Главная --> Народный календарь --> Время года Лето --> Народные праздники и приметы в июле --> 7 июля (24 июня по старому стилю)

Народные праздники и приметы 7 июля.

Народные праздники и приметы, сегодня: Иванов день. Иоанн Креститель. Иван Купала. Большой покос.

Сегодня 7 июля (24 июня по старому стилю)

Иоанн Креститель. Иван Купала или Иванов день. Большой покос. Купаются в воде и росе, пляшут вокруг дерева, жгут костры, прыгают через огни. Начинают сенокос, пока трава не осеменилась. Сильная роса на Ивана - к урожаю огурцов. По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил природы. Это праздник почитания воды и солнца. Издревле было принято в ночь на Ивана Купалу на берегах рек или озер разжигать обрядовые костры. Через костры бросали венки, прыгали. Водили хороводы. Огни, зажигаемые в Иванову ночь, считались чудодейственными. Огонь для костров добывался трением дерева о дерево и называли его живым, лесным, лекарственным. "На Иванов день солнце на восходе играет". "На Ивана ночь звездная - много будет грибов". "Ивановские дожди - лучше золотой горы". "До Ивана просите, детки, дождя у бога, а после Ивана я и сам упрошу (т. е. начнутся частые дожди)".
В этот день целебна утренняя роса и всякая вода - речная, колодезная, ключевая. Сильна роса на Иван - к урожаю огуров. На иванова ночь зведная - бует много грибов. Если в Иванов день будет гроза, орехов уродится мало и они будут пустые. Во время сенокоса дожди - сену плохо, зерну хороршо. За 2-3 джня до Ивана Купала появляется мед или после в такой же период. Если дождь заплачет, то через пять дней солнышко будет смеяться.
Что-бы в этот вечер избавиться от невзгод - надо тихо посидеть у костра и, сосредоточившись, внутренне обратиться к духу огня с просьбой выжечь из вашей жизни все наносное и суетное. Веселая компания водит вокруг костра хороводы, поет песни. Прыгнув через костер, нужно сразу броситься в воду - "лед и пламя" дают поразительный очищающий эффект. Спать в купальскую ночь - зазорно. Встарь после праздника отправлялись сразу на покос - такая ночь только силы прибавляет. Важнейшим символом купальских обрядов является цветок Иван-да-Марья, желтый цвет которого воплощает стихию огня, фиолетовый - воды. Большим уважением на Купалу пользуются Полынь - Чернобыльник и Крапива. Травы, собранные на Купалу, обладают не просто целебной, но и магической силой.
Однако главным и самым почитаемым считается день Иоанна Крестителя, отмечаемый в июле. Хотя память его в течение года чествуется еще пять раз, 7 июля стоит особо: это день Рождества Иоанна Крестителя.

Рождество Иоанна Предтечи. Иван Купала или Иванов день ...

Приметы 7 июля

Иоанн Креститель, Иван Купала.
Цикады стрекочут — к жаре.
Заросли ивы зашумели на ветру — к скорому ливню.
Листья папоротника мужского закручиваются вниз — к теплому солнечному дню.
У орехов сильная завязь — к грозам и урожаю проса.
Много завязей рябины — к урожаю льна, мало — к неурожаю гречихи.
Дикие животные стремятся массово покинуть лес — к засухе через несколько дней.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Иванов день.— Купало.— Обряды

Народное празднество, отправляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева марины и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору.
Купало и Купальские огни известны более в Великой России, Малоруссии и Белоруссии. Новейшие мифографы включили Купало в число славянских божеств; но его не было ни в Киеве, ни в других славянских землях. Об нем не говорят ни Нестор, ни другие писатели; это слово известно в наших письменных памятниках с XVII столетия.
Русское Ивановское празднество известно у чехов, сербов, моравов, карпато-россов, болгар и поляков. Там Ивановская ночь известна под именем Соботок. Самое величественное торжество этого дня совершается славянами в Силезии и чехами. Там ивановские огни горят на Карпатских горах, Судетах и Крконошах на пространстве нескольких сот верст. Гулевой народ опоясывается перевязями из цветов, на головы надевают венки из трав, составляют хороводы, поют песни, старики добывают из дерев живой огонь. После перепрыгивания чрез костры огней купаются в росе. Поляки, по описанию Кохановского, отправляли этот день в черном лесу в Сендомирском воеводстве. В песне купальской они поют там, что это празднество передали им матери:

Takto matki nam podaly,
Same takze z drugich mialy
Ze na dzien Swietego Jana
Zawzdy Sobotka palana.
Так-то матери нам передали
Сами также у других переняли,
Чтобы на день святого Яна
Всегда была Соботка опалена (польск.).

Голембовский говорит, что польские поселяне, опоясанные чернобыльником, целую ночь прыгают около огней. Ивановские празднества в Кракове отправлялись на Кремионках, в Варшаве на берегу Вислы и на острове Саксонском. Огиер, путешествовавший по Польше в 1635 г., говорит, что огни изжигались на площадях, около лесов и в разных окрестностях, в дома сносились цветы, травы. Ивановский огонь назывался тогда у них: kresz. Польский писатель Мартин свидетельствует об участии поляков XVI века в этом тржестве: «С вечера Иванова дня женщины зажигали огни, плясали кругом их, пели песни, воздавая честь и мольбы демону. Сего языческого обычая доселе не оставляют в Польше, приносят жертвы из травы чернобыльника, зажигают костры огнем, полученным чрез трение дерево об дерево». Сербы думают, что Иван дан столь велик, что для него солнце на небе трижды останавливается. У Вука Стефановича находим сербские Ивановские песни: «Иваньско цведье, Петров-ско» и проч. Литовцо-руссы называют Ивановское празднество — праздником росы. С вечера, под Ивановскую ночь они собираются на избранном месте, на поляне ставят шалаши, разводят огни, поют песни, пляшут с факелами и перескакивают чрез огонь. Рано утром отправляются в лес — на росу. Утренние сборы называются у них стадом, а пляска коркодоном. Утром сбирались травы для врачевания и чарования. Литовцо-руссы верят и в папортников цвет.
В письменных памятниках великорусские ивановские обряды известны не ранее XVI века. О псковских обрядах говорит игумен Памфил в своем послании к псковскому наместнику: «Егда приходит великий праздник день Рождества Предтечева, исходят огньни-цы, мужие и жены чаровицы по лугам, и по болотам, и в пустыни, и в дубровы, ищущи смертные отравы и приветрочрева, от травного зелия на пагубу человеком и скотом; тут же и дивии корения копают на потворе-пие мужем своим. Сия вся творят действом диаволим в день Предтечев с приговоры сатанинскими. Егда бо нриидет самый праздник Рождество Предтечево, тогда во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селех возбесятся в бубны, и в сопели, и гудением струнным и всякими неподобными играми сатанинскими, плесканием и плясанием, женам же и девкам и главами киванием и устнами их неприязнен кличь, вся скверные бесовские песни, и хребтом их вихляния и йогам их скакание и топтание; что же бысть во градех и и селех».
На Стоглавом соборе говорили: «Против праздника Рождества великого Иоанна Предтечи, и в ночи на самый праздник, и в весь день и до нощи, мужи и жены и дети в домех и по улицам ходя и по водам глумы творят всякими играми, и всякими скомраше-ствы, и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесы омываются росою».
В указе 1721 года, 17 апреля сказано: «К тому ж будто бы воспоминают мерзких идолов, в них же был некий идол Купало, ему же на Велик день приносили жертву оным купанием; о чем пространно зрится в Летописце Киевском». О малорусских обрядах Ивановской ночи Ги-зель в своем Синопсисе писал по-своему: «Пятый идол Купало, его же бога плодов земных быти мняху, и ему прелестию бесовскою омрачении благодарения и жертвы в начале жнив приношаху. Того же Купало бога, истинны беса, и доселе по некиим странам российским еще память держится; наипаче же в навечерии Рождества св. Иоанна Крестителя, собравшеся ввечеру юноши мужеска, девическа и женска пола соплетают себе венцы от зелия некоего и возлагают на главу и опоясуются ими. Еще на том бесовском игралище кладут и огнь, и окрест его емшеся за руце нечестиво ходят и скачут и песни поют, скверного Купала часто повторяюще и чрез огнь прескачуще, самих себя тому же бесу Купале в жертву приносят».
