Полная версия сайта --> Мобильная страница сайта"Календарь на каждый день"

Главная | Народный календарь | Православный календарь | Молитвы | Праздники года | Восточный календарь | Астрологический | Разное

Перейдите на полную версию сайта -> Мобильная версия

Народный календарь января.

Календарь народных праздников, примет и суеверий, сегодня:

14 января (1 января по старому стилю)

Васильев день. Свиной праздник. Василий Великий. Новый год. Зиме середка. Рождественские святки. Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков. Если будет туман - к урожаю. На Васильев вечер день прибавляется на куриный шаг (на час). В этот вечер девушки гадают о замужестве. Выпекалось печенье в виде домашних животных. Снег в этот день - к хорошему урожаю.
Если в этот день был ветер, это сулило хороший урожай орехов. Сильный мороз предвещал хороший урожай. На Василия Великого свиную голову на стол. Новый год первый час дня набирает. Коли первый день в году веселый, то и год будет таков. В этот день совершается варенье каши до рассвета.
В этот день рано утром принято было варить Васильеву кашу и следить за тем, как она готовится. Если каша полезет из кастрюли - беда будет всему дому. Нехорошей приметой считалось, если треснет горшок или кастрюля, в которой готовится каша. Если каша удалась - съедают ее дочиста, если же сбылась какая-нибудь из плохих примет - выбрасывают вместе с горшком (желательно в прорубь, если таковая окажется поблизости).

Празднование Васильева дня, имело много общих черт с празднованием Рождества и Крещения. На Васильев день дети, молодые парни и девушки ходили по домам, выпрашивая пироги со свининой, а также все остальное, чем угостят радушные хозяева. Хождение по домам создавало праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными. После шумного, веселого обхода домов молодёжь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку после удачного похода.

В ночь на Васильев день, ходили ряженые, колядовали, гадали. В домах устраивали ритуальные трапезы, на которые «приходили» умершие предки. Дети обходили дворы с пожеланиями богатства, исполняя обряд посевания изб.
В этот день выполнялись и некоторые обрядовые действия, не характерные для других святочных празднеств. Наиболее ярким из них было обрядовое застолье, во время которого подавали зажаренного целиком поросенка (либо куски свинины), получившего название кесаретского (кесарийского), так как св. Василий в народе считался покровителем свиней. Перед иконами зажигали свечу и читали молитву св. Василию Кесарийскому. Затем начиналась семейная трапеза: хозяин дома “ломал кесаретского”, т. е. отделял себе голову поросенка, а остальным членам семьи давал по куску, разламывая мясо руками. После этого хозяин обращался к св. Василию с просьбой дать благополучие дому, хорошие урожаи, защиту и плодовитость домашней скотине. В некоторых местностях России кесаретский поросенок был предназначен для совместного застолья всей деревни. Каждый приходивший на трапезу должен был положить деньги, которые потом жертвовались церкви.
Обычай подавать на стол поросенка в день св. Василия рассматривался также как своеобразное разрешение на использование в пищу мяса свиньи, считавшейся нечистым животным, в которое вселялись бесы. Крестьяне говорили: “Нечиста животина свинья, да нет у Бога ничего нечистого: свинку-шетинку огонь подпалит, а Василий зимний освятит”.

Народные традиции:
На Васильев день совершались особые обряды, основные из них: варение каши, засевание зерен и обряд хождения по домам.

Обряды на Васильев День.
В разных областях обряды совершались по-разному. Обряды эти никуда не исчезли, сейчас частенько занимаются даже горожане.

Сказания русского народа собранные И. П. Сахаровым.

Васильев день.— Васильев вечер.— Авсень.— Гадания.— Проказы ведьм.

Васильев день у наших поселян считается особенным времясчислением. Так они, желая напомнить что-нибудь былое, говорят: «а это было об Васильев день»; или: «случилось на Васильев день»; или: «на ту пору был Васильев день»; или «он нанялся от Васильева дня до Евдокей», то есть с 1 января по 1 марта.
Васильев вечер для русских девиц был весьма важным днем; он приходился на восьмой день святок, когда святочные гадания были во всем разгуле. Наши бабушки думали, что святочные гадания на Васильев вечер всегда сбывались и что в этот вечер, что бы по гаданию ни вышло, уж всегда так и случится. Поверье старое, с незапамятных времен соблюдается на Руси.
На Васильев день совершаются обряды какого-то непонятного народного праздника. Из слов песен и причитаний мы узнаем его название: это авсень, или овсень, усень, таусень, говсень. Был ли это действительно праздник, какая была цель его, или это только соединение нескольких обрядов — решительно отвечать невозможно. Из оставшихся обрядов мы видим ныне варение каши, засевание зерен, обряд хождения по домам. Ко всем этим обрядам присоединяются и песни. Наши археологи считали авсень «земледельческим праздником, преобразовательным обрядом обсевания»; отыскивали по обрядам сходство авсеня с колядою. Могло ли быть на самом деле, чтобы зимою на Руси праздновал народ земледельческий праздник? Это предположение ученых останется навсегда без доказательств. Одним только ученым могло взойти в голову, что авсень и коляда указывают «на соединение мифов разноплеменных народов на Руси». Мы уже не говорим о том, что об авсене нет помина ни в летописях, ни в актах; не упоминаем о том, чтобы народ помнил об этом празднике из преданий; скажем только одно: что нет ни одного места в русской земле, где бы все обряды совершали вместе. В одном месте варят кашу, в другом происходит засевание зерен, в третьем хождение по домам. Есть и обряды, но нет помина об слове авсень. Кажется, что без песен это слово навсегда могло бы исчезнуть из русского языка. Вот обряды, которые совершаются на Васильев день по разным местам.

1) Варенье каши. Варение каши совершается до света. Старшая в доме из женщин ровно в два часа утра приносит из амбара круп. Старший из мужчин приносит воды из реки или колодезя. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока истопится печь; до них никто не касается, иначе это сочтется худым признаком. Когда нужно затирать кашу, все семейство садится за стол, а старшая женщина причитывает, размешивая кашу: «Сеяли, ростили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжой пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать». После сего все встают из-за стола, а хозяйка с поклонами ставит кашу в печь. Потом снова садятся за стол, в ожидании каши. Когда поспеет каша, тогда, вынимая горшок из печи, хозяйка говорит: «Милости просим к нам во двор со своим добром». Прежде всего осматривают: полон ли горшок? Нет более несчастия, если каша вылезет из горшка вон. Это явная беда всему дому. Худое предвещает, если треснул горшок. Потом снимают ножом пенку: каша красная, полная, предвещает счастие всему дому, будущий урожай и талантливую дочь. Каша мелкая, белая, угрожает бедами. Завтрак из каши оканчивает добрые предвестия: при худых признаках кашу выбрасывают в реку.

2) Засевание зерен — отправляется в Великоруссии и Малоруссии с различными обрядами.
В селениях Тульской губернии совершают обряд засевания без песен, с одними приговорками. Дети, рассыпая зерна ярового хлеба, говорят: «Уроди, боже, всякого жита по закрому, что по закрому, да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Старшая женщина в доме сбирает на полу зерны и хранит до посева.
В Малоруссии обряд засевания совершается с приговорками и песнями. Там дети поселян, перед обеднею, ходили по домам сеять из рукава, другие из мешка разные семена. В это время они певали особенную засевальную песню:
Ходит Илья На Василья, Носит пугу Житяную. Де замахне — Жито росте, Житу пшеницю Всяку пашницю. У поле ядро, А в доме добро.
Другие при засевании зерен говорят: «На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, боже, жито, пшеницю и всякую пашницю». Вероятно, что эта приговорка составилась из засевальной песни. Тождество слов доказывает это очевидно.

3) Обряд хождения по домам мне известен только в двух губерниях, Костромской и Рязанской.
В Костромской губернии для Васильева вечера варят свиные ноги. Там поселяне ходят в этот вечер под окна, сбирать пироги и свиные ноги, приговаривая: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка». В Рязанской губернии ходят толпами под окна просить пирогов. Впереди всех идет девица, называемая махано-скою; она-то несет кошель для пирожного сбора; она-то предводит толпу и распоряжает дележом сбора. Подходя к окнам, толпа причитывает: «Кишку да ножки в верхнее окошко».
В великорусских губерниях наблюдательные старики и старушки говорят, что «на Васильев вечер день прибывает на куричий шаг».
В Тульской губернии есть предание, что на Васильев вечер ведьмы скрадывают месяц, из опасения, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами.

<< предыдущий день :: 14 января :: следующий день >>

Похожие народные праздники и приметы:

Август. Народный календарь праздников и примет августа.
7 декабря. Календарь народных праздников и примет: Екатерина санница, Екатеринин день
20 декабря. Календарь народных праздников и примет: Амвросий, Абросим
13 января. Календарь народных праздников и примет: Васильев вечер, Щедрованье, старый Новый год
10 февраля. Календарь народных праздников и примет: Ефремов день, Ефрем Ветродуй, Запечник, Прибаутник, Сверчковый заступник
19 апреля. Календарь народных праздников и примет: Евтихий Ерёма, Евтихий Тихий
17 мая. Календарь народных праздников и примет: Пелагия Заступница
20 мая. Календарь народных праздников и примет: Купальница
14 сентября. Календарь народных праздников и примет: Семёнов день, Симеон Летопроводец, Осенины, бабье лето, День Огненного Волха
4 ноября. Календарь народных праздников и примет: День Казанской иконы Божъей Матери, Казанская Бабья Заступница
27 марта. Календарь народных праздников и примет: Венедиктов день



calendareveryday.ru © Календарь на каждый день, 2011-2016г., Мобильная версия
Правила | Карта сайта | Карта мобильной версии сайта

^Наверх