Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Декабрь --> 2 декабря. Жития святых

Житие святых, память: 2 декабря, по ст. ст.

2 декабря
Память святого пророка Аввакума
Страдание святой мученицы Миропии
Житие преподобного Афанасия Печерского
Житие святого Стефана, царя Сербского
Память преподобных Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила

Память святого пророка Аввакума.

Святой пророк Аввакум был сын Асафата и происходил из колена Симеонова, как повествует о нем святой Епифаний Кипрский в своей книге «о жизни пророков». По преданию, записанному святыми отцами1, родиной Аввакума было небольшое селение Бетзохар, иначе называемое Виезахир.
Самое имя - Аввакум2, - данное ему при рождении, предзнаменовало, что из него выйдет сильный духом подвижник. Придя в возраст совершенный, он, ради славы имени Божия, ревностно выступил на обличение беззаконий своего народа. Сам же он, горя духом о Господе, строго соблюдал заповеди Божии, твёрдо стоял на пути добродетели, и был удостоен от Господа дара пророческого.
Аввакум пророчествовал и жил после царствование благочестивого иудейского царя Езекии, когда на престоле царствовали нечестивые цари: Манассия, сын Езекии и потом Амон, сын Манассии3. По свидетельству Священного Писания (2Пар.33:9; 4Цар. 21:2-10), в народе Иудейском при Манассии были постоянные раздоры и злодейства: сильный угнетал слабого, и негде было искать суда справедливого. Сам царь Манассия был первым гонителем невинных: он прилил весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края и до края (4Цар.21:16). По преданию, в числе невинных пострадал в это время и святой пророк Исаия, равно как пострадали многие другие обличители неправд и нечестия царя и народа.
Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу. Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа еврейского; Манассии же наследовал нечестивый сын Амон, подобно отцу своему преданный грубому идолопоклонству.
Пророк Аввакум глубоко скорбел о развращении своих современников. Не находя нигде правды, он изливал свою скорбь, взывая ко Господу:
- Доколе, Господи, я буду взывать - и Ты не слышишь меня, буду вопиять о насилии - и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствие? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв.1:2-4).
Так взывал пророк ко Господу, видя беззаконие людские и ожидал праведного суда от Самого Бога. В ответ на сие, Господь возвестил Своему избраннику, что скоро должно наступить наказание за всеобщее нечестие. По повелению Божию, пророк Аввакум предсказал Евреям такое страшное событие, которому в его время даже трудно было поверить, - именно разрушение храма и самого Иерусалима и пленение Вавилонское4.
Пророк ясно указал, что орудиями сего наказания Господь избрал Халдеев5, - народ свирепый и необузданный, который быстро проходит по пространствам земли, чтобы завладеть чужими селениями.
В трепетном ожидании грозного нашествия, пророк Аввакум недоумевал: неужели праведный Господь попустит гордым и нечестивым Халдеем совершенно истребить избранный народ Свой. В надежде, что наказание это будет временным, он ожидал нового откровения от Господа и в своем молитвенном ожидании был подобен стражу, зорко смотрящему вдаль с городской башни6, чтобы возвестить о приближении врага. Он пламенно молил Господа спасти народ Еврейский от рабства Вавилонского, как некогда Он спас его от рабства Египетского, и ждал, что возглаголет ему Господь.
Тогда Господь открыл пророку Своему, что всё спасение избранного народа среди этих бедствий заключается в вере, а гордые и необузданные Халдеи сами должны будут испытать ту же участь, которую они приготовили побежденным народам (Авв.2:4). После того пророк Аввакум, чтобы не повергнуть соотечественников в отчаяние от предстоящего им испытания от Бога, произнес притчу на погибель Халдеев, возвестив пятикратное горе угнетателям (Авв.2:9-19). В этой притче он показал всё ничтожество идолов и могущества Халдеев, пред величием Бога Истинного, шествующего во спасение людей Своих. Пророк, в озарении свыше, предвещал, что Бог грядет для спасения народа Своего от горы приосененные чащи (Фарана), для спасения помазанного Своего, и наступит такое время, когда вся земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море (Авв.3:13) 7.
Когда Навуходоносор подступал к Иерусалиму, то, по свидетельству предания, пророк Аввакум удалился из города. Зная, что бедствие уже неотвратимо, и что сопротивление столь сильному завоевателю будет бесполезно, пророк с горестью оставил свое отечество, чтобы не видеть разорения его и избежать жестокости победителя. По указанию Божию, Аввакум поселился в земле Аравийской, в городе Остракине8 и жил здесь добровольным изгнанником до самого удаления врагов из его отечества.
По удалении Халдеев, он возвратился в землю свою, оплакал бедствие ее и вместе с уцелевшими из народа стал заниматься земледелием. В молитве к Богу за народ свой ожидал он возвращения плененных из Вавилона.
Однажды, во время жатвы, пророк сварил похлёбку и, взяв хлеба, пошел в поле, чтобы отнести этот обед жнецам. Но на пути ему предстал Ангел Господень и сказал:
- Отнеси этот обед в Вавилон к Даниилу, в ров львиный.
В это время, действительно, пророк Даниил, живший при дворе царя Вавилонского, по ненависти нечестивых Вавилонян, был ввергнут в львиный ров.
Но Аввакум, не зная города Вавилона, отвечал Ангелу:
- Господи! Вавилона я никогда не видал и рва львиного не знаю.
Тогда Ангел Господень силою духа своего восхитил Аввакума и, подняв его за волосы, перенёс в Вавилон и поставил прямо надо рвом, куда ввергнут был Даниил.
И воззвал Аввакум:
- Даниил! Даниил! возьми обед, который Бог послал тебе.
Даниил же возблагодарил Бога и сказал:
- Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя.
Даниил поднялся и вкусил пищи. Ангел же Господень мгновенно поставил Аввакума на его прежнее место.
После чудесного посещения Даниила, пророк Аввакум возвратился к жнецам своим во время обеда их, и никому не сказал о случившемся. Он проразумел, что народ Иудейский возвращен будет Господом из Вавилона в Иерусалим, подобно тому как совершилось чудесное перенесение его в Вавилон и возвращение оттуда. Но эго испытание народа Божия длилось 70 лет, и Аввакум не дожил до возвращения Евреев из плена и умер в старости и погребен был с честью на собственном поле9.
Кондак, глас 8:
Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве, и на божественней стражи предстоянием слышания, от светоносна ангела, Христово воскресение возвестил еси миру. Сего ради весело зовем ти: радуйся, пророков светлая доброто.

1 Блж. Епифанием Кипрским, блж. Феодоритом, блж. Иеронимом, блж. Августином и св. Исидором Испалийским.
2 Аввакум-с еврейского значит собственно обнимающий, обхватывающий, а потом-сильный борец, подвижник.
3 Начало пророческой деятельности Аввакума нужно отнести к тем годам царствования Манассии, когда сей нечестивый царь, взятый в плен Асаргаддоном, смирился и покаялся в заточении. Пророчества Аввакума относятся к периоду времени с 660 г. и захватывают собою годы царствования преемника Амона, благочестивого царя Иосии, до 611 г.
4 Кн. прор. Аввакума гл. 1, ст. 6-12. Об этом же наказании, за нечестие народа в царствование Манассии и его сына, говорится в 4-й книге Царств. гл. 21, ст. 12-14.
5 Халдеи - по-еврейски: хасидим, произошли от Хеседа, сына Нахорова, брата Авраама (Кн. Быт. гл. 22, ст. 22). Происходя от семитического корня, Халдеи первоначально жили в северной гористой стране Месопотамии, ближе к Армении, на юг от озера Ван. Из этой древней местности Халдеи расселились по течению Евфрата, на юг и восток по всей Месопотамии и Вавилонии и вскоре сделались народом господствующим. В период владычества Ассириян, они с последними сделали многие завоевания и, по отделении Вавилонии от Ассирии, при Набополассаре особенно при Навуходоносоре, победили многие народы и царства. Всюду, при завоеваниях, Халдеи отличались крайнею жестокостью и воинственностью.
6 Кн. прор. Аввак. гл. 2, ст. 1. Образ речи взят от обычая устраивать сторожевые башни на горах и высоких местах для того, чтобы стражники благовременно узнавали об опасности для селений, возвещали бы о близости неприятеля, о победе и поражении. Свв. пророки были стражи, поставленные Богом как бы на некоторой высоте для наблюдений и возвещение воли Его. На этой божественной страже святой пророк Аввакум, отрешившись от всего земного, бодрствовал духом и пламенно молился Богу об открытии воли Его о Своем народе. Находясь в таком состоянии, он благоговейно ожидал, когда луч света Божия проникнет в его уме, озарит душевные его очи, и что возглаголет ему Господь.
7 Здесь не только предрекается избавление Евреев из плена Вавилонского, но и спасение рода человеческого. Таким образом, это пророчество - мессианского характера. Указывая на южную страну по отношению к Палестине, где и была гора Фаран, покрытая тенистым лесом, Аввакум открыл Евреям, что они получат избавление от рабства Вавилонского чрез народ, пришедший с южной стороны. Действительно, Кир, царь Персидский, привел Мидян и Персов с юга, по отношению к Палестине и, покорив Вавилонян, освободил евреев. Но взор пророка провидел избавление еще от другого рабства - греховного рабства всего рода человеческого в его обновлении. По объяснению блаж. Феодорита, Аввакум сими словами «предвозвещает вочеловечение Бога и Спасителя нашего, совершившееся в Вифлееме, который лежит к югу от Иерусалима». Св. Церковь, под горою приосененною, разумеет Божию Матерь, как бы некую гору добродетелей, осененную Святым Духом. "Гору Тя благодатию Божиею присененную прозорливыма Аввакум усмотив очима", – воспевает Церковь в каноне, – "из Тебе изыти Израилеву провозглашаше Святому, во сасение наше и исправление". "Христос грядый явственно Бог наш, приидет и не закоснит, от горы присосененныя чащи, отроковицы раждащия неискусомужныя, пророк древле глаголет" (4-я песнь канона в неделю Ваий). "Христе от Девы прозябл еси, из горы хвальный, приосененныя чащи" (4 песнь на Рож. Хр). Вообще, в основание 4-й песни всех церковных канонов положено пророчество Аввакума о пришествии Господа во спасение людей Своих "спасти помазанныя своя". В виду такого ясного мессианского значения пророчества Аввакума, Церковь христианская усвоила ему наименование «Богоглаголивого». (похвальный канон, песнь 4-я, ирмос). - Вышеприведенная молитвенная песнь Аввакума служит основанием 4-й песни церковных канонов, изображающей всемогущество Бога и непостыдную надежду на него.
8 Остракина - город на границе Аравии, Палестины и Египта.
9 Кончина прор Аввакума последовала приблиэительно за 600 лет до Р. Хр. По сказанию церк. историка IV века, Евсевия Кесарийского, гробницу пр. Аввакума указывали в Кеиле, или в Киле, в колене Иудином. По свидетельству церк. историка V в. Созомена, мощи сего св. пророка, по Божественному Откровению, были обретены вместе с мощами св. пророка Михея в царствование Феодосия II младшего (408- 450 г.). Тела обоих пророков указаны были Божественным сновидением Зевенву, бывшему в то время епископом церкви Елевферопольской.

Страдание святой мученицы Миропии.

Святая дева Миропия происходила из города Ефеса1. Родители ее были христиане. Когда отца ее уже не было в живых, восприяла она святое крещение. Воспитываемая своею матерью в страхе Божием, имела она усердие приходить ко гробу святой мученицы Ермионии2, одной из дочерей святого Апостола Филиппа. Она брала целебное миро, которое истекало от мощей святой Ермионии и, подавая его больным, исцеляла их.
В то время царствовал Декий3. Когда он воздвиг гонение на христиан, мать Миропии переселилась с нею на остров Хиос4, где у нее было родовое имение. Здесь она пребывала с дочерью, затворившись в доме своем и молясь Богу. Однажды на этот остров прибыл князь Нумериан. По его повелению, был взят, за исповедание Христовой веры, блаженный Исидор5, муж чудный и благоговейный, по званию воин. Так как он не желал отречься от Христа и отвергал поклонение идолам, то князь, подвергнув его различным мукам, осудил на казнь мечем. Затем тело его было брошено в дебрь на съедение зверям и птицам, в некотором же отдалении была поставлена стража, чтобы христиане не украли тело мученика. Исполненная Божественною ревностью, святая дева Миропия пришла с своими служанками ночью, взяла тайно тело мученика и, с честью совершив погребальные молитвы, похоронила его в особо приготовленном месте.
Узнав, что тело Исидора похищено, князь заключил стражей в оковы и повелел водить их по острову и пытать, объявив, что если они не найдут украденного тела до назначенного времени, то им отсекли головы.
Святая Миропия, увидев муки закованных и влекомых стражей, и слыша, что им предстоит смертная казнь, умилилась душою и подумала:
- Если сии стражи терпят муки и будут казнены из-за меня, тайно унесшей тело, то горе мне будет на Суде Божием, и мучиться будет душа моя, повинная в убийстве людей тех.
И, неожиданно для всех, она воскликнула к воинам:
- Друзья! тело погубленного вами взяла я в то время, как вы спали.
Услыхав сие, воины тотчас взяли ее и представили князю Нумериану, говоря:
- Господин, вот кто украл мертвеца.
Князь спросил святую:
- Правда ли то, что они говорят о тебе?
- Правда, - отвечала святая.
- Как ты смела, проклятая женщина, сделать это? - воскликнул князь.
Миропия отвечала:
- Смела, потому что я презираю и плюю на твое окаянство и безбожие.
От этих слов гордый князь пришел в сильную ярость и тотчас повелел бить ее палками без милосердия. И били ее долго; потом, схватив за волосы, влачили по всему острову и истязали все члены тела; наконец еле живую заключили в темницу. В полночь, когда святая молилась, свет осиял всю темницу и пред нею предстал лик Ангелов, посреди их был святой Исидор, и все они пели трисвятую песнь. Воззрев на мученицу, Исидор сказал:
- Мир тебе, Миропия, - дошли молитвы твои до Бога, и вот ты будешь с нами и приимешь венец, тебе уготованный.
Когда святой Исидор говорил сии слова, святая мученица Миропия с радостью предала дух свой Богу 6. И наполнилась темница неизреченным благоуханием, от которого стражи темницы пришли в ужас и изумление. Один же из них, хорошо всё это видевший и слышавший, поспешил к священнику, подробно ему всё рассказал, принял св. крещение и впоследствии сам удостоился мученического венца. Тело святой Миропии христиане взяли и с честью погребли, прославляя Бога.

1 Ефес - главный город Малоазийской провинции Асии; расположен при реке Каистре, недалеко от Эгейского моря, на западном берегу Малой Азии. Ефес славился, как торговый центр. Здесь же был знаменитый языческий храм Артемиды или Дианы. Христианство проникло сюда еще во времена Апостолов: сначала ученики Иоанна Крестителя учили здесь, потом проповедывал Евангелие Апостол Павел, написал после к жителям этого города свое послание; затем там проповедывал и жил св. Евангелист Иоанн Богослов. Поэтому церковь Ефесская, по словам святого Иринея, была истинной свидетельницею Апостольского предания. В настоящее время, на месте древнего Ефеса, находится бедная Турецкая деревушка Айя-Солюк.
2 Память ее празднуется сентября 4-го.
3 Декий - римский император, царствовал с 249-251 г.
4 Хиос - остров в Эгейском море (Архипелаге), против города Смирны.
5 Память ее мая 14.
6 Кончина св. Миропии последовала около 251 г, при императоре Декии.

Житие преподобного Афанасия Печерского.

"Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Иоан.11:25). Исполнил Спаситель сие слово, сказанное о Лазаре четверодневном, и на преподобном отце нашем Афанасии - затворнике Печерском, желая, чтобы и мы исполнили слово богатого, сказанное о нищем Лазаре: "если кто из мертвых придет к ним, покаются" (Лк.16:1).
Сей преподобный Афанасий был иноком в святом монастыре Печерском, проводя святую и Богоугодную жизнь. После долгой болезни, он умер. Братия отерли тело его и положили в пелены, как подобает умершему иноку. Усопший лежал не погребенным два дня по причине некоторого замедления. Ночью игумену было явление, и он слышал голос:
- Человек Божий Афанасий два дня лежит не погребенным, а ты об этом не заботишься.
Как только наступило утро, игумен пришел с братиею к умершему, чтобы совершить его погребение - и вдруг они увидели, что он сидит и плачет. Все пришли в ужас, видя, что он жив, и стали его спрашивать, - как он ожил, и что видел или слышал? Он же в ответ говорил только одно:
- Спасайтесь!
Но они стали еще больше упрашивать его, желая услыхать от него что-нибудь для них полезное. Тогда он сказал им:
- Если вам я скажу, то вы не поверите и не послушаете меня.
Братия же поклялись ему, что они соблюдут всё, что он скажет им. Тогда воскресший сказал им:
- Имейте послушание во всем к игумену, кайтесь каждый час и молитесь Господу Иисусу Христу, и Его Пречистой Матери, и преподобным отцам Антонию и Феодосию, дабы здесь, в этой обители, кончить жизнь свою и удостоиться быть погребенными со святыми отцами в пещере: ибо эти три добродетели выше всех других. И, если кто исполнит все сие, как подобает по чину, блажен будет, только бы не возгордился. О прочем не спрашивайте меня, но умоляю: простите меня.
Сказав это, он пошел в пещеру и, затворив за собою двери, пробыл там безвыходно двенадцать лет. Никогда после того он уже не видал солнца, беспрестанно день и ночь плакал; вкушал лишь немного хлеба и воды, и то только через день, и во всё это время не сказал никому ни одного слова. Когда же приблизилось время кончины Афанасия, он призвал братию и сказал им всё то, что говорил прежде о послушании и покаянии, и почил с миром о Господе, и положен был с честью в той пещере, где подвизался1.
По своем преставлении, преподобный Афанасий посредством чудотворения известил братию о своем блаженном состоянии. Один из иноков, по имени Вавила, страдавший много лет болезнью ног, принесен был к мощам блаженного сего Афанасия и, прикоснувшись к телу его, тотчас же исцелел, и с того времени до самой своей смерти никогда не страдал никакою болезнью. О сем явлении своего преподобного исцелителя, Вавила так поведал братии, среди которых был и Симон святой, списатель жития сего2:
- Когда я лежал и кричал от боли, внезапно вошел блаженный сей Афанасий и сказал мне: приди ко мне,-и я исцелю тебя. Я хотел было его спросить, каким образом и когда пришел он сюда? Но он вдруг стал невидим. Поверовав явившемуся мне, я попросил, чтобы меня принесли к нему, и вот ныне получил исцеление.
С этого времени уразумели все, что преподобный затворник Афанасий угодил Господу и удостоился блаженства. По его святым молитвам, да сподобимся и мы, воскреснув от смерти греховной, пожить Богоугодно и в покаянии и потом получить жизнь вечную о Христе Иисусе, Жизнодавце нашем, Ему же слава с Богом Отцом, и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

1 Блаженный Афанасий почил о Господе около 1176 г. Мощи его почивают в Антониевой пещере
2 Св. Симон - сначала инок Киево-Печерского монастыря, впоследствии епископ Владимирский, 1220 г.; известен, как автор 8 повестей о 8 печерских иноках, писанных к его другу, печерскому иноку Поликарпу и «Повести об основании Печерской обители». Память его 10-го мая.

Житие святого Стефана, царя Сербского.

Святой Стефан Урош был сын знаменитого сербского государя Стефана Душана2, который, объединивши под своею властью почти все сербские земли и завоевавши несколько областей, принадлежавших греческому царству, провозгласил себя царем Сербов и Греков. Стефан Урош родился3 от брака Душана с Еленой, сестрой болгарского царя Александра Асеня. Детство Уроша протекло во время самой кипучей деятельности его отца. Принявший царский титул, в 1346 году Стефан Душан венчался вместе с своею супругою царским венцом, а сына Уроша, которому шел только десятый год, венчал королевским венцом и с титулом краля стал именовать его в граматах. Таким образом с раннего детства Урош стал кралем «младым» - прозвание, оставшееся за ним навсегда.
По смерти своего родителя, Стефана Душана, последовавшей в 1355 году, Стефан Урош венчался на царство, будучи восемнадцати лет и должен был принять в свое управление обширное сербское царство. Дело это было весьма трудное. Сам Стефан Душан, чтобы управлять многочисленными областями с разнородным населением (сербским, болгарским, албанским и греческим), отдавал их во власть вельмож, получавших от царя по Греческому обычаю разные титулы - кесаря, деспота и другие. Эти вельможи, пользуясь почти полной самостоятельностью, могли оказывать царю сопротивление, и нужна была твёрдая рука Душана, чтобы содержать их в повиновении.
Молодой преемник Душана, Стефан Урош, от природы отличался телесною красотою, душевною кротостью и простотою ума. Править обширным государством ему было трудно. По примеру отца, он должён был управлять при посредстве вельмож, но он не имел твёрдого характера и уменья, чтобы держать их в должном повиновении. Правители разных областей стали руководиться своеволием, а не указаниями царя. Особенную силу в государстве получили вельможи Марняновичи, братья Волкашин, Углеша и Гойко. Волкашин получил от царя сначала титул кесаря, а потом и сербского краля, так что от своего имени писал и королевские грамоты. Действительной власти Стефан Урош не имел, он довольствовался одним титулом царя. Много пришлось ему испытать горя, нужды и унижения, но он всё переносил с кротостью.
Честолюбивым вельможам этого было впрочем недостаточно: им хотелось совсем устранить Уроша. Особенно к сему стремился король Волкашин, поддерживаемый своими братьями. Урош, лишенный власти, проживал попеременно в развых сербских городах и областях; одно время он жил у князя Лазаря, правившего подобно Волкашину, особою областью, Подунайскою, но относившегося к Урошу доброжелательно.
По внешности и Волкашин обнаруживал доброжелательность к Урошу и старался успокаивать еще остававшуюся в живых мать его Елену, вдову после Стефана Душана, которая боялась за судьбу своего сына. Желая засвидетельствовать свое расположение к Урошу, Волкашин однажды пригласил его вместе с собой на охоту в горную страну близ Косова Поля. Во время этой охоты, Волкашин улучив возможность убил предательски Уроша. Тело ночью тайно было положено в готовую гробницу при храме Успения Пресвятой Богородицы близ замка Петрича, служившего нередко местожительством сербских государей4.
Волкашин показывал, что Урош где-то отстал на охоте и что он не знает о его местопребывании. Пораженные горем мать Уроша Елена и супруга его Анна5 приняли все меры к розысканию пропавшего царя, но напрасно. Однако нет тайны, которая не стала бы явною. Распространились слухи о ночном погребений кого-то в церкви Успения близ Петрича.
Когда сняли плиту с гробницы, то увидели тело невинно погибшего страдальца, царя Стефана Уроша. Мать и супруга и все окружающие горько оплакали усопшего и торжественно по царски совершили обряд погребения в той же церкви Успения. Стефан Урош был последним сербским царем, и последним государем из знаменитого рода Неманичей.
Святые мощи царя Стефана Уроша долго почивали в том храме, где он был погребен, но потом из опасения поругания со стороны мусульман, перенесены были православными сербскими переселенцами из Турции в Австрийский Срем, в монастырь Ясак.
Подобно всем сербским государям, Стефан Урош построил себе задушбину - монастырь Рождества Богородицы в г. Скопле. Церковная служба Стефану Урошу воспевает его, как святого, который «от юности предан был Господу, отечески покоил вдов и сирот, умирял ссоры и утверждал мир, миловал нищих, защищал обижаемых.

1 Житие составлено по старинному сербскому житию, церковной службе, помещаемой в «Сербляке» (печатном сборнике служб сербским святым) и сербским летописям.
2 Стефан Душан правил с 1331 г. по 1355 г.
3 Год рождения его - 1337.
4 Петрич находился выше Неродимля в Езерской платине, т. е. горном хребте, отделяющем Подринье, край, прилегающий к городу Призрену, от Косова поля.
5 Она была дочерью валашского воеводы Александра Бассарабы.

Память преподобных Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила.

Преподобные отцы, Иоанн, Ираклемон, Андрей и Феофил родом из города Оксириха1, были дети христианских родителей. С юных лет они упражнялись в чтении душеполезных книг, а потом, движимые желанием проводить жизнь богоугодную, удалились во внутреннюю пустыню своей страны2, где и были наставляемы Богом: там, в пустыне, они встретили одного святого мужа, достигшего уже глубокой старости, и прожили с ним, пользуясь от него духовным назиданием, один год. Когда муж тот умер, они остались в том же пустынном месте и в продолжение шестидесяти лет проводили подвижническое житие, соблюдая строгий пост. Питались они дикими овощами и водою, но и то вкушали только два раза в неделю. В будничные дни они разлучались и каждый уединенно проводил время в окрестных горах и пещерах; в субботы же и воскресные дни они собирались вместе и совокупно воссылали благодарение Богу, причем от Божественного Ангела сподоблялись святого Причащения, и так с миром почили. О сем поведал великий Пафнутий пустынник (Фиваидский), который сам видел мужей тех и описал их житие3.

1 В среднем Египте, на левом берегу реки Нила.
2 Т. е. Фиваидскую. Фиваидская пустыня находилась в верхнем (южном) Египте и была излюбленным местом подвигов древних пустынников.
3 В IV веке.

<< предыдущий день :: 2 декабря :: следующий день >>


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:


Февраль. Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского на каждый день года
14 мая. Жития святых: Страдание святого мученика Исидора; Житие преподобного отца нашего Серапиона Синдонита; Страдание святого мученика Максима;
3 июня. Жития святых: Память святого мученика Лукиллиана и с ним четырех отроков Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия о святой девы Павлы; Житие и страдание святого священномученика Лукиана;
4 июня. Жития святых: Память святого отца нашего Митрофана, патриарха Константинопольского; Страдание святого мученика Конкордия; Страдание святых мучеников Фронтасия, Северина, Севериана и Силана; Житие преподобного отца нашего Зосимы, епископа Вавилонского;
1 августа. Жития святых: Происхождение честного и животворящего Креста Господня; Страдание святых ветхозаветных мучеников Елеазара священника, семи братьев Маккавеев, матери их Соломонии и иных с ними; Страдание святых мучеников Леонтина, Атта, Александра, Киндея, Минсифея, Кириака, Минея (Минеона), Катуна и Евклея;
15 сентября. Жития святых: Страдание святого мученика Никиты; Память святого Филофея, пресвитера и чудотворца; Память святого мученик Порфирия; Память святых мучеников Максима, Асклиады и Феодота;
4 октября. Жития святых: Житие святых Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского; Память святого священномученика Иерофея, епископа Афинского; Житие преподобного отца Аммона; Житие преподобного отца нашего Павла Препростого; Память святых мучеников Гаия, Фавста, Евсевия и Херимона; Память святого мученика Давикта и дочери его Каллисфении; Память преподобномученика Петра, пресвитера Капетолийского;
17 октября. Жития святых: Страдание святого преподобномученика Андрея Критского; Память святого пророка Осии; Страдание святых бессребреников Космы и Дамиана; Память святого праведного Лазаря Четверодневного;
15 ноября. Жития святых: Страдание святых мучеников Гурия, Самона и Авива; Память святых мучеников Елпидия, Маркелла и Евстохия; Память святого мученика Димитрия;
28 ноября. Жития святых: Страдание святого преподобномученика Стефана Нового; Житие святого отца нашего Феодора, архиепископа Ростовского; Память святого мученика Иринарха; Память святых мучеников, со святым Стефаном Новым за святые иконы пострадавших;
13 декабря. Жития святых: Страдание святыx мучеников Австратия, Авксентия Мардария и Ореста; Страдание святой мученицы Лукии; Память преподобного Арсения Латрского;
15 декабря. Жития святых: Страдание святого священномученика Елевферия и матери его Анфии; Житие святого Стефана Исповедника, архиепископа Сурожского; Память преподобного Павла Латрского; Память святого мученика Елевферия Кувикулярия; Память преподобного Парда Отшельника;
26 декабря. Жития святых: Сказание о Бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет; Житие праведного царя Давида; Память святого Иосифа, обручника Пресвятой Девы Богородицы; Память святого священномученика Евфимия, епископа Сардийского; Память преподобного Евареста; Память преподобного Константина Синадского;

Возможно вас это заинтересует, далее:


16 января. Поклонение честным веригам святого Апостола Петра, Страдание святых мучеников Спевсиппа Елевсиппа и Мелевсиппа бабки их Леониллы и других с ними, Память святого мученика Данакта чтеца,
5 ноября. Житие и страдание святых преподобномучеников Галактиона и Епистимы; Житие святого Ионы, архиепископа Новгородского; Память святых Апостолов Патрова, Ерма, Лина, Гаия и Филолога; Память святого Григория, епископа Александрийского;
23 ноября. Житие святого отца нашего Амфилохия, епископа Иконийского; Житие святого отца нашего Григория, епископа Акрагантийского; Память святого мученика Сисиния; Память святого мученика Феодора;
Пророк Наум. Праведный Филарет Милостивый. 14 декабря.
Святитель Феодор, архиепископ Константинопольский. Преподобномученик и исповедник Феодор. 9 января.
Мученики Ермил и Стратоник. Преподобный Иринарх. Преподобный Елеазар Анзерский. 26 января.
Священномученик Евсевий. Мученик Зинон. 5 июля.
Почаевская икона Пресвятой Богородицы. Мученики Трофим и Феофил. Священномученик Аполлинарий. Икона Божией Матери, именуемой "Всех скорбящих Радость". 5 августа.
Преподобный Серафим Саровский чудотворец. Преподобная Макрина. Преподобный Дий. Преставление Романа, князя Рязанского. 1 августа.
Архистратиг Михаил. Священномученик Кирилл. Преподобный Давид. 19 сентября.
Первомученица Фекла. Преподобный Никандр. Преподобный Галактион Вологодский. Святой Стефан. 7 октября.
Святой апостол Филипп. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалонитский. 27 ноября.
Как правильно подавать записки. Что такое помянник и церковная записка
Молитва святому преподобному Мартиниану
Святой чудотворец Алексий Молитвы святителю Московскому чудотворцу
Радоница. Радуница. Родительский день. Радовница. Радошница
Рождественский Филиппов пост. зимний пост

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх