Главная --> Народный календарь --> Время года Лето --> Народные праздники и приметы в июне --> 26 июня (13 июня по старому стилю)

Народные праздники и приметы 26 июня.

Народные праздники и приметы, сегодня: Акулина Гречишница.

Сегодня 26 июня (13 июня по старому стилю)

Акулина Гречишница. Начинают в эти дни сеять гречиху, смотря по погоде. "Гречиху сей либо за неделю до Акулины, либо неделю спустя". С этого времени появляется громадное количество слепней, оводов, от которых скот сильно страдает и иногда бегает как шальной, высоко задрав хвост, отмахиваясь им от осаждающих его надоедливых и кровожадных насекомых. "Акулина - вздерни хвосты": с Акулины и до половины июля скот от жары и оводов бесится.
«Щи да каша – пища наша» – была самая расхожая крестьянская поговорка. Без хлеба и каши ни во что и труды наши.
В этот день по всей православной России, в селах и деревеньках, варили «мирскую кашу» – Для нищих и странников. И если выдавался солнечный день, выставляли столы на улицу, и соседи хвалились друг перед другом – у кого каша вкуснее. «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной», – уважительно говорили крестьяне.

Приметы 26 июня

Акулина Гречишница.
Цыплята прячутся под наседку, когда светит солнце, — к скорому ухудшению погоды.
Петух запел раньше девяти часов вечера — к дождю.
Собаки катаются по траве — к ненастью.
Утром цветы и травы пахнут сильнее обычного — скоро пойдет дождь.
Цветки лютика вдруг закрылись среди солнечного дня — скоро погода изменится, пойдет дождь.
Пчелы не будут роиться перед бурей.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Гречишницы

В степных губерниях поселяне начинают сеять гречиху, смотря по погоде. Обыкновенный срок сеяния гречихи, по их замечаниям, наступает или за неделю до Акулин, или спустя неделю после Лкулин». Наши поселяне сохранили о гречихе свои наблюдения в поговорках: гречиху сей, когда рожь opouia. — Или: не ровна гречиха, не ровна и земля: в иную и воз бросишь, да после зерна не сберешъ.— Или: холь гречиху до посева, да сохни до покоса. — Или: осударыня гречиха ходит боярыней, а как хватит морозу, веди на калечий двор. — Не верь гречихе на цвету, а верь закрому.
По старому русскому обычаю, наши степные поселяне варили в этот день мирскую кашу для нищей братии. На такой радушный привет сходились нищие и слепые со всех сторон. После небогатого, но сытного стола нищия братия благодарила хозяев ласковым словом: «Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой, со малыми детками и со всем честным родом — на хлебе, на соли, на богатой каше! Уроди боже вам, православным, гречи без счету. Без хлеба, да и без каши ни во что и труды наши».
Наши слепцы из нищей братии сохранили народную сказку о переселении гречи на Русь. Вот она:
«За синими морями, за крутыми горами жил-был царь с царицей. На старость послал им господь на утеху единое детище, дочь, красоты несказанныя. Вот они, царь с царицей, и думают думу крепкую: как бы им назвать свое нарожденное детище? И молвит царь: а кабы так назвать? А царица молвит: а и то-то имя есть у боярина. И молвит царь на инако? А царица молвит: а и то-то имя есть у княжича. И молвит царь: ну ин так шать? А царица молвит: а и то-то имя есть у посадского. — Думали, думали и придумали: пошлем, де, посла на встречного спрошать по имени и по изотчеству, и во то имя наречем нарожденное детище. И ту свою думу крепкую оповедали князьям и боярам. И князья и бояре приговорили: быть делу так! Снарядили посла.
По слову царскому, по приговору боярскому идет посол искать встречного, спрошать его по имени и по шотчеству, чем бы можно наречи нарожденную дочь у царя с царицей. Сидит посол на перекресице день, сидит и другой. На третий день ко вечеру идет навстречу старая старуха во Киев град богу молитися. Вот и молвит ей посол думу царскую: «Бог на помочь, стар человек! Скажи всю правду, не утай: как тебя звать по имени, да и как величать по изотчеству?» И молвит в отповедь ему старая старуха: «Осударь, ты мой боярин милостивой! Как народилась я волею божьею на белый свет, и туто, де, отец с матерью нарекли меня: Крупеничкою», а как звали батюшку родимого, то она во своем сиротстве не помнит. — И учал посол пытать старую старуху: «Али ты, старая, из ума выжила, али на те, старую, дурь нашла — что невесть что говоришь? Да такого имя слухом не слыхать, видом не видать, как белый свет стоит. Буде ты, старая, на правду не идешь, ино не ходить тебе на сырой земле. Спокайся и молви без утайки». И взмолилась старая старуха: «Осударь, ты мой боярин милостивой! Не вели казнить, вели слово вымолвить. Оповедала я тебе, боярину, всю правду со истиной, молвила все дело без утайки. А во всем во том кладу порукою всех святых и угодников. Умилосердись, осударь, ты мой боярин милостивой! Пусти душу на покаяние, не дай во грехах умереть». И думает боярин сам с собой: «А и что? Никак, старая правду молвила? А и что старую до пытки доводить? Быть делу так, как молвила старая». Отпускал боярин старую старуху во Киев-град 6oFy молитися, а на отпуске наделял золотой казной, да и крепко наказывал: молитися за царя с царицей, да и за их нарожденное детище. С диву дивовалася старая, что с нею содеялось, а со того дива еле душа во теле осталася. Идет посол ко князьям и боярам оповедати содеянное. Входит он, посол, во палату боярскую, посередь пола становится, на все стороны поклоняется, а сам и молвит им, боярам, речь посольскую: «По слову царскому, по приговору боярскому, правил я посольство на перекресице на встречного, а на том посольстве было дело так: сидел я на перекресице три дня с места не сходючи, ни едину ночь не всыпаючи, а на третий день идет встречная старая старуха, а ей-то молвил: скажи всю правду, не утай: как звать тебя по имени, да и как величать по изотчеству? И на ту речь посольскую молвит в отповедь старая старуха: как народилась она волею божьею на белый свет, и туто, де, отец с матерью нарекли ее: Крупеничкой, а как звали ее батюшку родимого, про то она, старая, во своем сиротстве не помнит. И он, де, посол, выслушавши такие речи небывалые, пытал старую старуху крепко-накрепко, да и с угрозою. И она, де, старая, крепко стояла на своем слове: оповедала, де, всю правду со истиной, молвила, де, все дело без утайки. И он, де, мосол, принял те речи за правдивые, отпустил старую старуху во Киев-град богу помолитися, а на отпуске наделял золотой казной, да и крепко наказывал: молитися за царя с царицей, да за их нарожденное детище». А опосле того он, посол, клал на стол статьи писанные, что деялось во посольстве. От тоя речи посольские все князья и бояре с диву дивовалися, что содеялось. И приговорили бояре: оповедать царю все дело посольское, а на челобитье поднесть статьи писанные всему делу посольскому.
Идут князья и бояре во терем княженецкой со словом посольским, со статьями писанными. Как взошли они, князья и бояре, во терем ко своему осударю царю, били челом, о сыру землю кланялись, а на челобитьице молвили всю речь и подносили статьи писанные всему делу посольскому. Слушает осударь царь речь посольскую, читает статьи писанные всему делу посольскому, да и возговорит опослей того: быть делу тому так, как содеялось.
И нарекали царь с царицей свое нарожденное детище, но имя встречного, Крупеничкой. Вырастает та царская дочь Крупеничка не по дням, а по часам, спознавает нсякую мудрость книжную болей старых стариков, а на возрасте печаловалась о старом и о малом. Вот и задумали царь с царицей: кабы свое детище замуж отдать? И опосылают послов во все царства и государства, да и по всем королевствам искать себе зятя, а своему детищу мужа.
Не думано, не гадано подымалась Золота орда бесерменская на его, осударя царя, войной воевать, его царство полоном полонить, его слуг верных сгубить. Ныходил осударь царь на Золоту орду бесерменскую койной воевать со всеми князьями и боярами, со всем своим царством, опричь баб и ребят и старых стариков. На той войне ему, осударю царю, не посчастливилось: положил он, осударь царь, свою голову со всеми князьями и боярами, со всем своим воинством. А и та золота орда бесерменская полонила полоном всех баб и ребят, всех старыих стариков. А и того царства кабы не бывало.
Доставалась та царская дочь Крупеничка злому татарину во полон. И он ли, злой татарин, нудил Крупеничку во свою веру бесерменскую. Я, де, тебя, Крупеничка, молвит он, собака, за то наряжу во наряд оксамитной, во монисто с ожерельицем. Будешь ты, Крупеничка, молвит он, окаянной, ходить в чистом золоте, будешь спать на хрустальчатой кроватушке, будешь есть яства лебединые, будешь . пить питья медвяные. Его-то речам бесерменским она, Крупенич-ка, веры неймет; его-то словам окаянным она, Крупеничка, и отповеди не дает. А и думает он, злой татарин: «Аи, постой ты, Крупеничка, аи, погоди ты, упрямая! А я те во работу отдам, а я те во неволю пошлю». И мучал он, окаянной, Крупеничку работою великою, неволею тяжкою ровно три года; а на четвертый год нудить стал во свою веру бесерменскую. И стояла она, Крупеничка, крепко на своей православной вере.
Во те поры проходила старая старуха из Киева через Золоту орду бесерменскую. Вот и видит она, старая, Крупеничку в работе великой, во неволе тяжкой. И стало жаль ей, старой, Крупеничку. И оборачивает она, старая, Крупеничку во гречневое зернышко и кладет то гречневое зернышко во свою калиту. Идет она, старая, путем, дорогой немалою на святую Русь. И в те поры возговорит ей Крупеничка: «Сослужила ты для меня службу немалую, спасла меня от работы великие и тяжкие; сослужи еще службу последнюю: как придешь на святую Русь, на широки поля, привольные, схорони меня в землю». Старуха по сказанному, как по писанному, все сделала, что заповедала ей Крупеничка. Как схоронила она, старуха, гречневое зернышко на святой земле русской, на широком поле, привольном, и учало то зернышко в рост идтить, и выросла из того зернышка греча о семидесяти семи зернах. Повеяли ветры со всех со четырех сторон, разнесли те семьдесят семь зерн на семьдесят семь полей. С той поры на святой Руси расплодилась греча. А то старина, а то и деянье добрым людям во услышанье».
Поселяне Нерехотского уезда день 13 июня называют: бызы. По их замечаниям, в этот день нападают мухи на скотину, которая с беспокойством отмахивается от них хвостом и бегает взад и вперед. Глядя на тревогу скотины, они говорят: «Пошли бызы на скотину».

<< приметы вчера :: 26 июня :: приметы на завтра >>

Календарь народных примет
Сегодня приметы:
Климентьев День. "Зима клин клином вышибает". Климент морозом у мужика слезу гонит. "Мороз насыпал белых роз".
Приметы на завтра:
Юрьев день. Егорий Зимний. "Если до осеннего Егория выпадет много снега, то на весеннего будет трава". Девушки ходили слушать вечером воду в колодце: коли тиха, то и зима будет тихая, теплая. А если слышится журчание - ждать сильных морозов.
Ближайшие приметы:
10.12.2016 - Праздник Знамения. По тучам, по звездам гадают о будущей погоде. В это время у лосей отпадают старые рога; в берлоге засыпает медведь.
11.12.2016 - Иринархов день. Если на Юрия ходят "слушать воду" для прогноза погоды на зиму, то на Иринарха "слушают воду" на успех в будущих делах. Если слышно в колодце какое-то позвякивание - в будущем году следует ждать денежной прибыли, а если вода молчит - на успех рассчитывать нечего. Ещё в этот день на монетах гадают.
12.12.2016 - Парамон Зимоуказатель, Зорник. "Если на Парамона снег - быть метелям до Николы (19 декабря) - целую неделю; багряная заря - к ветрам; утро красное - быть всему декабрю ясным".
13.12.2016 - Андрей Зимний. Андрей Первозванный. Снова слушают воду: тихая вода - хорошая зима, шумная - предстоят морозы, бури, метели.
14.12.2016 - Наум Грамотник. В старину по давно заведенному обычаю с Наума детей начинали учить грамоте. Говорили: "Батюшка Наум, наведи меня на ум!"

... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Другие праздники и приметы:

Сентябрь. Календарь русских народных примет Сентября. Время года Осень.
Сретение Господне. Сретенские морозы. 15 февраля. Праздник и приметы
Апрель. Народный календарь русских праздников, примет и суеверий. Народные праздники и приметы апреля.
Герасим Грачевник. Кикиморы. 17 марта. Праздник и приметы
Весенний солнцеворот. день вербы. Вешнее равноденствие. 21 марта. Праздник и приметы
Василиса - Вешней Воды Указательница. 23 марта. Праздник и приметы
Евдокия Свистунья. Ондрон. 30 мая. Праздник и приметы
Федорин День. 9 июня. Праздник и приметы
Варфоломей и Варнава. 24 июня. Праздник и приметы
Аграфена Купальница, злые коренья. Сбор лечебных трав, кореньев. 6 июля. Праздник и приметы
Борис и Глеб. 6 августа. Праздник и приметы
Аспосов день. Малая Пречистая. Оспожинки. Рождество Богородицы. Осенины. 21 сентября
Евстафий, Астафий Ветряк. Праздник мельников. 3 октября
Харитинин день. 18 октября. Праздник и приметы
День Якова. 5 ноября. Праздник и приметы

Возможно вас это заинтересует, далее:


Cтрастная неделя: Неделя от Вербного Воскресенья до Пасхи
Преполовение половина Пятидесятницы
Данилов день. 30 декабря. Народный праздник. Приметы
Парамон Зимоуказатель. Зорник. 12 декабря. Народный праздник. Приметы
Трифон. 28 декабря. Народный праздник. Приметы
День Федосея Весняка. Федосеево тепло. Федосей Весняк. Народный календарь праздников и примет. 24 января
День Федула. Народный календарь праздников и примет. 5 января
День Лаврентия. Лаврентий. Велесов День. 11 февраля. Народный праздник. Приметы
Дарья. День всеобщего веселья и шуток. Именины Домового. 1 апреля. Народный праздник. Приметы
Евсей (Иасон) и Максим. 11 мая. Народный праздник. Приметы
Исакиев день. Змеиный праздник. 12 июня. Народный праздник. Приметы
Илларион. Ларион Пропольник. Русалии. 19 июня. Народный праздник. Приметы
День Никиты Столпника. Свобориное Дерево - шиповник. 6 июня. Народный праздник. Приметы
Федор Летний. Стратилат. Колодезник. 21 июня. Народный праздник. Приметы
Сергий Радонежский, Капустник, Курятник. 8 октября. Народный праздник. Приметы
Луков день. Лука. 31 октября. Народный праздник. Приметы
Кузьма и Демьян. Кузьминки. 14 ноября. Народный праздник. Приметы

Далее: Все народные праздники и приметы ...; Все праздники ...


^Наверх