Главная --> Православный церковный календарь на год --> Церковные праздники в сентябре --> 27 сентября (14 сентября по старому стилю)

27 сентября. Православные, церковные праздники сентября.

Сегодня православные, церковные праздники: Праздник Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. Воздвиженье. Крестовоздвижение.

Сегодня 27 сентября (14 сентября по старому стилю)

ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ
Святителя Иоанна Златоуста (407). Икон Божией Матери Лорецкой (XI); Леснинской (1683); Честнокрестной.

Воздвижение Креста Господня — праздник, празднуемый православной и римо-католической церковью, принадлежит к числу двунадесятых. В празднике Крестовоздвижения прославляется самый Крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Крест был найден приехавшей в Палестину царицей Еленой (матерью императора Константина Великого) и иерусалимским патриархом Макарием. В результате раскопок была отыскана пещера Гроба Господня, а поблизости от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. С VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.
В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост. Во время праздничного богослужения совершается установление креста на престоле и затем его вынос на середину храма для поклонения.

История праздника Воздвижения честного и животворящего Креста

Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в.. А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (аквитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т.е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов — когда их немного — более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день — на Елеоне, т. е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день... [лакуна]». Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной».
О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского (+582 г.), Симеона юродивого (+ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.
Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.
И далее — насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников — в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII - VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого блаж. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуанский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.). В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исклюючением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпразднство с 10 сент. (коптский календарь — трехдневное)
О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в., восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков — преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).
Что касается поста в день Воздвижения, то он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предочищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня — праздник и предпразднство.

Праздник Воздвижение св. Креста ...

Лоретская икона Богоматери находится в селе Лесне Константинского уезда Седлецкой епархии, в храме новооткрытой в 1885 г. женской общины. Икона явилась в 1683 г. пастухам в лесу, на грушевом дереве. Была похищена католиками, но после воссоединения холмских униатов с Православной Церковью возвращена. Изображение Божией Матери и Богомладенца вырезано рельефом на темнокрасном овальном камне и вставлено в золоченый оклад с венцом и лучами вокруг.

Календарь жития святых угодников ...

<< предыдущий праздник :: 27 сентября :: завтра праздник >>


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Праздники и Святые угодники:


Преподобный Даниил Столпник. Никон Печерский Сухой. Преподобный Лука Столпник. 24 декабря.
Май. Православный церковный календарь, праздники Мая. Святые угодники.
Мученик Евпсихий. Преподобномученик Вадим. 22 апреля.
Священномученик Марк, епископ Арефусийский. Преподобные Иона и Марк. Память преподобного Евстафия исповедника, епископа Вифинийского. 11 апреля.
Мученик Исидор. Блаженный Исидор, Христа ради юродивый. Мученик Максим. 27 мая.
Апостолы Иасон и Сосипатр. Мученики Дада, Максим и Кинтилиан. Святитель Кирилл, епископ Туровский. 11 мая.
Мученица Акилина. Святитель Трифиллий. 26 июня.
Мученик Иустин Философ. Преподобный Дионисий. Преподобный Агапит Печерский. 14 июня.
Священномученик Патрикий. Благоверный князь Иоанн Угличский. Преподобный Корнилий. Святой благоверный князь Димитрий Донской. 1 июня.
Мученики Прокл и Иларий. Преподобный Михаил Малеин. Преподобный Арсений Новгородский. Преподобный Симон Воломский. 25 июля.
Сентябрь. Православный церковный календарь, праздники Сентября. Святые угодники.
Мученица София и дочери ее, Вера, Надежда и Любовь. 30 сентября.
Мученики Агафоник, Зотик, Феопрепий, Акиндин, Севириан, Принкипс, Зинон и др. Мученица Евлалия. Преподобная Анфуса. Грузинская икона Пресвятой Богородицы. 4 сентября.

Возможно вас это заинтересует, далее:


12 февраля. Житие святого отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского; Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца; Житие преподобной Марии, подвизавшейся в мужском образе под именем Марина, и отца ее преподобного Евгения; Память святого Антония, патриарха Константинопольского;
3 июня. Память святого мученика Лукиллиана и с ним четырех отроков Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия о святой девы Павлы; Житие и страдание святого священномученика Лукиана;
11 сентября. Житие и подвиги преподобной матери нашей Феодоры, подвизавшейся в мужском образе; Память преподобного Евфросина; Память святой мученицы Ии; Память святых мучеников Диодора и Дидима;
17 сентября. Страдание святых мучениц Веры, Надежды и Любви, и матери их Софии; Память святой мученицы Агафоклии; Память святой мученицы Феодотии;
2 октября. Житие и страдание святого священномученика Киприана и святой мученицы Иустины; Житие святого Андрея, Христа ради юродивого;
2 декабря. Память святого пророка Аввакума; Страдание святой мученицы Миропии; Житие преподобного Афанасия Печерского; Житие святого Стефана, царя Сербского; Память преподобных Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила;
Мученик Евпсихий. Преподобномученик Вадим. 22 апреля.
Преподобный Феодор. Благоверного князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковского. Преподобный Виталий. 5 мая.
Апостолы Иасон и Сосипатр. Мученики Дада, Максим и Кинтилиан. Святитель Кирилл, епископ Туровский. 11 мая.
Июнь. Православный церковный календарь, праздники Июня. Святые угодники.
Священномученика Феодота Анкирского. Священномученик Маркелл. Священномученик Маркеллин. Мученицы жены Кириакия, Калерия и Мария. 20 июня.
Петр и Феврония – покровители семьи и брака. Преподобноисповедник Никон. 8 июля.
Мученики Терентий и Неонилла. Мученица Параскева, нареченная Пятница. Преподобный Иов Почаевский. Святитель Димитрий. Преподобный Арсений, архиепископ Сербский. 10 ноября.
Рождественский, Филиппов пост. Святые мученики Гурий, Самон и Авив. Преподобный Паисий. 28 ноября.
Молитвы Архангелам на каждый день. Архангел.
Молитвы святителю и чудотворцу Николаю архиепископу Мир Ликийских
Молитва преподобному Дамиану пресвитеру целебнику Печерскому

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх