Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Июнь --> 17 июня. Жития святых

Житие святых, память: 17 июня, по ст. ст.

17 июня
Страдание святых мучеников Мануила, Савела и Исмаила

Страдание святых мучеников Мануила, Савела и Исмаила.

Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил были родными братьями и происходили из Персидской страны1. Родители их были людьми именитыми, но не единоверными: отец держался персидского неверия, а мать была благочестивой христианкой. Детей своих она с самого раннего возраста воспитывала в христианском благочестии, - подобно тому, как в раннем детстве вскормила их своим матерним молоком и возрастила в страхе Божием; а блаженный пресвитер Евноик породил сих святых братьев банею святого крещения и научил их Слову Божию. Когда же они достигли зрелого возраста, то зачислены были в воинское звание. Но посвятив свои телесные силы царю персидскому Аламундарю2, - духом своим они всё время работали Царю небесному, Господу нашему Иисусу Христу, стараясь во всем угождать Ему своими добрыми делами.
Однажды они посланы были своим царем к греко-римскому императору Юлиану Отступнику3, ради заключения с ним мира. Юлиан сперва принял их с честью и, всячески оказывая им свою милость, всё время относился к ним по-дружески; но потом, узнав, что они христиане, исполнился гнева на них, и вопреки обычаям и законам, общим всем народам, предал сих братьев мукам за веру во Христа и умертвил их после самых тяжких истязаний.
Мученический же подвиг их был таков.
Однажды беззаконный император задумал отправиться в Вифинию, в местность, называемую Оргия Тригон4, ибо там скоро наступал один из богомерзких языческих праздников. Когда он, переправившись на корабле из Царьграда к Халкидону5, прибыл в названное нами место, то начал тотчас же, со всем множеством собравшегося там народа, совершать скверное свое празднование, поклоняясь идолам и принося бесам бесчисленные жертвы: - и вот начинались здесь непрерывные пирование с пением и музыкой и тимпанными играниями, - и в честь пагубных языческих богов за это время совершено было здесь много мерзких беззаконий.
Рабы же Христовы Мануил, Савел и Исмаил, находясь тут же, вместе с императором, не хотели даже и смотреть на это нечестивое празднество; отойдя как-то раз в сторону от ликующих и стоя вдали, они рыдали и плакали о прельщении и заблуждении этих людей, и молились ко Господу Богу - и о себе, дабы им не оскверниться общением с идолопоклонническими жертвами, - и о всех заблуждающихся, чтобы Господь привел их к познанию истины.
- Не оставляй, Господи, молились они, людей этих пребывать в столь великой пагубе зол, и не попусти разумному созданию Твоему находиться в таком безумии; - ведь они являются здесь более неразумными, чем даже почитаемые ими камни и деревья: по крайней мере деревянные идолы их, как тварь бесчувственная и неодушевленная, не знают, что перед ними делают; эти же люди, почтенные Тобою душою разумною и будучи Твоим образом и подобием, не видят и не понимают, что совершают и кому воздают божеское почтение: они во тьме ходят, заблуждаются и идут в вечную погибель.
В то время, как святые, находясь вдали, так плакали и молились, император, смотря на приносящих жертвы и на пирующих с ними и не видя при себе персидских посланников, приказал найти их и позвать к нему, чтобы они вместе с ним повеселились. Тогда один из царских постельничих, найдя их отдельно стоящими, стал звать их к царскому торжеству: он думал, что они также принадлежат к идолопоклонническому нечестию. Но рабы Христовы единодушно ответили приглашавшему их царскому постельничему:
- Отойди от нас: мы не отвергнемся той веры, в которой воспитаны от юности, и потому не оставим Господа нашего и не поклонимся живущим в вас бесам; и да не будет с нами того, чтобы мы стали причастными к этому явному заблуждению: мы не настолько безумны и неразумны, чтоб, презрев живого Бога, Создателя нашего, стали поклоняться бездушному созданию. Да и не ради того мы предприняли такой большой путь и пришли сюда, чтобы отречься от своей веры, но чтобы заключить мир между персидским и греко-римским государствами. И царь твой, равно как и единомысленные с ним, хорошо знают, что не отвратят и не убедят нас перейти к своему нечестию, если даже и предадут нас огню и мукам и лишат самой жизни.
После того постельничий, отойдя от святых, передал эти слова Юлиану, и тот сразу же воспылал на них гневом и яростью; однако он решил не предавать их сейчас же мукам, чтоб не помешать своему нечестивому празднеству, но отложил это до утра, повелев только заключить рабов Божиих в темницу.
Они же, идя к темнице, так воспевали Господу:
- "Приидите, воспоем Господу, воскликнем Богу, твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему" (Пс. 94:1-2).
И потом:
- "Кто Бог так великий, как Бог наш!" (Пс. 76:14). Мы же - люди Его и создание рук Его и будем всегда призывать Его.
На другой день Юлиан, взойдя на судилищное место, велел позвать к себе персидских посланников и начал им так говорить:
- Вас, добрые мужи, царь ваш прислал сюда, как людей верных себе и к нам хорошо расположенных, чтобы между обоими царствами восстановить давно ожидаемый всеми мир. Но этот мир может быть восстановлен между нами только при помощи любовного согласия и взаимной приязни. Однако какое же у вас может быть согласие с нами и где же ваша любовь к нам, если вы не захотели вчера вместе с нами совершить празднества и насладиться веселием в честь тех же богов, каких и вы, персы, чтите6? Ведь персы, так же, -как и мы, почитают солнце, луну и звезды, - всесветлейшую огненную силу и прочих наших богов; - почему же вы отказались почтить их вместе с нами и не захотели участвовать в нашем служении им, - хоть бы ради того, чтобы наши условие относительно заключения мира были более крепкими и прочными? Но если вы презираете и уничижаете наших богов, и если вы не единомысленны с нами, то значит, пришли к нам не для утверждения мира, но для нарушения его и для возобновления вражды и войны.
На это святые мужи ответили:
- Мы пришли к тебе от нашего царя ради заключения мирных условий, чтобы ваши воины не переступали наших пределов, а наши - ваших, дабы нам не опустошать бы землю друг друга, - и чтобы наши купцы всегда имели свободный доступ в ваше государство, а ваши - в нашу землю и чтобы те и другие без всякой бы обиды возвращались к себе домой; - вот для условий об этом мы и присланы к тебе, а вовсе не для рассуждения о богах. Пусть всякий почитает того бога, какого хочет, и так именно, как ему нравится. Да из-за веры никогда и не бывает войны между царствами; но распри, ссоры и битвы всегда происходят из-за городов, областей и из-за их границ и пределов. Ты же, оставив всякие переговоры о мире, ради которых мы и присланы к тебе, начинаешь говорить о другом, об чем нам с тобою и не должно говорить. Ведь ты говоришь с нами не о благосостоянии империи своей, - не о мирном отношении к нашему государству, которое сопредельно с твоим, но всё время расспрашиваешь о богах и толкуешь о вере. Если тебе уж так угодно, то знай, что мы, хотя родом и Персы, но по вере христиане, воспитаны матерью нашею в благочестии и наставлены в истинной вере отцом нашим духовным, пресвитером Евноиком. И в нашем отечестве уж много было таких, которые хотели отвратить нас от Господа нашего Иисуса Христа к идолопоклонству, но не успели в этом: благодатью нашего Владыки мы остались непоколебимы и твёрды в исповедании своей веры; надеемся и ныне на помощь Господню, - что и теперь никто нас здесь не отвратит от нашей веры святой и никто не убедит перейти к службе бесовской, которая по истине есть суетна и преисполнена всякого обольщения, заблуждения и лжи.
Тогда мучитель, исполнившись гнева, сказал им:
- Как вы, будучи людьми простыми и невежественными, - не знающие даже и нашего языка, - как вы осмеливаетесь так нагло, и столь безумными речами своими, хулить нашу веру, которую исповедуем мы, люди образованные и прошедшие в совершенстве всё книжное любомудрие? Знакомы мы и с вашим учением. Ведь вы знаете, что я изучал и ваши христианские книги, но увидев, что в них одна только ложь и нет ничего истинного, тотчас же отверг их, чтобы по причине неясности написанного в них не впасть в какое-либо заблуждение. И кто из тех людей, которые верят вашим книгам и по ним поступают, - кто из таких показал себя когда-либо славным и совершенным и что сделал в своей жизни доблестного? Поэтому советую вам: - оставьте это детское и ложное умствование и верьте лучше тому, о чем издавна уже учили лучшие философы. Если же вы не пожелаете принять моего доброго вам совета, то, и вопреки воли своей, послушаетесь тех мук, которым я тотчас же вас предам.
На это святые ответили:
- Мы научились от Господа нашего - не бояться убивающих тело и не думать, что должно отвечать желающим мучить нас, ибо Сам Дух Святой укрепит нас в страдании и даст слово и дерзновение для ответа. Мы же спросим тебя, что видишь ты в нас безумного, - ты, считающий себя мудрейшим из всех людей? и кто вообще неразумнее, - тот ли, кто познал истинного Бога и Создателя всяческих и благочестно почитает Его, или тот, кто, удалившись от Бога живого, поклоняется бездушной твари, камням и дереву, или чему-либо подобному им? Поистине тот безумен, кто вместо Бога чтит мертвую вещь; - разумен же тот, кто служит Богу живому. Ведь вот - что прежде всего есть дело разума человеческого - это познать Творца своего, Подателя всех даров, и веровать в Него, и усердно служить Ему; а не знать Его - Творца и благодетеля своего и работать врагу своему - душепагубному бесу, - это есть крайнее неразумие. И древние философы ваши, находившиеся в таком зловредном заблуждении, только казались мудрыми, а на самом деле были самыми неразумными людьми, - по слову святого апостола: "называя себя мудрыми – обезумели" (Рим.1:22), и омрачилось их неразумное сердце; вот им-то ты и стал подобен, если только не хуже: ведь те пребывали в своем безумии, не зная и никогда ранее не исповедуя истинной веры, ты же, просвещенный святым крещением и воспитанный в христианстве, отвергся от Христа Бога, и теперь всеми, истинно верующими в Господа, прозываешься вместо христианина еллином, и вместо благочестивого - нечестивым и безбожным.
Сильно раздраженный такими словами мучеников, Юлиан, исполнившись безмерной ярости, повелел тотчас же жестоко мучить их. Прежде всего их обнажили и, положив на землю, без пощады били суровыми ремнями по хребту и животу, а потом повесили на мучилищном месте, высоко пригвоздив к дереву их руки и ноги, и железными зубцами строгали все тело их. Мученики же Христовы, доблестно перенося эти тяжкие муки, возведши очи свои к небу и молясь Господу, так взывали к Нему:
- О, Владыка! Ты, и Сам некогда пригвожденный неверными иудеями к древу и изгладивший грехи мира страстью на кресте и смертью, - призри на нас, висящих теперь на дереве изъязвленными, и так как естество наше немощно, то пошли нам помощь Свою свыше и дай нам облегчение в страданиях наших, ибо только в надежде на Тебя, мы дерзнули принять этот мученический подвиг. Как жестоки и ужасны эти муки, - Ты Сам, Господи, знаешь и видишь, но по любви к Тебе, о, сладчайший Иисусе, они приятны нам!
Когда святые так молились, внезапно предстал пред ними Ангел Господень; но его видели одни только святые мученики, омраченные же глаза нечестивых не были достойны того. Сей Ангел, утешив страждущих, даровал им такую отраду в их страданиях, что они как будто бы уже более не чувствовали боли от ран своих и, казалось, - даже и не переносили никогда всех этих мук. Потом Юлиан велел снять с дерева святых мучеников, и когда их сняли, он, как бы издеваясь над ними, сказал им:
- Видите, как я вас щажу, не предавая вас еще большим мукам. Надеюсь, что вы после этого сравнительно небольшого наказания станете теперь единомысленными с нами.
Святые же мученики, хорошо поняв всю лесть его слов, еще с большим дерзновением ответили ему:
- Не думай и не надейся, враг Христов, чтоб мы изменили вере в Господа. Итак, продолжай терзать тела наши, если хочешь еще более мучить нас: мы готовы все претерпеть. Подвергнешь ли ты нас ранам, огню, мечу или чему-либо еще более ужасному - всё это сочтем для себя скорее радостью, нежели мукою: всё это мы с веселием претерпим за возлюбившего нас Иисуса!
Тогда беззаконный Юлиан, видя, что Мануил, как старейший из братьев, говорит больше и смелее, чем другие братья, велел отвести его к сторону, а сам, начав беседу с двумя оставшимися, - с Савелом и Исмаилом, с лукавством стал так говорить им:
- Вы дети хоть и одних родителей, но люди совсем не одного нрава: старший ваш брат не достоин даже и называться вашим братом, так как он упрям, зол, бесстыден, много говорит и спорит и, оставаясь непреклонным в безумии своем, и вас увлекает за собою и не дает вам избрать лучшего для себя; а вы, как я вижу, люди нрава доброго, кроткого, и не сварливого и вообще - благоразумны. Итак, послушайтесь теперь моего доброго совета, - оставьте своего брата погибать в суетном его заблуждении и в безумном сопротивлении, - принесите жертву нашим богам, и тогда вы получите - от них великую милость, а от нас - богатые дары и честь.
Святые же, не желая даже и слушать этих льстивых слов, громко начали обличать коварство Юлиана и хулить безумие его.
Тогда Юлиан, снова возгоревшись гневом, приказал отвести их на мучилищное место и опалять ребра их горящими свечами. Мученики же, доблестно перенося эти муки, всё время - Господа славили, а мучителя - укоряли. Потом Юлиан вторично велел привести Мануила и - то ласками, то угрозами - опять стал принуждать его поклониться идолам. Наконец, видя, что он, как скала, непоколебим в исповедании Христовом, начал мучить его, как и братьев: он велел в голову каждого из мучеников вбить по железному гвоздю, а за ногти рук и ног - острые колья, и потом им, столь уже изъязвленным, приказал мечем отсечь головы, а тела их - сжечь.
И вот святых мучеников повели на место казни, - на место называемое Константиново, где пред излиянием крови своей они, в последний рать вознесли такую молитву к Господу:
- Боже праведный, безначальный, все приведший из небытия в бытие, в последняя же лета нашего ради спасения умаливший Себя, пребывавший с людьми в образе раба и претерпевший крест, чтобы освободить нас от уз греховных и соделать нас наследниками Царствия Своего, - приими в мире рабов Твоих и сопричти нас к лику от века угодивших Тебе, ибо мы ради имени Твоего святого добровольно приемлем это мечное посечение и отшествие от настоящей жизни, - и обрати к Себе, всемилосердый Владыко, этот порабощенный диаволу народ, который в таком множестве окружает нас, и пошли ему просвещение ума и разум к познанию истины, дабы, познав Тебя Единого истинного Бога, Тебе единому и служить и от Тебя получить вечное спасение.
В то время, как святые мученики так молились, - свыше услышан был голос:
- Приидите, дабы получить венец славы, так как вы доблестно совершили подвиг свой.
Святые мученики усечены были в 17 день месяца июня.
Но когда нечестивые слуги хотели исполнить другое приказание своего беззаконного царя - сжечь тела Христовых страстотерпцев, - мгновенно, по повелению Божию, земля потряслась, и место, на котором лежали святые, глубоко оселось, и таким образом образовавшаяся бездна прияла тела мучеников и сокрыла их, дабы более не прикасались к ним скверные руки мучителей и сила огня не превратила бы их в пепел; - а все слуги от страха бежали.
Тогда многие из народа, там стоявшего, видя такое чудо, уверовали во Христа и, отвергши еллинское заблуждение, присоединились к обществу христиан.
По прошествии двух дней, в продолжение которых христиане непрестанно день и ночь возносили на этом месте мольбы ко Господу, земля снова расступилась и вознесла на верх тела святых, и вот, - повсюду излилось несказанное благоухание.
Тогда верные, исполнившись великой радости, с любовью взяли тела святых и с честью погребли их на этом дивном месте; после того от гроба святых мучеников в изобилии стали изливаться исцеления для всех недужных.
А нечестивый богоотступник Юлиан вскоре же после того погиб знаменательною и грозною смертью.
По убиении персидских посланников, святых мучеников Мануила, Савела и Исмаила, он отправился со всем войском своим в Персию7. На это прельстили его бесы чрез своих волшебников - лжепророков, предсказавших ему победу и покорение персов. Царь же персидский, услышав об избиении своих послов, исполнился глубокой печали и великого гнева: узнав, что на него идет законопреступный Юлиан, он так же собрал все войско и, став на границе своего государства, ополчился на гордого своего врага. И когда оба войска сошлись, началась великая битва. Но персы скоро превозмогли и победили римское войско, сокрушив таким образом всю силу Юлиана.
Вот при этой то битве, богоотступника Юлиана и поразил гнев Божий: нечестивый император поражен был невидимою рукою и погиб в великих муках, став под конец посмешищем для всех персов, на которых он так гордо выступил, с своею суетною надеждою, - на радость бесам, в которых он веровал и на которых так надеялся.
Христиане же, освободившись таким образом от жестокого гонения и мучений, прославили Избавителя своего, Христа Бога, Которому и от нас да будет честь и слава, со Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь8.
Кондак, глас 2:
Верою Христовою уязвлени всеблаженнии, и сего верно испивше чашу, персская служения и дерзость на землю низложисте, Троицы равночисленнии, молитвы творяще о всех нас.

1 Персидское государство занимало в то время громадное пространство между Тигром, Персидским заливом и Каспийским морем
2 Аламундар, как царь персидский, совсем неизвестен в истории; некоторые думают, что это был один из полководцев персидских.
3 Юлиан, сын Констанция, брата Константина Вел., родился в 331 г. по Р. Хр.; сначала он был обучен в христианской религии, но, став кесарем, в 355 г., он открыто отторгся от христианства, за что и получил название Отступника.
4 Как думают, Тригон был собственно храм, посвященный идолам, близ Халкидона.
5 Халкидон - город Вифинии, на южном конце Босфора, против Византии.
6 По своим философско-религиозным убеждениям Юлиан был экклектик, т.е. - он из всех религиозных учений выбирал себе всё то, что ему нравилось и было вообще согласно с его миросозерцанием; он веровал и во единого верховного Бога, но отожествлял Его с Митрой или солнечным богом восточного культа; а персы, как известно, тоже чтили солнце, как свое главное божество.
7 Как известно, Юлиан выступил в поход против персов 5 марта 363 года.
8 Торжественное празднование памяти сих святых весьма древнее; спустя 30 лет после их кончины, Феодосий Вел. 395 г. построил в честь их в Константинополе церковь, а монах Герман, впоследствии патриарх (ум. 740 г.) написал в память их канон.

<< предыдущий день :: 17 июня :: следующий день >>


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D


Сентябрь. Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского на каждый день года
3 февраля. Жития святых: Память святого и праведного Симеона Богоприимца; Память святого мученика Власия; Память святых мучеников Адриана и Еввула; Житие святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца; Память святого пророка Азарии; Страдание святых мучеников Папия, Диодора и Клавдиана;
25 февраля. Жития святых: Житие святого отца нашего Тарасия, архиепископа Константинопольского;
3 марта. Жития святых: Страдание святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска;
9 марта. Жития святых: Страдание святых сорока мучеников, в армянской Севастии; Страдание святого мученика Урпасиана; Память святого Кесария;
22 марта. Жития святых: Страдание святого священномученика Василия, пресвитера Анкирского; Память святой мученицы Дросиды;
11 мая. Жития святых: Страдание святого священномученика Мокия; Жизнь и труды преподобных отцов наших Мефодия и Константина, в монашестве Кирилла, учителей славянских;
8 июня. Жития святых: Житие святого отца нашего Ефрема, патриарха Антиохийского; Память преподобного отца нашего Зосимы; Перенесение мощей святого великомученика Феодора Стратилата;
15 июня. Жития святых: Память святого пророка Амоса; Страдание святого мученика Дулы; Память преподобного Дулы Страстотерпца; Страдание святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии; Житие блаженного Иеронима;
26 августа. Жития святых: Страдание святых мучеников Адриана и Наталии; Празднество в честь сретения Владимирской иконы Божией Матери;
23 сентября. Жития святых: Слово на зачатие честного и славного пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна; Память святых мучеников Андрея, Иоанна, Петра и Антонина; Память святой мученицы Ираиды; Житие преподобной Поликсении;
13 октября. Жития святых: Страдание святых мучеников Карпа, Папилы, Агафодора и Агафоники; Память святого мученика Флорентия; Память преподобного Никиты Исповедника; Память святого мученика Вениамина диакона;
23 октября. Жития святых: Житие и страдание святого Апостола Иакова, брата Господня по плоти; Память святого Иакова Боровицкого; Память святого Игнатия, патриарха Константинопольского;

Возможно вас это заинтересует, далее:


27 апреля. Память святого Апостола и священномученика Симеона, сродника Господня; Житие святого отца нашего Стефана, епископа Владимиро-Волынского;
26 сентября. Житие святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова;
Пророк Софония. Преподобный Савва Нижегородский, или Сторожевский. Священномученик Феодор. 16 Декабря.
Вериги апостола Петра. Преставление блаженного Максима Тотемского. 29 января.
Преподобного Льва, епископа Катанского. Преподобный Корнилий. Страдание святого священномученикa Садока, епископа Персидского и с ним 128 мучеников. 5 марта.
Преподобный Прокопий. Святой мученик Феодор Тирон. 12 марта.
Священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского. Мученица Фомаида Александрийская, Египетская. 26 апреля.
Перенесение мощей благоверных князей российских Бориса и Глеба. Святитель Афанасий Великий, Патриарха Александрийского. 15 мая.
Мученики Маркиан и Мартирий. Мученик Анастасий. 7 ноября.
Преподобный Нестор Летописец. Обретение мощей князя Андрея Смоленского. Мученица Капитолина. 9 ноября.
Молитва святой преподобной Марии Египетской
Молитва преподобному Никите Столпнику Переславскому чудотворцу
Молитва святому преподобному Иоанну многострадальному Печерскому
Молитвы святому великомученику Никите
Икона Божией Матери “Живоносный Источник”. Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы именуемой Живоносный источник.
Усекновение главы Иоанна Предтечи
Успенский пост

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх