Главная --> Разное --> О календаре --> Cодержание. Заметки о нашем календаре

Заметки о нашем календаре. И.А. Климишин.

Летосчисление по олимпийским играм

Во второй половине III века до н.э. древнегреческим историком Тимеем (около 352-256 гг. до н.э.) и математиком Эратосфеном (около 276 - около 196 гг. до н.э.) было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счете лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырехлетии, которое ими и начиналось.
В XVIII веке юлианский календарь и принятый теперь счет лет, как говорится, "задним числом" были распространены на те давние времена, когда фактически они еще не действовали. В результате была установлена следующая датировка: первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю.
В VII веке до н.э. в Малой Азии, разделенные рекой Галис (нынешнее название - Кизил-Ирмак), существовали две могущественные в то время державы - Лидия и Мидия. Некогда между ними, как это и водится среди близких соседей, вспыхнул, по современной терминологии, вооруженный конфликт.
"Пять лет, - по Геродоту, - с переменным успехом продолжалась эта затяжная война: верх одерживали то мидяне, то лидийцы... И на шестой год во время одной из битв день внезапно превратился в ночь... Увидев это, лидийцы и мидяне прекратили битву и поспешно заключили мир".
Описывая сражение, которое произошло 28 мая 585 году до н.э. и во время которого за 45 минут до захода дневного светила случилось полное солнечное затмение, Марк Туллий Цицерон датировал знаменательное небесное явление 4-м годом 48-й олимпиады. Именно это обстоятельство и позволило установить время проведения первых Олимпийских игр по юлианскому календарю.
Безусловно, соответствие древнегреческой хронологии системе современного календаря проверено и по другим данным. В частности, Плутарх в книге "Жизнь Никия" упоминает о полном лунном затмении, случившемся в 4-м году 91-й олимпиады. Согласно астрономическим расчетам, это затмение, возвестившее, по историку, гибель афинской армии, военачальником которой был Никий, в битве с сиракузянами в Сицилии, произошло 27 августа 413 года до н.э.
Передававшиеся от поколения к поколению списки победителей олимпийских игр около 300 года н.э. были использованы христианским историком Евсевием Кесарийским (263-338 гг.). В своей "Хронике", начав от Адама, он сопоставил годы правления ряда царей с датами олимпиад вплоть до 249-й включительно.
В 394 году н.э. императором Римской империи Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Однако летосчисление по олимпиадам еще некоторое время сохранялось.

Летосчисление по консулам

В Римской республике, а затем империи счет лет осуществлялся по консулам. Историки располагают списками консулов за 1050 лет, начиная от основателей республики.
По Титу Ливию, царская власть в Древнем Риме существовала в течение 244 лет от основания города до его освобождения от тирании. Царь Тарквиний Гордый, который правил в течение 25 лет, своими беззакониями вызвал гнев и негодование граждан. Они заперли перед ним городские ворота и объявили ему изгнание с женой и детьми. Затем были избраны первые консулы. Ими стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин, сын Эгерия, сыгравшие решающую роль в свержении последнего римского царя. Это случилось в 509 году до н.э.
После императора Константина I Великого (около 285-337 гг. по Р.Х.), воздвигшего Константинополь на востоке страны, в Римской империи фактически существовали две столицы. Поэтому один консул, по соглашению, избирался в "ветхом", другой - в Новом Риме.
В 537 н.. э. году император Юстиниан I (482-565 гг. по Р.Х.) ввел летосчисление по годам правления императоров, которые с 534 года сосредоточили консульские должности в своих руках. Последний ординарный консул Флавий Василий Меньший избирался в 541 году. Поэтому в империи некоторое время счет лет велся так: 1-й, 2-й и т. д. год post consulatum Basilii - "после консульства Василия".
В качестве примера можно привести датировку одного из заседаний Пятого Вселенского Собора, состоявшегося в мае-июне 553 года еще при богословствовавшем императоре: "В 27 год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12 год после консульства славнейшего мужа Василия, в 7 день (до) июньских календ".
Преемники создателя цареградской Софии восстановили обычай объявлять себя 1 января консулами и бросать деньги в народ, как это делалось ранее. Поэтому счет лет "post consulatum" продолжался вплоть до IX века. Лишь император Лев Философ (886-912 гг. по Р.Х.) издал указ, окончательно запретивший использовать счисление времени по консулам.

Эра "от основания города"

Историки Средневековья вплоть до конца XVII века широко пользовались эрой "ab urbe condita" - "от основания Города", то есть Рима, хотя в самой империи она не была столь популярной из-за споров о возрасте столицы.
Выдвигалось около десяти различных дат основания Рима. Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.) ввел и популяризовал следующую: третий год 6-й олимпиады. День города римляне ежегодно отмечали как весенний праздник. Отправной точкой отсчета эры "ab urbe condita" стало считаться 21 апреля 753 года до н.э. по юлианскому календарю. Она и была принята в историографии.
Установлению даты основания Рима, а также определению времени введения юлианского календаря (1 января 45 года до н.э.) в значительной степени способствовало, в частности, упоминание в древних источниках о полном солнечном затмении, которое по астрономическим расчетам (а ученые произвели фантастическое количество таковых!) произошло 20 марта 71 года н.э.

Эра Августа

Как уже говорилось, существует мнение, что слово "aera" ("эра") составлено из первых букв сочетания "ab exordio regni Augusti". Хотя римским сенатом "за мужество, милосердие, справедливость и благочестие" Император Цезарь был провозглашен "возвеличенным богами" в 27 году до н.э., фактически счет лет от начала правления Августа велся от 1 августа 43 года до н.э., то есть 711 года от основания Рима, когда преемник божественного Юлия стал консулом.
Вскоре после знаменитой морской битвы при мысе Акциум, которая произошла 2 сентября 31 года до н.э. и принесла Октавиану окончательную победу над Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой VII, под владычество римлян подпала и страна Нила. И здесь счет лет стали вести от воцарения Августа в Египте. За начало эры было принято 1 августа 30 года до н.э., когда император посетил Александрию. Позднее - в 26 году до н.э. - при проведении календарной реформы и сам египетский календарь был заменен так называемым стабильным александрийским с началом года и эры 29 августа и иной системой високоса, чем в календаре юлианском.
В качестве примера датировки с использованием изложенного приведем по случаю следующий:
Гай Октавий Фурин, после убийства в 44 году до н.э. Цезаря - как его приемный сын - именовавшийся Гай Юлий Цезарь Октавиан, с 40 года до н.э. - Император Цезарь, с 28 года до н.э. - принцепс, т.е. первоприсутствующий в сенате (princeps senatus), с 27 года до н.э. - Император Цезарь Август, сын божественного (Юлия), со 2 года до н.э. - "отец Отечества" ("Сенат в согласии с римским народом приветствует тебя отцом Отечества" (pater patriae)!), но отказавшийся принять царский титул и имя Ромул, восходящее к основателю Рима и первому римскому царю, родился перед восходом Солнца за девять дней до октябрьских календ 691 года от основания Рима, в консульство Марка Туллия Цицерона, знаменитого римского оратора, философа, политического и общественного деятеля, "отца Отечества", вероятно, первым, ранее самого Цезаря получившего это почетное титулование (если не считать консула и диктатора Марка Фурия Камилла, который благодарными римлянами был почтен именованием "отца Отечества" в 390 году до н.э.), и Гая Антония Гибриды, т.е. 23 сентября 63 года до н.э. по юлианскому календарю; скончался в возрасте около 77 лет в девятом часу дня в четырнадцатый день до сентябрьских календ 767 года от основания Рима, в консульство Секста Помпея (сына знаменитого триумвира и союзника, а затем врага Цезаря) и Секста Аппулея, т.е. 19 августа 14 года н.э. по юлианскому календарю.

Эра Диоклетиана

В последующем летосчисление в Римской империи долгое время велось от начала правления императора Диоклетиана (около 243-313 гг. н.э.) - от 29 августа 284 года н.э. В данном случае во внимание было принято начало эры в стабильном александрийском календаре, ибо в действительности правитель пришел к власти 17 сентября.
Летосчисление по эре Диоклетиана, жестокого гонителя христиан, долгое время сохранялось и после того, как император отказался от престола. Оно использовалось не только астрологами при составлении гороскопов, но и александрийскими епископами при расчетах дат празднования христианской Пасхи. Позднее эра была переименована в эру мучеников чистых. Последняя до сих пор применяется христианами-коптами в Египте, Эфиопии и Судане.

Эра "от сотворения мира"

Уже в первые века становления христианства предпринимались попытки перебросить хронологический мост между современностью и священными событиями, описанными в Библии. В результате проведенных подсчетов возникло около 200 различных вариантов эры "от сотворения мира", или "от Адама". Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет. Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: александрийская (исходная точка - 5501 (фактически 5493) год до Р.Х.), антиохийская (5969 год до Р.Х.) и более поздняя византийская (5508 год до Р.Х.).
Собственно, прецедент уже был: древнееврейский лунно-солнечный календарь с эрой от сотворения мира. Исходный момент (эпоха) эры - 7 октября 3761 года до н.э., понедельник, 5 часов 204 хелека (хелек - 1/1080 часть часа, состоящая из 76 мгновений; при расчетах часто принимается 6 часов) пополудни. Реформированное в 499 году н.э., это летосчисление в настоящее время официально применяется в государстве Израиль, хотя там пользуются и григорианским календарем.
Некогда, описывая все структурные сложности древнееврейского календаря, выдающийся хорезмийский ученый-энциклопедист Аль-Бируни (973-1048 гг. н.э.) восклицал: "Но это только тенета и сети, которые жрецы расставили, чтобы уловить простых людей и подчинить их себе. Они добились того, что люди ничего не предпринимали, не согласуясь с их мнением, и пускались на какое-либо дело только по их предначертаниям, не советуясь с кем-либо другим, словно эти жрецы, а не Аллах - властители мира".
Что же касается непосредственно эры "от сотворения мира", или "от Адама", то здесь, полагаем, небесполезно будет привести мнение одного из исследователей библейской хронологии И. Спасского.
По словам ученого, "хотя в священных книгах (Библии) лета событий не считаются от одной какой-либо эры,.. но чрез снесение, сличение и совокупление хронологических текстов, рассеянных по разным книгам Священного Писания, можно приходить к общему определению времени, протекшего от начала рода человеческого до Иисуса Христа".
Однако далее И. Спасский счел необходимым отметить: "Как ни прост, по-видимому, метод исследования библейской хронологии, однако же он сопряжен с большими затруднениями, окончательно едва ли когда разрешимыми. Они происходят первее всего от того, что хронологические показания, как мы находим их теперь в различных списках одного и того же текста, в различных переводах священных книг и в самом подлиннике, различны между собой, так что трудно определить, какое показание в каком тексте или списке подлинное и верное" (И. Спасский. Исследование по библейской хронологии. - Киев, 1857. - С. 3-4).
Напомним, что к началу нашей эры, кроме древнееврейского текста Библии, в распоряжении хронологов уже находился перевод ее на греческий язык (т.н. перевод 70-ти толковников, Септуагинта), завершенный в Александрии при царе Птолемее VIII около 130 года до н.э. как для нужд проживавших в Египте эллинизированных евреев, так и для "всех прочих, во Вселенной сущих". Затем на рубеже IV-V веков по Рождестве Христове появился перевод Библии на латинский язык, осуществленный с еврейского ученым пресвитером Иеронимом Стридонским (т.н. Вульгата).
Как оказалось, в тексте Библии, который находился в пользовании у иудеев по крайней мере с конца II века н.э., и в латинской Вульгате хронология жизни древних патриархов, правления царей и прочего указана совершенно иная, чем в греческой Септуагинте (и, естественно, главным образом с нее переведенной славянской Библии). Между христианами и иудеями возникли бурные споры, посыпались взаимные обвинения в порче библейского текста исходя из религиозно-богословских соображений.
Кроме того, библейские цифровые данные прекращаются со времени вавилонского пленения еврейского народа (586 г. до н.э.). Поэтому при подсчете лет далее приходилось обращаться к различным небиблейским источникам.
В частности, немаловажное влияние на опыты хронологического упорядочения событий мировой истории в эре "от сотворения мира" имел объемный труд Иосифа Флавия (37-95 гг. по Р.Х.) "Иудейские древности", в котором дано изложение истории еврейского и окрестных народов от Адама до I века нашей эры.
Христианские историки по-разному оценивали те или иные временные промежутки этого в точности тогда еще не известного периода. В итоге - 200 расходящихся между собой более чем на 3500 лет вариаций одной эры.
Едва ли не первым из христианских писателей к этой проблеме около 180 года обратился антиохийский епископ Феофил. Согласно его подсчетам начало эры "от сотворения мира" должно было приходиться на 1 сентября 5969 года до Р.Х. (впрочем, некоторые источники указывают 5515, другие - 5507 год до Р.Х.). Это - так называемая антиохийская эра.
Климент Александрийский около 190 года возводил начало эры к 5472 году до Р.Х. (по другим источникам - к 5624 году).
Составитель пасхального круга епископ Римский Ипполит около 200 года, а через два десятилетия после него и Секст Юлий Африкан определили продолжительность этого промежутка времени ровно в 5500 лет.
Описывая события последних до Христа 500-700 лет, Секст Юлий Африкан в своей "Хронографии" упоминает ряд исторических личностей (например, персидского царя Кира), греческие олимпиады и т.д. По совокупности этих исторических сведений можно установить, что 5500 год по его эре приходится на 2-й год до н.э., а не на 1-й год новой, как это должно было бы быть согласно исходной интенции: до Рождества Христова.
В "Хронике" Евсевия Кесарийского период от сотворения мира до Рождества Христова насчитывает всего 5199 лет.
Вплоть до IX века н.э. многими византийскими историками использовалась так называемая эра Анниана, или александрийская, созданная в начале 400-х годов. Сотворение мира в ней прежде было отнесено на 25 марта 5001 года до Р.Х. (фактически - 5493 года, если устранить деформацию временной шкалы последовательности исторических событий). Однако затем это было сочтено неудобным, так как при подобном исходе Пасха в контексте александрийской эры иногда случалась дважды, а иногда - ни разу в году. По этой причине новолетие в ней было перенесено на 1 сентября.
Уже в VI веке в Византии начала использоваться другая мировая эра с началом 1 марта 5508 года до Р.Х. Счет дней в ней велся от Адама, который, исходя из библейских предпосылок, был создан в пятницу 1 марта 1 года данной эры. Исходя из того, что это произошло в середине шестого дня творения, по аналогии было принято считать, что Спаситель мира снисшел на землю в середине шестого тысячелетия, ибо "у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день" (2 Петр. 3, 8), а с небольшими уточнениями, связанными с пасхальными расчетами, - через 5508 лет по Адаме. Именно византийская схема летосчисления на много веков заняла важное место в календарной системе Руси.
Римо-Католическая Церковь долгое время придерживалась принципов восточно-христианской хронологии. Но уже с конца IX века по инициативе архиепископа Вьенского Адона (Франция) предпочтение стало отдаваться временной сетке латинского перевода Библии. Со времени же Тридентского собора, состоявшегося в 1545-1563 гг., когда текст Вульгаты был объявлен каноническим, господствующей в Западной Европе стала "короткая" хронологическая шкала. Так, по одному из сокращенных вариантов эры от сотворения мира до Рождества Христова насчитывается 4713, по другому - лишь 4004 года.

Далее: Наше летосчисление = эра "от Рождества Христова"


Далее:


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D


Календарь огородника овощевода любителя
Время лова Весна: Март, Апрель, Май. Природный календарь рыболова. Рыболовный календарь
Европейский календарь. История календаря
Крещенский сочельник канун Крещения. Навечерие Богоявления
Масленица. Народный переходящий праздник
Введение во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
Время года Весна Май. Календарь русских народных примет. Народный календарь.
Время года Лето: Июнь, Июль, Август.
Календарь праздники Апреля, даты и события года. Государственные, Профессиональные, Всемирные и Международные праздники.
Удмуртская Республика. Города. Приволжский федеральный округ.
Кемеровская область. Города. Сибирский федеральный округ.
Город Москва. Столица России. Центральный федеральный округ.
Мурманская область. Города. Северо-Западный федеральный округ.
Орловская область. Города. Центральный федеральный округ.
Тульская область. Города. Центральный федеральный округ.

Возможно вас это заинтересует, далее:


Год Дракона. Общий характер восточного знака Дракон. Год животного по восточному календарю.
Знак зодиака Скорпион. 24 октября - 22 ноября.
Время года Весна Март. Календарь русских народных примет. Народный календарь.
Декабрь. Православный церковный календарь. Православные праздники.
Рыболовный календарь. Природный календарь рыболова. Рыбалка по месяцам. Календарь рыбной ловли
Рыболовный календарь. Рыбалка в августе. Лето: Июнь, Июль, Август
Праздник Семика, Троицы, Духов день
Календарь праздники Августа, даты и события года. Государственные, Профессиональные, Всемирные и Международные праздники.
Архангельская область. Города. Северо-Западный федеральный округ.
Брянская область. Города. Центральный федеральный округ.
Воронежская область. Города. Центральный федеральный округ.
Тульская область. Города. Центральный федеральный округ.
Дальневосточный федеральный округ. Административный центр город Хабаровск.

Далее: Весь раздел ...


^Наверх