Главная --> Разное --> О календаре --> Cодержание. Заметки о нашем календаре

Заметки о нашем календаре. И.А. Климишин.

Календарь в России

В основу летосчисления на Руси после принятия в 988 году христианства был положен пришедший к нам через Византию юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Вместе с календарем с продолжительностью года в 365,25 суток вошла в употребление и византийская мировая эра, в которой сотворение мира относилось к 5508 году до н.э.
Византийская эра была рассчитана таким образом, что ее исходный момент служил началом для всех циклов, применявшихся в расчетах при определении дат подвижных церковных праздников, связанных с временем совершения Пасхи: солнечного, лунного, индиктового и т. д.
Однако полностью счет времени, употреблявшийся в Византии, на Руси принят не был. В Царьграде год начинался 1 сентября. Древнеславянское же начало года приходилось на весну - на 1 марта. Оно и сохранилось в наших летописях на многие века.
На рубеже XIV-XV столетий наряду с весенним годом в манускриптах впервые появляются датировки, основанные на сентябрьском новолетии. С конца XV века сентябрьский год в летописях полностью вытесняет мартовский.
В христианской традиции числа 6 000 и 7 000 приобрели особый смысл как некоторые эквиваленты дней Божественного творения и полного седмичного круга. Епископ Григорий Нисский около 375 года по Р.Х. писал: "Когда прекратится и это быстро движущееся и преходящее время, тогда, несомненно, окончится и эта седмица, измеряющая время, и ее место заступит восьмой день, то есть последующий век, который весь представляет собой один день..." (См. также с. 27.)
Определенные эсхатологические представления среди христиан связывались и с числом 1000. К X веку Западная Европа практически полностью перешла на летосчисление от Рождества Христова. И когда приближалось 1000-летие новой эры, многие летописцы прекратили свои записи, жители бежали в леса и пещеры в ожидании Страшного суда и кончины мира.
Для христиан восточного обряда, в частности, в Византии и на Руси, в 1492 году по Р. Х. заканчивалась седьмая тысяча лет от сотворения мира (5508 + 1492 = 7000). И здесь ждали конца света.
Эти эсхатологические ожидания получили отражение и в списках пасхалии. В частности, хотя в 1408 году закончился 13-й великий индиктион - 532-летний пасхальный круг (877-1408 гг.), никто из пасхалистов не решался расписать расчетные таблицы празднования Пасхи на полный новый цикл. Последние были ограничены... 1492 годом по Р.Х. (то есть 7000 годом от сотворения мира).
И на последнем листе одной из таких таблиц была даже сделана приписка: (Зде страх, зде скорбь, зде беда велика, в распятии Христове сии круг бысть, и се лето на конци явися, в ня же чаем всемирное Твое пришествие, о Владыко...)
Другой же писец записал: "Неции глаголют - тогда же будет второе пришествие Господне; глаголет же святый Марко Евангелист: о дни том и о часу никто же не весть..." Но и здесь таблица ограничена 7000 годом от сотворения мира, то есть 1492 годом по Р.Х.
Н.М. Карамзин в своей "Истории Государства Российского" отмечал: "Истекала седьмая тысяча лет от сотворения мира по греческим хронографам: суеверие с концом ее ждало конца миру".
Но вот и миновал со страхом и трепетом ожидавшийся год. "Суеверные успокоились, - заключил, как его именовали, последний летописец Руси, - увидели, что земля стоит и небесный свод не колеблется с исходом седьмой тысячи лет".
И сразу же в сентябре 1492 года (то есть 7001 года от сотворения мира при мартовском новолетии) Московский церковный собор утвердил пасхалию на последующие годы 14-го великого индиктиона. Тогда же было принято решение о перенесении начала года с 1 марта на 1 сентября, как и подобало греко-православным.

Петровская календарная реформа

Около двухсот лет россияне жили и пользовались такой системой счета лет. Однако на исходе лишь первой трети 7208 года от сотворения мира им пришлось усугубить празднование новолетия. 19 декабря юлианского годового круга с сентябрьским началом был подписан и опубликован именной указ царя и великого князя Петра I Алексеевича.
Царский указ назывался так: "О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира" (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. - Том III (1689-1699 гг.). - СПб., 1830. - С. 680-681. - № 1735).
Настоящим рескриптом предписывалось изменение эры и новолетия: с 1 января 7208 года от сотворения мира полагалось впредь "в Розряде и во всех приказех, в пометах, записках, в грамотах и во всех Наших Великаго Государя указех о всяких делех и в приказных и на площадях во всяких крепостях и в городех Воеводам в списках и в пометах и в сметных и пометных списках и во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя Генваря с 1 числа с предбудущаго 7209 году писать от Рождества Христова с 1 числа 1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, "а с того новаго года Генваря месяца и иные месяцы и числа писать сряду до Генваря непременно и в прочия лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому ж".
Реформа была обусловлена объективными обстоятельствами. В указе говорилось: "А то указали Мы Великий Государь учинить, для того что во многих Христианских окрестных народех, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова".
Впрочем, чтобы нововведение было принято без особых осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: "А буде кто похочет писать и от сотворения мира: и им писать оба те лета - от сотворения мира и от Рождества Христова сряду свободно".
Юлианский календарь сам по себе был Петром I на Руси сохранен, по присказке, до следующей оказии. Как уже говорилось, русский царь, видимо, не дерзнул посягнуть на овеянное древностью и неоспоримым авторитетом достояние великого и божественного Цезаря. А это означало, что сохранилось и запаздывание календарных дат - в то время - на 10 дней. 19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформационный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рождества Христова по григорианскому календарю.
Русская Православная Церковь в богослужебном обиходе наряду с юлианским календарем сохранила и ставшее к тому времени традиционным сентябрьское начало года, что наблюдается и поныне. В память о столь важном событии, как введение в России нового летосчисления, был разработан проект памятной медали. Оригинал проекта хранится в фондах Рукописного отдела Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Встреча первого гражданского Нового года в Москве