В Потребнике 1639 года находим: «Нецыи пожар запалив, предскакаху по древнему некоему обычаю».
Таковы известия, сохранившиеся в наших письменных памятниках. Перейдем теперь к описанию народного празднества, отправляемого в разных местах. Следы обрядов Ивановского празднества, сохранившегося в новгородских окрестностях, суть следующая:
В старой Ладоге Ивановские огни совершаются на горе Победище, при впадении речки в Волхов. Там сей огонь, добытый при трении из дерева, известен под именем: живого, лесного, царя огня, лекарственного. Тихвинцы купаются в озере, находящемся близ Антониева Дымского монастыря.
После купают там и лошадей хворых. В окрестностях Петербурга, по рижской дороге бывали в XVIII веке ивановские огни, где участвовали вместе с русскими и ижорцы. Последние это игрище называли: кокуем. В Лужском уезде, по реке Луге, Ивановское празднество известно более под именем Соботок. Вероятно, что это название занесено из Литвы.
В Парголове ростовские переселенцы справляют ивановские огни со всеми обрядами. Зажженные костры, игры, песни и купанье там одинаковы со всеми другими обычаями, встречаемыми в московских окрестностях.
В московских окрестностях ивановские огни зажигались на горах, полях и по берегам рек. Чрез эти огни перескакивали мужчины и женщины, перегоняли скот. Игры и песни продолжаются до утренней зари.. Заметим важное обстоятельство: великоруссы не поют песен с именем Купало, как это находим у малоруссов. Москвитяне Иванов день празднуют на трех горах. В 'Гуле это празднество отправлялось близ Щегловской часеки. Вечером 23 июня крестьяне выходят в поле в чистых белых рубашках, составляют костры из хворосту; другие приносят с собою дегтярные баклаги. Старики садятся в кружок и начинают чрез трение добывать огонь из двух старых, сухих дерев. Кругом их все стоят в глубоком молчании. Едва показался огонь, все ожило, запело и завеселилось. Зажигаются костры и баклаги. Молодые поют и пляшут, старики сидят в кружках, беседуют о старине и от радости попивают винцо. Часто случалось видеть, как над этим костром старушки-матери сжигали сорочки, взятые с больных детей, с полною уверенностью, что от сего обряда прекратятся болезни. Наш народ думает, что перескакивание чрез огонь избавляет от очарования. В купаньи утренней росою они полагают очищение тела и избавление от болезней. Других поверий мне не случилось слышать.
Напрасно я доискивался проверить на месте остроумные замечания наших изыскательных археологов, которые в празднествах Купалы и Купальницы отыскивают мифы физические и астрологические, видят в них почитание солнца и луны, находят благоговение к стихиям природы — огню и воде. Наш народ этого не знает и не понимает. Может быть, или самое время истребило эти понятия в народе, или гг. археологи слишком умствуют в идеях водопоклонения и травоволхвования. По крайней мере, остается одно верным, что в этих идеях не участвует великорусский народ.
В малорусских селениях ивановские огни соединяются с особенными обрядами, которых нет у великорусского народа. Здесь видим: крапивный куст, куклу, пирование около дерева марины; здесь слышим песни с именем Купало. В Харьковской губернии поселяне собираются в назначенное место и перепрыгивают чрез крапивный куст. В старину перепрыгивание бывало чрез зажженную солому с песнями купальскими. Другие срубают дерево марину, украшают его венком из цветов и относят его в отдаленное место. Здесь под деревом сажали куклу, изукрашенную разными уборами. Подле дерева ставили стол с горилкою и закусками. Молодые, схватясь руками, ходили вокруг дерева и пели песни.
