Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Июль --> 28 июля. Жития святых

Житие святых, память: 28 июля, по ст. ст.

28 июля
Святые Апостолы (из семидесяти) Прохора, Никанора, Тимона и Пармена
Память святого мученика Евстафия
Память святого мученика Акакия
Страдание святого мученика Иулиана

Святые Апостолы (из семидесяти) Прохора, Никанора, Тимона и Пармена.

После Вознесения Господня и по ниспослания Святого Духа на Апостолов, число верующих в Иерусалиме значительно увеличилось; посему, по совету Апостолов, пребывавших в то время в Иерусалиме, избраны были семь мужей, исполненных Духа Святого и премудрости (Деян.6:5), на служение диаконское. Имена сих мужей были следующие: Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай антиохиянин. О самом избрании их книга Деяний апостольских повествует так:
"В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей. Тогда двенадцать [Апостолов], созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки. И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме" (Деян.6:1-7).
Из числа всех сих избранных память святого первомученика Стефана почитается в двадцать седьмой день декабря месяца; память святого Филиппа чтится в одиннадцатый день месяца октября; память же прочих диаконов, за исключением Николая, – не причтенного к лику святых1, святая Церковь почитает одновременно в нынешний день, несмотря на то, что они скончались в разные времена и в разных местах, проповедуя имя Христово и запечатлев свою проповедь мученическою смертью.
Святой Прохор первоначально сопутствовал святому верховному Апостолу Петру2 (еще до Успения Матери Божией) вместе с прочими учениками; сим же Апостолом Петром святой Прохор был поставлен в епископы вифинского города Никомидии, как об этом повествует блаженный Симеон Метафраст3 в сказании о житии и подвигах святого Апостола Петра (под 29 июня). После же Успения Матери Божией Прохор был спутником и сотрудником святого Апостола Иоанна Богослова4; вместе с ним Прохор прошел по многим странам, принимая везде страдания от язычников за благовествование имени Христова; вместе с Иоанном Богословом Прохор был заточен на остров Патмос; здесь он записывал всё, что слышал от святого Иоанна Богослова, изрекавшего по откровению Божию5; после сего святой Прохор опять потрудился в Никомидии, где он был первым епископом; здесь он обращал ко Христу язычников, умножая новособранную церковь. Скончался святой Прохор мученически, будучи убит язычниками за благовествование имени Христова в городе Антиохии6.
Святой Никанор пострадал в тот же день, когда был побит камнями святой первомученик Стефан; в это время было поднято жестокое гонение на церковь иерусалимскую; святой Никанор, как и первомученик Стефан, был умерщвлен вместе с двумя тысячами людей, уверовавших во Христа. Об образе убиения его упоминается в каноне, что он был как ягненок, принесен в жертву Богу7.
Святой Тимон был поставлен святыми Апостолами епископом города Бостории, находившегося в Аравии; за проповедь имени Христова он много пострадал как от иудеев, так и от язычников; наконец был брошен в сильно разожженную печь, но нисколько не пострадал от огня и вышел из печи невредимым. Предание римской церкви прибавляет, что святой Тимон, выйдя из печи невредимым, был предан крестной смерти8.
Святой Пармен со усердием совершал служение, порученное ему святыми Апостолами; на их глазах он умер и их руками был похоронен и ими же оплакан. Однако, некоторые утверждаю, что он пострадал пред смертию и был украшен венцом мученическим9.
Кондак, глас 1:
Диакони честнии и самовидцы Слова, и сосуди избраннии явистеся веры, Никанор, Прохор, Пармен и Тимон, славнии: темже днесь священную память вашу празднуем, в веселии сердца вас ублажающе.

1 Некоторые из церковных писателей (св. Ириней Лионский, Епифаний Кипрский, блаж. Иероним и др.) считают диакона Николая основателем и начальником секты николаитов, коих обличает св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в Апокалипсисе (2:6,15). Предполагают, что диакон Николай неправильно понял учение Христа о любви и свободе христианской и был проповедником несдержанной плотской любви. Впрочем Климент Александрийский свидетельствует, что диакон Николай проводил строгую и благочестивую жизнь, имел жену и детей, и его дочери состарились в девстве. Его слова: "Надобно плоть употреблять на зло", т.е. пренебрегать плотью, не дорожить ею, – обуздывать ее, – были ложно поняты сектантами; сам же Николай был, как строгий аскет, чужд таких заблуждений".
2 См. житие его под 29 июня.
3 Симеон Метафраст – знаменитейший церковный писатель X в.; родился в Константинополе; состоял секретарем при императоре Льве Философе и Константине VII; исполнял важные дипломатические поручения; спас г. Солунь от истребления, которым угрожали этому городу арабы в 904 г., убедив предводителя их взять за город денежный выкуп; к концу жизни был патрицием и магистром. За свою благочестивую жизнь причтен св. Церковью к лику святых (память его празднуется св. Церковью 27 ноября). Симеон Метафраст весьма прославился своими церковно-историческими трудами; он составил (или, правильнее, собрал) "Жития святый"; но при этом св. Симеон не ограничивался одним собиранием древних сказаний о житиях, подвигах и страданиях святых, а пересказал или переложил их; отсюда и его прозвище "Метафраст" (от греч. пересказывать, перелагать).
4 Память его 26 сентября и 8 мая.
5 По преданию, св. Прохор записал со слов св. Иоанна Богослова Евангелие.
6 По мнению некоторых исследователей следует различать двух лиц с именем Прохора: 1) Прохор диакон, – спутник св. Апостола Петра и впоследствии епископ Никомидии. Это Прохор пострадал за исповедание имени Христова в Антиохии 9 августа. 2) Прохор позднее живший, ученик и спутник св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Этот Прохор считается составителем сказания о жизни и чудесах св. Ап. и Ев. Иоанна Богослова, от Успения Матери Божией и до кончины его. Полагают, что именно этот Прохор изображен на древних иконах писцом (переписчиком Евангелия). Однако с достоверностью мы не можем утверждать, что следует различать два лица с именем Прохора; быть может, Прохор диакон и Прохор спутник св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова – одно лицо, как это принимает св. Димитрий Ростовский.
7 Песнь 4, 6 и 7.
8 Память св. Апостола Тимона совершается еще св. Церковью 30 декабря и 4 января (вместе с собором 70 Апостолов).
9 По мнению некоторых исследователей, св. Апостол Пармен проповедовал Евангелие в Македонии. Мученическую кончину св. Апостола Пармена относят ко времени царствования императора Траяна (98-117 гг.) и именно к последним годам его царствования.

Память святого мученика Евстафия.

Святой мученик Христов Евстафий служил в войске. Так как он был христианином, то был схвачен и приведен к правителю города Анкиры1 Корнилию. На допросе он смело исповедал Христа, и за это его сперва без пощады избили, потом просверлили ему пяты, затем, привязав к нему веревку, влачили от города Анкиры до реки Сагки2, причем правитель шел вслед за ним и смотрел, и, наконец, положили его в ящик и бросили в реку. Но в это время по изволению Божия явился ангел Господень и вынес ящик из реки на сухое место. Святой оказался живым и, находясь в ящике, пел: "Живущий под кровом Всевышнего" (Пс.90:1) и прочее. Увидев это, правитель почувствовал себя посрамленным и, вынув меч свой, сам убил себя. Между тем святой мученик помолился Богу, из рук явившегося ангела причастился Божественных Таин, принесенных ему с неба голубем, и после этого предал дух свой в руки Господа3. Честные мощи его были погребены в городе Анкире.

1 Город Анкира находится в малоазийской римской провинции Галатии.
2 Под названием Сакги здесь разумеется река Сангари. Она берет свое начало в сопредельной с Галатией провинции Фригии, протекает чрез Галатию и Вифинию и впадает в Евксинский Понт, ныне Черное море.
3 Святой мученик Евстафий скончался около 316 г.

Память святого мученика Акакия.

Святой Христов мученик Акакий пострадал в царствование Ликиния1, которому и предан был для суда. За исповедание Христа Ликиний повелел повесить его и строгать по телу, а потом отослал к епарху2 Терентию. Последний приказал бросить его в котел, наполненный смолою и салом, но он остался совершенно невредимым. Когда епарху надо было отправиться в Апамею и Аполлонию3, то он велел святому Акакию следовать за собою. В одном из этих городов его ввели в языческий храм, и он силою молитвы ниспроверг всех бывших в этом храме идолов. После сего епарх отдал его для суда трибуну4, по повелению которого он был сперва сильно избит, потом боролся со зверями и, наконец, был брошен в печь, но остался невредимым. Трибун, думая, что пень холодна, подошел к ней, желая удостовериться в этом, но сам сгорел и тело его обратилось в прах. После смерти трибуна святой отдан был на суд Посидонию, который повелел наложить на него тяжелые оковы и отвести в Милет5, где он снова ниспроверг идолов. За это ему отсекли голову6, при чем из раны истекла кровь и молоко. Некий пресвитер Леонтий похоронил тело его в городе Синнаде7.

1 Ликиний, управлявший с 311 года восточною частью римской империи, был преемником жестокого гонителя христиан Максимиана Галерия. В 311 году он вместе с Константином Великим издал закон в пользу христиан, но впоследствии, когда между ним и Константином возникли неприятные отношения, в основе которых лежал вопрос, двум или одному государю быть в империи, он, подозревая христиан в сочувствии к Константину, стал сперва притеснять, а потом и преследовать их. Это продолжалось до 323 года; на войне с Константином Ликиний был убит.
2 Епархами в греко-римской области назывались правители областей.
3 Города Апамея и Апполония находились в малоазийской римской провинции Фригии близ юго-восточной границы ее с Писидией.
4 Трибунами назывались в римской империи разные должностные лица, в особенности же – военные начальники над тысячью солдат.
5 Милет – приморский город в малоазийской римской провинции Карии.
6 Святой мученик Акакий скончался около 321 года.
7 Город Синнада находился в Малой Азии, в римской провинции Фригии.

Страдание святого мученика Иулиана.

В царствование императора Антонина1 язычники принуждали христиан приносить жертвы богам; в противном случае язычники угрожали христианам лютыми муками и самою смертью. В провинции Кампании2 тогда игемоном был некто Флавиан, человек весьма жестокий; сей игемон ненавидел имя Христово.
Игемон Флавиан послал по всей провинции Кампании своих нечестивых слуг, приказав им забирать всех христиан, каких они встретят, и привести их в город Атину, в коем он сам находился в то время.
В это время в Кампанию прибыл из Далмации3 некоторый муж, юный летами, но старый по поведению и мудрости христианской; прекрасный и самым телом, но еще более прекраснейший благодатию и святостью; честный по происхождению, но еще более честнейший по вере. Имя мужу тому было Иулиан. В то время как Иулиан проходил около города Анагния, случайно натолкнулся он на воинов игемоновых. Иулиан воздал им христианское приветствие, сказав:
– Мир вам, братия!
Воины же, догадавшись по этим словам и по всему кроткому поведению святого, что это был христианин, начали спрашивать его, – кто он и откуда? каково его имя и какую веру он исповедовал.
Раб же Божий Иулиан, желая пострадать и умереть за имя Христово, бесстрашно отвечал:
– Я христианин; имя мое – Иулиан; происхожу я из Далмации; направляюсь же в эти страны, всюду увещевая людей отвергнуть поклонение идолам и уверовать в единого истинного Бога, и Сына Его Господа Иисуса Христа; я увещеваю людей почтить Того, о Котором я проповедую и ради Которого я готов положить жизнь свою.
Воины весьма удивились столь мужественному ответу святого, однако взяли его, крепко связали и повели, ударяя палками и оружием и говоря:
Посмотрим, насколько справедливы будут слова твои о том, что ты желаешь умереть за Распятого!
Перенося побои, святой молился Богу, прося дать ему силу до конца претерпеть страдания за святое имя Его. И молитва святого Иулиана была услышана Богом, ибо нисшел голос, укрепивший святого и говоривший:
– Не бойся, Иулиан! Я буду с тобою и дам тебе силы и мужество.
Тогда святой юноша принес благодарение милосердому Богу, после чего был отведен к игемону и по повелению его был заключен в страшной темнице, называвшейся "Холодным рвом". В этой темнице святого содержали семь дней без пищи и пития, думая погубить его голодом и жаждою.
Но Бог не оставил раба Своего, ибо послал к нему святого ангела. Узник Христов наслаждался лицезрением и беседою с сим ангелом, принимая небесную пищу из рук его.
Спустя семь дней игемон вышел на публичное судилище (здесь потом была построена церковь во имя Пречистой Богородицы) и воссел на судилищном месте в присутствии множества собравшегося народа; потом приказал представить себе мученика для допроса. Когда святой был приведен к игемону, то сей последний спросил его:
– Не стыдно ли тебе, столь красивому и честному юноше, поклоняться малоизвестному назарянину, распятому на кресте? разве не лучше было бы, если бы ты отрекся от этой дурной веры? Поклонись богам нашим, тогда царь будет милостив к тебе.
Мученик отвечал:
– Моя слава и похвала – распятый Христос, Бог мой; и я не желаю сам ничем иным хвалиться кроме креста Господа моего; и я не желаю сам ничем иным хвалиться кроме креста Господа моего; а за святую веру, которую ты называешь дурною, я готов умереть. Но твои боги поистине мерзки; ибо они бесы; пусть стыдятся их все те, кто поклоняется им.
После этих слов святого, игемон пришел в ярость, и повелел бить святого по устам, а также мучить его, растянув на мучилищном дереве.
Святой же, принимая побои, молился Богу, говоря так.
– На Тебя, я, Господи, уповаю; силою Твоею спаси меня. Ты мой Бог, помощник мой, прибежище и избавитель мой; пусть устыдятся все, поклоняющиеся идолам и замыслившие сделать мне зло. К Тебе, Господи, взываю я: не отдай меня во власть врагов моих.
И снова послан был святому голос с нема, укрепивший святого и говоривший:
– Не бойся! Подвизайся мужественно!
Тогда мученик Христов, обратившись к народу, сказал:
– Внимайте, окаянные! Не надейтесь на богов, коих вы сделали сами себе своими руками; познайте Того Бога, Который создал из ничего небо и землю.
Увещевая народ в таковых словах, святой Иулиан обратил ко Христу более тридцати мужей; потом снова был отведен в темницу.
Утром следующего дня святой снова был выведен на судилище. Игемон сказал ему такие слова:
– Я хотел бы пощадить тебя, не щадящего самого себя и не хотящего поклониться богам непобедимым.
На эти слова святой мученик отвечал:
– Напрасно ты говоришь мне это; ты уже не изменишь моих мыслей. Я поклоняюсь Тому Богу, Которому должны все поклоняться. Этот Бог сотворил небо и землю.
Игемон Флавиан пришел в гнев от этих слов святого и приказал повесить Иулиана на мучилищном дереве и терзать святого побоями и строганием железом. Но по силе Бога, дивного во святых Своих, руки мучителей ослабели и разболелись, так что они не только не могли коснуться святого, но даже не могли держать в руках орудий мучения, и вообще не могли ничего делать.
В то время как игемон весьма удивлялся этому, прибыл вестник, возвестивший, что храм бога их, называемого Сераписом4, упал и идол того бога вместе с прочими идолами превратился в прах.
Игемон и его бесовские слуги пришли в великое изумление от сего известия, и преисполнились стыдом; христиане же, находившиеся среди народа и исповедовавшие втайне святую веру, возрадовались душою и прославили Христа Бога.
Потом язычники, стоявшие близ места того, воскликнули во всеуслышание:
– Да будет погублен сей волхв как можно скорее!
Игемон, преисполненный гнева и злобы, тотчас же изъявил согласие на требование народа и предал мученика на смерть, высказав свое решение в таких словах:
– Повелеваем усечь мечом во главу Иулиана, наученного христианами волшебной хитрости, хулителя богов, ослушника царского приказания; усечь же повелеваем на том месте, где разрушился храм, дабы отомстить за бесчестие, нанесенное богам нашим.
И поведен был святой к тому месту.
Придя туда, святой преклонил колена и помолился Богу в таких словах:
– О, бесконечная благость Божия! Благодарю, Тебя, Боже за то, что Ты сподобил меня, недостойного, такой честной смерти, как смерть за святое имя Твое. Молю же Тебя, омой меня сим самым пролитием крови моей, очисти меня от грехов моих и введи меня в благословенное Царство Твое. Приими дух мой в мире. Не забудь милосердием Своим и всех тех, кто пожелает во славу пресвятого имени твоего почить память моего страдания.
После того, как святой помолился в таких словах, с неба послышался голос, удостоверявший, что молитва его была услышана, и призывавший святого в места горние. И усечен был во главу святой мученик Иулиан5. Святая душа его, отрешившись от плоти, взошла на небеса, ко Христу Богу нашему, царствующему со Отцом и Святым Духом, Коему воссылается слава, ныне, всегда и в бесконечные веки. Аминь.

1 Антонин Пий управлял римскою империею с 138 г. по 161 г.
2 Кампания – провинция в древней Италии, ограниченная на западе Лациумом, на севере Самниумом, на востоке Луканиею, на юге и юго-западе Тирренским морем. Древние авторы хвалят ее благодатный климат, так и плодородие почвы, дозволявшее трижды в год сеять и собирать жатву. Здесь было много виноградников, маслин и строевого леса. Жители Кампании (язычники) были известны своею изнеженностью и любовью к роскоши.
3 Далмация – в древности римская провинция. Далмация расположена узкой полосой по берегу Средиземного моря; граничит на севере с Хорватией, на востоке с Боснией и Герцеговиной, на юге – с Черногорией. Далмация подчинена была римскому владычеству в 6 г. по Р. Х.; с этих пор она, вместе с Иллириком, стала императорской провинцией. Жители Далмации принадлежали к иллирийскому племени и занимались охотою, земледелием и скотоводством.
4 Серапис – собственно божество египтян. Серапис считался у египтян верховным богом подобно тому, как Зевс считался главным богом у греков и римлян. Поклонение Серапису не ограничивалось Египтом; во II в. до Р. Хр. культ (поклонение) Сераписа проник в Грецию и Рим. Культу Сераписа особенно покровительствовал император Нерон и Антонин Пий, упоминаемый в житии. В Риме существовало несколько храмов, посвященных Серапису, было также много надписей и памятников с именем этого бога.
5 С точностью год кончины Иулиана неизвестен. Время кончины святого следует относить к половине II в.

<< предыдущий день :: 28 июля :: следующий день >>


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D


20 января. Жития святых: Житие преподобного отца нашего Евфимия Великого, Память святых мучеников Васса Евсевия Евтихия Василида, Память святых мучеников Инны Пинны и Риммы,
2 марта. Жития святых: Страдание святого священномученика Феодота, епископа Киринийского; Память святой мученицы Евфалии; Житие святого отца нашего Арсения, епископа Тверского;
14 марта. Жития святых: Житие преподобного отца нашего Венедикта; Память святого Евcхимона исповедника;
17 мая. Жития святых: Память святого Апостола Андроника и Иунии, помощницы его; Память святого мученика Солохона;
22 июня. Жития святых: Житие и страдания св. священномученика Евсевия, епископа Самосатского; Память святых мучеников Зинона и Зины;
11 июля. Жития святых: Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной; Преставление блаженной княгини Ольги, во святом крещении Елены; Память святого мученика Киндея;
30 июля. Жития святых: Святые апостолы Сила, Силуан, Крискент и другие с ними; Страдание святого священномученика Валентина; Страдание святого мученика Полихрония; Память святого Иоанна Воина;
1 августа. Жития святых: Происхождение честного и животворящего Креста Господня; Страдание святых ветхозаветных мучеников Елеазара священника, семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и иных с ними; Страдание святых мучеников Леонтина, Атта, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минея (Минеона), Катуна и Евклея;
17 сентября. Жития святых: Страдание святых мучениц Веры, Надежды и Любви, и матери их Софии; Память святой мученицы Агафоклии; Память святой мученицы Феодотии;
22 сентября. Жития святых: Страдание святого священномученика Фоки, епископа Синопского; Житие и страдание святого мученика Фоки, именуемого верторадарем; Житие святого пророка Ионы; Память преподобного Ионы пресвитера; Житие святого Петра, прежде бывшего мытарем;
2 декабря. Жития святых: Память святого пророка Аввакума; Страдание святой мученицы Миропии; Житие преподобного Афанасия Печерского; Житие святого Стефана, царя Сербского; Память преподобных Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила;
23 декабря. Жития святых: Житие святого отца нашего Нифонта, епископа Кипрского; Страдание святых десяти мучеников Критских; Память святого Павла, епископа Неокесарипского;
25 декабря. Жития святых: Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; Слово на Рождество Христово; Сказание о поклонении волхвов;

Возможно вас это заинтересует, далее:


15 февраля. Житие и страдание святого апостола Онисима, одного из лика семидесяти; Память преподобного Евсевия пустынника;
25 апреля. Житие и страдание святого Апостола и Евангелиста Марка; Память преподобного отца нашего Сильвестра Обнорского;
22 мая. Страданье святого мученика Василиска;
2 сентября. Житие и страдание святого мученика Маманта; Житие святого Иоанна Постника, патриарха Константинопольского; Память 3618 мучеников, в Никомидии пострадавших;
23 декабря. Житие святого отца нашего Нифонта, епископа Кипрского; Страдание святых десяти мучеников Критских; Память святого Павла, епископа Неокесарипского;
Февраль. Православный церковный календарь, праздники Февраля. Святые угодники.
Великомученица Варвара. Преподобный Иоанн Дамаскин. Святитель Геннадий. 17 декабря.
Святитель Григорий Богослов. Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали». 7 февраля.
Семи священномучеников. Икона Божьей Матери Споручница грешных. 20 марта.
Преображение Господа Бога и спасителя Иисуса Христа. 19 августа.
Пророк Иезекииль. Преподобные Симеон Юродивый и Иоанн, спостник. 3 августа.
Мученики Пров, Тарах и Андроник. Преподобный Косма. Празднование святому Иоанну Крестителю. 25 октября.
Архангел Михаил Молитвы Святому
Молитва преподобному Иосифу Волоцкому
Икона Божией Матери “Отрада” или “Утешение”. Молитва ко Пресвятой Богородице перед Ея иконой именуемой Отрада или Утешение.
Икона Божьей Матери "Неувядаемый Цвет". Молитва Божией Матери перед Ея иконой Неувядаемый Цвет.
Сретение Господне. Сретенье. Сретения Господа Нашего Иисуса Христа – праздник Встречи

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх