Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Январь --> 30 января. Жития святых

Житие святых, память: 30 января, по ст. ст.

30 января
Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого
Память святого мученика Феофила Нового
Память святых мучеников Ипполита, Кенсорина, Савина, Хрисии девицы и прочих двадцати мучеников
Память преподобного Зинона

Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.

В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнена1, который принял царскую власть после Никифора Ботаниата2, был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости. Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало, чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости.
Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, - притом не во сне, а наяву, - Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнью3. Они сказали ему едиными устами:
- Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога.
Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством4. В этом ясно обнаружилась мудрость сего Великого мужа, так как он усмотрел, что в январе месяце совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день - Василия Великого, в двадцать пятый - божественного Григория, а в двадцать седьмой - святого Златоуста, - то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало.
Необходимо добавить о них и следующее. Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея сорок лет от рождения, и в течение восьми слишком лет был предстоятелем церкви.
Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своею святою жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван богословом. Он был святителем в Константинополе двенадцать лет, утверждая православие. Пожив затем малое время на патриаршем престоле (как об этом пишется в его житии), он оставил престол по преклонности возраста и, имея шестьдесят, отошел в горные обители.
О божественном Златоусте по справедливости можно сказать, что он превзошел всех еллинских мудрецов разумом, убедительностью слова и изяществом речи; Божественное Писание он изъяснил и истолковал неподражаемо; равным образом, в добродетельной жизни и боговидении он далеко превзошел всех. Он был источником милости и любви, был исполнен ревности учительства. Всего он прожил шестьдесят лет; пастырем Христовой Церкви был шесть лет. Молитвами сих трех святителей Христос Бог наш да низложит еретические распри, а нас да сохранит в мире и единомыслии и да сподобит нас Небесного Своего Царствия, ибо благословен Он во веки. Аминь.
Тропарь, глас 4:
Яко Апостолов единоравнии, и вселенныя учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашым велию милость.
Кондак, глас 2:
Священныя и боговещанныя проповедники, верх учителей Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение: труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, едине прославляяй святыя Твоя.

1 Византийский император Алексей I Комнен царствовал с 1081 - 1108 год.
2 Никифор III Ботаниат царствовал с 1078-1081 год.
3 Иоанн, митрополит Евхаитский, - один из замечательных церковных писателей и песнописцев восточной Церкви XI века (скончался в конце XI века). Он написал весьма много сочинений. Из его сочинений известны: 1) похвальные слова, числом до 15, между которыми замечательны: два слова на День воспоминания победы над Святославом, князем русским, три слова на память святого великомученика Феодора Тирона, слова похвальные трем Святителям; 2) стихи и церковные песнопения: из числа последних полная служба трем Святителям, канон Ангелу Хранителю, два канона святому Феодору Тирону, доселе остаются в церковных службах. В службах же помещены: из числа 27 его канонов Спасителю - один канон Сладчайшему Иисусу; из числа 67 канонов Богородице - шесть; из числа 11-ти канонов Предтече - два. Особенно превосходны каноны его Иисусу Сладчайшему и Ангелу Хранителю.
4 Праздник в честь трех вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого установлен в 1084 году.

Память святого мученика Феофила Нового.

Святой Феофил родился и воспитывался в Царьграде при императоре Константине Порфирородном и матери его святой Ирине1. Во время нашествия арабов2 он был назначен главнокомандующим греческих войск; благодаря личной храбрости и военному искусству, он потопил много неприятельских судов и не раз наносил поражения арабам. Божьим попущением однажды его флот был окружен более многочисленными неприятельскими кораблями, и Святой Феофил взять был в плен. Когда его представили арабскому государю, тот, пораженный красотою и мужеством святого Феофила, стал убеждать его отречься от христианской веры; но ни обещания всяческих почестей, ни угрозы победителей не подействовали на доблестного христианского военачальника. Когда он увидел, что воины его перебиты, то стал упрекать варваров за их жестокость, и обличал нечестивую их веру. Отведенный в их страну, Святой Феофил заключен был там в темницу; через четыре года, по случаю совершавшегося арабами какого то их религиозного торжества святого страстотерпца вывели из тюрьмы и стали принуждать к участии в торжестве; когда же Святой Феофил отказался повиноваться, то ему отсекли голову, и так воин Христов воспрял мученический венец3.

1 Они царствовали вместе с 780 по 797 г.
2 Арабы в это время составляли сильное государство, в состав которого входили вся Аравия, Сирия, Египет и северная Африка.
3 На острове Кипре (близ Малой Азии) в 784 году.

Память святых мучеников Ипполита, Кенсорина, Савина, Хрисии девицы и прочих двадцати мучеников.

Священномученик Ипполит, Кенсорин, Савин и Хрисия жили в царствование Клавдия1, в бытность игемоном, в звании наместника, Улпия Римлянина. Кенсорин был первым советником в сенате, в сане магистра2. Подвергнутый допросу, на основании доноса, он исповедал Христа и за это был ввергнут в темницу. Там он совершил много чудес Христовою силою и даже вопрошал мертвого. Случившиеся при этом воины, видя чудеса, уверовали во Христа, и за это им, числом до двадцати, были отсечены головы. Подвергнута была допросу, как христианка, и блаженная девица Хрисия. Воины, повесив ее, били воловыми жилами и опаляли огнем ее ребра, а затем ввергли в темницу. Спустя несколько дней, снова вывели ее из темницы, раздробили камнем ее челюсти и били оловянным молотом по плечам, а затем, привязав камень на шею, ввергли ее в глубину морскую. Так святая девица окончила свое страдание за Христа. Блаженный Савин также был бит по телу тяжелым молотом и, повешенный на дереве, опаляем свечами. Претерпевая такие муки и благодаря Богу, он предал ему дух свой. Узнав обо всем этом, великий Ипполит, святитель Римской церкви, пришел к игемону и обличал его жестокость и бесчеловечие, называя его кровопийцей. При этом он дерзновенно исповедал Христа Бога, Творца мира. За это он был бит слугами игемона по глазам; нечестивые подвергли его и другим мукам и, наконец, связав ему руки и ноги, бросили в море. Претерпев эти мучения, Святой Ипполит сделался наследником Царствия Божьего3.

1 Клавдий II-император римский, царствовал с 268-270 год.
2 Магистр - собственно значит: учитель. Но название магистра при византийском императорском дворе означало одну из высших придворных должностей.
3 Святые мученики Ипполит, Кенсорин, Савин и Хрисия пострадали в 269 году. Священномученик Ипполит был епископом Остийской пристани, близ Рима, в которой и был потоплен. Мощи его находятся ныне в Риме в церкви смч. Лаврентия и папы Дамаса. - Ипполит был ученейшим из христианских богословов и плодовитым, разносторонним писателем. Большая часть его сочинений посвящена полемике против древних еретиков - ноэтиан, феодотиан, алогов, монтанистов, маркионитов и др. Из сочинений его ныне известны: Канон пасхальный, против иудеев, против Платона, против ересей, против Верона и Гелика, сочинение о Христе и антихристе. Другую группу сочинений Ипполита составляют его многочисленные толкования на Священное Писание, из которых сохранились большею частью лишь отрывки. Так он писал толкования на книги Бытия, Исход, на Притчи, Екклесиаст, Песнь песней, на Евангелия Матвея, Луки и Иоанна, на пророков Исайю, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы и Апокалипсис. Замечательны и его проповеди, как образцы древне-церковного учительства; из них в целом виде сохранились лишь слово на Богоявление и о пророке Данииле.

Память преподобного Зинона.

Сей блаженный отец наш Зинон происходил из Понта1; оставив здесь огромное богатство, он напоялся источниками учения святого Василия Великого2, орошавшими Каппадокию, и принес плоды, достойные сего учения. Он служил при дворе императора Валента3 в числе воинов, с которыми посылались царские грамоты; по смерти этого государя, Святой Зинон отверг богатство и почетное звание и поселился в одну гробницу4, находившуюся в горе, близ Антиохии, и здесь жил в уединении, очищая душу. У святого отшельника не было никакого имущества, кроме ветхого рубища, в которое он одевался; пищу получал Святой Зинон от одного из знакомых, который доставлял ему один небольшой хлебец на два дня, а воду он носил себе сам издалека. Являясь примером глубочайшего смирения, преподобный Зинон в исполнении иноческих подвигов достиг высокого совершенства; сорок лет провел он в постничестве, приходя каждый воскресный день в Святой храм, где слушал Божественное Слово, преклонял слух свой к поучениям проповедников, и приобщался Святых Христовых Таин; после того преподобный возвращался в свое убежище, не имевшее ни замка, ни сторожа, потому что оно недоступно было для злодеев и совершенно безопасно. Спустя некоторое время по удалении своем из мира, преподобный послал одного из знакомых к себе на родину продать имущество, оставшееся после родителей его и выдать его брату принадлежавшую ему часть. Исполнив это, посланный доставил святому его долю; из нее преподобный Зинон стал благотворить неимущим; когда же почувствовал приближение кончины, то пригласил к себе антиохийского епископа Александра5 и сказал ему:
- Так как я призываюсь к отшествию из этой жизни, то завещаю тебе: что мог я роздал сам, как казалось мне лучше; это же остальное не успел раздать и назначаю распорядителем сего тебя, призывая Бога в свидетели.
После того, облобызав святителя, блаженный предал душу свою Богу.

1 Понт - провинция на северо-востоке Малой Азии, граничившая на востоке с Арменией и на юге с Каппадокией.
2 Память его 1 января.
3 Валент царствовал с 364 по 378 год.
4 Гробницы на юге в древности высекались в горах и имели вид пещер; во время неприятельских нашествий они подвергались расхищению; могильный покой погребенных нарушали и разбойники, искавшие в гробницах сокровищ. Преподобный Зинон и поселился в одной из опустощенных гробниц.
5 Святительствовал в Антиохии с 413 по 420 г.

<< предыдущий день :: 30 января :: следующий день >>


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:

Декабрь. Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского на каждый день года
20 февраля. Жития святых: Житие святого отца нашего Льва, епископа Катанского; Страдание св. священномуч. Садока, еп. Персидского и с ним 128 мучеников; Память святаго Агафона, папы Римского;
22 февраля. Жития святых: Страдание св. мученика Маврикия и сына его Фотина и с ними 70-ти воинов; Память преподобного Фалассия, пустынника Сирийского; Память преподобнаго Варадата, пустынника Сирииского; Память преподобного Афанасия Исповедника;
3 августа. Жития святых: Преподобные отцы наши Исаакий, Далмат и Фавст; Житие преподобного Космы, скопца отшельника;
4 августа. Жития святых: Святые семь отроков ефесских;
10 августа. Жития святых: Страдание святых мучеников Лаврентия архидиакона, Сикста папы и прочих с ними;
28 августа. Жития святых: Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина; Память преподобного отца нашего Саввы Крыпецкого, псковского чудотворца; Память святой праведной Анны;
1 сентября. Жития святых: Слово в первый день индикта, или нового года; Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника; Память праведного Иисуса Навина; Воспоминание собора Пресвятой Богородицы, что в Миасинской обители; Память святых 40 дев постниц и Аммуна, учителя их; Память святых мучеников Каллисты и родных ее братьев Евода и Ермогена;
5 сентября. Жития святых: Житие святого пророка Захарии; Память святых мучеников Урвана, Феодора и Медимна, и многих с ними; Память святого мученика Авдия; Память святых мучеников Фифаила и Фивеи; Убиение святого князя Глеба; Празднование святому Апостолу Петру, в Афире; Память святых мучеников Иувентина и Максима;
11 октября. Жития святых: Житие святого Апостола Филиппа; Житие преподобного Феофана исповедника и творца канонов; Память святых мучениц Зинаиды и Филониллы; Воспоминание чуда, бывшего от иконы Господа Иисуса Христа; Воспоминание Седьмого вселенского собора;
4 ноября. Жития святых: Житие преподобного отца нашего Иоанникия Великого; Страдание святых мучеников Никандра епископа и Ермея пресвитера; Преставление блаженного Симона Юрьевецкого;
13 декабря. Жития святых: Страдание святыx мучеников Австратия, Авксентия Мардария и Ореста; Страдание святой мученицы Лукии; Память преподобного Арсения Латрского;
23 декабря. Жития святых: Житие святого отца нашего Нифонта, епископа Кипрского; Страдание святых десяти мучеников Критских; Память святого Павла, епископа Неокесарипского;

Возможно вас это заинтересует, далее:


1 января. Слово на Обрезание Христово, Житие святого отца нашего Василия Великого архиепископа Кесарийского, Память святого мученика Василия Анкирского
25 января. Житие отца нашего Григория Богослова патриарха Константинопольского, Память святой мученицы Фелицаты и семи сыновей ее, Память преподобного Поплия, Память преподобного Мара Певца,
30 марта. Житие преподобного отца нашего Иоанна Лествичника; Память святого пророка Иоада; Повесть об иноке, никого не осудившем;
21 апреля. Страдания святого священномученика Иануария; Страдание святого мученика Феодора; Память святых мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата;
18 мая. Страдание святого мученика Феодота и с ним семи дев: Фаины, Клавдии, Матроны, Текусы, Иулии, Александры и Евфрасии; Страдание святых мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Савла, Христины, Ираклия, Павлина и Венедима; Страдание святых мучеников Симеона, Исаака и Вахтисия;
24 июня. Синаксарь на Рождество святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; Слово св. Иоанна Златоуста на Рождество святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна;
30 июня. Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов: Петра (житие 29 июня), Андрея (4-го ноября), Иакова Зеведеева (30 апреля), Иоанна (26 сентября), Филиппа (14 ноября), Варфоломея (11 июня), Фомы (6 октября), Матфея (16 ноября), Иакова Алфеева (9 октября), Иуды (Фаддея) (19 июня), Симона Зилота (10 мая) и Матфия (9 августа);
21 октября. Житие преподобного отца нашего Илариона Великого; Память святого Илариона Меглинского; Память святых мучеников Дасия, Гаия и Зотика;
1 ноября. Житие и чудеса святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана; Память святых мучеников Кесария и Дасия; Страдание святого мученика Ерминингельда, царевича Готского; Память святых мучениц Кириены и Иулиании; Память святых священномучеников Иоанна и Иакова;
16 декабря. Память святого пророка Аггея; Житие блаженной царицы Феофании; Память святого мученика Марина;
Мученица Анисия. Святитель Макарий. Священномученик Зотик сиропитатель пресвитер. 12 января.
Преподобный Великий Макарий. День преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского. Преподобный Макарий Александрийский. Блаженный Феодор. 1 февраля.
42 Мученика амморийские. Икона Божией Матери, именуемая Благодатное Небо. 19 марта.
Апостол Матфий. Мученик Антоний. Преподобный Макарий. Собор Соловецких святых. 22 августа.
Великомученик и целитель Пантелеимон. Преподобный Герман Аляскинский. Блаженный Николай. 9 августа.
Молитвы преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу
Молитвы святым мученицам Вере Надежде Любови и матери их Софии

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх