Главная --> Православный церковный календарь на год --> Осень --> Церковные праздники в сентябре --> 17 сентября (4 сентября по старому стилю)

Церковный праздник сентября. Святые угодники.

Православный, церковный праздник:

Сегодня 17 сентября (4 сентября по старому стилю)

* Пророка и Боговидца Моисея (1531 г. до Р. Х.). * Священномученика Вавилы, епископа Великой Антиохии, и с ним мучеников трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (ок. 251). * Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (обретение мощей, 1911). * Второе обретение мощей святителя Митрофана, епископа Воронежского (1989).
Мучеников Ермионии (ок. 117) и святой Евтихии, дочерей апостола Филиппа диакона; Вавилы Никомидийского и с ним отроков Аммания, Доната и прочих 82 (ок. 305-311); Феодора, Миана, Иулиана и Киона (ок. 305-311); Феотима и Феодула. Преподобных Петрония (ок. 349); Симеона Гареджийского. Преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского (1867). Святого Александра. Священномучеников Павла (Васильевского), Иоанна (Васильевского), Николая (Лебедева), Николая (Сретенского), Михаила (Богородского) пресвитеров и преподобномученика Стефана (Кускова) иеромонаха, Тверских (1937); священномучеников Иоанна (Ромашкина), Николая (Хвощева), Александра (Никольского), Петра (Лебединского) пресвитеров и мучеников Василия (Ежова), Петра (Лонскова), Стефана (Митюшкина) и Александра (Блохина) Нижегородских (1937). Собор Воронежских святых. Иконы Божией Матери, именуемой "Неопалимая Купина" (1680).

Святые угодники.

Моисей — величайший пророк Ветхого Завета

Св. пророк Моисей называется Боговидцем, потому что удостоился видеть Бога на горе Синай насколько возможно видеть человеку. Моисей вывел евреев из Египта и тем избавил их от рабства фараонова; он получил для них 10 заповедей от Самого Бога на горе Синайской и, по внушению Божию, написал законы. Тем самым Моисей был образом Иисуса Христа, Спасителя людей от рабства диаволу и новозаветного Законодателя. Моисей предвидел пришествие Спасителя (Втор. 18:18), поэтому его называют пророком. Жизнь и деятельность Моисея описана в Библии. Родился он в то время, когда фараон, царь египетский, издал указ бросать в реку Нил всякое новорожденное еврейское дитя мужеского пола, но Божиим Провидением был спасен и воспитан при дворе царском. Достигнув возраста, он предпочел страдать с народом Божиим - своими соотечественниками, чем владычествовать с язычниками. Однажды, заступившись за еврея, которого обижал египтянин, он убил египтянина и вынужден был бежать в другую землю, Аравию. Там 40 лет он жил у своего тестя, священника Иофора, и пас его стада. Здесь Господь, явившись Моисею в горевшем, но не сгоравшем терновом кусте, послал его освободить евреев от рабства в Египте, выведя их оттуда. При помощи Божией Моисей и перевел евреев через Чермное море. После того как получил скрижали с десятью заповедями, по указанию Божию, устроил первый Божий храм, скинию. Однажды, когда Господь очень разгневался на народ, который согрешил в отсутствие Моисеево, он такими словами молился за народ: «Господи, если Ты не простишь греха их, то изгладь и меня из Твоей книги, в которую вписаны у Тебя предназначенные для вечного блаженства». Моисей довел евреев до земли Обетованной, но Бог не судил ему ввести в самую землю, потому что он, к соблазну других, не точно исполнил повеление Божие: изводя воду из камня, вместо того, чтобы извести словом, ударил железом по камню и еще выразил при этом сомнение словами: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» Умер Моисей на горе Навав, на границе земли Обетованной, лишь взглянув на ее оттуда. Умер он в возрасте 120 лет около 1531 г. до P. X. Место могилы его осталось неизвестным чтобы евреи, склонные к многобожию, не могли поклоняться ему, как Богу. Моисею приписывают авторство пяти первых священных книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Священномученик Вавила

Священномученик Вавила был епископом в Антиохии, во времена гонения. Император Декий, устроив праздник в честь идолов и принесши в жертву бывшего у него заложником персидского царевича, захотел войти в христианский храм, чтобы осквернить его. В это время св. Вавила служил в храме и не пустил туда царя. Царь побоялся настаивать, потому что в храме было много христиан. На другой день он приказал сжечь храм и представить к себе св. Вавилу. «Знаешь ли, какое зло сделал и какой казни заслуживаешь ты, оскорбив царя?» - сказал царь Вавиле. Вавила отвечал: «Я не оскорбил царя, а только удержал того, кто хотел осквернить святыню Божию! Сам Царь Небесный повелел мне оберегать от волков данное мне стадо». - «Ты получишь прощение, если поклонишься богам нашим», - продолжал царь. — «Я готов принять казнь, но от Бога не отступлю. Хотел бы я и тебя вывести из мрака и избавить от геенны, которую ты сам себе готовишь и к которой призываешь других». Услышав о взятии на суд Вавилы, пришли в судилище еще трое братьев, учеников его: Урван, Прилидиан и Епполоний, отроки. «Чьи эти дети?» -спросил царь. «Мои по духу», - отвечал Вавила. «Есть ли у вас мать?» - спросил царь отроков. «Есть, - отвечали они, - но мы любим Вавилу больше матери, потому что он заботится о спасении наших душ». Отыскали их мать, Христодулу. Та сказала, что отроки - ее дети, но она отдала их Вавиле, чтобы он привел их в Царство Небесное. Царь приказал бить мать, детей же начал ласково уговаривать, потом бить за непослушание, и потом вместе с Вавилой, привязав к дереву, жечь огнем. «Что пользы, что ты отдаешь себя и детей на смерть? сказал царь Вавиле. - Ты позаботился бы, чтобы они не погибли в цвете юности». Святой мученик отвечал: «Тебе, царь, следовало бы заботиться о пользе своего государства и бороться с врагами своего народа, а ты гонишь и мучишь нас, ни в чем не повинных». Царь разгневался и приказал отсечь головы всем четверым мученикам. Это было в 251 г. В IV в., по повелению Юлиана Отступника, мощи святых мучеников были удалены из Дафны, где покоились. Во время отшествия мощей молния пала на храм идола Аполлона и обратила его в пепел.

Мученик Вавила Никомидийский

Мученик Вавила Никомидийский пострадал при царе Максимиане, вместе с ним пострадали 84 отрока. Во время гонения он скрылся в потаенное место и здесь учил малых детей не поклоняться идолам, а поклоняться Христу. Язычники донесли об этом царю, и царь потребовал к себе мученика вместе с детьми. На суде св. Вавила назвал языческих богов бесами; царь разгневался и приказал подвергнуть его жестоким мукам. С детьми же царь ласково беседовал, задавал им разные вопросы; но они не отвечали ему ничего, а лишь переглядывались. Тогда он отделил детей постарше и сказал им: «Вы умнее других, послушайте меня поклонитесь нашим богам». - «Мы никогда не поклонимся бездушным истуканам», - отвечали все дети. Царь приказал умертвить мечом их всех, начиная с учителя. Из детей известны имена Аммония и Доната.

Мученица Ермиония

Мученица Ермиония была дочерью св. Филиппа диакона (память 14 ноября). Зная врачебное искусство, она безвозмездно лечила христиан. Царь Траян, узнав о ней, хотел уговорами и обещаниями отвлечь ее от Христа; но святая осталась твердой, и Траян приказал жестоко бить ее, а затем отпустил на свободу. Тогда святая Ермиония открыла лечебницу и лечила всех приходящих больных, внушая неверующим веру во Христа. Когда же со смертью Траяна вступил на престол Адриан, то и он потребовал Ермонию к себе и за веру Христову приказал бросить в кипящую смолу с серой и оловом. Но она, находясь в котле, не чувствовала боли и говорила мучителю: «Царь, поверь, как ты, сидя на троне, не чувствуешь огня, так и я». Затем Ермиония попросила отвести ее в капище. Адриан обрадовался, думая, что святая мученица хочет поклониться идолам. Но едва она вошла в капище и помолилась, как все идолы попадали. Тогда св. Ермиония послала сказать Адриану, чтобы он поспешил на помощь своим богам, потому что они лежат поверженные и не могут встать. Царь разгневался на св. мученицу и отсек ей голову. Это было в 117 г. в городе Ефесе.

Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина»

Празднование иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» установлено в XVII в. Икона находится в Москве, в Неопалимовской церкви. При царе Феодоре Алексеевиче она находилась при Грановитой царской палате. Царский конюх Колошин особенно почитал эту икону. Однажды судили его по какому-то важному делу, и он, не надеясь оправдаться, еще усерднее молился перед иконой, прося у Пресвятой Богородицы заступничества. И молитва его была услышана. Царь видел икону во сне, и Пресвятая Богородица объявила Колошина невиновным. Царь освободил Колошина от суда, а он в благодарность Богородице испросил у царя позволения построить храм во имя иконы Неопалимой Купины и перенес туда саму икону. Тогда установлено и празднование сей иконе в Неделю по Пасхе - в день перенесения иконы и освящения храма.
Однажды во время бывшего в Москве большого пожара икону обнесли вокруг домов прихода Неопалимовской церкви, и все дома уцелели. Икона Неопалимой Купины пишется так: представлена восьмиугольная звезда, состоящая из двух острых четырехугольников, из коих один красного цвета, напоминающий собой огонь, объявший виденную Моисеем купину (куст терновника), другой - зеленого цвета, указывающий на естественный цвет купины, который она сохранила, будучи объята пламенем. В середине звезды изображена Пресвятая Богородица; по углам - человек, лев, телец и орел -символы четырех евангелистов.

Святитель Иоасаф

Святитель Иоасаф (в миру Иоаким Андреевич Горленко) был родом из знатной дворянской семьи. Он родился в 1705 г. в праздник Рождества Богородицы.
В детстве отцу святителя было видение Приснодевы, подле которой молился Иоаким, осеняемый архиерейской мантией.
Не получив от родителей благословения на монашество, юноша тайно поступает послушником в Киево-Межигорский монастырь, где был пострижен в рясофор с именем Илларион. В 1727 г. в Киево-Братском монастыре он был пострижен в мантию с именем Иоасаф. Молодой монах служил учителем Киевской Духовной академии, священником Софийского собора, членом консистории.
В 1737 г. иеромонах Иоасаф был назначен игуменом Спасо-Преображенской Мгарской обители близ Лубен, а затем архимандритом Троице-Сергиевой лавры. Игумен Иоасаф, не полагаясь на помощь наемников, не гнушался самой тяжелой и черной работы, не гнушался и прошения милости. Императрица Елизавета Петровна, удивленная достоинством чернеца-просителя, пожаловала ему весьма крупную сумму денег.
В 1748 г. архимандрит Иоасаф был призван к епископскому служению, владыкой Белгородским и Обоянским. На этом посту он стал известен своей строгостью.
Особо строго владыка боролся с привычкой пренебрежительно относиться к святыни. Однажды владыка Иоасаф увидел во сне лежавшую среди мусора икону Богородицы. Пресвятая Дева, скорбя, жаловалась Своему святителю: «Смотри, что сделали с иконой Моей служители храма сего! Сей образ Мой предназначен быть источником благодати для всей веси сей и всей страны, а они повергли его в сор!» Именно такою, поверженною в сор, и нашел епископ Иоасаф икону эту в городе Изюме близ местной церкви. В другой раз, во время поездки по епархии, остановившись на ночлег в доме приходского священника, архиерей нашел запасные Св. Дары среди бумаг и мусора на полке с горшками, за что подверг священника жестокому наказанию.
Один 130-летний священник покаялся святителю Иоасафу, что в давние времена, устрашенный приказанием опоздавшего к обедне помещика, вынужден был возобновить, не переменив престола, прерванную литургию. Не послушав грозного гласа, повелевавшего ему не совершать незаконной службы, испуганный священник проклял самого ангела-хранителя храма. По настоянию святителя Иоасафа старец-преслушник совершил литургию на месте того, давно разрушенного храма, после чего умер, примирившись с Богом.
Святитель скончался 10 декабря 1754 г. и был похоронен в каменном склепе, устроенном по его настоянию в Белгороде и освященном в память Страшного Суда, ожиданием которого блаженный Иоасаф жил постоянно.
Святитель был канонизирован в 1911 г. В 1991 г. были чудесным образом вторично обретены мощи святителя, считавшиеся утраченными, и в день его памяти перенесены в Спасо-Преображенский собор города Белгорода, где и почивают поныне.
Память святого вспоминается также 10 декабря, в день его блаженной кончины.

Календарь жития святых угодников ...

<< предыдущий день :: 17 сентября :: следующий день >>


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Праздники и Святые угодники:


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D


Собор святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 20 января.
Преподобный Тимофей. Святой Евстафий. Козельщанская икона Божией Матери. 6 марта.
Семи священномучеников. Икона Божьей Матери Споручница грешных. 20 марта.
Обретение мощей святых мучеников во Евгении. 7 марта.
обретение главы Иоанна Предтечи. Преподобный Еразм. 9 марта.
Собор 12-ти апостолов. Преподобный Петр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец. 13 июля.
Сентябрь. Православный церковный календарь, праздники Сентября. Святые угодники.
Преподобный Пимен Великий. Святитель Осий. Преподобный Пимен Палестинский. 9 сентября.
Покров Пресвятой Богородицы. Апостол Анания. Преподобный Савва Вишерский. Преподобный Роман. 14 октября.
Апостол Фома. 19 октября.
Мученики Галактион и Епистима. Святитель Иона, архиепископ Новгородский. Святитель Григорий, архиепископ Александрийский. 18 ноября.
Апостолы Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул. Мученик Епимах. Преподобный Никодим, Кожеезерский. 13 ноября.
Святые апостолы. Мученик Орест. Священномученик Милий. 23 ноября.

Возможно вас это заинтересует, далее:


Январь. Жития святых по изложению святителя Димитрия Ростовского
13 января. Страдание святых мучеников Ермила и Стратоника, Житие святого Иакова епископа Низибийского, Житие преподобного отца нашего Иринарха затворника Ростовского Борисоглебского монастыря что на устье,
25 февраля. Житие святого отца нашего Тарасия, архиепископа Константинопольского;
24 марта. Память во святых отца нашего Артемона, епископа Селевкийского; Память преподобного отца нашего Иакова Исповедника; Воспоминание о чуде, бывшем в Печерском монастыре;
9 апреля. Страдание святого мученика Евпсихия; Страдание святого преподобномученика Вадима архимандрита;
26 апреля. Страдание святого священномученика Василия, епископа Амасийского; Житие во святых отца нашего Стефана, епископа Пермского; Память святой праведной Глафиры;
16 июля. Страдание святого священномученика Афиногена и десяти учеников его; Страдание святой мученицы Иулии; Страдание святого мученика Антиоха; Страдание св. мученика Павла и с ним святых мучениц Алевтины и Хионии;
10 декабря. Страдание святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа; Память святого Гемелла; Память преподобного Фомы Дефуркина;
16 декабря. Память святого пророка Аггея; Житие блаженной царицы Феофании; Память святого мученика Марина;
Преподобномученица Евгения. Навечерие Рождества Христова. Рождественский сочельник. 6 января.
Навечерие Богоявления. Крещенский сочельник. Мученик Феопемпт. Преподобная Синклитикия. 18 января.
Преподобный Вукол, епископа Смирнского. Мученик Иулиан. Святитель Фотия, патриарх Константинопольский. 19 февраля.
Апостол Онисим. Виленская икона Божией Матери. 28 февраля.
Преподобный Михаил Исповедник. Преподобная Евфросиния. Обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского. Собор Ростово-Ярославских святых. 5 июня.
Пророк Илия. Преподобный Авраамий Галицкий. Абалацкая Знаменская икона Богородицы. 2 августа.
Святой апостол Филипп. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский. 27 ноября.
Ильинско - Черниговская икона Божией Матери. Молитва иконе Божией Матери Ильинско-Черниговская.

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх