Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Февраль --> 19 февраля. Жития святых

Житие святых, память: 19 февраля, по ст. ст.

19 февраля
Житие преподобного отца нашего Досифея, ученика преподобного Дорофея
Память святых апостолов Архиппа, Филимона и Апфии
Память преподобного Равулы
Память преподобных Евгения и Макария исповедников

Житие преподобного отца нашего Досифея, ученика преподобного Дорофея.

Блаженный отец наш Дорофей1, ревнуя о богоугодной жизни и возлюбив иноческое житие, отправился в киновию аввы Серида2, где нашел множество великих постников, подвизающихся в безмолвии; среди них особенно отличались два великих старца: священный Варсонофий и ученик и сопостник его, авва Иоанн, носивший наименование пророка, так как он получил от Господа дар прозорливости. Святой Дорофей вверил себя руководству сих постников и со всем усердием стал подражать им. Вместе со святым отцом Серидом, преподобный Дорофей нередко приходил к великому старцу Варсонофию и беседовал с ним, а отцу Иоанну, отличавшемуся даром прорицания, он удостоился прислуживать. Так пребывал блаженный Дорофей в киновии аввы Серида, упражняясь в подвиге послушания. Тогда вышеназванные святые отцы положили, чтобы отец Дорофей устроил больницу и сам имел бы о ней попечете, ибо братия сильно страдали, когда впадали в болезни, - некому было заботиться о них и ухаживать за ними. С Божией помощью преподобный построила больницу при содействии брата своего по плоти, который будучи благочестив и любя иноков, давал святому Дорофею необходимые для постройки средства. С тех пор авва Дорофей с некоторыми другими благоговейными иноками служил больным и странным, считая сие за послушание, возложенное на него отцами обители3. Однажды призвал к себе преподобного Дорофея игумен Серид; придя к настоятелю, Дорофей застал у него некоего юношу в воинском одеянии, весьма младого и прекрасного собою: он пришел в монастырь вместе с некоторыми из слуг княжеских, которые пользовались любовью аввы Сериды и часто приходили к нему. Когда пришел отец Дорофей, авва Серид пригласил его к себе одного и сказал ему:
- Вот эти люди привели сего юношу; они говорят, что он хочет вступить в нашу обитель; я же боюсь, что это сын какого-либо вельможи, который, быть может, что-либо украл или совершил какое-нибудь зло и теперь хочет укрыться: тогда, если мы примем его, нам будет грозить прямая опасность. Думаю я так потому, что ни его одеяние, ни его облик не обличают в нем человека, хотящего подвизаться.
Юноша же действительно был родственником одного воеводы; живший доселе среди богатства, привыкший к изнеженному образу жизни, он никогда доселе не слышал слова Божия. Некоторые же слуги того воеводы рассказывали иногда при нем о святом граде Иерусалиме, так что юноша пожелал видеть святые места и просился у воеводы, чтобы он отпустил его посмотреть на святой град. Не желая огорчить его отказом, воевода обратился к одному близкому ему человеку, который намеревался посетить святые места, и стал просить его:
- Окажи мне свое расположение, возьми с собою сего юношу, чтобы он мог видеть святые места.
Отправлявшийся взял юношу, оказывал ему всякий почёт и много заботился об его удобствах.
Когда путники достигли святого града и поклонились там святым местам, они пришли также и в Гефсиманию4. Там находилось изображение страшного Суда Божия, где были представлены различные виды адских мучений. Увидев сие изображение, юноша внимательно рассматривал его и удивлялся. Неподалеку от себя он увидел честную жену, облеченную в багряницу; она стала объяснять ему мучение каждого из осужденных и, поучая его, прибавила несколько слов от себя. Слыша ее рассказ, юноша молчал и удивлялся, ибо он, как раньше было замечено, никогда не слышал слова Божие и ничего не знал о Страшном суде. Наконец, обратившись к женщине, он сказал ей:
- Госпожа, что нужно делать каждому, чтобы избавиться от сих мучений?
В ответ на это она сказала ему:
- Постись, не употребляй мяса, возможно чаще молись и будешь избавлен от сих мук.
Дав ему три таких заповеди, одетая в багряницу жена стала невидима.
Юноша обошел всё то место, тщательно стараясь встретить ее; он думал, что это была обыкновенная женщина, и нигде не мог найти ее, ибо то была сама Пречистая и Пресвятая Дева Мария Богородица.
Наставление таинственной жены произвело на юношу сильное впечатление: умилившись сердцем, он стал строго соблюдать три заповеди, которые дала ему виденная им в Гефсимании Жена. Друг воеводы, на обратном пути, видя, что юноша постится и не вкушает мяса, стал скорбеть, опасаясь воеводы, ибо он знал, что воевода сильно любить того юношу. Бывшие с ними воины, видя такое воздержание юноши, стали говорить ему:
- Господин, ведь ты делаешь то, чего не делают люди, живущие в миру. Так поступают только в монастырях. Иди туда, и там спасешь свою душу.
Ничего не зная о Боге и не представляя себе, что такое монастырь, юноша отвечал:
- Возьмите меня и отведите в какой-либо монастырь. Сам я не знаю, куда идти.
Некоторые из воинов, сопровождавших юношу, особенно уважали авву Серида. Посему они и пришли в его монастырь вместе с тем юношей.
Игумен послал блаженного Дорофея поговорить с юношей и узнать, кто он. На все вопросы преподобного Дорофея юноша давал один ответ:
- Я хочу спастись.
Тогда Дорофей пришел к игумену и сказал ему:
- Если ты желаешь принять его, то принимай без всякого опасения. Нельзя ожидать от него ничего злого.
Игумен ответил:
- Окажи ему милость, отче, и приими его к себе, чтобы он мог получить спасение, наставляемый тобою.
Но смиренный инок отказывался и говорил:
- Не могу я взять его к себе, ибо сие выше моих сил, не могу я наставить его на путь спасения.
На это игумен возразил ему:
- Я забочусь и о твоем спасении и о спасении всех вас; ты же не хочешь позаботиться о спасении одного юноши.
- Если ты хочешь того, отче, - заметил Дорофей, - то спросим совета у великого старца Варсонофия.
- Хорошо, - ответил игумен, - я скажу ему.
Отправившись к Варсонофию, игумен возвестил ему обо всем происшедшем. Тогда святой Варсонофий сказал Дорофею:
- Приими сего отрока, ибо Господь чрез тебя благоволить спасти его.
После этих слов блаженный Дорофей с великой радостью принял юношу, поместив его вместе с собой в больнице. Имя тому юноше было Досифей. Когда наступило время обеда, авва Дорофей сказал Досифею:
- Ступай и подкрепи свои силы, только скажи мне, сколько пищи принял ты.
Возвратившись, Досифей сказал:
- Я съел хлеб и пол-хлеба, а в каждом хлебе было по четыре фунта.
Дорофей спросил его:
- Достаточно ли с тебя сего?
Юноша ответил:
- Да, господин мой, сего вполне достаточно с меня.
- И ты не голоден? - спросил Дорофей.
- Нет, - отвечал Досифей.
- В другой раз, - сказал на это авва Дорофей, - ты съешь хлеб с четвертью хлеба, а другую четверть раздели на две части, и одну из них также съешь.
Досифей так и сделал в следующий раз.
- Голоден ли ты? - спросил его Дорофей.
- Да, я чувствую некоторый голод, - отвечал Досифей. Спустя немного дней блаженный Дорофей снова спросил его:
- Чувствуешь ли ты, чадо, голод?
Юноша ответил:
- Нет, господин мой, твоими молитвами я чувствую себя очень хорошо.
-Теперь ты употребляй только хлеб и пол-четверти другого.
Досифей так и сделал. Чрез несколько дней преподобный Дорофей снова спросил его:
- Не чувствуешь ли ты теперь голодным себя, сын мой?
- Нет, я вполне сыт.
- Раздели, - сказал святой Дорофей, - и другую четверть на две части, одну из них ты можешь съедать, а другую сохрани.
Досифей исполнил слова своего наставника. Постепенно, с Божией помощью, Досифей стал употреблять в пищу вместо 6 фунтов всего только 8 лотов, ибо как и во всем, в пищи важна привычка: каждый ест такое количество, к какому успевает привыкнуть.
Всякое дело блаженный Досифей делал тихо и кротко; он прислуживал больным в больнице, и каждый благодарил его за его уход, ибо он старался всё держать в чистоте. Если же ему от усталости случалось сказать какому-нибудь болящему что-либо с гневом, то он тотчас оставлял больницу, входил в келарню и там плакал. Другие больничные служители старались в этих случаях утешать его, но старание их оставались безуспешными: Досифей оставался неумолимым к себе. Тогда они отправлялись к отцу Дорофею и говорили:
- Окажи милость, отче, узнай, о чем рыдает брат Досифей, мы не знаем сего и не можем его утешить.
Преподобный Дорофей входил и находил ученика своего сидящим на земле и плачущим. Он спрашивал его:
- Что с тобою, Досифей, о чем ты плачешь?
На это Досифей отвечал:
- Прости меня, отче, я в гневе сказал брату моему злое слово.
Тогда авва Дорофей говорил ему:
- Зачем ты гневаешься, Досифей, зачем позволяешь себе с гневом говорить своему брату? Разве ты не знаешь, что, оскорбляя его, ты оскорбляешь Христа?
Досифей склонял свою голову долу и ничего не отвечал. Когда же Дорофей видел, что Досифей уже довольно раскаялся, он тихо говорил ему:
- Бог простит тебя; встань, и с сего дня положим начало твоему исправлению, усугубим свое усердие к деланию добра, и Бог поможет нам.
Тогда Досифей вставал и с радостью принимался за свое дело, как будто получал прощение от Бога. Бывшие в больнице вскоре узнали обыкновение Досифея, и когда они видели, что Досифей плачет, то говорили:
- С Досифеем что-то приключилось, он в чем-то согрешил.
И затем обращались к блаженному Дорофею:
- Отче, ступай в келарницу, там есть для тебя дело.
Когда Дорофей входил и видел своего ученика плачущим, он разумевал, что опять Досифей сказал кому-либо злое слово, и говорил ему:
- Что с тобою, Досифей? Неужели ты опять оскорбил Бога? Неужели ты опять поддался чувству гнева? Неужели ты забыл о своем намерении исправиться?
Когда преподобный Дорофей видел, что его ученик пролил уже немало слёз, он говорил ему:
- Встань, Досифей, и да простит тебя Бог; ты же со своей стороны снова постарайся положить начало исправлению.
Утешенный сими словами, Досифей оставлял свою печаль и шел постилать постели, что он делал уже с кротостью. Постоянно исповедуясь пред своим наставником во всех делах своих и помышлениях, блаженный Досифей, постилая для болящих мягкие постели, часто говорил проходившему мимо Дорофею:
- Отче, моя совесть говорит мне, что я хорошо постилаю постели.
На сие авва Дорофей отвечал ему:
- Удивительное дело, Досифей, ты становишься хорошим слугою и отличным постельником, но из тебя не выходит хорошего инока.
Преподобный Дорофей никогда не позволял Досифею иметь к чему-либо пристрастия, и ученик исполнял все заветы своего учителя. Когда для Досифея нужна была одежда, авва Дорофей приказывал своему ученику самому сшить себе одежду и давал ткань. Блаженный Досифей удалялся и исполнял сие поручение с тщанием великим. Когда он кончал работу, авва Дорофей призывал его и говорил:
- Кончил ли ты, Досифей, свою работу?
- Да, мой отец, я хорошо сшил одежду, - отвечал Досифей.
- Иди, и отдай ее такому-то брату (он называл имя его) или больному.
Досифей с радостью исполнял сие приказание своего наставника, а блаженный Дорофей давал ему сшить другую одежду; когда он кончал и сию, наставник его говорил ему:
- Отдай ее такому-то брату!
И Досифей отдавал ее. Он никогда при сем не роптал и не говорил: "берет мою одежду и отдает ее другому, - но с усердием и любовью совершал всё, что приказывал ему его наставник.
Однажды монастырский строитель5 принес от кузнеца хороший, острый нож. Досифей взял его, принес к авве Дорофею и сказал:
- Отче, брат строитель принес сей нож; я взял его, чтобы иметь его в больнице, если ты позволишь.
Блаженный же Дорофей всегда имел в больнице то, что было похуже; посему он отвечал Досифею:
- Покажи его мне; я посмотрю, хорош ли он". Досифей подал нож своему наставнику. Святой Дорофей хотя и видел, что нож хорош, однако не желая, чтобы ученик его имел пристрастие к какой-либо вещи, сказал ему:
- Так ли ты хочешь, Досифей, чтобы тебе быть рабом сего ножа, и неужели ты не боишься того, что нож сей, а не Бог, будет обладать тобою?
Слыша сии слова, Досифей молчал. Достаточно пристыдив его, преподобный Дорофей сказал своему ученику:
- Ступай, положи где-нибудь сей нож, и не прикасайся к нему.
Блаженный Досифей свято исполнил сие приказание; он даже никогда не осмеливался подать сего ножа кому-либо другому, хотя другие служители и брали его: только он один не касался его; ни разу он даже не подумал:
- Зачем только мне одному приказано не брать его; разве я не равен с другими?
Никогда не помышлял так преподобный Досифей, но всегда совершал с радостью всё, что приказывал ему его наставник.
Даже, когда авва Дорофей, порицая его, говорил что-либо иносказательно, святой Досифей и в таком случае старался угадать и исполнить желание своего наставника. Так в его жизни имело место такое происшествие. Сначала Досифей имел обыкновение говорить очень громко. Блаженный Дорофей, желая, чтобы он говорил не так громко, сказал:
- Досифей, надобно принести чашу нерастворенного вина. Иди и возьми сосуд!
Он тотчас же отправился и принес полную чашу вина и хлеб. Подавая сие наставнику, он хотел получить от него, по обычаю, благословение. Дорофей, увидев сие, удивился и спросил его:
- Что ты хочешь сделать, Досифей?
- Отче, - ответил ему ученик его, - ты повелел принести мне сосуд нерастворенного вина; итак, дай мне благословение.
- Несмысленный, - отвечал авва Дорофей, - ты говоришь очень громко, словно готы6, когда они упьются вином. Посему и я сказал тебе: возьми чашу вина, ибо ты кричишь так же громко, как готы.
Святой Досифей, поклонившись, положил обратно то, что принес, и с того времени стал говорить тихо.
Однажды он пришел к преподобному Дорофею и просил его объяснить одно место из Священного Писания, - ибо, ревнуя о просвещении ума своего, он начал размышлять над некоторыми местами Священного Писания.
Но его наставник не хотел, чтобы Досифей упражнялся в изучении Писания, так как боялся, что тогда он возмечтает о себе и не сохранит смиренного сознания своей нищеты душевной. Посему на вопрос ученика преподобный Дорофей отвечал:
- Не знаю.
В другой раз, когда Досифей снова пришел к своему наставнику и спросил его о другом месте Священного Писания, он получил такой ответ:
- Поди к игумену и спроси его об этом, я же не могу тебе объяснить.
Повинуясь повелению наставника своего, блаженный Досифей отправился к игумену. Но авва Дорофей предупредил игумена:
- Если придет к тебе, отче, Досифей и станет спрашивать о разных местах Священного Писания, нанеси ему удар.
Когда Досифей пришел к игумену и просил его объяснить непонятные места Священного Писания, игумен начал наносить ему удары, говоря:
- Зачем ты не молчишь, если ничего не понимаешь? Зачем ты осмеливаешься спрашивать о сем? Не должен ли ты больше заботиться о своей чистоте, вместо того, чтобы заниматься испытанием Писаний.
Затем, еще ударив его дважды по ланитам, игумен отпустил его. Возвратившись к отцу Дорофею, преподобный показал ему свои покрасневшие от удара ланиты и сказал:
- Игумен нанес мне удар также и по спине, - и больше ничего не прибавил. Он не стал укорять своего наставника, не сказал ему: "зачем ты не вразумил меня, зачем послал меня к игумену". Нет, ничего подобного не сказал блаженный Досифей; он всё, что приказывал ему наставник его, принимал с верой и тотчас же исполнял его повеление без всякого рассуждения. Когда авва Дорофей спрашивал ученика своего о его помышлениях, Досифей рассказывал их своему наставнику и покорно выслушивал от него все наставления. При этом, повеление своего учителя он старался соблюдать с такою точностью, что святому Дорофею никогда не приходилось повторять свои наставления. Так он поступал, во всё время своего недолгого пребывания в обители, а пробыл он в ней всего около пяти лет. Так он и окончил жизнь свою, не выходя из повиновения наставнику и отцу своему, совершенно отказавшись от своей воли и не имея пристрастия ни к какой вещи.
Даже о своем здоровье преподобный Досифей нисколько не заботился. Когда он впал в тяжкую болезнь, так что у него шла кровь горлом, то он услыхал, что его болезни могут помочь недоваренные яйца. Преподобный Дорофей, который прилагал все усилия, чтобы излечить от болезни ученика своего, также слышал о сем средстве, но в то время забыл о нем. И вот святой Досифей однажды сказал своему наставнику:
- Отче, я хочу сказать тебе об одной вещи. Я знаю одно средство против моей болезни, но хочу, чтобы ты приказал мне не употреблять его, ибо боюсь, что в противном случае будет возмущать дух мой суетный помысл о выздоровлении.
- Скажи мне, чадо, что это за средство? - спросил преподобный Дорофей.
- Обещай мне наперед, что ты не дашь мне его, - снова стал просить отца Дорофея блаженный Досифей.
- Хорошо, - ответил наставник, - я исполню твое желание.
Тогда болящий сказал ему:
- Я слышал от некоторых, что для таких больных. как я, полезны недоваренные яйца, но прошу тебя, не приказывай мне употреблять их, чтобы суетный помысл о выздоровлении не смущал меня.
- Хорошо, сын мой, я не стану принуждать тебя, как ты сам об этом просил меня. Только ты не скорби и не падай духом.
И действительно, вместо недоваренных яиц преподобный Дорофей давал своему ученику другие средства, помогающие в его болезни. Так святой Досифей, даже заболев тяжкой болезнью, старался отречься от своей воли.
Преподобный всегда имел в уме и на устах память о Боге. Духовный отец его советовал ему постоянно произносить: Господи, Иисусе Христе, Боже мой, помилуй меня", и "Сын Божий, помоги мне". Эти молитвы святой Досифей всегда имел на устах своих. Когда болезнь его усилилась, отец Дорофей сказал ему:
- Досифей, не забывай своих молитв, и удвой свои моления!
- Моли, отче, Бога за меня, - ответствовал страдалец. Когда болезнь усилилась еще более, Дорофей спросил:
- Что, Досифей, творишь ли ты свои молитвы так же, как и прежде?
- Да, отче, по молитвам твоим, я не оставляю сего дела". Когда болезнь его еще более усилилась, так что Досифей сам уже не мог вставать и приходилось носить его на полотне, -преподобный Дорофей спросил его:
- Продолжаешь ли ты, Досифей, молиться?
- Прости меня, отче, - отвечал больной, - более я не могу молиться.
- Тогда оставь молитву, - отвечал Дорофей, - только поминай имя Божие и имей всегда Его пред своими глазами.
Страдание святого Досифея все усиливались, и однажды он обратился к старцу Варсонофию с такою просьбою:
- Отпусти меня, отче, более я не могу жить.
Святой Варсонофий послал сказать ему:
- Терпи, чадо, ибо недалеко уже милость Божия.
Видя, что святой Досифей сильно недугует, преподобный Дорофей был весьма опечален этим. Чрез несколько дней болящий снова послал сказать святому Варсонофию:
- Владыко мой, не могу более жить.
На это великий Варсонофий отвечал:
- Иди с миром, предстань пред Пресвятой Троицей и моли за нас пред престолом Вседержителя.
Слыша сии слова великого Варсонофия, иноки стали негодовать; они говорили друг другу:
- Что же великого сделал Досифей? В чем был подвига его? За что он получил такой ответ от великого старца?
Они действительно не видели особенных подвигов преподобного Досифея, не видели, чтобы он вкушал только через день, как делали некоторые из бывших там иноков; не видели они, чтобы Досифей раньше всех являлся в церковь, не видели, чтобы он проявлял особенное воздержание. Они все видели, как Досифей вкушал пищу, хотя и в небольшом количестве. Они знали, что святой Досифей иногда питался соком, который оставался после раздачи болящим, или головами рыб, или другими подобными кушаньями. А в сем монастыре было много иноков, которые долгое время ревностно подвизались в воздержании, вкушали пищу только через день, постоянно молились; сии, слыша ответ великого Варсонофия, данный болящему, пробывшему не более пяти лет в монастыре, смутились; ибо они не знали безропотного и полного послушания святого Досифея, и не могли понять его великого подвига. Посему-то они и стали роптать, когда услышали обращенные к нему слова святого Варсонофия.
Но Господу было угодно показать славу, уготованную Досифею за его великое послушание, и вместе с сим пред всеми явить, насколько мудро и скоро наставил преподобный Дорофей своего ученика на путь спасения. Вскоре после преставление Досифея7, в монастырь пришел один святой старец, опытный подвижник, и был принять с честью. Сей старец, желая увидеть прежде почивших святых отцов обители, молился Господу, чтобы Он открыл ему что-либо о них. Молитва его была услышана, и он удостоился узреть всех отцов обители, стоящих в светлом месте, среди которых находился юноша с веселым лицом. После сего видение старец стал расспрашивать, кто этот юноша, которого он видел среди святых отцов. Когда он описал его наружный вид, все поняли, что это был блаженный Досифей. Тогда все прославили Бога и дивились Его неизреченной милости.
Так преподобный Досифей в малое время достиг великой славы в Царстве небесном, потому что подвизался в послушании, отвергся воли своей и поработил ее воле наставника своего, как бы Самому Богу. За это он предстоит ныне со всеми святыми отцами на небесах Живущему, и на смиренных в послушных призирающему Богу, Которому слава во веки. Аминь.

1 Преподобный Дорофей жил и подвизался в конце VI и начале VII века. Прежде чем удалиться в пустыню для иноческих подвигов, он в молодых летах много занимался науками. Потом, сделавшись иноком, он с тою же любовью и неутомимостью предался упражнению в добродетели. Скончался около 620 года. От него осталось несколько сочинений, написанных простым языком, но в которых ясно выразилась духовная мудрость их составителя. Сюда относятся 25 наставлений ученикам в подвижнической жизни, которые представляют собою возвышенное учение об обязанностях и поведении иноков, 30 глав или слов о подвижничестве и многие другие сочинения.
2 Преподобный Серид жил в VI веке и был основателем Палестинской обители близ города Газы. Память его в субботу сырную. Основанная им обитель являла собою такой вид общежительного монастыря, в котором братия не только стоят, но и одежду и т. п. получают от монастыря, по распоряжению настоятеля, а с своей стороны весь свой труд и его плоды предоставляют обязательно на общую потребу монастыря. Такие обители и назывались киновиями.(от греч. Слова - общежительные).
3 С какою любовью исполнял преподобный Дорофей такое послушание, показывают собственные слова его: "в то время я только что встал от болезни тяжкой. И вот приходят странники вечером, я проводил с ними вечер, - а там погонщики верблюдов - и им приготовлял я нужное; много раз, когда отходил я спать, встречалась другая нужда и меня будили, а затем приближался час бдения".
4 Гефсимания - селение или место за потоком Кедронским, при подошве горы Елеонской, где был сад, куда Господь часто удалялся с учениками Своими, и где Он был предан Иудою (Мф. 26:36; Иоан.18:1-3). Гефсимания - по-русски значит: место маслин, или точило для выжимание сока из маслин. Сад Гефсиманский и теперь еще показывают при подошве горы Елеонской - с южной ее стороны; в саду указывают и место Гефсиманской молитвы Господа пред Голгофскими страданиями, равно как и погребальный вертеп Богоматери, где теперь находится гроб Ее.
5 Строитель - иначе домостроитель, домоправитель, казнохранитель, эконом, или же ключник. Так назывались иноки, заведывавшие монастырским хозяйством!
6 Готы - были полудиким народом, германского происхождения, который жил первоначально к юго-востоку от Балтийского моря. В эпоху великого переселение народов (V в.) Готы распространились к югу, и некоторое время грозили Византийской империи. В это же время, а также и позднее из готов было не мало наемников, служивших в войсках греческого императора, а потому народ этот был известен даже в Палестине.
7 Скончался в VII в.

Память святых апостолов Архиппа, Филимона и Апфии.

По свидетельству блаженного Амвросия1, святой Апостол Архипп, один из числа семидесяти, был епископом после святого Епафраса2 в городе Колоссах3, во Фригии; святой Апостол Павел в своем послании к Филимону называет святого Архиппа своим сподвижником (Флм.2). Святой Филимон был именитый гражданин в Колоссах, святая же Апфия, по свидетельству Иоанна Златоустого, была супругой Филимона. Последний, уверовав во Христа, сделал из дома своего церковь; таким образом в доме Филимона собирались все верующие в Колоссах и здесь совершались, как бы в церкви, божественные службы4. Потом святой Филимон был поставлен епископом с тем, чтобы помогать Апостолам в распространении Евангелия.
Во времена святых Апостолов одни из епископов имели постоянное жительство и занимали одну определенную кафедру, другие же, не имея сего, обходили различные города и селения; такие назывались епископами апостольскими, так как были посылаемы на апостольскую проповедь. Таким епископом был и святой Филимон, сподобившийся быть причтенным, подобно некоторым поместным епископам, к числу семидесяти святых Апостолов; он обходил города Фригии и некоторые другие и везде ревностно проповедывал слово Божие. Сохранилось до нас известие, что он был епископом и в Газе5.
Святая Апфия, устроив в своем доме в Колоссах церковь, усердно служила денно и нощно Господу, подвизаясь в молитве и посте; она с радостью принимала и давала пристанище тем, кто трудился, благовествуя учение Христово; она доставляла пищу нищим, убогим и странникам, так что дом ее был не только церковью, но также и странноприимницей, больницей и пристанищем для всех, кто не имел места, где бы мог отдохнуть и успокоиться.
Однажды в Колоссах совершался богомерзкий праздник в честь языческой богини Артемиды6. В это время бывшие в сем городе святые Апостолы Архипп и Филимон, собрав всех верующих в дом Филимона и Апфии, возносили Господу обычные свои моления и отправляли божественную службу. Между тем идолослужители, питавшие сильную ненависть к верующим, узнали, что все христиане собрались в доме Филимона. Воспользовавшись таким случаем, язычники напали внезапно на верующих, разогнали всё стадо Христово, одних избили, других убили; затем, схватив святых Апостолов Архиппа и Филимона, а также святую Апфию, привели их к ефесскому градоначальнику Артоклису и, по повелению последнего, подвергли святых мучениям: сначала мучители распростерли их на земле и стали влачить их, немилосердно нанося им при сем удары; затем каждого из них в отдельности закопали до бедер в землю и начали побивать камнями. Святого Филимона и святую Апфию они совсем закидали камнями; а святого Архиппа еле живого оставили на посмеяние детям; сюда собралось множество отроков, которые стали терзать святого ножами. Так сии трое святых предстали на небесах пред престолом Пресвятой, Животворящей, Божественной и Неразделимой Троицы7.
Кондак апостола Архиппа, глас 4:
Яко звезду великую тя церковь имущи Архиппе, чудес твоих лучами просвещаема, зовет тебе: спаси верою почитающыя память твою.

1 Святой Амвросий был епископом Медиолана (ныне Милан, на севере Италии Для западной половины Вселенской Церкви он имел такое же значение, какое Василий Великий для восточной, потому что подобно ему прославился как ревностный поборник православия. Много осталось от него и писаний, в которых он частью излагает учение веры, частью объясняет Слово Божие, частью поучает христианским добродетелям. Свидетельство об Апостоле Архиппе находится у Амвросия в его изъяснении послания Апостола Павла к Колоссянам, в котором сказано: "Скажите Архиппу: смотри, чтобы тебе исполнить служение, которое ты принял в Господе" (Кол. 4:17). Скончался св. Амвросий в 397 году. Память его 7-го декабря.
2 Святой Епафрас был Апостолом из 70-ти. Вместе с Апостолом Павлом он содержался в Риме в узах. Память его празднуется 4-го января (собор 70-ти апостолов).
3 Колоссы - город в юго-западной части Фригии (область Малой Азии), при реке Ликусе, близ Лаодикии и Иераполя. В древности был большой, населенный, богатой город. В настоящее время это небольшая деревенька на одном из скатов Хокас, при которой сохранились еще развалины древнего города Колоссы.
4 Во времена Апостолов христиане не имели особых мест для молитвенных собраний. Обыкновенно для этого служила какая-нибудь самая лучшая горница, по большей части, в доме какого-нибудь состоятельного из верующих, и в ней-то собирались все христиане города для совершения таинства Евхаристии и общественных молитв. Таким образом, простая горница являлась как бы храмом. Первообраз такого храма-горницы мы имеем в известной Сионской горнице, в которой, по преданию, была совершена Тайная вечеря Господом Иисусом Христом пред Своими страданиями, и в которой по вознееении Господа собирались Апостолы, получив в ней, в пятидесятый день, по воскресении Его, дары Святого Духа, сошедшего на них.
5 Газа - один из самых древнейших Филистимских городов, служивший пределом Ханаяеев на юге Палестины. Впоследствии этот цветущий город потерял всё свое значение, и теперь только песчаные холмы и жалкие развалины служат свидетельством, что здесь существовал некогда значительный город. Недалеко отсюда расположен новый город, позднейшего происхождения, того же имени.
6 Артемида, иначе Диана - известная языческая богиня у греков и римлян, которая олицетворяла собою луну и считалась покровительницею лесов и охоты. Служение этой богине отправлялось с большим великолепием и блеском; особенно чтили ее в городе Ефесе.
7 Апостолы Архипп и Филимон и святая жена Апфия скончались в царствование римского императора Нерона (54-68 г.). Память их празднуется Церковью также и 22-го ноября.

Память преподобного Равулы.

Святой Равула родился в городе Самосатах1. Образование он получил под руководством одного знаменитого, хорошо владевшего сирским языком, ученого мужа, по имени Варипсава. С юных лет проводя добродетельную жизнь, преподобный по достижении совершенного возраста принял иночество и избрал себе необыкновенные подвиги.
Подобно святому пророку Илии, он один обитал по горам и пещерам и в образе жизни своей подражал святому Иоанну Крестителю.
По прошествии некоторого времени преподобный вместе с другим иноком отправился в Финикию2 и, подвизаясь здесь, обратил на себя внимание высокими своими добродетелями, так что вскоре помимо своего желание стал всем известен. Получив денежное пособие от императора Зенона3, он при содействии Беритскаго4 епископа Иоанна построил в одном месте среди гор обширный монастырь и населил его иноками. В окрестностях монастыря проживало множество закоренелых язычников. Преподобный Равула и подвизавшиеся вместе с ним в обители иноки, уподобляясь святым Апостолам Павлу и Варнаве, а также Петру и Иоанну, стали то обличать их заблуждения, нередко вступая с ними в спор, то преподавать им наставление в вере, и вскоре привели всех их к познанию истинного Бога. Это было первое славное деяние преподобного.
После смерти императора Зенона управление империей принял император Анастасий5. Преподобный Равула отправился в Константинополь и своими хлопотами достиг того, что император оказал ему новое денежное пособие, которое и было употреблено им на построение второго монастыря. Впоследствии он построил в разных местах много еще и других монастырей. Святой Равула всегда был ко всякому доброму делу рачителен, кроток, милостив, человеколюбив, никогда не предавался гневу, всегда пребывал в молитвах и ко всем относился благожелательно. И когда диавол, возбуждая в нем страсти, вступал с ним в борьбу, то, в совершенстве зная и понимая Священное Писание Ветхого и Нового Завета, он противопоставлял ему и слово Божие. и дела благочестия и тем отгонял от себя противника. Преподобный жил до времени царствования Юстиниана Великого6, построившего знаменитой храм святой Софии в Константинополе7. Достигши восьмидесяти лет, он услышал однажды голос с неба, сказавши ему: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф.11:28), после этого, немного поболев, отошел ко Господу8.

1 Город Самосаты находился в Сирии и расположена был на правом, западном берегу реки Евфрата, в его верховьях.
2 Финикия находилась к северу от Палестины и лежала между Средиземным морем и Ливанскими горами.
3 Зенон царствовал с небольшими перерывом с 474 по 491 год. В его царствование происходила борьба православных с еретиками монофизитами, и он принимал в этой борьбе деятельное участие, стараясь дать перевес и торжество представителям православного учения церкви.
4 Берит, ныне Бейрут, был приморским городом Финикии и расположен близ устьев реки Магоры.
5 Император Анастасий управлял империей с 491 по 518 год.
6 Юстиниан вступил на престол после Юстина в 527 году и царствовал до 565 года.
7 Главный великий собор Константинополя во имя Софии - Премудрости Божией, который первоначально был создан Константином Великим. При императоре Юстиниане он был великолепно возобновлен и расширен в 537 году. В 1453 году при взятии Константинополя турками, он обращен в мечеть. Юстиниановский храм св. Софии представляет и поныне замечательнейший, величественнейший памятник христианской архитектуры Византийского стиля, самой цветущей эпохи его развития.
8 Святой Равула скончался около 530 года.

Память преподобных Евгения и Макария исповедников.

Когда в римской империи царствовал Юлиан, то все христиане скрывались из за того, что по повелению императора везде приносились жертвы языческим богам, и язычники в угоду своему государю, оскверняя себя и не боясь суда Божия и вечного наказания, силою принуждали твердых в вере исповедников Христа принимать участие в этих жертвоприношениях. В это время были схвачены и приведены на суд к Юлиану два пресвитера Антиохийской церкви Евгений и Макарий. На суде они исповедали Христа истинным Богом и Судиею живых и мертвых и обличили императора отступника, как нечестивца и убийцу, нарушителя заповедей Божиих, язычника и служителя идолов, причем сказали ему:
- Горе тебе, нечестивец и наследник вечного, нескончаемого огня! Горе твоей суетности! Как ты решился вместо света снискать себе тьму?
От этих слов Юлиан пришел в гнев и повелел сперва связать святых тонкими ремнями, повесить вниз головами и окуривать ядовитым зловонным калом, а потом сильно раска-лить железный лист и, обнажив их, разложить на нем. Подвергнутые таким мучениям, святые Евгений и Макарий возвели глаза свои к небу и, сохраняемые силою Божиею, оставались невредимыми, при чем лица их сияли радостью и тем обличали злобу мучителя. После сего Юлиан приказал заключить их в оковы и сослать в Оасим аравийский1. Идя на место ссылки, святые радовались, что терпят изгнание за Христа, и пели: "Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем" (Пс.118:1).
С радостным духом они прибыли в Оасим, взошли на одну гору и одни стали жить на ней. Правители страны сказали им:
- Братия, уйдите из этого места, потому что неподалеку отсюда обитает свирепый змей, который пожирает всех, кто близко подходит к нему.
На это святые отвечали:
- Покажите нам пещеру, где обитает этот змей.
Их привели к месту обитание змея и издали показали пещеру, где он находился. Тогда святые, преклонив колени, помолились Богу, и внезапно последовал с неба удар грома и поразил змея. Убитый змей объят был пламенем и немедленно же сгорел, причем вместе с ним сгорел и песок, бывший в пещере, и над пещерою бурным зловонным вихрем поднялась пыль. Увидев такое чудо, начальники страны, бывшие язычниками, уверовали во Христа.
Между тем святые Евгений и Макарий вошли в пещеру, где обитал змей, и тридцать дней провели в молитве, не имея при себе ни пищи, ни питья. Наконец они услышали голос. сказавший им:
- Рабы истинного Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, подойдите к камню, который находится вблизи вас.
Святые исполнили повеление и, когда подошли к камню, то сперва увидели в нем свет, а потом камень распался на две части, и из него в изобилии потекла вода. Взяв этой воды, они досыта напились ее и тем утолили и голод свой и жажду. Находясь в пещере, святые молились о том, чтобы Господь сподобил их умереть в одно время и вместе быть со Христом. и Господь принял молитву их: они оба вместе отошли ко Господу, благодаря и прославляя Его2.
В тот же день память святых мучеников Максима, Феодота, Исихия и святой мученицы Асклипиодоты, пострадавших при императоре Максимиане Галерии в Адрианополе3.

1 Аравия - каменистый полуостров на юго-западе Азии. Оасим представлял собою один из оазисов аравийской пустыни.
2 Кончина святых относится к 363 году.
3 Память трех из них Максима, Феодота и Асклипиодоты (иначе Асклиады празднуется еще 15-го сентября.

<< предыдущий день :: 19 февраля :: следующий день >>


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:

Апрель. Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского на каждый день года
Август. Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского на каждый день года
3 марта. Жития святых: Страдание святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска;
29 марта. Жития святых: Страдание преподобного отца нашего Марка, епископа Арефусийского; Память преподобного отца нашего Иоанна пустынника; Память преподобного отца нашего Евстафия исповедника, епископа Вифинийского;
20 апреля. Жития святых: Память преподобного отца нашего Анастасия, игумена Синайской горы; Память святого Анастасия Синаита, патриарха Антиохийского; Память святого Григория, патриарха Антиохийского; Память преподобного отца нашего Феодора Трихины;
24 апреля. Жития святых: Память преподобного отца нашего Фомы юродивого; Память святого мученика Саввы Стратилата и с ним семидесяти воинов; Память преподобной матери нашей Елисаветы чудотворицы; Страдание святых мучеников Пасикрата и Валентина; Страдание свв. мучеников Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и прочих с ними;
13 июня. Жития святых: Страдание святой мученицы Акилины; Житие святого отца нашего Трифиллия, епископа Левкусийского;
25 июня. Жития святых: Житие и страдание святой преподобномученицы Февронии; Память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, в иночестве Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев;
27 сентября. Жития святых: Житие и страдание святого мученика Каллистрата; Житие преподобного отца нашего Савватия Соловецкого, чудотворца; Память святых Апостолов Марка, Аристарха и Зины; Память святой мученицы Епихарии; Память преподобного Игнатия;
5 октября. Жития святых: Страдание святой мученицы Харитины; Житие преподобного Дамиана Печерского; Житие преподобного Иеремии Печерского; Житие преподобного Матфея Печерского; Память святой мученицы Мамелхфы; Празднование святителям московским Петру, Алексию, Ионе и Филиппу; Житие святого Дионисия, епископа Александрийского;
2 ноября. Жития святых: Страдание святых мучеников Акиндина, Пигасия и Анемподиста; Память преподобного Маркиана;
4 ноября. Жития святых: Житие преподобного отца нашего Иоанникия Великого; Страдание святых мучеников Никандра епископа и Ермея пресвитера; Преставление блаженного Симона Юрьевецкого;
5 ноября. Жития святых: Житие и страдание святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы; Житие святого Ионы, архиепископа Новгородского; Память святых Апостолов Патрова, Ерма, Лина, Гаия и Филолога; Память святого Григория, епископа Александрийского;

Возможно вас это заинтересует, далее:


29 января. Перенесение мощей святого священномученика Игнатия Богоносца, Житие преподобного отца нашего Лаврентия затворника Печерского, Память святых мучеников Сильвана епископа Луки диакона и Мокия чтеца, Память святых мучеников Романа Иакова Филофея Иперихия Авива Иулиана Паригория,
10 июня. Житие святого отца нашего Вассиана, епископа Лодийского; Память преподобного Феофана; Память святого священномученика Тимофея, епископа Прусского; Страдание святых мучеников Александра и Антонины;
30 июля. Святые апостолы Сила, Силуан, Крискент и другие с ними; Страдание святого священномученика Валентина; Страдание святого мученика Полихрония; Память святого Иоанна Воина;
Собор святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 20 января.
День святого мученика Вонифатия, и преподобного Илии, чудотворца Муромского. Святитель Вонифатий Милостивый, епископ Ферентийский. Преподобный Григорий. 1 января.
Святой апостол Тимофей. Преподобный Макарий Жабынский, Белевский чудотворец. 4 февраля.
Мученик Евпсихий. Преподобномученик Вадим. 22 апреля.
Праведный Иов Многострадальный. Преподобный Михей Радонежский. 19 мая.
Великомученик Иоанн Новый, Сочавский. Святитель Никифор исповедник. Княжна Иулиания. 15 июня.
Святитель Тихон. Преподобный Тихон Луховский. Мученики Тигрий пресвитер и Евтропий чтец. 29 июня.
Император Николай Александрович. Святитель Андрей, епископ Критский. Преподобная Марфа. Благоверный князь Андрей Боголюбский. Святой Андрей Рублев. 17 июля.
Мученик Диомид. Образ Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 29 августа
Преподобный Евмений. Мученица Ариадна. Святитель Аркадий. Преподобный Иларион. 1 октября.
Апостол Иоаков. Преподобный Иаков Боровицкий. Святитель Игнатий. 5 ноября.
Мученики Акепсим епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон. Празднуется обновление храма великомученика Георгия в Лидде, в Палестине. 16 ноября.
Святые апостолы. Мученик Орест. Священномученик Милий. 23 ноября.
Молитвы к Божьей Матери на каждый день недели

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх