безмолвия и молитвенного уединения. Преподобный с любовью принимал приходивших к нему.
В 1399 году князь Георгий Димитриевич, по велению своего брата великого князя московского Василия Димитриевича, должен был идти воевать с болгарами. Перед выступлением в поход благочестивый князь пришел за благословением к своему духовному отцу. Преподобный Савва осенил князя честным крестом и сказал: «Иди, благоверный княже, и Господь будет с тобою, помогая тебе. Врагов своих ты одолеешь и благодатью Божией здоровым возвратишься в свое отечество». Приняв от святого старца благословение, князь Георгий Димитриевич собрал свои войска и пошел на болгар, покорил много городов и областей и с победой возвратился в свою вотчину.
С радостью благодарил князь преподобного Савву за его молитву. Он сделал щедрое пожертвование в монастырь и учредил трапезу братии. На его пожертвования были благоустроены келлии для братии, и обитель была обнесена деревянной оградой. Но лучшим памятником трудов святого подвижника и благотворительности князя Георгия Димитриевича остается существующий и поныне величественный обширный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный на месте прежней бедной маленькой деревянной церкви. Благочестивый князь делал также и другие богатые приношения монастырю, среди которых были земли и несколько сел, освобожденных от княжеских податей.
Между тем смиренномудрый старец преуспевал в добродетелях и дарованиях духовных. Бодрствуя над другими, он еще более непрестанно и неослабно бодрствовал над собою. Монастырь его украшался, и имя преподобного Саввы прославлялось везде вокруг, как и имя Сторожевской обители. Со всех сторон стекались к нему иноки, ища руководства в духовной жизни и монашеских подвигах. Миряне приходили к нему, прося наставлений. Опасаясь и бегая земной славы, преподобный Савва ушел для подвигов за версту от монастыря и там, в глубоком овраге, под сенью густого леса, ископал себе тесную пещеру, где в совершенном уединении и безмолвии, в покаянии со слезами молился Господу. Молитву и богомыслие преподобный чередовал с рукоделием и, невзирая на свои преклонные лета, не переставал сам трудиться для обители: своими руками он выкопал колодец под горою, который и поныне доставляет прекрасную воду для обители.
Так жил он сам и к тому же побуждал учеников своих. Он достиг глубокой старости и мирно почил 3 (16) декабря 1406 года. 19 января (1 февраля) 1652 года после многочисленных чудес и исцелений, совершавшихся по молитвам преподобного Саввы, по желанию царя Алексея Михайловича, последовало торжественное открытие святых мощей угодника Божия.

Преподобный Макарий Александрийский

Преподобный Макарий Александрийский был современником и другом св. Макария Египетского. До 40 лет он занимался торговлей, затем крестился и удалился в пустыню. Через несколько лет подвижнической жизни он был посвящен в сан пресвитера и поставлен настоятелем монастыря «Келлии», находившегося в египетской пустыне, между Нитрией и Скитом. Св. Макарий Александрийский, подобно Египетскому, был великим и учительным подвижником и сотворил много чудес. Услышав о каком-нибудь особенном подвиге того или другого инока, старался подражать ему в этом подвиге. Так, слыша, что некий инок употребляет в один день только один фунт хлеба, он ел столько же и даже меньше. Решил он как можно меньше спать, для этого он 20 суток оставался под открытым небом, терпя днем солнечный жар, а ночью холод. Чтобы умертвить в себе плотскую страсть, он садился в болото нагим и давал комарам жалить тело свое. Однажды св. Макарию принесли винограду. Сильно хотелось ему съесть ягоды, но он, чтобы победить в себе это желание, отослал ягоды к иноку более слабому. Инок этот, тоже желая сохранить воздержание, послал ягоды к другому, а тот -к третьему и так далее, и ягоды снова появились у Макария. Тогда Макарий удивился воздержанию своих учеников и возблагодарил Бога. Раз пришла святому горделивая мысль идти в Рим исцелять больных. Он насыпал в мешок песку и долго ходил с этой ношей по пустыне, пока не утомил тело, и мысль оставила его. Св. Макарий Александрийский скончался в 395 г. будучи 100 лет. Она написал «Слово об исходе души», находящееся в Следованной псалтири.

Блаженный Феодор

Блаженный Феодор родился и жил в Новгороде. Еще будучи отроком, он начал строгий пост: ел очень мало, а в среду и пятницу совсем ничего не ел. Достигши совершенного возраста, он принял на себя подвиг юродства: ходил босиком и полунагим, спал в холоде и жаре на улице, что давали ему другие - раздавал бедным, ночи проводил в молитве. Когда оскорбляли его словами и побоями, он переносил все благодушно и молился за оскорбляющих. В его вре-мя подвизался на Софийской стороне Новгорода другой юродивый, Николай Качанов (память его 27 июля). Для изображения вражды между новгородцами они часто гоняли один другого, каждый со своей стороны в городе. Блаженный Феодор предсказал однажды новгородцам голод, в другой раз - пожар, говоря: «Берегите хлеб. Здесь чисто будет». Провидя свою кончину, он говорил новгородцам: «Прощайте, иду далеко». Скончался в 1392 г. Чудотворные мощи его почивают в Георгиевском храме, где он был погребен по его завещанию.

<< предыдущие праздники :: 1 февраля :: завтра праздники >>




Похожие Православные праздники:

15 декабря. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: пророк Аввакум, Преподобный Афанасий Печерский, Мученица Миропия
2 января. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: День святого Иоанна Кронштадтского, Священномученик Игнатий Богоносец Антиохийский епископ
3 февраля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобный Максим Исповедник христианский монах богослов философ, День преподобного Максима Грека
24 марта. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Святитель Софроний патриарх Иерусалимский, Святителя Евфимия архиепископа Новгородского чудотворца, Святитель Софроний епископ Вратчанский
19 апреля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Равноапостольный Мефодий учитель Словянский, Святитель Евтихий архиепископ Константинопольский
23 апреля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Мученики Терентий Африкан Максим Помпий Зинон Александр Феодор и др
28 июня. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Святитель Лазарь князь Сербский, Пророка Божия Амоса, Святителя Ионы, Преподобный Григорий
9 июля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Тихвинская икона Божией Матери, Преподобный Давид Святой Дионисий
15 июля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Положение ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы во Влахерне, Преставление Фотия митрополита Киевского
11 сентября. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Усекновение главы святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
11 октября. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобного Харитона Исповедника, Пророк Божий Варух, Мученик Марк, Преподобный Иродион Илоозерский

calendareveryday.ru © Календарь на каждый день, 2011-2016г., Мобильная версия
Правила | Карта сайта | Карта мобильной версии сайта

^Наверх