Главная | Народный календарь | Православный календарь | Молитвы | Праздники года | Восточный календарь | Астрологический | Разное

Перейдите на полную версию сайта -> Мобильная версия

Народный календарь мая.

Календарь народных праздников, примет и суеверий, сегодня:

14 мая (1 мая по старому стилю)

Еремей Запрягальник. Это третья и последняя встреча пролетья, весны. Самая ленивая соха - и та в поле. Непогода в этот день сулит суровую и холодную будущую зиму. "Еремей - про посевы разумей". "Если этот день будет погожий, то и уборка хлеба пригожей". Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея. На Еремея непогода - всю зиму промаешься.
Русские крестьяне с первой майской росой выходили на посевы. Они говорили: «Подымай сетево — лукошко с семенами». Но еперд выходом в поле надо было обязательно отслужить молебен пророку Иеремии. Вступая в поле, засевальщики, молятся на все три стороны, кроме северной, бросали на каждую сторону по горсти жита, с низкими поклонами, и потом уже засевали.
Овес продолжают сеять до тех пор, пока цветут яблони и груши и пока не перестанут летать длинные черные мухи, которые вместе с цветом этих деревьев пропадают. Их еще называли овсяными мухами.
В этот день, который по старому юлианскому календарю был 1 мая, начинались майские гуляния.

Сказания русского народа собранные И. П. Сахаровым.

Посевы.— Гулянья

Майское гулянье заведено жителями в позднее время; наши поселяне не знают и не ведают об нем. Этот западный праздник переселился в наши загородные рощи и раскатывается только в экипажах со всеми заморскими причудами. Русские любят гулять пешком, без всяких затей, в кругу своего семейства. Московское майское гулянье отправляется в Сокольницкой роще, где прежде наши цари потешались охотами звериною и соколиною. Простой народ сокольницкое гулянье называет немецкими станами. Есть предание, что здесь когда-то были поселены заезжие немцы и что этот праздник выдумали они на помин своей земле. В Петербурге первое майское гулянье отправляется в Екатерингофе и заведено с недавних времен. Наши старые, школьные майские праздники перешли к нам из Польши и Литвы. Тамошние maiowki, rekreacie maiowe поселились в прежней Киевской академии и оттуда распространились по духовным и светским училищам в XVIII столетии. В рекреационный день, т. е. первого мая, в Киеве выходили на гору Скавыку, при урочище Глубочица. Здесь ученики меньшего возраста забавлялись играми, студенты пели канты, разыгрывали комедии и произносили диалоги. Комедии для рекреационного дня сочиняли учителя поэзии, а диалоги писали учителя философии и риторики. Здесь был зародыш нашего театра.
Наши поселяне с первой майской росы выходят на посевы. Тогда они говорят: подымай сетево — лукошко с семенами. В старину они прихаживали в церковь, служивали молебны св. пророку Иеремии и потом выходили в посев. Вступая в поле, засевалыцики молятся на все три стороны, кроме северной, бросают на каждую сторону по горсти жита, с низкими поклонами, и потом уже засевают.
Наблюдательные старики, по своим замечаниям, уверяют: если этот день будет погож, то все время для хлебной уборки будет хорошее. При худой погоде говорят они: «Всю зиму будем маяться».
Воспоминая об этом дне, они обыкновенно говорят: «Посев -то был на Иеремию запрягальника». Опытные наши поселяне иначе не севали хлеб, как при теплой погоде, клали обе руки на землю и замечали, что если земля тепла, то уже нет никакой опасности для посева. По их замечаниям, холодная земля сама сказывается, что она в глубине еще не оттаяла, и что будущий рост легко уничтожится в самом зародыше. Знатоки уверяют, что это замечание никогда не обманывало наблюдателей. Посев с первого мая не везде принят поселянами. В Вологодской губернии начинают его с Юрьева дня; в других местах, костромичи и владимирцы, за три дня до пророка Иеремии. Двухнедельный посев есть общий в целой России. Об нем говорят старики: «Сей неделю после Егорья, да другую сей после Иеремия».
О посеве овса и другого ярового хлеба поселяне сохранили свои наблюдения в поговорках: Раннее яровое сей, когда вода сольет, а позднее, когда цвет калины будет в кругу. — Лягушка квачет, овес скачет. — Когда на дороге грязь, тогда овес князь. — Овес сквозь лапоть прорастает.—Яровой хлеб сей с одышкой и поглядкой. — Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору; а овес говорит: топчи меня в грязь, а я буду князь. — Сей овес хоть в воду, да в пору.

<< предыдущий день :: 14 мая :: следующий день >>




Похожие народные праздники и приметы:

Май. Народные приметы Мая. Время года Весна.
Август. Народный календарь праздников и примет августа.
10 декабря. Календарь народных праздников и примет: Праздник Знамения
31 декабря. Календарь народных праздников и примет: День Модеста, Скотохранитель, Модестов день, Покров скота, Щедрец,
25 февраля. Календарь народных праздников и примет: День Алексея, Алексей Рыбный
9 июля. Календарь народных праздников и примет: Тихвинская, Давид Земляничник
24 июля. Календарь народных праздников и примет: Ефимья Стожарница, Ольга Сеногнойка Страдница
7 августа. Календарь народных праздников и примет: Анна Холодница зимоуказательница, Спожинки
23 августа. Календарь народных праздников и примет: Лаврентий
11 ноября. Календарь народных праздников и примет: Аврамий Овчар, Анастасия Овечница
1 марта. Календарь народных праздников и примет: День Даниила Новичка, Ярило

calendareveryday.ru © Календарь на каждый день, 2011-2016г., Мобильная версия
Правила | Карта сайта | Карта мобильной версии сайта

^Наверх