По окончании игр снимали дерево с песнями и относили к реке. Во время сего поезда пьют горилку и едят закуски. С приходом к реке начинали все купаться. Дерево марину потопляли в реке. В других местах куклу делали не более трех четвертей аршина, украшали цветочным венком и с ней перепрыгивали чрез огонь. Иные делали куклу из соломы в рост человека, одевали в женскую рубашку, голову убирали лентами и намистами. Кукла с именем Купала ставилась подле дерева марины, черноклена. Женщины одевались в праздничное платье, венки для головы сплетались из цветов и перевивались кануфером и другими душистыми травами. Венками закрывали лица до половины. В некоторых местах, когда приносили дерево и куклу к реке, то прежде снимали с себя венки, которые или прямо бросали в воду, или надевали на куклу. Другие тайно уносили с собой венки и вешали их в сенях, для предохранения от бед и напастей. В селениях Подольской и Волынской губерний поселяне, приходя в назначенное место, приносили с собой ветвь вербы, убранной цветами. Эта верба, называемая у них Купайло, утверждалась в землю, вокруг ее ходили и пели купальские песни. После песен девицы становились подле вербы, а мужчины отходили в сторону. Потом вдруг мужчины нападали на девиц, похищали вербу и обрывали ее в клочки.
Зарывание трав на Иванов день производится великоруссами и малоруссами. Поверье о цвете папоротника, или кочедыжника, цветущего огненным цветом в Ивановскую ночь, есть общее в народе. Знахарки отыскивают разрыв-траву, терлич и архилин. О последней говорят, что «она растет при большой реке, срывать ее должно чрез золотую или серебряную гривну, а кто носит на себе, и тот не будет бояться ни дьявола, ни еретика, ни злого человека». Народ собирает свои травы: купаленку, медвежье ушко, богатеньку. Эту последнюю траву поселяне Новгородской губернии вешают на стену на имя каждого человека. Чей цвет завянет, тот или умрет, или заболеет на этот год. Тихвинцы и ладожане в истопленную баню приносят веники с травою Иван-да-Марья и парятся ими на здоровье. В муравьиных кочках отыскивают целебное масло. В садах, под корнем чернобыльника, отыскивают земляной уголь, исцеляющий черную немочь и падучую болезнь.
В Малоруссии сбирают: голубые сокирки, красные пахучие васильки, пунцовые черевички, панский мак, желтый зверобой, ноготки, разноцвет, мяту, канупер, колокольчики, полынь. Из этих трав свивают купальский венок, а полынь носят под мышками, в предохранение от обаяния нечистой силы.
И Белоруссии есть народное предание о мужике, которому цвет папоротника попал в лапоть. Этот счастливец знал, где закопаны были клады, где лежали деньги; но он его как-то под хмельком потерял, а с ним исчезло и все знание о кладах.
Народное предание о полете ведьм на Лысую гору известно по всей Руси. Народ твердо уверен, что они в Ивановскую ночь летают на эту гору на помелах. Малоруссы знают, что они слетаются на Чертово Беремище под Киевом. У поляков эта Лысая гора известна под Сендомиром. Белоруссы говорят, что сборище ведьм бывает на горе Шатрии, где могила Альциса и где угощает их чародейка Яусперита. Подробности о ведьмах будут изложены в демонологии. Белоруссы из предосторожности запирают в Ивановскую ночь лошадей, боясь, чтобы на них не поехали ведьмы на Лысую гору. Малоруссы для защиты от ведьм вешают на окнах и порогах дверей жгучую крапиву. Великоруссы думают, что с этой ночи появляются светляки — ивановские червячки. Дети, кладя их на ладонь, говорят: «Иванушка, Иванушка! полетай за Волгу, там тепленько, а здесь холодненько». Наши огородники по обильной ивановской росе угадывают о большом урожае огурцов.

<< приметы вчера :: 7 июля :: приметы на завтра >>

Календарь народных примет
Сегодня приметы:
Иринархов день. Если на Юрия ходят "слушать воду" для прогноза погоды на зиму, то на Иринарха "слушают воду" на успех в будущих делах. Если слышно в колодце какое-то позвякивание - в будущем году следует ждать денежной прибыли, а если вода молчит - на успех рассчитывать нечего. Ещё в этот день на монетах гадают.
Приметы на завтра:
Парамон Зимоуказатель, Зорник. "Если на Парамона снег - быть метелям до Николы (19 декабря) - целую неделю; багряная заря - к ветрам; утро красное - быть всему декабрю ясным".
Ближайшие приметы:
13.12.2016 - Андрей Зимний. Андрей Первозванный. Снова слушают воду: тихая вода - хорошая зима, шумная - предстоят морозы, бури, метели.
14.12.2016 - Наум Грамотник. В старину по давно заведенному обычаю с Наума детей начинали учить грамоте. Говорили: "Батюшка Наум, наведи меня на ум!"
15.12.2016 - Аввакум. Считалось, что, если в середине декабря много снега, будет богатый урожай трав летом. "Если на этот день идет дождь, будет ведрено еще неделю".
16.12.2016 - День Мировой Немоты и Тишины. Иван Молчальник. В этот день старались попридержать язык: кто на Молчальника помолчит, тот красноречив весь год будет.
17.12.2016 - Варварин день. Наступают Варваринские морозы. Трещит Варюха - береги нос и ухо. Укутавшись потеплее, люди выходили взглянуть на дым из трубы: если столбом идет - постоят морозы, если к земле прибивается - скоро оттепель. "Небо на Варварину ночь: звездное - к холодам, слепое - к теплу".

... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Другие праздники и приметы:


Июнь. Календарь русских народных примет Июня. Время года Лето.
Никола Студеный. 17 февраля. Праздник и приметы
Тимофей Полузимник. 4 февраля. Праздник и приметы
День Онисима. Онисим Овчарник, Зимобор, Зорник. 28 февраля. Праздник и приметы
Никита Водопол. Угощение Водяного. Праздник Рыболовов. 16 апрел. Праздник и приметы
Федулов день. Федул Ветренник, чтец. 18 апреля. Праздник и приметы
Федорин День. 9 июня. Праздник и приметы
Левон Огуречник. Леонтий Коноплянник. 5 июня. Праздник и приметы
День Никиты Столпника. Свобориное Дерево - шиповник. 6 июня. Праздник и приметы
Давид Земляничник. День Тихвинской иконы Божьей Матери. 9 июля. Праздник и приметы
Авдотья Сеногнойка. Фомин Ден. 20 июля. Праздник и приметы
Силов день. Сила и Силуан. 12 августа. Праздник и приметы
Сергий Зимний. 20 октября. Праздник и приметы
Филиппов день. 24 октября. Праздник и приметы
Иона и Фока. Листопад. 5 октября. Праздник и приметы

Возможно вас это заинтересует, далее:


Январь. Время года Зима. Календарь русских народных примет Января.
Великомученик Мина. 23 декабря. Народный праздник. Приметы
День Филиппа. Народный календарь праздников и примет. 22 января
Страшный день. Рождественские святки. Народный календарь праздников и примет. 11 января
Весенний солнцеворот. день вербы. Вешнее равноденствие. 21 марта. Народный праздник. Приметы
Александров день. 28 марта. Народный праздник. Приметы
Егорьев день. Егорий Вешний. Георгий Победоносец. Праздник пастухов. 6 мая. Народный праздник. Приметы
Иван Богослов. Арсений Пшеничник. 21 мая. Народный праздник. Приметы
Марк Ключник. 8 мая. Народный праздник. Приметы
Варфоломей и Варнава. 24 июня. Народный праздник. Приметы
Фит. Амос. 28 июня. Народный праздник. Приметы
Мефодий перепелятник. Паутинный день, погодоуказатель. 3 июля. Народный праздник. Приметы
Андрей Налива. 17 июля. Народный праздник. Приметы
Аграфена Купальница, злые коренья. Сбор лечебных трав, кореньев. 6 июля. Народный праздник. Приметы
Онуфрий Молчаливый. 3 августа. Народный праздник. Приметы
День Казанской иконы Божъей Матери. Бабья Заступница. 4 ноября
Галактион. Иона. 18 ноября. Народный праздник. Приметы

Далее: Все народные праздники и приметы ...; Все праздники ...


^Наверх