Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Февраль --> 16 февраля. Жития святых

Житие святых, память: 16 февраля, по ст. ст.

16 февраля
Страдание святых двенадцати мучеников Памфила пресвитера и прочих с ним
Память святого Маруфа епископа и святых мучеников, пострадавших в Мартирополе

Страдание святых двенадцати мучеников Памфила пресвитера и прочих с ним.

Сии двенадцать святых мучеников, удостоенные дара пророческого и апостольского, и равные по числу своему 12 Апостолам, пострадали за Христа в Кесарии Палестинской1, в царствование Диоклитиана. Из них старшим по своему сану и первым по времени страданий был святой Памфил, пресвитер Кесарии. Он был родом из Берита2, и с юности еще был научен языческому любомудрию; при этом Памфил был преисполнен и духовной премудрости3 и сиял своим добродетельным житием. После он стал славен и мужественным исповеданием имени Христова. Вторым из мучеников был Валент, диакон Елийской церкви - муж уже преклонного возраста. Он был также человеком сведущим и особенно отличался прекрасным знанием Священного Писания. Третий - Павел, -объятый верою во Христа, горел своею ревностью по благочестию. Он происходил из города Иамнии4 и еще раньше претерпел за Христа огненное жжение. Сии три страстотерпца после различных мук за имя Христово, которым их подверг префект Урбан, были ввержены в темницу. Здесь они томились целых 2 года, когда после Урбана префектом стал Фирмилиан. В правление этого игемона в Египте было осуждено на изгнание 130 исповедников Христовых: они были отправлены в Киликию5 для копания золотой руды. В это время некоторые юноши, братья не только по плоти, но и по духу, проводив тех мучеников от Египта до Киликии, снова возвращались оттуда в отечество свое Египет и подходили уже к Кесарии, так как мимо него пролегал их путь; числом их было пять. Когда они входили в городские ворота, стражи спросили их, кто они и откуда? Мученики, не скрывая истины, отвечали, что они христиане и называли своим отечеством горний Иерусалим. Тогда они были схвачены, как злодеи и брошены в темницу. На следующий день - именно 16-го февраля - эти юноши выведены были из темницы вместе с вышеназванными Христовыми исповедниками, Памфилом, Валентом и Павлом и вместе с ними предстали пред судилищем нечестивого мучителя игемона Фирмилиана. Игемон сначала старался совратить юношей египетских, устрашая их различными муками. Одного из них - старшого по возрасту, он, поставив посреди, спросил, кто он? Святой мученик безбоязненно отвечал, что он и его спутники - христиане. Когда игемон спросил, как их зовут, сей юноша себя назвал Илией, другого - Иеремией, третьего - Исаией, четвертого - Самуилом, пятого - Даниилом. Ибо сии святые юноши, отрекшись от своих языческих имен, данных им неверующими во Христа родителями, вместо них называли себя именами пророков. Этим они хотели явно показать, что они - рабы Бога Израилева, не только по своим делам, но и по своим именам. Не зная таких имен, игемон Фирмилиан стал спрашивать их об отечестве.
Тогда Илия, памятуя слова Апостола Павла: "вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам" (Гал. 4:26). И другие его слова: "Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев" (Евр.12:22), назвал себя гражданином Иерусалима Небесного, разумея под сим городом свое отечество духовное, а не земное. Игемон же Фирмилиан не знал, что это за город Иерусалим и где он находится. Ибо в то время святой град не назывался Иерусалимом, а Елией. Это наименование дал ему нечестивый царь римский Адриан. Он на месте прежнего Иерусалима, разрушенного Титом, построил новый город и дал ему свое имя, ибо он назывался Елий Адриан. При этом, назвав Иерусалим Елией, Адриан осквернил в нем все святые места, засыпал песком и камнями гроб Господень и повсюду поставил скверных идолов. После этого он приказал, чтобы все называли сей город не иначе, как Елия. Все это он сделал потому, что хотел уничтожить на земле даже самое воспоминание о имени Иисуса Христа. После того в течение двухсот лет нечестивые идолопоклонники не называли сей город Иерусалимом и пренебрегали им. Так продолжалось до времени благочестивого царя Константина и матери его Елены. Посему-то и игемон Фирмилиан, живший в Палестине в царствовате Диоклитиана, не знал, где находится город, называемый Иерусалимом, о котором говорил ему святой юноша. Он приказал тому блаженному юноше, который назвал себя Илией, связать сзади руки, повесить его нагим на мучилищном месте и жестоко бить, чтобы он сказал, что это за город Иерусалим и в какой стране он находится.
Благочестивый юноша отвечал, что Иерусалим есть отечество одних только христиан и никто из язычников не может войти в него, и что град сей основан на востоке, где солнце начинает проливать на землю свои первые лучи. Так святой говорил игемону о вышнем, духовном Иерусалиме, не обращая внимание на мучения, словно он был бестелесным. Игемон же, не разумея, что святой говорить ему о духовном Иерусалиме, подумал, что христиане где-нибудь построили себе город и хотят сопротивляться Римлянам. Посему он велел еще большим мучениям подвергнуть святого юношу, чтобы он подробнее рассказал всё о сем христианском городе и указал бы, где он находится. Но когда игемон не мог ничего более услышать от него кроме исповедание имени Христова, он приказал усекнуть мечем главу святому юноше. Потом он подверг мучениям и прочих юношей: Иеремию, Исаию, Самуила и Даниила. Но услышав от них то же самое, что и от первого, он приказал и их усечь мечем. Узнав также, по исследовании, что святой пресвитер Памфил, диакон Валент и Павел, уже за два года до него содержались долго в темнице его предместником игемоном Урбаном, Фирмилиан не захотел их более мучить. Он приказал их только спросить, послушаются ли они царского веления; и когда узнал, что они остаются непреклонными, он и их осудил на смерть.
Один из слуг Памфила, по имени Порфирий, юноша лет восемнадцати, очень любимый своим господином, святым пресвитером Памфилом за свое целомудрие и благоразумие, услышав смертный приговор на святых мучеников, громко воскликнул из народа:
- Прошу, дайте мне телеса святых, чтобы можно было их предать погребению.
С этими словами он вышел из народа и стал пред игемоном. Узнав, что и Порфирий христианин, игемон приказал его повесить нагим на том же месте, на котором мучил и пять святых юношей, и велел жестоко его бить. Нечестивые мучители били его до тех пор, пока всё тело его не было покрыто ранами и уже кусками отпадало на землю, так что можно было видеть даже его кости и внутренности. Но святой Порфирий терпеливо переносил эти мучения; казалось, он ничего не чувствовал: он даже не стонал и не кричал, но молчал, словно мучители наносили раны не ему, а какому либо столпу или стене. Всё это еще более усилило ярость игемона: Фирмилиан приказал терзать его раны колючей и жесткой власяницей, а после этого осудил его на сожжение. Мучители поставили столп, привязали к нему святого мученика, обложили вокруг дровами и зажгли. Когда огонь уже объял его со всех сторон, мученик громко стал взывать, призывая на помощь Иисуса Христа, Сына Божия; потом он умолк и предал Господу свою святую и чистую душу. Итак он пострадал за Господа своего уже после своего господина, но прежде него удостоился получить мученический венец, ибо в то время, когда святой Порфирий, предав на костре свою душу, отошел ко Господу, святой Памфил вместе с другими мучениками еще не был усечен мечем.
В то время, когда святого Порфирия сожигали на костре, среди народа находился один благочестивый муж, по имени Селевкий, бывший прежде воином. Когда Порфирий уже предал Господу свою душу, он отправился вслед за святыми мучениками, коих повели на место страданий. Он нашел их еще живыми, так как святые упросили своих мучителей дать им немного времени для молитвы. Селевкий, подойдя к святому Памфилу, разсказал ему все о мучении святого Порфирия, и возрадовался Памфил и стал воссылать благодарение Богу. Здесь Селевкий в последний раз дал целование мученикам, уже готовым преклонить свои головы под мечное усечение. Бывшие тут воины, увидев это и узнав, что Селевкий - христианин, схватили его и привели к игемону. Фирмилиан прика-зал немедленно и Селевкия казнить мечем. Сей святой происходил из Каппадокии, и был храбрым и славным воином в римских войсках; в начале гонения на христиан, за исповедание Христа его сильно били, лишили воинского звания и чести, и изгнали из полка. Но он ухаживал за больными, лежащими на городских улицах, заботился о нищих и сиротах, а потом, приобщившись к святым мученикам и исповедникам, радуясь, отошел ко Владыке своему Христу Господу.
В то же время после святого Селевкия к лику мучеников приобщился еще святой Феодул. Он был одним из слуг игемона Фирмилиана; этого мужа все уважали за его преклонную старость: у него были уже правнуки. Будучи тайным христианином, он, приступив к одному из святых мучеников, веденных на страдания. поцеловал его и просил, чтобы святой Христов мученик вместе с ним помолился о нем Господу Богу. Некоторые из слуг игемона, видя это, донесли своему господину о Феодуле и сказали, что и он христианин. Когда Фирмилиан сталь разспрашивать святого Феодула, и узнал, что этот муж действительно христианин, он сильно разгневался на него и приказал распять святого Феодула на кресте.
Заключая двенадцатичисленный лик Апостолов, после всех к числу мучеников присоединился и святой Юлиан. Он также происходил из Каппадокии, и был мужем честным и добродетельным. Ему было необходимо по своим делам съездить в Кесарию Палестинскую. Приближаясь к городу, Юлиан заметил, что около города брошены на съедение псам и птицам телеса святых мучеников. Он возрадовался духом и, припав к ним, целовал телеса Христовых страдальцев и восхвалял их мученическую кончину, после которой они сподобились нескончаемой жизни со Христом. Но вдали были поставлены воины, которые должны были смотреть, чтобы кто-либо из тайных христиан не похитил их тела. Увидев, что какой-то человек, припадает к телам святых и целует их, они поняли, что он тоже христианин; тогда воины схватили его и отвели к игемону. Допросив его, Фирмилиан осудил святого мужа на сожжение; и так святой Юлиан пострадал за Христа таким же точно образом, как и святой Порфирий.
Так сии двенадцать мучеников, равные по своему числу Апостолам, вместе с ними удостоились стать и пред престолом Божиим в небесном Царстве, украсившись победными венцами6. Их святые тела лежали брошенными во прахе за городом четыре дня. Нечестивцы, увидев, что к ним не касаются ни псы, ни звери, ни птицы, объявили, что, кто хочет, может взять их и предать погребению; тогда христиане, взяв сии святые тела, благоговейно погребли их, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога. Аминь.
Кондак, глас 4:
Мучением страшным предлежащым, Господни страдальцы доблии в небоязненном радующеся мудрвоании, сим собеседоваша, о плоти нерадивше: темже наследствоваша вечнующую славу, о нас молящеся присно, восхваляющих их подвиги.

1 Кесария-большой город в Палестине, при Средиземном море.
2 Верит - нынешний Бейрут. - главный город азиатско-турецкого вилайета Сирии, важнейший торговый пункт сирийского прибережья между Саидом и Тарабулом Яриполисом.
3 Одним из главных занятий святого Памфила было сличение и исправление рукописей Священного Писания, текст которого был в то время значительно поврежден переписчиками. Его заботами и трудами была собрана в Кесарии обширная библиотека. Блаженный Иероним очень уважал мученика Памфила и, нашедши некоторые рукописи его, считал себя богаче Креза.
4 Греческое название филистимского города Иавнеи, между Экроном и морем; ныне - это большое село с наименованием Иевна.
5 Киликия - юго-восточная береговая страна Малой Азии.
6 Это было в 309 году.

Память святого Маруфа епископа и святых мучеников, пострадавших в Мартирополе.

Святой Маруф был епископом Тагрита1, главного города Месопотамо-Софосенской области: эта местность находилась на границах греческой империи и языческой Персии; в ней благочестивый епископ, как светильник, сиял светом своего богопознания: язычников-персов он своею проповедью обращал в христианство, ходатайствовал за христиан пред персидскими царями и всюду старался ввести мир и безмятежие. Так, при Феодосии Младшем Маруф два раза был посылаем к Издегерду2 для заключение мира между двумя империями, и своим благочестием и умом приобрел полное уважение у Издегерда. Персидским магам это расположение царя к святому Маруфу очень не понравилось, и вот они решили погубить благочестивого епископа; после того, как Маруф исцелил Издегерда от опасной головной болезни, которой не могли исцелить маги, решено было употребить меры против него. Однажды, когда царь по обыкновение взошел в храм для поклонение огню, он услышал голос:
- Вон царя, - нечестива любовь его к христианскому священнику!
После этого изумленный Издегерд хотел было удалить от себя Маруфа, но обман скоро быль обнаружен, и маги были казнены; после этого между огнепоклонниками стала распространяться христианская вера.
В 414 году Маруф в другой раз исполнял должность посла при дворе Издегерда. Маги снова было восстали на святого епископа, но умысел их был опять неудачен, и Маруф еще более приобрел доверие пред персидским царем. В это же время святой Маруф вместе с епископом Авдою молитвою веры исцелил бесноватого сына Издегерда; после этого Издегерд намеревался даже принять крещение и дозволил свободно исповедывать христианскую веру в Персии.
Пользуясь таким расположением персидского царя, святой Маруф всюду распространял Христово учение, восстановлял храмы, ниспровергнутые во время гонение Сапора, созывал соборы.
В это же время он собрал останки святых мучеников, пострадавших при царе Сапоре, и перенес их в созданный им город Тагрит, где он и сам скончался около 422 года3.

1 Тагрит, или по греч. Мартиропол, до времен Юстиниана принадлежал к греческой империи и был пограничным ее городом с Персидскою империею.
2 Персидский царь Издегерд I царствовал с 399 по 420 г.
3 Маруф оставил после себя довольно много сочинений на сирском языке, которые доселе не все изданы. Особенно заслуживают известности: 1) неизданный его Толкование на Евангелие; 2) История мучеников Персидских; 3) Левни Маруфы; 4) Литургия, его и 5) 73 правила Собора Никейского с описанием деяний сего собора. Мощи святого Маруфа были впоследствии перенесены в Египет и положены в скитском монастыре Богоматери.

<< предыдущий день :: 16 февраля :: следующий день >>


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D


Июнь. Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского на каждый день года
3 марта. Жития святых: Страдание святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска;
14 марта. Жития святых: Житие преподобного отца нашего Венедикта; Память святого Евcхимона исповедника;
7 апреля. Жития святых: Память преподобного отца нашего Георгия Исповедника, митрополита Митиленского; Страдание святого мученика Каллиопия;
26 апреля. Жития святых: Страдание святого священномученика Василия, епископа Амасийского; Житие во святых отца нашего Стефана, епископа Пермского; Память святой праведной Глафиры;
2 мая. Жития святых: Страдание святых мучеников Еспера и Зои; Страдание и чудеса святых мучеников Бориса и Глеба, князей русских;
3 мая. Жития святых: Страдание святых мучеников Тимофея и Мавры; Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского; Память преподобного отца нашего Петра чудотворца;
12 мая. Жития святых: Житие святого отца нашего Германа, архиепископа Константинопольского; Память святого отца нашего Савина, епископа кипрского; Память святого отца нашего Полувия, епископа Ринокирского; Житие святого отца нашего Епифания, архиепископа Кипрского;
28 мая. Жития святых: Страдание святой мученицы Еликониды; Память преподобного отца нашего Никиты, епископа Халкидонского; Память святого Игнатия, епископа Ростовского; Память святого священномученика Елладия;
10 июля. Жития святых: Память преподобного отца нашего Антония Печерского; Страдание святого мученика Аполлония; Страдание святых мучеников Вианора и Силуана; Страдание свв. сорока пяти мучеников, пострадавших в Никополе Армянском; Сказание о перенесении честной ризы Господа нашего Иисуса Христа из Персии в царствующий град Москву;
29 июля. Жития святых: Страдание святой мученицы девицы Серафимы; Страдание святого мученика Каллиника;
21 ноября. Жития святых: Сказание о Входе во храм Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии;
21 декабря. Жития святых: Страдание святой мученицы Иулиании девы и других с нею; Житие святого Петра, митрополита Киевского и всея России; Память святого Мученика Фемистоклея;

Возможно вас это заинтересует, далее:


Октябрь. Жития святых по изложению святителя Димитрия Ростовского
8 января. Житие и страдание святых мучеников Иулиана и Василиссы и других с ними, Память преподобного Григория Печерского, Память преподобной Домники, Память преподобного Георгия Хозевита, Память святого священномученика Картерия, Память преподобного Ильи Пустынника, Память святых мучеников Феофила и Елладия, Память преподобного Емилиана Исповедника,
17 февраля. Страдание святого великомученика Феодора Тирона; Память святой Мариамны; Обретение мощей святого мученика Мины Калликелада;
3 марта. Страдание святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска;
30 апреля. Память святого Апостола Иакова Зеведеева; Память во святых отца нашего Доната епископа;
10 мая. Память святого апостола Симона Зилота; Житие преподобной Исидоры юродивой; Память блаженной Taиcии; Житие преподобного Симона, епископа Владимирского и Суздальского; Страдание святого мученика Исихия; Страдание святых мучеников Алфия, Филадельфа, Киприана и других, с ними пострадавших;
9 сентября. Житие святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны; Страдание святого мученика Севириана; Память блаженного Никиты, тайного угодника Божия, которого видел диакон Созонт; Воспоминание святого Третьего вселенского собора в Ефесе; Память преподобного Иосифа Волоколамского; Память преподобного Феофана, постника и исповедника;
31 октября. Память святого мученика Епимаха; Память святых апостолов Стахия, Амлия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула; Житие преподобных Спиридона и Никодима;
8 декабря. Житие преподобного отца нашего Патапия; Память святых Апостолов Сосфена, Аполлоса, Кифы, Тихика, Епафродита и Кесаря; Память святых мучеников, в Африке от ариан пострадавших;
Пророк Малахия. Мученик Гордия Каппадокийский. 16 января.
Преподобный Феодор Трихин. Мученик младенец Гавриил. 3 мая.
Мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула. Пресвятая Богородица, именуемая Боголюбская. 1 июля.
Преподобный Антоний Печерский. Святые 45 мучеников в Никополе пострадавших. Празднование положению честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. 23 июля.
Великомученик Евстафий Плакида. Мученики князь Михаил и Феодор. Благоверный князь Олег Романович Брянский. 3 октября.
Архангел Гавриил Молитвы Святому
Молитвы святителю Гурию архиепископу Казанскому и святителю Варсонофию епископу Тверскому чудотворцу
Молитва Господу Богу о спасении и сохранении РОССИИ

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх