Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Январь --> 3 января. Жития святых

Житие святых, память: 3 января, по ст. ст.

3 января
Страдание святого мученика Гордия
Память святого пророка Малахии

Страдание святого мученика Гордия.

Мученик Христов Гордий родился в Кесарии Каппадокийской от христианских родителей и был воспитан в православной христианской вере. По достижении возмужалости, он взят был в военную службу и поставлен на должность сотника, потому что превосходил многих и крепостью тела и силою духа.
В то время римский император Ликиний1 излил на христиан всю свою злобу и воздвиг богоборческую руку свою на Христову Церковь. По всем торговым площадям и по всем наиболее людным местам были разосланы царские повеления и указы о том, чтобы не покланяться Христу и чтобы всякий нарушитель этого царского запрещения был подвергаем смертной казни. Все были приводимы к каменным и деревянным идольским изображением, чтобы покланяться делу рук человеческих, а неповиновавшиеся были принуждаемы к сему мучениями. По всему городу началось смятение; имение христиан предавалось разграблению, дома опустошались, люди избивались; благочестивые женщины были влачимы по городу; - не было пощады ни юности, ни почтения к старости; те, кто были ни в чем неповинны, страдали, как злодеи; в темницах было тесно; и хорошие и богатые дома лишились своих обитателей; пустыня наполнялась людьми, изгнанными только за то, что они веровали во Христа; отец выдавал на смерть сына своего, сын влек на суд своего отца, брат неистовствовал против брата и раб восставал против своего господина; дьявол навел на души людей как бы некую ужасную ночь безумия, так что один другого, но узнавал как бы в темное. Молитвенные дома разорялись руками нечестивых, святые алтари ниспровергались, и не было никакого приношения, ни каждения, ни места, где бы можно было совершить божественную службу: все было объято унынием, как бы каким-то темным облаком; служители Божий были изгоняемы, всякое благочестивое собрание проходило в ужасе, а демоны ликовали, оскверняя вселенную чадом и кровью жертвы.
Видя таковые бедствия, Гордий решился добровольно удалиться из города; свергнув с себя воинское препоясание2 и оставив богатство, родственников друзей, рабов и житейские удобства и все, что вожделенно для людей, любящих мир и его наслаждения, он ушел в глубокие и непроходимые для людей пустыни, жизнь со зверями, почитая для себя более приятною, нежели общение с идолопоклонниками; он подражал святому пророку Ильи, который, увидев служение сидонским кумирам удалился на гору Хорив, вошел в пещеру, взыскуя Бога, Которого и увидел, поскольку его могло узреть человеческое око (4Цар.19). Таков был и сей Гордий, бежавшей от городских волнений, от торжищных кликов, от высокомерия чиновников, от судилищ клеветников, продающих, покупающих, клянущихся, лгущих, сквернословящих, бежавших от игр и глумления и от неприличной веселости городской, так как он имел чистый слух, чистые очи и прежде всего чистое сердце, которое могло зреть Бога. Он сподобился божественных откровений и познал великие тайны "не человеками и не через человека" (Гал.1:1), но имея великого учителя - Духа истины (Иоан. 15:26). Отсюда перешедши к размышлению о жизни, как она бесполезна и коротка, подобно сновидению и тени, он возжелал со всею силою души вечного пребывания на небесах и, как сильный борец стал готовиться к борьбе постом, бдением, молитвою и поучением в слове Божьем. С особенным же нетерпением он ожидал того дня, в который весь город должен был совершать праздник северного бога Марса или, правильнее, демона, любящего брани3. Когда этот день наступил, весь народ пришел в цирк смотреть на конские бега, и все расположились на высоких местах. В городе тогда не осталось никого; в числе зрителей, смотревших на быстрый бег коней и на искусство возничих, было и множество христиан, не радевших о своей жизни и не уклонявшихся от праздного сборища. В тот день рабы освобождаемы были от работ и собирались там же, дети из школ спешили сюда, и здесь же присутствовали блудные и бесстыдные женщины.
Так цирк наполнился бесчисленным множеством людей, внимательно смотревших на конские бега. Тогда доблестный и великий духом Гордий, сойдя с высокой горы в цирк, не устрашился народа, не стал раздумывать, какому множеству вооруженных рук он предает себя, но с бестрепетным сердцем и бесстрашною душою, протеснившись сквозь сидевших в цирке людей, стал посредине, подтверждая слово Писания: "праведник смел, как лев" (Прит. 28:1)4. Но мало сего, с таким дерзновением став на открытом месте в цирке, он громогласно, подобно апостолу провозгласил слова пророка Исайи: "Меня нашли не искавшие Меня" (Ис. 65:1), показывая ем ясно, что он не был приведен сюда необходимостью, но добровольно отдает себя на мученический подвиг в подражание Владыки Христу, Который Сам предал Себя в руки искавших его во тьме ночной иудеев. Когда присутствовавшие в цирке узнали, кто стоял пред ними, то тотчас поднялся крик: верующие рукоплескали от радости, а неверующие кричали судье, чтобы тот отдал приказ казнить Гордея. Все наполнилось криком и смятением, перестали смотреть на коней, перестали смотреть на возниц; напрасно шум от колесниц наполнял воздух: никто не хотел видеть ничего, кроме Гордия, никто не хотел ничего слышать, как только слова Гордия. Весь цирк наполнился криком, который, разносясь в воздух подобно ветру, покрывал собою шум от коней. Когда же глашатай подал знак к молчанию, - умолкли трубы, утихли свирели, замолчали музыкальные инструменты: все смотрели только на Гордия, все слушали его одного. Сидел там в цирке, и градоначальник, который наблюдал за порядком на бегах и назначал награды участникам бега. К нему тотчас подвели святого и сему последнему был дан вопрос:
- Кто он и откуда? Из какого он семейства и рода?
Тогда Гордий рассказал о себе все, - какой он имел сан, и почему, оставив службу, удалился в пустыню и зачем вернулся.
- Вернулся я, - сказал Гордий, - чтобы самым делом показать, что пренебрегаю твоими повелениями и исповедую Иисуса Христа, мою надежду и защиту. Узнав же, что ты многих превосходишь своею свирепостью, я нарочно выбрал этот день, как удобное время для исполнения моего намерения и обета.
От этих слов гнев градоначальника возгорелся, как огонь, и он обратил всю свою лютость на святого Гордия.
- Позовите ко мне палачей! - воскликнул он. - Где бичи? Где свинцовые шары? Где колеса? Пусть растянут его на колесах и растерзают ему тело5; пусть повесят его на дереве, принесут орудии казни; пусть он отдан будет зверям, усечен мечем и брошен в пропасть. Впрочем, всего этого еще мало для этого нечестивого человека, который достоин погибнуть не одной смертью, а многими.
Тогда святой Гордий сказал:
- Поистине, большой вред я причинил бы себе, если бы не захотел умереть за Христа!
Эти слова привели градоначальника в еще большую ярость, усилив его природную лютость. Но чем более делался он жестоким, тем более являлся мужественным в муках святой Гордий. Никакие муки, никакие смертоносные орудия не могли отвратить его от принятого намерения. Возводя очи к небу, он пел стихи из псалма: "Господь за меня - не устрашусь: что сделает мне человек?" (Пс. 117:6) и еще: "не убоюсь зла, потому что Ты со мной" (Пс. 22:4); и иные сим подобные изречения, которым он научился из божественных книг, воспевал Гордий, возбуждая себя к мужеству и терпению. Он так далек был от страха, что сам призывал на себя мучения.
- Чего, - говорил он, - вы медлите? Зачем стоите? Строгайте мое тело и раздробляйте его на части, мучьте меня, как вам угодно. Не лишайте меня надежды на получение тех благ, кои мне обещаны: чем более вы усиливаете мои мучения, тем большую награду я получу от Владыки моего. Скорбь этой жизни доставляет вечное веселие, и мы, вместо ран, какие вы возлагаете на тело наше, получим в день всеобщего воскресения светлые одежды; за бесчестие - нам будут даны небесные венцы. Вместо осуждения со злодеями, нам будет дано пребывать с ангелами.
Не имея возможности отвратить святого Гордия от святой веры своею яростью и пытками, лукавый градоначальник начал прельщать его ласками: ибо таковой обычай у дьявола - боязливых он устрашает, а твердых умягчает лестью и расслабляет. Итак мучитель стал предлагать святому различные подарки в еще большие награды обещал от лица царя.
- Царь, - говорил он, - даст тебе высокую должность в войске, большое имение, богатство и славу и все, что ты пожелаешь.
Святой же, услышав его обещания, посмеялся его безумию и сказал:
- Ужели ты можешь дать мне что-нибудь такое, что могло бы быть лучше царства небесного?
Тогда нечестивый градоначальник с гневом обнажив меч и повелев позвать палача, осудил святого Гордий на отсечение головы. Пред совершением казни в присутствии множества народа, Гордий окружили знавшие его люди, обнимали его и давали ему последнее целование. Со слезами они умоляли его, чтобы он не предавал сам себя на смерть, не губил бы своей жизни во цвете лет, и не оставлял бы этого приятного всем солнца. Они советовали ему, чтобы он хотя бы только на словах отрекся от Христа, и говорили:
- Одним словом ты можешь избавить себя от смерти, отрекись от Христа устами; сердцем же веруй в Него, как хочешь, ибо Бог внемлет не языку, но мысли говорящего. Если ты поступишь так, то и гнев судьи смягчишь, и Бога умилостивишь.
Он же, как утес, стоящий посреди моря, который остается несокрушимым, несмотря на то, что на него с силою бьют волны морские, оставался непоколебим в своем добром решении. И как дом, стоящий на камне, не разрушается ни от каких сильных ветров, ни от проливных дождей и разливающихся рек, так и крепкий тот муж незыблем был в своей вере.
Увидев же своими духовными очами, что дьявол ходит вокруг его знакомых и одного побуждает к слезам, другого же к молениям и недоброму совету, мученик сказал плачущим словами Господа: "не плачьте обо Мне" (Лк. 23:28), но плачьте о врагах Божьих, которые преследуют христиан; о тех говорю, плачьте, которые, "готовя для нас огонь, возжигают и для себя геенну и собирают себе гнев на день гнева" (Рим. 2:5). Перестаньте сокрушать мое сердце; ибо я не однажды, а много раз готов умереть за имя Господа нашего Иисуса Христа.
Тем, которые советовали Гордию отречься от Христа только на словах, он отвечал так:
- Язык, который дан мне милостью Христа, я не могу заставить отречься от своего Творца: "потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим.10:10). Как же отрекусь от Господа, Которому покланяюсь с самого детства? Я воспитан во святой вере. Не ужаснется ли небо, если я отрекусь от Бога? Не скроют ли светила небесные света своего предо мною? Стерпит ли меня земля и не пожрет ли меня живым? "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает" (Гал. 6:7)6: "и от уст наших Он судит нас и от словес наших оправдывает нас и от словес осуждает" (Лк. 19:22; Мф. 12:37). Ужели вы не слышали страшной угрозы Господней: "кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным" (Мф. 10:33)? Зачем же вы советуете мне устами отречься от Бога моего? Ужели для того, чтобы продлить свою жизнь? Ужели для того, чтобы на время избавиться от смерти и выгадать несколько дней жизни? Но ведь чрез это я лишусь жизни вечной. Ужели для того, чтобы избежать телесных мучений? Но при этом я не увижу благ уготованных праведным там, где нет болезней. Это будет явным безумием, если я буду покупать себе недолговременною жизнь вечную муку и погибель вместе с душою. Нет, я и вам советую: если вы так худо мыслите, то поучитесь благоразумию и истине и, "отвергнув ложь, говорите истину" (Ефес. 4:25), скажите, что "Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Фил. 2:11), ибо такие слова изречет каждый язык, когда "пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних" (Фил. 2:10).
Сказав сие и сотворив на себе крестное знамение, святой Гордий без боязни пошел на казнь, не изменив светлости лица своего, и остановился на месте казни в таком расположении духа, как будто позади его не было палача, и как будто он пред собою видел ангелов, которым хотел отдать в руки свою душу. Будучи усечен мечем, он стяжал блаженную жизнь: подобно Лазарю, он при радостных кликах был перенесен на место вечного упокоения, где, приемля воздаяние, он вместе с ангелами во веки прославляет Подвигоположника, - Христа, за Коего пострадал.

Кондак, глас 8:

Твоя поты преславне, всю землю напоиша, и честными кровьми Гордие, мир весь возвеселил еси, молитвами твоими богомудре, спасай вся верою тя воспевающыя, и ублажающыя, вопиющыя песнь достойную, всехвальне, яко многострадалец.

1 Ликиний - римский император управлявшей восточною половиною ее, с 307 - 321 год.
2 Отличием лиц, занимавших почетный должности в войске, служил особый пояс, на котором вешался меч.
3 Римский бог войны Марс почитался одним из важнейших божеств римской государственной религии.
4 Т.е. праведник ничего не боится, как лев.
5 Орудия мучения первых христиан.
6 Т.е. Бога нельзя обмануть.

Память святого пророка Малахии.

Святой пророк Малахия происходил из колена Завулонова1, Он жил и пророчествовал во времена Неемии2 по возвращении иудеев из плена Вавилонского3, когда храм иерусалимский был снова построен, и в нем совершалось богослужение и приносились священниками жертвы. Благочестивою своею жизнью он приводил в удивление народ, который, видя, что он по чистоте своей жизни подобен Ангелу Божьему, назвал его Малахий, что значит - Ангел Господень. Призванный к пророческому служению, Малахия явился ревностным поборником веры, закона и благочестия. По возвращению Иудеев из плена, среди них было много неустройств в нравственно-религиозном их состояний, которые от нерадения и беспечности священников еще более умножались и возрастали, и не могли не возмущать и не огорчать пророка. Он выступил с сильным и грозным обличением народа и священников. Пророк обличал народ и священников за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят ему худые жертвы (Мал., гл. 1), обличал священников, что они своими неправдами, уклонением от правого пути, несоблюдением заповедей и лицемерием в делах закона бесславят Бога, производя соблазн в народе (Мал.2:1-9). Грозно обличая народ за его вероломство и нарушение завета отцов своих, что беззаконно поступают с женами своими несправедливо, отвергая законных жен, берут жен иноплеменных (Мал.2:10-16), святой пророк Малахия угрожал им судом Божьим и за разные другие их пороки, за их чародейства и прелюбодеяния, за их ложные клятвы, за удерживание платы у наемников за притеснение вдов и сирот за отвержение пришельцев и за неисполнение закона касательно десятин и приношений в храм Божий (Мал. 3:5-12). Наконец, пророк обличал евреев за их богохульство, за их дерзкие и хульные слова, что напрасно будто бы служить Богу, бесполезно соблюдать его постановления и ходить пред лицом его в печальной одежде, что нечестивые и делающие беззакония счастливее живут лучше устраивают свои дела, и остаются целы (Мал. 3: 13-15; 2:17). Обличая эти пороки, святой пророк Малахия, вместе с тем провидел славу второго храма, и яснейшим образом предсказал пришествие Мессии, явление Предтечи пред его пришествием, грядущий суд Божий на нечестивых, прославление праведных и распространение славы Божьей пред всеми народами (Мал. 1: 5,11; 2:1-5; 3:16-18; гл. 4).
Святой пророк Малахия скончался в молодых летах и был погребен с своими предками в своем отечественном селении Суфа. Он был последним ветхозаветным пророком, почему у св. отцов он называется печатью пророков4.

Кондак, глас 4:

Пророчества дарованием богатея пророче, Христово предвозвестил еси пришествие яве, и мирови спасение, Егоже сиянием мир просветися.

1 Завулон - шестой сын патриарха Иакова от Лии. - Колено его занимало лучшую часть земли на север Палестины, от Средиземного моря до озера Геннисаретского, граничившую на севере с колунами Асировым и Нефеалимовым и на юге с Иссахаровым занимавшим великую равнину Израильскую.
2 Неемия - еврей, виночерпий персидского царя Артаксеркса Лонгимана; впоследствии он обвел полуразрушенный Иерусалим стенами и устроил вместе с ученым священником Ездрою, приведшим многих иудеев из Вавилона в Иерусалим, церковный и гражданский быт евреев в Иерусалиме после плена. Свои деяния изложил в книге, известной под его именем и вошедшей в состав Библии.
3 Т.е. приблизительно за 400 лет до Р. Хр.
4 С именем пророка Малахия осталась книга, последняя в числе книг "малых" пророков. Она состоит из четырех глав и излагает одну его пророческую речь по всей вероятности выражающую сущность многих устно произнесенных им речей. Содержанием этой речи служит обличение нравственных недостатков современного пророку еврейского народа, угроза наказанием Божьим и обетование о Спасителе. Книга пророка Малахия изобилует мессианскими пророчествами; в соответствии с мессианским характером содержания книги, (3:1-3, 6-7, 12, 17-18; 4:4-6), где содержатся пророчества о пришествии Предтечи Господня, читаются, как паримия, во все праздники в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

<< предыдущий день :: 3 января :: следующий день >>


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:


6 февраля. Жития святых: Страдание святой мученицы Фавсты девицы и с нею Евиласия и Максима; Страдание святой мученицы Дорофеи и с нею Христины, Каллисты и Феофила; Память святого мученика Иулиана; Память святого Вукола, епископа Смирнского; Память святых мучениц Марфы и Марии и брата их святого мученика Ликариона отрока;
5 апреля. Жития святых: Страдание святых мучеников Агафопода и Феодула; Житие преподобного отца нашего Марка Афинского; Память преподобного Пуплия; Память преподобного отца нашего Платона исповедника; Память преподобной Феодоры Солунской;
10 апреля. Жития святых: Страдание святого мученика Терентия и прочих с ним;
26 апреля. Жития святых: Страдание святого священномученика Василия, епископа Амасийского; Житие во святых отца нашего Стефана, епископа Пермского; Память святой праведной Глафиры;
21 мая. Жития святых: Житие св. равноапостольного царя Константина и святой матери его Елены; Память святого благоверного князя Константина и чад его: Михаила и Феодора, муромских чудотворцев;
14 сентября. Жития святых: Сказание о воздвижении честного и животворящего Креста Господня; Память святого мученика Папия;
15 октября. Жития святых: Житие преподобного отца нашего Евфимия Нового; Житие и страдание преподобномученика Лукиана, пресвитера антиохийского; Память святых мучеников Сарвила и Вевеи; Память святого Савина епископа Катанского; Житие святого Иоанна, епископа Суздальского;
18 октября. Жития святых: Житие святого Апостола и Евангелиста Луки; Житие преподобного Иулиана;
29 октября. Жития святых: Память святой великомученицы Анастасии Римляныни; Житие Аврамия Затворника и блаженной Марии; Житие преподобного отца нашего Аврамия Ростовского;
10 ноября. Жития святых: Страдание святого мученика Ореста; Страдание священномученика Милия; Память святых Апостолов Олимпа, Родиона, Сосипатра, Ераста и Кварта;
3 декабря. Жития святых: Память святого пророка Софонии; Житие преподобного отца нашего Иоанна Молчальника; Преставление преподобного Саввы Сторожевского;
15 декабря. Жития святых: Страдание святого священномученика Елевферия и матери его Анфии; Житие святого Стефана Исповедника, архиепископа Сурожского; Память преподобного Павла Латрского; Память святого мученика Елевферия Кувикулярия; Память преподобного Парда Отшельника;
18 декабря. Жития святых: Житие и страдание святого мученика Севастиана и дружины его; Память святого Модеста, архиепископа Иерусалимского; Память святого Флора, епископа Амийского; Память преподобного Михаила Синкелла;

Возможно вас это заинтересует, далее:


Июнь. Жития святых по изложению святителя Димитрия Ростовского
16 января. Поклонение честным веригам святого Апостола Петра, Страдание святых мучеников Спевсиппа Елевсиппа и Мелевсиппа бабки их Леониллы и других с ними, Память святого мученика Данакта чтеца,
12 февраля. Житие святого отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского; Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца; Житие преподобной Марии, подвизавшейся в мужском образе под именем Марина, и отца ее преподобного Евгения; Память святого Антония, патриарха Константинопольского;
19 февраля. Житие преподобного отца нашего Досифея, ученика преподобного Дорофея; Память святых апостолов Архиппа, Филимона и Апфии; Память преподобного Равулы; Память преподобных Евгения и Макария исповедников;
27 февраля. Память преподобного отца нашего Прокопия Декаполита, Исповедника; Память преподобного Фалалея; Житие преподобного Тита, пресвитера Печерского;
23 марта. Житие и страдание святого священномученика Никона; Житие преподобного отца нашего Никона, игумена Печерского; Память святых мучеников Филита и Лидии;
8 августа. Празднование Пречистой Богородице в честь явления Ее пречестной и чудотворной иконы, нарицаемой Толгской; Память святого отца нашего Мирона чудотворца, епископа Критского; Память святого отца нашего Емилиана Исповедника, епископа Кизического;
10 сентября. Житие и страдание святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры; Житие святой царицы Пульхерии; Память святых Трех жен, обретенных в пустынной горе; Память святого мученика Варипсава; Память святых Апостолов Апеллия, Луки и Климента;
22 сентября. Страдание святого священномученика Фоки, епископа Синопского; Житие и страдание святого мученика Фоки, именуемого верторадарем; Житие святого пророка Ионы; Память преподобного Ионы пресвитера; Житие святого Петра, прежде бывшего мытарем;
9 октября. Житие святого Апостола Иакова Алфеева; Житие преподобных Андроника и Афанасии; Житие святого праведного Авраама; Память преподобного Петра; Память святой Поплии;
Великомученица Екатерина. Великомученик Меркурий. Мученик Меркурий Смоленский. Преподобная Мастридия. 7 декабря.
пророк Аввакум. Преподобный Афанасий Печерский. Мученица Миропия. 15 декабря.
Мученики Ермил и Стратоник. Преподобный Иринарх. Преподобный Елеазар Анзерский. 26 января.
Мученица Акилина. Святитель Трифиллий. 26 июня.
Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский. Священномученик Кирилл. Святитель Феодор. Преподобномученики Патермуфий и Коприй. 22 июля.
Мученики Маркиан и Мартирий. Мученик Анастасий. 7 ноября.
Молитвы к блаженной Ксении Петербургской

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх