Главная --> Православный церковный календарь на год --> Весна --> Церковные праздники в апреле --> 24 апреля (11 апреля по старому стилю)

Церковный праздник апреля. Святые угодники.

Православный, церковный праздник:

Сегодня 24 апреля (11 апреля по старому стилю)

* Священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского (ок. 68). Преподобных Иакова Железноборовского (1442). Святителя Варсонофия, епископа Тверского (1576).
Мучеников Прокесса и Мартиниана (ок. 67); Тихона. Святой Курдувы. Преподобных Фармуфия Египетского (IV); Иоанна, ученика святителя Григория Декаполита (IX); Иакова Брылеевского (XV); Евфимия (не позднее 1465) и Харитона (1509) Сянжемских. Мучеников Петра (Жукова) и Прохора (Михайлова), Тверских (1918); священномученика Николая пресвитера (1938).

Святые угодники.

Преподобный Иаков

Преподобный Иаков был дворянского происхождения, ученик св. прп. Сергия Радонежского. В 1392 г., поселившись в 30 верстах от г. Галича Костромской губернии, в глухом лесу или бору, у железных рудников (почему и называется Железноборовским), основал обитель при помощи великого князя московского Василия Дмитриевича, в благодарность за молитву об исцелении его супруги. В монастыре св. Иаков устроил строгое общежитие: иноки ничего не считали своей личной собственностью и средства для обители добывали земледелием. Скончался св. Иаков в глубокой старости в 1442 г. Как при жизни, так и по смерти прославился чудотворениями. Мощи его покоятся под спудом в его обители.

Мученики Прокесса и Мартиниан

Мученики Прокесса и Мартиниан были надзирателями темницы в Риме в то время, когда свв. апостолы Петр и Павел были заключены там. Видя чудеса апостолов, они крестились и выпустили самих апостолов из темницы. За это Нерон подверг их мучениям и предал смерти. Мощи их находятся в Риме, в соборе св. ап. Петра, в приделе.

Житие священномученика Антипы, епископа Пергамского

Священномученик Антипа, ученик святого апостола Иоанна Богослова, был епископом Пергамской Церкви в царствование императора Нерона (54-68 гг.). В то время, по повелению императора, всех, кто не приносил жертвы идолам, подвергали казни или изгнанию. Тогда был сослан на остров Патмос в Эгейском море святой апостол Иоанн Богослов, которому Господь открыл будущие судьбы мира и Святой Церкви. При этом был упомянут и святитель Антипа: И Ангелу Пергамской Церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа (Откр. 2; 12-13).
Из этих слов Господа видно, каким верным свидетелем Христовым был Антипа и каковы были жители города Пергама. Среди них святой Антипа был как свет среди тьмы, как роза среди терния, как золото в огненной пещи. Там и закон природы не соблюдался и царило всеобщее безрассудство, все предавались мести, сильный обижал слабого, а праведным считался тот, кто бил и умерщвлял христиан.
В то время, как неверные так притесняли и беспокоили общество христианское, блаженный Антипа, муж непоколебимый в вере и постоянный в добродетели, ни мало не смущался, но, как бы переменив естество человеческое на ангельское, крепко и небоязненно стоял против врагов. Пренебрегая угрозами мучителей, он часто выходил в народ и светом чистой и правой веры прогонял тьму идолопоклоннического заблуждения.
Бесы, которых эллины считали за богов, бежали прочь, и ни один из них не смел пребывать в Пергаме, где жил святой Антипа. Они являлись своим жрецам в сновидениях и говорили, что уже не вкушают жертв, им приносимым, и не обоняют курения жертвенного, так как их прогоняет начальник христиан. Эллины, разгневавшись, устремились на Антипу и, схватив его, повлекли на место, где обыкновенно приносились скверные жертвы.
Правитель города сказал ему: “Ты ли тот Антипа, который и сам не исполняет царских повелений, и других учит тому же, и до такой степени препятствует нашим жертвоприношениям, что ни одному из богов не дает насытиться туком жертвенным? Из-за тебя боги оставили наш город, и есть опасность, как бы какая беда не постигла нас. Довольно тебе коснеть в христианском волшебстве, сейчас же покайся и подчинись нашим законам, чтобы боги, обладающие сим прекрасным городом, не перестали иметь о нас попечение и охранять нас. А если не захочешь этого сделать, не отречешься от своей веры и будешь презирать наше богопочитание, то по римскому закону подвергнешься достойному наказанию”.
Святый Антипа ответил на это: “Одно знай, правитель, что я — христианин, и повиноваться безумному и нечестивому повелению царя отнюдь не желаю. Если ваши боги, которых вы называете владыками всей вселенной, прогнаны, как они сами говорят, смертным человеком, и если те, которых вы считаете своими защитниками и заступниками, сами ищут вашей помощи, то отсюда легко можете познать свое заблуждение. Если они не могут наказать за причиненное им оскорбление и признают себя побежденными одним человеком, то каким образом могут избавить от беды весь род человеческий или хотя бы один город? Приняв это во внимание, вы должны хотя бы теперь отстать от пагубного своего заблуждения и уверовать во Христа, сошедшего с небес спасти род человеческий. Сей Христос в конце веков воистинну придет судить всех и воздать каждому по делам его: или муку, или почесть”.
После такого благоразумного ответа, правитель опять начал говорить святому Антипе: “Вы повинуетесь новым, изобретенным вами, законам и уставам и пренебрегаете богопочитанием древним, которое мы приняли от предков наших по наследству. Нехорошо отступать от обычаев праотцев наших, ибо старое лучше нового и благонадежнее, и большей похвалы достойно то, что утверждено древностью времени. Поэтому и ты должен переменить свое верование и не следовать Человеку, Который явился в недавнее время, и некоторыми волхвованиями смутил жизнь человеческую, и был распят при Понтии Пилате. Подчинись царским повелениям и будешь жить с нами безбедно, и мы будем во всем помогать тебе и любить тебя сыновнею любовью, ибо старость твоя достойна того, чтобы мы любили и почитали тебя, как отца”.
На это святой ответил: “Хотя бы ты и бесчисленные доводы представлял мне, я не буду настолько безумен и бессмыслен, чтобы достигнув глубокой старости и приближаясь к смерти, переменить свою веру и ради сей несчастной и бесчестной жизни отступить от утвержденного исповедания веры. Итак, не прельщай ума моего, постоянно упражняющегося в чтении Божественных книг. Ибо сначала не было ни одного из богов ваших, они явились впоследствии и не сделали ничего доброго, и пользы от них мы никакой не получили. Но как сами они были гнусные и негодные, то также и для других сделались виновниками злой и любострастной жизни. А если нужно хранить древние недобрые установления, то следует подражать и Каину-братоубийце. Почему вы не хотите последовать тем, которые хотели взойти на небо и не постыдились кровосмешения со своими сестрами, за что и были истреблены потопом? Если вы будете подражать подобным беззакониям ради их древности, то уже не водою, а огнем вечным и червем неусыпающим наказаны будете, если не покаетесь”.
После этих слов нечестивые схватили святого мужа и повлекли к храму Артемиды, где находился медный вол. Раскалив вола, мучители бросили в него святого. Он же, сотворив крестное знамение, молился Богу взывая: “Боже, явивший нам сокровенную от века тайну Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого Ты открыл нам недоведомые глубины совета Твоего, благодарю Тебя за все благодеяния Твои, за то, что Ты спасаешь нас, уповающих на Тебя, и сподобил меня чести в час сей быть вписанным в число святых мучеников, пострадавших за имя святое Твое. Приими дух мой, отходящий ныне от жизни сей, и даруй мне обрести благодать у Тебя и у Единородного Сына Твоего, и не только меня, но и тех, которые будут жить после меня, сделай причастниками милости Твоей, да всеми славится имя Твое святое во веки. Аминь!”
Этими и подобными словами долго молился святой Антипа, мучимый в раскаленном воле. Потом, сотворив молитву и обо всем мире, он предал дух в руки Божии, как бы уснув сладким сном, и восшел на небо, украшенный славным мученическим венцом. Благочестивые мужи взяли святые мощи его и с честью похоронили их в том же городе Пергаме, и истекло от них миро, исцеляющее всякие болезни человеческие во славу Христа Бога нашего, со Отцем и Святым Духом славимого во веки. Аминь.

Календарь жития святых угодников ...

<< предыдущий день :: 24 апреля :: следующий день >>


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Праздники и Святые угодники:


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D


Священномученик Климент, папа Римский. Священномученик Петр, епископ Александрийский. 8 декабря.
Навечерие Богоявления. Крещенский сочельник. Мученик Феопемпт. Преподобная Синклитикия. 18 января.
Преподобного Иакова, епископа, исповедника. Память святителя Кирилла, епископа Катанского. 3 апреля.
Священномученик Марк, епископ Арефусийский. Преподобные Иона и Марк. Память преподобного Евстафия исповедника, епископа Вифинийского. 11 апреля.
Великомученик Георгий Победоносец. 6 мая.
Блаженная Матрона Московская. Преподобный Иоанн Ветхопещерник. 2 мая.
Июль. Православный церковный календарь, праздники Июля. Святые угодники.
Пророк Елисей. Святитель Мефодий. Благоверный князь Мстислав. 27 июня.
Третье обретение главы Иоанна Предтечи. 7 июня.
Смоленская икона Божией Матери, именуемой Одигитрия. Память святителя Питирима, епископа Тамбовского. 10 августа.
Святые Александр, Иоанн и Павел. Святой князь Александр Невский. Преподобный Александр Свирский. 12 сентября.
Священномученик Евтихий. Святитель Петр. Преставление преподобного Арсения Комельского. Мученица Сира. Петровская икона Успения Богородицы. 6 сентября.
Мученики Евлампий и Евлампия. Мученик Феотекн. Преподобный Феофил. 23 октября.

Возможно вас это заинтересует, далее:


5 февраля. Страдание святой мученицы Агафии; Страдание святой мученицы Феодулии; Житие святого отца нашего Феодосия, архиепископа Черниговского;
11 февраля. Житие и страдание святого священномученика Власия, епископа Севастийского, и других, пострадавших с ним; Память святой царицы Феодоры; Память преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца; Память святого благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом;
8 мая. Житие преподобного отца нашего Арсения Великого; Память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова;
30 августа. Святые Александр, Иоанн и Павел, патриархи Константинопольские; Житие святого благоверного князя Александра Невского; Память преподобного отца нашего Александра Свирского; Память преподобного отца нашего Христофора; Память преподобного отца нашего Фантина;
7 сентября. Страдание святого мученика Созонта; Память святых Апостолов Евода и Онисифора; Память святого мученика Евпсихия; Житие святого отца нашего Иоанна, архиепископа Новгородского;
10 сентября. Житие и страдание святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры; Житие святой царицы Пульхерии; Память святых Трех жен, обретенных в пустынной горе; Память святого мученика Варипсава; Память святых Апостолов Апеллия, Луки и Климента;
7 ноября. Страдание святого мученика Иерона и дружины его; Память святых мучеников Меласиппа, Касинии и Антонина; Память святых мучеников Авкта, Тавриона и Фессалоникии; Память преподобного Лазаря;
23 декабря. Житие святого отца нашего Нифонта, епископа Кипрского; Страдание святых десяти мучеников Критских; Память святого Павла, епископа Неокесарипского;
Великомученица Варвара. Преподобный Иоанн Дамаскин. Святитель Геннадий. 17 декабря.
Святой Ипполит, епископ Остии. Собор вселенских учителей святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 12 февраля.
Святитель Епифаний, епископ Кипрский. Святитель Герман. Преподобный Дионисий. 25 мая.
Праведные Иоакима и Анна. Преподобный Иосиф Волоцкий. Третий Вселенский Собор. Мученик Севериан. 22 сентября.
Священномученик Автоном. Праведный Симеон Верхотурский. Преподобный Вассиан Тиксенский. Преподобный Афанасий и ученик его Афанасий. Мученик Иулиан. 25 сентября.
Молитвы на разные случаи
Молитвы Великомученику Иоанну Новому Сочавскому
Молитвы святым сорока мученикам Севастийским
Молитвы святым семи отрокам Ефесским

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх