Главная | Народный календарь | Православный календарь | Молитвы | Праздники года | Восточный календарь | Астрологический | Разное

Перейдите на полную версию сайта -> Мобильная версия

Православные церковные праздники декабря.

Православный церковный календарь, сегодня праздник:

23 декабря (10 декабря по старому стилю)

Рождественский (Филиппов) пост с 28 ноября по 6 января.

* Мучеников Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Праведного Иоанна (1503) и родителей его праведных Стефана (1446) и Ангелины Бранковичей, правителей Сербских. * Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1754).
Мучеников Гемелла Пафлагонянина многострадальца (ок. 361); Мариана (Марина) и Евгения, в Кесарии; Евлалии; Епифаны. Преподобного Фомы (ок. 886-912). Священномученика Феотекна. Священномучеников Иакова (Шестакова) и Александра (Шкляева) пресвитеров, Евграфа (Плетнева) пресвитера и сына его, Пермских (1918); Анатолия (Правдолюбова), Александра (Туберовского), Евгения (Харькова), Константина (Бажанова) протоиереев, Николая (Карасева) пресвитера, и с ними мучеников Петра (Гришина), Евсевия (Тряхова), Михаила (Якунькина), Дорофея (Климашева), Лаврентия (Когтева), Григория (Берденева) и мучениц Александры (Устюхиной) и Татианы (Егоровой), Рязанских, преподобномученика Сергия (1937); мученицы Евдокии (Мартишкиной) (после 1937); священномучеников Николая (Розова) и Алексия пресвитеров (1938); святых Анны (Ивашкиной) и Татианы (Бякиревой) исповедниц (1948); святой Феклы (Махушевой) исповедницы (1954); преподобной Анны исповедницы (1958).

Мученики Мина, Ермоген и Евграф

Мученики Мина, Ермоген и Евграф пострадали в начале IV в. Мина был вельможей при римском дворе и тайным христианином. Прибыв в Александрию для устранения распрей между язычниками и христианами, он прекратил мятеж тем, что разрешил всякому свободно исповедовать свою веру, и сам начал открыто исповедовать веру Христову и учить других этой вере. Царь Максимиан, узнав об этом, послал в Александрию военачальника Ермогена для суда над Миной. Мина в оправдание свое говорил о ничтожности языческой и святости христианской веры, так что Ермоген начал колебаться, но все-таки приказал мучить Мину - отрубить ему ступни ног, отрезать язык, выколоть глаза и затем бросить его в темницу. Здесь Господь исцелил Мину и открыл, что скоро и Ермоген из врага сделается его другом. Жаль стало Ермогену, что он погубил Мину, и думая, что Мина уже умер, хотел похоронить его с честью и послал воинов за телом его. Но воины, придя в темницу, нашли мученика совершенно здоровым и окруженным необыкновенным светом, и все уверовали во Христа. Мина сам отправился к Ермогену. Ермоген долго не верил, что он видит перед собой Мину. «Кто исцелил тебя, Бог твой или кто другой?» - спросил он мученика. В ответ на это Мина начал говорить ему об истинном Боге, сказал, что Бог ожидает и его обращения и известил его, что он вместе с ним придет к Богу мученическим подвигом. Когда Мина произносил эти последние слова, Ермоген увидел над своей головой венец, который держали два ангела, и, бросившись к ногам мученика, просил прощения за свою жестокость и крестился. Сам царь прибыл тогда в Александрию и начал укорять Ермогена за то, что он не наказал Мину. Ермоген отвечал, что он сначала мучил Мину, но когда увидел от него чудеса, то сам уверовал во Христа. Царь приказал отрубить Ермогену руки и ноги, а Мину повесить. Но святые мученики не погибли. Они явились живыми перед царем на площади. Увидев их, некий Евграф объявил себя христианином. Царь собственноручно изрубил Евграфа, а Мине и Ермогену приказал отсечь головы. После того тела их в железном ящике были брошены в море, но в IX в. были найдены и перевезены в Константинополь.

Память блаженных деспотов Иоанна и его родителей Стефана и Ангелины Бранковичей

Не легко найти в истории владетельных лиц, где жизнь была бы так полна превратностями и бедами, как жизнь блаж. деспота Сербского Стефана Бранковича и семьи его. В 1457 г. Турки овладели Сербией, и деспот Георгий Бранкович умер скитальцем в Белграде. Младший сын Лазарь, прогнав старшего и отравив мать, присвоил себе права деспота, но спустя месяц умер. Стефан был средний сын деспота Георгия. Он с юности отличался кротостью, почтителен был к родителям, любил братьев, образован был прекрасно, особенно же знал св. Писание. Когда отец, для покоя Сербии, принужден был отдать дочь султану Мурату, то с сестрою отправился ко двору султана и Стефан. - Тут сильно соблазняли Стефана и роскошною жизнью и поблажками честолюбия и суетности; но Стефан оставался тверд. Затем придворная зависть успела возбудить политическое подозрение против сыновей деспота. Такие отважные люди, как сыновья деспота, - опасны для Турецкой власти, говорили султану. - И султан, давший клятву отцу не касаться ни жизни, ни здоровья детей деспота, велел ослепить их; Стефан отправлен в Каппадокию. По смерти брата, Стефан, услыхав, что Турки фанатики сожгли прекрасный Милешевский монастырь и готовятся разорить в конец Сербию, решился возвратить себе наследство. Сербы, удалившиеся с ним в Срем и Банат под защиту Венгрии, провозгласили (1460 г.) Стефана деспотом. Он вступил в супружество с Ангелиною, дочерью Албанского князя Георгия и внукою св. страдальца князя Лазаря. Ему родились два сына и дочь. В Купинове построен им красивый храм Евангелиста Луки. Он жил довольно покойно. Но Туркам это очень не нравилось: они опасались силы деспота. Нанятые слуги Сербы схватили его и в оковах отправили в Далматию. Освободясь от уз, он возвращался опять в Сербию; но со скорбью увидел, что стольный город предков его Смедерево в крепких руках магометанских, а соотчичи его пали духом, с фанатиками же Турками невозможно вступать ни в какие договоры. Последний Боснийский бан сдался Туркам на слово клятвы не лишать его жизни; но фанатик шейх собственноручно умертвил его: - нет, говорил, никакой нужды соблюдать слово, данное христианину. Потому Стефан удалился в Скендерию. Но Турки не давали ему покоя и в Албании: они и там искали его смерти, домогаясь истребить фамилию деспотов Бранковичей. Он вынужден был бежать с супругою и детьми в Италию. Печальный скиталец, чувствуя близость кончины своей, октября 1-го 1476 г. писал к Рагузянам, с которыми в особенном союзе были предки его: «вижу, что близок конец мой. - Не скорблю о смерти моей, но болею о моей Ангелине и детях моих Георгии, Марии и Иоанне... Поручаю вам пред Богом, пред Пречистою и святыми мою Ангелину и детей моих: что вы для них сделаете, то Бог для вас сотворит. Не оставьте их, - окажите любовь к ним, какую имели вы к предкам нашим... Завещания не о чем писать мне, - не оставляю Ангелине и детям моим ни серебра, ни золота, ни населенных имений… Препоручаю их вашему господству». - Деспот скончался вдали от отчизны.
Спустя 8 лет после смерти блаж. Стефана добрая Ангелина перенесла нетленные остатки супруга в Купиново, что близ Срема. Вук Бранкович, племянник Ангелины, управлял тогда Сербией и распространял ужас и смерть в войске Магомета, когда то нападало на него. Ангелина и сыновья ее, по уважению к фамилии деспотов Бранковичей, пользовались почетом соплеменников. По смерти Вука Бранковича был владетельным деспотом Георгий; но скоро передал свое право брату Иоанну, а сам принял монашество с именем Максима и был архиепископом. Иоанн, женатый на дочери Стефана Якшича и племяннице храброго Димитрия Якшича, вступил в права деспота. Якшичи храбро бились с Турками за свободу Сербов. Деспот занимался делами внутреннего правления и жил подвижнически. В 1496 г. «самодержавный господин земле Сербские Иоанн деспот» грамотою подарил несколько земель монастырю Крушедолу, в том числе Купиново, где лежали мощи отца его. От частых нападений варваров деспот переселился дальше от границ, в местечко Беркасово; здесь он пожил недолго и христиански скончался в 1503 г., оставив одну дочь.
Добрая Ангелина продолжала благодетельствовать бедным и инокам, хотя и сама жила почти бедною. Вот что писала она к вел. князю России Василию с старцем Евгением: «смиренная монахиня Ангелина кланяется до земли твоей милости. Она молит Господа и Пречистую Его Матерь и святого деспота Иоанна, сына своего, да даруется тебе долголетнее здравие, спасение и победа над врагами, на радость христианам и на утешение прочное, а после долгой жизни вечное царствование со Христом, где радость неизъяснимая и свет немерцающий. Милость твоя, конечно, слышала о сыне моем, деспоте Иоанне, как он перешел к Богу. По преставлению его все имение, какое мы имели, взяли Венгры; теперь мы ничего не имеем, кроме надежды на Бога и на твое милосердие. Потому послали мы к тебе старца своего, священноинока Евгения, с некоторыми речами, и ты благоволи внять ему и доверять. С ним послала я твоей милости броню сына моего деспота Иоанна. Еще слово, государь! откупила я за сто золотых место и хочу соорудить церковь во имя св. Иоанна Златоустого. Потому кланяюсь тебе и прошу, пожалуй нам твою милостыню, чтобы соорудить ту церковь, да будет она твоею ктиториею в вечное поминовение. В той церкви хочу положить мужа моего, св. деспота Стефана, и св. Иоанна, сына моего. Всеблагий Бог да дарует тебе здравие». Другою грамотою просила она вел. князя тогда же за Афонский Пантелеимонов монастырь. Чудная жена! «За святость жизни народ поныне называет ее матерью Ангелиною», говорит Сербский историк, и другой пишет, что она была украшена «всякими добродетелями». Третий говорит: «по смерти мужа своего создала церковь близ Крушедола и постриглася в иночество, собрала и сестрей к себе, живила Богоугодне и Богу дух предала и близ мужа своего погребена бысть».
Описатель мученичества св. Георгия (+ 1515 г.) сообщает такое известие: «вот и в наши дни творит Бог Свое. Когда я грешный пришел в себя, слышал по житию о деспоте Стефане: умер он и погребен, оставив супругу и двух детей, а спустя 8 лет проявился знамениями и чудесами; откопав гроб, нашли его целым и невредимым, как был погребен, и еще благоухание исходит от тела его; положенный в раке остается поныне. Потом сын его Иоанн владел Сремскою землею; он также умер и погребен, оставив жену и одну дочь; спустя три года он также проявился, как и отец, и также чтится». Мощи праведного деспота Иоанна и праведных родителей его, Стефана и Ангелины, покоились в монастыре Крушедоле, на Фрушской горе, но изуверы и им не дали покоя.

Мученик Гемелл

Мученик Гемелл был пафлагонянин. Он замучен при Юлиане Отступнике в 361 г. Услышав, что Юлиан находится в Анкире, в Галатии, он пришел сюда и обличил его в отступничестве. Юлиан приказал мучить святого. Ему пронзили плечи раскаленными железными прутьями, затем содрали с него кожу и распяли.

Преподобный Фома

Преподобный Фома жил в X в. С юных лет возымел он склонность к монашеской жизни. В то время один богатый вельможа устроил в Константинополе монастырь и, по совету епископа, избрал Фому настоятелем. Но Фоме не по душе была столичная монашеская жизнь, и он тайно ушел в пустыню Вифинию. Здесь иноки нашли его подвизающимся под открытым небом и против его воли устроили для него хижину. Сюда пришли к нему два подвижника. Тогда злой дух начал особенно сильно устрашать преподобного: насылал на него бесчисленное множество то комаров, то ядовитых мух, затем муравьев и змей. Девять лет святой подвижник сносил козни диавола, наконец, диавол оставил его, и Господь дал ему дар чудотворения и прозорливости. Скончался св. Фома в глубокой старости.

Святитель Иоасаф

Святитель Иоасаф почитаемый в этот день оставил краткую автобиографию, фамильные записки, стихотворный диалог «Брань семи добродетелей с семью грехами смертными» (изданы в 1892 году В. Горленко в Киеве), одно поучение (Слово), несколько писем и окружных посланий. Биография Иоасафа, составленная его родственником, известным украинским писателем Г. Ф. Квиткой, издана в Киеве в 1836 году и потом много раз переиздавалась. Важный биографический материал по консисторским документам находится в «Историко-статистическом описании Харьковской епархии», архиепископа Филарета (1, 12—25). Будучи истинно добрым пастырем, Иоасаф ещё при жизни пользовался благоговейным уважением паствы за истинно благочестивую и подвижническую жизнь. Спустя 2 года по погребении Иоасафа некоторые из духовных чинов кафедрального собора, зная святую жизнь архипастыря, тайно пошли в его усыпальницу и открыли гроб, обнаружив не только тело святителя нетленным во всех своих составах: но и его одежд, покрова и сомого гроба не коснулось даже малейшее тление, хотя и чувствовалась достаточная сырость в воздухе при открытии склепа. В конце февраля 1991 года мощи были обнаружены в запаснике музея и идентифицированы по акту вскрытия мощей и иным документам. До 10 августа 1991 года мощи пребывали в Преображенском соборе Ленинграда, после чего доставлены, чрез Москву и Курск, в Белгород. С 17 сентября 1991 года находятся в Преображенском соборе Белгорода.

<< предыдущие праздники :: 23 декабря :: завтра праздники >>




Похожие Православные праздники:

Февраль. Православный календарь, праздники, святые угодники.
3 декабря. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобный Григорий, Святителя Прокла, Мученики Евстафий Феспесий и Анатолий, Мученик Дасий
14 декабря. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Пророк Наум, Праведный Филарет Милостивый
24 декабря. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобного Даниила Столпника, Никон Печерский Сухой, Преподобный Лука Столпник
27 февраля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобный Авксентий, Святой равноапостольный Кирилл учитель Словенский, Князь Михаил Всеволодович Черниговский, Житие преподобного Марона пустынника Сирийского, Преподобный Исаакий Печерский
9 апреля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Мученицы Матроны Солунской, Память святых мучеников Мануила и Феодосия
14 апреля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобная Мария Египетская, Преподобного Евфимия архимандрита Суздальского
21 апреля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Святитель Нифонт епископ Новгородский, Апостолы от 70-ти
1 июня. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Благоверный князь Иоанн Угличский, Преподобного Корнилия чудотворца Комельского, Священномученик Патрикий, Святой благоверный князь Димитрий Донской
19 июля. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Преподобного Сисоя Великого, Обретение мощей девы Иулиании
17 сентября. Православный церковный календарь, праздник, Святые угодники: Празднование иконе Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина, Пророк и Боговидец Моисей, Священномученик Вавила, Мученик Вавила Никомидийский, Мученица Ермиония, Святитель Иоасаф

calendareveryday.ru © Календарь на каждый день, 2011-2016г., Мобильная версия
Правила | Карта сайта | Карта мобильной версии сайта

^Наверх