На следующее утро после оглашения в Москве на Красной площади указа Петра I о реформе календаря, то есть 20 (30) декабря 7208 года от сотворения мира был выпущен второй царский указ - "О праздновании Новаго года" (Там же. - № 1736).
Новолетие во многих христианских государствах мира наступило уже через день после появления последнего царского волеизъявления. В России же оно должно было отмечаться с опозданием на декаду.
В указе еще раз и пространнее подтверждалось прежнее реформенное деяние. В качестве его обоснования выдвигался более широкий аргумент: "Великий Государь указал сказать: известно Ему Великому Государю не только что во многих Европейских Христианских странах, но и в народах Славянских, которые с Восточною православною нашею Церковью во всем согласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Его Великаго Государя подданные Черкасы и все Греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира".
При этом подчеркивалось, что счет лет от сотворения мира у них упразднен по причине существования широкой палитры мнений в определении величины последней эры, о чем здесь уже говорилось ранее: "за многую разнь и считание в тех летах".
"И ныне, - говорилось в указе далее, - от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетный век: и для добраго и полезнаго дела, указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах и во всех делах и крепостях писать с нынешняго Генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года".
В документе с безусловной очевидностью просматривается весьма примечательная для нашего времени хронологическая погрешность: в нем предполагается и утверждается, будто 1 января 1700 года является не только началом нового года, но и началом "новаго столетного века".
"Здесь допущена существенная ошибка, - констатировал применительно к случаю, в частности, С.И. Селешников, тогда член Комиссии по истории астрономии Астрономического совета Академии наук СССР и член Советского национального объединения историков естествознания и техники, в книге "История календаря и хронология" (М.: "Наука", 1970. - С. 158), - 1700 год является последним годом XVII века, а не первым годом XVIII века. Новый век наступил 1 января 1701 года".
Подобная ошибка как следствие очевидной завороженности двумя и более нулями, скажем так, вполне естественна для обыденного человеческого сознания. Таковое, предположительно, можно откорректировать, по всей вероятности, лишь только перенесением сроков погашения всех и всяческих налоговых и прочих финансовых недоимок, - приведем пример для нашего времени, - с последнего года двадцатого века и второго тысячелетия на первый год двадцать первого века и, конечно же, третьего тысячелетия. При таком повороте событий все благоразумные (не разбойники!) налогоплательщики, - а таковых, в смысле предпочтения отсрочки платежей, полагаем, будет безусловное большинство, - станут адресоваться, несомненно, к 2001 году. И даже самым решительным образом будут требовать установления именно этой даты в судебном порядке! А пока суть да дело - будут идти бесконечные вялотекущие либерально-заумные дискуссии, которые, впрочем, уже начались ...
В этот процесс оказалась втянутой даже ни в чем не повинная ажурно-железная Эйфелева башня, на которой радужно сияет световое электротабло: "До 2000 года осталось..."! Скоро вступит в дело и ее деревянная соперница на противоположном берегу Сены. Презентация ее в качестве кульминации торжеств в ознаменование наступления третьего тысячелетия намечена к проведению где-то в 2000-м году ("Коммерсант-daily", № 32 (1435) от 25 февраля 1998 года).
Еще раз можно напомнить и о броском световом табло в центре Москвы, на Тверской, напротив "Известий", и о мелькающих телезаставках, и о рубрике в "Московских новостях": "Рубеж веков: до 2000 года... недель", под которой публикуются, так сказать, зарубежные прогнозы, то есть прогнозы на новый век и новое тысячелетие, со стороны российских академических ученых и т.д. и т.п.
Но вернемся в начало 1700 года. Петровским указом сугубое, как ошибочно полагалось, событие предписывалось отметить с особой торжественностью.
"В знак того добраго начинания и новаго столетнаго века" "царствующий град Москва" должен был быть и был надлежащим образом приукрашен "от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых" и оснащен "огненными потехами" и припасами "из дров или хворосту или соломы".
"После должнаго благодарения к Богу и молебнаго пения в церкви и кому случится и в дому своем", по сигналу с Красной площади всюду должны были быть учинены "трожды" стрельба "из небольших пушечек, буде у кого есть, или из несколько мушкетов или инаго мелкаго ружья" и запуск "несколько ракетов, сколько у кого случится".
Царским указом особо предписывалось: "И пред Бурмистрскою Ратушею стрельбе и таким огням и украшению по их рассмотрению быть же".
В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав тем сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией, начался колокольный звон, открылась пушечная и ружейная стрельба, раздались звуки труб и литавр. В темное зимнее небо взлетали разноцветные ракеты, а по "по улицам большим, где пространство есть", горели огни - костры и "на столбиках" уставленные "худые" смоляные бочки.
Перед дворцом был устроен грандиозный фейерверк со множеством потешный огней и пушечным громом.
Царь и горожане "в знак веселия" поздравляли друг друга "с Новым годом и столетным веком".
Сам Петр I "с приятною ласкою" принимал поздравления. Потом он устроил во дворце пышное угощение с музыкой и пением для знатных особ. Последние были с женами и дочерьми "в немецком уборе". А для народа перед дворцом и у трех триумфальных ворот были расставлены "различныя ествы и чаны с вином и пивом". Гуляния продолжались всю ночь.
"Закончилось это новое торжество вечерним столом во дворце и балом, а потом целым рядом пиршеств и балов, которые до 7 января устраивали у себя знатные особы и на которых обязательно должны были присутствовать "жены и девицы господские". "И можно сказать, - заключает Голиков, известный жизнеописатель Петра I, - что с новым годом новое ввелось и обращение" (Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. - Составление: Григорий Георгиевский. - Репринт. - М.: Международный издательский центр православной литературы, 1995. - С. 232).
И целую неделю затем, согласно царскому указу, дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни.
С этого времени в нашей стране и установился ежегодный обычай 1 января торжественно праздновать начало Нового года с украшением домов веч- ной зеленью.
Биограф Петра I дает весьма любопытное объяснение устроению царем торжественных и шумных праздничных мероприятий, проведение которых предписывалось царским указом при встрече Нового года. По его словам, "ведая умоначертание своего народа, относившего всякую перемену обрядов на счет, так сказать, веры, каковою казалась им и сия: то чтобы на то время занять народные мысли каким другим предметом, рассудил премудрый государь установленный им новый 1700 год начать с великим торжеством и представить очам народа такие зрелища, каких он не видывал и которые бы сильны были отвлечь его от всяких других развратных толкований".
Правда, сам царь в разговоре с прусским министром бароном Марде Фельдом иначе объяснял побуждения, которыми руководствовался при устройстве блестящих новогодних празднеств и фейерверков. Он говорил: "Чрез увеселительные огни я могу приучить своих подданных к военному пламени и их в оном упражнять, поелику я приметил из опыта, что тем менее страшимся военного пламени, чем более привыкнем обходиться с увеселительными огнями".
Небезынтересно отметить и следующее. Едва закончились столь пышные и затяжные празднества и народ пришел в себя после шумных новогодних затей, как на Москве "поднялся довольно значительный ропот", связанный с недовольством изменениями в устоявшемся счислении лет. "Весьма многие, не только из простого народа, но и из тогдашней московской знати, удивлялись: "Как мог государь переменить солнечное течение?" Многие, "веруя, что Бог сотворил свет в сентябре месяце, остались при своем старом летосчислении. Император потом и сам позволял делать такое отступление. "В присутственных однако же местах во всем государстве начали от сего числа (1 января 1700 года) писать новый год" (Праздничные службы и церковные торжества в старой Москве. - С. 231-233).

Введение в России григорианского календаря

Как уже говорилось, петровская реформа не коснулась самой основы существовавшего на Руси летосчисления - юлианского календаря. И в контексте дальнейшего развития культурных, торговых и политических связей с ближним и дальним зарубежьем страна столкнулась с проблемой "хронологического двумыслия" и вынуждена была признать господствующее значение в мире григорианского календаря.
Уже в XIX столетии новый стиль наряду со старым начал применяться в международных отношениях и в деловой и научной переписке. Им стали пользоваться иностранное и внешнеэкономическое ведомства, различные структуры торгового и военно-морского флота. На григорианский календарь перешли астрономические и метеорологические службы. Внутри же самой страны жизнь по-прежнему протекала по старому стилю.
Подобная двойственность была связана с большими неудобствами. И потому неустранимо назревала необходимость во введении единого, общепринятого способа счисления времени во всех сферах жизнедеятельности российского общества.
В 1830 году, то есть уже с большим опозданием, Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля. Бывший в то время министром народного просвещения князь К.А. Ливен отрицательно отнесся к этой инициативе. В своем докладе Николаю I он представил реформу календаря как дело "несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов". По его словам, "вследствие невежества народных масс выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики".
После столь "благожелательного" представления царь, естественно, начертал на докладе не менее мудрое резюме: "Замечания князя Ливена совершенно справедливы". Вопрос на долгое время был похоронен.
В 1864 году уже упоминавшийся ученый астроном И.Г. Медлер (1794-1874 гг.), профессор Дерптского (ныне Тартуского) университета, выступил со статьей "О реформе календаря". Он писал: "Наш нынешний календарь похож на такие часы, которые не только постоянно опаздывают, но и идут неверно". Со своей стороны ученый предлагал, устранив отставание календаря, ввести несколько иную корректирующую схему, согласно которой каждые 128 лет исключался бы из счета один день. Это обеспечивало бы высокую точность календаря: погрешность в одни сутки накапливалась бы приблизительно за 90000-100000 лет. По мнению самого И.Г. Медлера, такой вариант мог быть приемлем и для Православной Церкви. Однако и на этот раз никаких мер по проведению календарной реформы принято не было.
В 1899 году при Русском астрономическом обществе была создана комиссия из представителей многих научных учреждений, ведомств и министерств. Комиссией было предложено ввести в России не григорианский, а более точный календарь, основанный на рассмотренном выше проекте профессора И.Г. Медлера.
Несмотря на исключительно активную роль в работе комиссии великого русского ученого Д.И. Менделеева (1834-1907 гг.), реформа не состоялась. Вновь, как полагают исследователи, сказалось мощное противодействие царских правительственных кругов и Святейшего Синода Русской Православной Церкви.
В данном случае следует отметить следующее. Введение нового календаря само по себе не простое дело, даже если имеется в виду календарь, уже существующий и принятый в большинстве стран мира. Но что делать стране, если она захочет иметь свой собственный, отдельно взятый календарь? Куда она с ним потом денется? Как впишется в мировые анналы? Снова постоянно точать временные шкалы, постоянно иметь "в уме" поправку на стиль? А что такая реформа будет при всем этом стоить?
И вызывает удивление, что Д.И. Менделеев содействовал проведению в жизнь хотя и более точного проекта, но отличного от принятого почти во всем мире григорианского календаря. В какой-то мере это можно объяснить недопониманием с его стороны самого принципа прежней календарной трансформации.
По мнению ученого химика, "при введении григорианского стиля (в 1582 году) сделана была погрешность в счете начала (определившаяся как недостаточною точностью сведений об истинной длине года, так и поправкою лишь со времени Никейского Собора), а именно: в 1582 году ошибка юлианского (прежнего для Западной Европы) стиля от истинного счета лет равнялась: - 0,00781 х 1582 - 12,355 суток, а папа Григорий XIII ввел поправку всего на 10 дней, то есть умножил недоразумения разного рода, и вопросы календаря усложнились, а не упростились, если в счете лет исходить от Рождества Христова".
Как заметил И.А. Климишин, "Д.И. Менделеев не понял сущности реформы 1582 года, задачей которой было (повторим это еще раз) возвратить весеннее равноденствие не к эпохе (началу) эры, а к моменту, когда складывались правила расчета даты Пасхи", то есть к 325 году.
Что же касается не решенных папой Григорием XIII проблем, то они не могли быть разрешены и проектом И.Г. Медлера. Ведь он сам начинал "плясать" от григорианской печки. До 2028 года его календарь вообще ничем не отличался бы от европейского, а затем по пилообразной "синусоиде" извивался бы около его осевой: в 2100 году оба хронографа опять совпали бы, в 2156 - вновь разошлись и т.д. Так извиваясь, он точнее отсчитывал бы время вперед, а не назад. Поэтому те 2,355 суток, которые якобы "нашел" Дмитрий Иванович, тут же потерял его подзащитный.
Последний, заметим, тоже не совсем корректно трактовал некоторые аспекты проблемы. Он полагал, будто божественный Юлий командовал не только римскими когортами, но и круговоротом Солнца. Согласно профессорскому мнению, "по распоряжению Цезаря днем весеннего равноденствия должно было быть 21 марта". И далее утверждалось: "Когда в IV столетии нашего летосчисления этот (то есть юлианский) календарь был принят (?), то на Никейском Соборе было постановлено... так как весеннее равноденствие отодвинулось в то время на 18-е марта, то отбросить три дня..."
Комментарий И.А. Климишина: "Конечно, все сказанное здесь - сплошные домыслы. Никейский Собор никуда весеннего равноденствия не смещал, поскольку оно к 18 марта и не передвигалось. Доказательством является то, что выдающийся древний астроном Птолемей (II век н.э.) в своем "Альмагесте" считал датой весеннего равноденствия 22 марта!"
Речь в данном случае, безусловно, отнюдь не о теоретичеких преимуществах того или иного календаря, а о практической целесообразности, скажем так, абсолютной календарной реформы: чтобы не как у всех! Вот если бы И.Г. Медлер предложил свой проект самому Григорию XIII, тогда и можно было бы вволю и потеоретизировать. А тут, как говорят на Руси, из огня - да в полымя!
Но вернемся в 1899 год. Продолжая пользовать огненный лексикон, скажем так: из календарной искры, оброненной Русским астрономическим обществом, разгорелось пламя. Императорская Академия наук, восстав от сна, бросилась в догонку - по высочайшему, естественно, изволению - создавать собственную календарную комиссию. Последней свыше же было предписано в своей деятельности принять "во внимание соображения бывшего министра народного просвещения князя Ливена по вопросу о введении в России григорианского стиля". Вскоре поступило и мнение Святейшего Синода Русской Православной Церкви за подписью печально известного в истории страны обер-прокурора К.П. Победоносцева: "Считать введение неблаговременным". И воз остался там же.
Окончательно проблема календарной реформы в России поддалась решению лишь после революции. Вопрос был поставлен уже на одном из первых заседаний СНК 16 (29) ноября 1917 года. На заседании 23 января (5 февраля) 1918 года были предложены два проекта и образована комиссия для их рассмотрения. Декрет "О введении в Российской республике западноевропейского календаря" принят на заседании СНК 24 января (6 февраля) 1918 года и подписан В.И. Лениным.
В декрете говорилось: "В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь".
Поскольку к тому моменту разница между старым и новым стилями составляла уже 13 дней, то декретом предписывалось после 31 января 1918 года считать не 1, а 14 февраля и т.д. А для связи времен предлагалось до 1 июля 1918 года после числа каждого дня по новому стилю в скобках проставлять и число по старому.
Русская Православная Церковь осталась при ветхом календаре. Мнение проф. В.В.Болотова, в качестве представителя Святейшего Синода принимавшего участие в работе календарной комиссии при Русском астрономическом обществе, которая закончилась ничем, уже приводилось. Он говорил, напомним, о том, что именно в удержании юлианума "в жизни еще несколько столетий" будто бы и состоит "культурная миссия России по этому вопросу", чтобы "чрез то облегчить для западных народов возвращение от не нужной никому григорианской реформы", которая-де "не имеет для себя не только оправдания, но даже извинения", "к неиспорченному старому стилю". (См. по вопросу: Свящ. К. Буфеев. О целесообразности перехода России на старый календарный стиль" (!). - "Москва", 1998, № 3, с. 217.)
Современную, можно сказать, церковную позицию некогда выразил доцент, затем - профессор Московской духовной академии А.И. Георгиевский: "Наша Русская Православная Церковь для своей внутренней жизни вполне удовлетворяется этой юлианской системой и, принимая григорианский календарь для гражданского обихода, не видит в настоящее время необходимости в ее реформе" (А.И. Георгиевский. О церковном календаре. - Издание Московской Патриархии. - М., 1948. - С. 17).
И далее следуют слова митрополита Антония Вадковского: "Юлианский календарь в применении его к церковной практике во всех случаях является надежным якорем, который удерживает православных от окончательного поглощения миром инославным, является как бы знаменем, под которым чада Православия собираются воедино..."
Кроме Русской, юлианского календаря в мире придерживаются еще лишь только Иерусалимская и Сербская Православные Церкви, а также небольшие группы так называемых старостильников, отколовшихся, в частности, от Элладской Православной Церкви. Так что в настоящее время юлианум отнюдь не собирает "воедино", не соединяет, а, наоборот, разъединяет.

Новый год над Европой

В различных странах средневековой Европы, как мы видели, всего каких-нибудь 600 или 1000 лет назад в разное (а иногда и в одно и то же) время использовались различные календарные стили. Начало года могло отсчитываться с 25 декабря, 1 января, 1 марта, 25 марта, со дня Пасхи и даже с 1 сентября.
Счет дней в году от праздника Рождества Христова (то есть от 25 декабря) велся в Риме с IV века н.э., во Франции с VIII и до конца Х века, в Германии - с IX века, причем в масштабах всей страны начало года было перенесено здесь на 25 декабря в 1310 году.
Начало года с 1 марта, применявшееся уже в III веке н.э. при вычислении дат празднования христианской Пасхи, постепенно распространилось во многих европейских странах. С VI века мартовское новолетие использовалось во Франции, Венеции и в ряде других государств.
Весьма популярным в Европе был благовещенский стиль (от Воплощения Господа - 25 марта). Последний к тому же использовался в двух вариантах. Так, во Флоренции год начинался 25 марта после того, как год с тем же обозначением пошел в других городах и областях, использовавших другие стили. В Пизе же обозначение года также меняли 25 марта, но на 12 месяцев раньше, чем во Флоренции.
Папская канцелярия в Риме в XII и начале XIII века следовала благовещенскому стилю флорентийского типа, хотя в вышедших из нее документах того времени встречается и рождественский стиль, которого она придерживалась раньше, примерно до середины Х века. В первые десятилетия XII века в папских документах встречается благовещенский стиль пизанского типа. Затем, примерно в конце второго десятилетия XIII века снова появляется рождественский стиль. А вот папская булла о реформе календаря 1582 года "Среди наиважнейших" датирована по-флорентийски - 1581 годом...
Благовещенский стиль использовался в Англии вплоть до 1753 года. Во Франции он применялся в IX-Х вв., но во второй половине XI века был заменен пасхальным (начало года - с предпасхальной Великой Субботы). И последний постепенно стал господствующим в стране. При этом, однако, в одних областях Франции еще долгое время сохранялся благовещенский, в других же появился рождественский стиль. Пасхальный стиль в XIV веке широко использовался во многих городах Германии (в Кельне, Мюнстере и других).
В южной части Италии (например, в Неаполе) еще с византийских времен начало года отсчитывалось от 1 сентября. В России сентябрьское новолетие использовалось с 1493 по 1699 год по Р.Х. (то есть 7208 год от сотворения мира).
Начало года с 1 января отмечается в документах Священной Римской империи с XIII-XIV вв., в Испании - с 1556 года, в Дании и Швеции - с 1559 года, во Франции - с 1563 года, в Нидерландах - с 1575 года, в Шотландии - с 1600 года, в Германии - с 1691 года, в Венеции - с 1797 года. В документах Папской канцелярии начало года совмещено с 1 января, начиная с 1601 года.
Сориентироваться в этом хаосе стилей действительно было бы невозможно, если бы авторы тех или других документов не указывали дополнительных элементов датировки - индиктов, вруцелет, кругов Солнца и "золотых чисел"...
Попутно отметим также, что во многих странах средневековой Европы датировка проводилась по Сisiojanus: по 12-ти состоящим из двух строк стихотворениям. Составлялись они из первых слогов названий важнейших праздников или памятей святых так, что каждый слог, начинавшийся с прописной буквы, соответствовал порядковому дню месяца, на который этот праздник приходился (по одному слогу на день). Само название метода счета дней произошло от стихотворения на январь (И.А. Климишин. - Цит. соч. - С. 293-294):
Cisio Janus Epi Sibi vendicat Oc Feli Mar An
Prisca Fab Ag Vincen Ti Pau Po nobile lumen.

Но отвлечемся немного от всех этих сложностей, чтобы хоть краешком глаза посмотреть, как встречали и встречают Новый год различные народы Европы. А так как долгое время этот день совмещался с праздником Рождества Христова, то нельзя при этом оставлять в стороне и некоторые обрядовые моменты последнего.
С незапамятных времен у германских народов существовал обычай украшать дом на Рождество и Новый год зелеными ветками. Считалось, что в наступающем году это дарует человеку здоровье и счастье. Сначала то были ветки вишен, слив, яблонь, которые ставились в воду за несколько недель до праздников в надежде, что пробудившиеся к жизни силы растения перейдут на человека и животных. Со временем ветки были заменены вечнозеленой елкой. Эта традиция в петровские времена была перенесена и в Россию.
В Англии также к Рождеству дома украшаются ветками зелени - плющом, остролистом и т. п., символизирующими неумирающую природу. Над дверью укрепляют ветку омелы, дающую право поцеловать каждого входящего в дверь, над которой она висит.
В Шотландии накануне Нового года в камине разводят яркий огонь, и вся семья молча садится у него. Когда стрелки часов приближаются к 12, хозяин молча открывает дверь и держит ее открытой до тех пор, пока не прозвучит последний удар. Так он выпускает старый год и впускает новый.
Важное место в ритуальной рождественской трапезе народов Югославии занимала чесница - хлеб украшенный различными фигурками и узорами из теста, а также зелеными ветками. Он был символом плодородия, ему приписывалась чудодейственная сила. Для приготовления чесницы муку брали из первого или из последнего снопа жатвы, воду для замеса приносили из источника до восхода Солнца. При этом, подходя к источнику, приветствовали его и бросали в воду мелкие монеты, зерна, яблоки.
Примерно за неделю до Рождества австрийские хозяйки также выпекали специальный хлеб. Когда тесто сажали в печь, при этом присутствовали все домашние: чем больше глаз смотрит на него, тем лучше должен быть урожай в следующем году. Согласно поверью, этот хлеб, на котором амбарным ключом делались знаки креста или круги (знак Солнца!), отгонял болезни, придавал силу и здоровье.
На ритуальном хлебе земледельцы Северной Греции изображают плуг с быками, скотоводы - овец. Этим хлебом делятся с домашним скотом.
В канун Рождества и Нового года на севере Германии на ужин подавали блюда, "несущие в себе зародыш жизни": рыбную икру, горох, бобы, мак, яйца, просяную или ячменную кашу. Непременным блюдом на этой трапезе была свинина с квашеной капустой.
Итальянцы полагали, что вкушая под Новый год миндаль и другие виды орехов, они содействуют улучшению плодородия почвы, увеличению поголовья скота, благополучию семьи.
Здесь существует предание, что в рождественскую ночь в реках течет масло, а в источниках - мед. Тот, кто стремился стать богатым, в полночь на Рождество набирал воды из источника. Утром 1 января в некоторых областях Италии люди и в наши дни спешат к источникам набрать "новую воду".
В Греции придают большое значение личности человека, первым на Новый год вошедшего в дом. На острове Аморгос им бывает сам хозяин. Выйдя на улицу, он затем возвращается, делает два шага внутрь дома, приговаривая: "Входи, добро, входи счастье". Потом отступает на два шага назад и произносит: "Выходите, неудачи, выходите несчастья!" Так повторяется трижды.
В различных местах люди, отправляясь в гости к родным и близким, чтобы поздравить их с Новым годом, приносят с собой обомшелый камень и, сбросив его в комнате, говорят: "Пусть деньги хозяина будут так же тяжелы, как этот камень!"
В некоторых областях Венгрии, чтобы в Новом году быть здоровым и богатым, умываясь утром, терли руки монетами. Накануне же Нового года, за несколько минут до полуночи, кто-нибудь из семьи, зажав в кулак деньги, вставал на стол и с последним ударом часов прыгал на пол. Это должно было означать: "В Новый год с деньгами".
В Италии до сих пор живет поверье, что под Новый год необходимо освободиться от всего плохого и печального. Поэтому там в полночь 31 декабря из окон домов на улицы городов с грохотом летит старая рухлядь - ломаная мебель, битая фарфоровая и стеклянная посуда и т.д.
В Швеции дети на протяжении нескольких месяцев собирают старую посуду, чтобы на Новый год разбить ее о двери тех, кого они любят и уважают. Поймав шутника, хозяева угощают его пирожными, орехами и другими лакомствами.
На протяжении нескольких дней до и после Нового года в большинстве стран Европы можно встретить ряженых. Но особенно много их в эти дни в Швейцарии. Ряженые ходят по улицам, мажут сажей лица женщин, ударяют встречных зелеными ветками. Заходя во двор, они хлещут ветками скот и плодовые деревья. Считается, что все это должно принести здоровье людям и способствовать плодородию всей окружающей природы.
В Испании в ночь под Новый год молодежь в причудливых масках под предводительством "старика" и "старухи" ходит по домам, распевая новогодние песни. "Старик и "старуха" носят с собой метлы и, выходя из дома, подметают за собой пол, чтобы очистить дом от накопившейся за год нечисти. В некоторых областях Испании торжественно сжигают чучело старого года.
Одним из важных моментов в рождественской и новогодней обрядности славянских стран, истоки которой лежат в глубокой древности, является возжжение ритуального полена - бадняка. Его огню приписывали очистительную, животворную силу. Кроме того считалось, что вместе со сгорающим стволом будто бы истлевал и старый год со всем тем недобрым, что в нем накопилось.
Ритуальное полено должен был принести из лесу мужчина. Подойдя к дереву, он приветствовал его и рубил с таким расчетом, чтобы оно упало на восток, в противном случае искал другое (в Болгарии следили, чтобы дерево вообще на землю не упало).
В Черногории хозяйка встречала бадняк с неначатой буханкой хлеба. Вносили его в дом как можно торжественнее, посыпая зерном и поливая вином.
В очаг ритуальное полено обычно клал глава семьи, окруженный чадами и домочадцами. Прежде чем зажечь, его украшали зелеными ветками сосны, лавра и других деревьев. Полено "на счастье" должно было гореть медленно и долго. Недогоревший бадняк сохраняли до начала сева и пекли на нем хлеб, который пахари брали с собой в поле. Головни зажигали также во время грозы, чтобы предохранить дом от попадания молнии.
В память о предках на Рождество и на Новый год возжигались и возжигаются свечи, которые поставляются на окне.

(Последний раздел дан по И.А. Климишину)

P. S. Как упоминалось выше (с.63), уже в нынешнем году в третьей книжке журнала "Москва" появилась, мягко говоря, фантастическая по интенции статья некоего священника Константина Буфеева под определенно программным заголовком: "О целесообразности перехода России на старый календарный стиль" (!) (С. 217-219). Автор, чтобы-де "примирить разногласие в счете времени между русской Церковью и русским обществом", в качестве панацеи выдвигает "более естественный путь": "возвращение российского государства к традиционному национальному календарю". "Ветхий мыслями", он при этом заявляет о наличии якобы оснований полагать, что принятие подобного предложения "дало бы благие плоды"! Уж не соха ли, лапти, онучи и красный кушак имеются в виду? А как же с общемировой культурной миссией России, по Болотову? Примем отсталый Запад на прицеп? Или двинемся в одиночку впереди планеты всей? Вот только кто возьмется финансировать подобные цирковые прожекты? Журнал "Москва", быть может? Но не МВФ же? А чем ведь кто не шутит!
Однако и поныне церковная Россия обречена на календарное двоемыслие.
К сожалению, это двоемыслие в известной степени поощряется и некоторыми академическими изданиями. В частности, в 1984 году в Монреале Братством преп. Иова Почаевского, принадлежащем к юрисдикции Русской Православной Церкви за границей, была перепечатана вышедшая в 1978 году в издательстве "Наука" под рубрикой АН СССР книга А.Н. Зелинского "Конструктивные принципы древнерусского календаря. Значение юлианского календаря". В рецензии на книгу, опубликованной в церковно-общественном органе РПЦЗ "Православная Русь" (№ 22 (1595) от 15/28 ноября 1997 года), с привлечением в качестве аргумента авторского мнения "о научных и духовных преимуществах юлианского календаря", в частности, говорится: "Григорианский календарь, или то, что мы называем календарь нового стиля, по исследованию автора, с точки зрения астрономии, находится в противоречии с современной наукой" (Ук. изд. - С. 10). Конечно, это только лишь рецензия. Но ведь возникла она отнюдь не на ровном месте. И, кроме всего прочего, это ведь программа.
Со временем юлианум достиг апофеоза и превратился в своеобразный символ и критерий Православия. По словам автора статьи "В ногу со временем?" в вестнике Русской Православной Церкви за границей "Православная Русь" (№ 22, 1997), освященный Никейским Собором "календарь Юлий Цезаря превратился в церковный юлианский календарь".


Далее:


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D


О Календаре: Славянский Календарь, Календарь Майя, Григорианский Календарь
Содержание. История календаря. Основы календаря
Рыболовный календарь. Рыбалка в декабре. Зима: Декабрь, Январь, Февраль
Время лова Весна: Март, Апрель, Май. Природный календарь рыболова. Рыболовный календарь
Рыболовный календарь. Рыбалка в июне. Лето: Июнь, Июль, Август
Вечный лунно-солнечный церковный календарь. История календаря
Страстная пятница. Пятница Страстной недели. Великий Пяток
Астраханская область. Города. Южный федеральный округ.
Республика Алтай. Города. Сибирский федеральный округ.
Калининградская область. Города. Северо-Западный федеральный округ.
Калужская область. Города. Центральный федеральный округ.
Ставропольский край. Города. Северо-Кавказский федеральный округ.
Рязанская область. Города. Центральный федеральный округ.
Ямало-Ненецкий АО. Города. Уральский федеральный округ.
Чувашская Республика - Чувашия. Города. Приволжский федеральный округ.

Возможно вас это заинтересует, далее:


Знак зодиака Скорпион. 24 октября - 22 ноября.
Время года Лето Август. Календарь русских народных примет. Народный календарь.
Астрологические знаки зодиака на каждый день.
Декабрь. Народный календарь. Календарь русских народных примет
Февраль. Православный церковный календарь. Православные праздники.
Православные молитвы на каждый день
Время года Весна Апрель. Календарь русских народных примет. Народный календарь.
Календарь праздники Марта, даты и события года. Государственные, Профессиональные, Всемирные и Международные праздники.
Календарь праздники Августа, даты и события года. Государственные, Профессиональные, Всемирные и Международные праздники.
Белгородская область. Города. Центральный федеральный округ.
Воронежская область. Города. Центральный федеральный округ.
Ненецкий АО. Города. Северо-Западный федеральный округ.
Нижегородская область. Города. Приволжский федеральный округ.

Далее: Весь раздел ...


^Наверх