Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Декабрь --> 16 декабря. Жития святых

Житие святых, память: 16 декабря, по ст. ст.

16 декабря
Память святого пророка Аггея
Житие блаженной царицы Феофании
Память святого мученика Марина

Память святого пророка Аггея.

Святой пророк Аггей происходил из колена Левиина1 и родился в плену Вавилонском2. Еще будучи в юношеском возрасте, он возвратился из Вавилона во Иерусалим и пророчествовал здесь со святым пророком Захариею3 тридцать шесть лет. Оба они жили за 500 слишком лет до воплощения Христова. Святой Аггей был современником построения второго Иерусалимского храма, воздвигнутого на месте первого - Соломонова. Построения сего храма было предпринято по возвращении из плена Вавилонского Зоровавелем, предводителем Иудеев, отпущенных на родину царем персидским Киром, который назначил его правителем Иудеи. Сооружения храма было сопряжено с большими трудностями, ибо сему препятствовали Самаряне, участия коих в построении храма было отклонено Иудеями, желавшими сохранить чистоту и неприкосновенность богослужения от всего нечистого, языческого. Самаряне подкупили начальников некоторых персидских областей, и те клеветали на Иудеев пред двором Персидским. Но главным препятствием к успешному сооружению храма было то, что прежнее горячее усердие Иудеев охладело. Они устремили свою деятельность на другое, занялись строением и украшением собственных домов, полагая, что еще не приспело время строить дом Божий, представляли они и иные предлоги для оправдания своей беспечности. И вот в сие время посылает Господь к Иудеям пророка Аггея с обличением и угрозами, а также и обещанием высшей помощи и славным пророчеством о превосходстве и величии второго храма пред первым. С помощью Божиею и при со действии пророков Аггея и Захарии, Зоровавель преодолел козни врагов и бездеятельность Иудеев, и храм, начатый в 520 г. до Р. Хр., был окончен в 516 г., в шестое лето правления царя персидского Дария. "Руки Зоровавеля, - сказал Господь через, - положили основание дому сему; его руки и окончат его, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к вам" (Зах. 4:9). Всех речей пророка Аггея, относящихся к сооружению храма, - четыре4. В них пророк возбуждает Иудеев к строению обличением их беспечности и нерадения о доме Божием и указанием безуспешности от сего в делах их, бесплодия земли и других наказаний Божиих; он возбуждал их также безопасностью и благовременностью строения, уверением присутствия и покровительства Божия в сем деле, величием и превосходством нового храма, необходимостью его для них и обещанием им благословения Божия за исполнения воли Господа. Величественно изображает пророк будущую славу сего храма и утверждения незыблемого царства на земле, царства Христова: "так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир" (Агг.2:6-10).
И еще было слово Господне к пророку: "скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф" (Агг.2:21-24).
По кончине своей, святой Аггей с честью был погребен близ священнических гробов, ибо происходил из священнического рода. Был он мужем, совершенным в добродетели, и, как славный и великий пророк, был любим и чтим всеми. Имя его, в переложении с еврейского языка на русский - значит праздник или празднующий5.
Изображается святой Аггей старцем с благообразным лицом, обрамленным круглою бородою, глава его частью была лишена волос.

1 Левий - третий сын Иакова от Лии.
2 Царь Халдеев Навуходоносор в 587 г. до Р. X. взял Иерусалим и разрушил его. Лучшие граждане с семьями (от 14 до 18 тысяч человек) были отведены пленниками в столицу Халдеев - Вавилон. В пленении Вавилонском Иудеи пребывали до 538 года, когда царь Мидян и Персов Кир, ниспровергнувший Халдейское царство, возвратил пленных Иудеев (около 40.000 мужей) на родину.
3 Захария, один из 12-ти т. н. малых пророков; память его празднуется 8 февраля.
4 Агг.1:2-15; 2:1-9, 10 - 19, 20-23. Аггей был одним из 12-ти т.н. малых пророков; книга его, состоящая из двух глав, занимает 10-е место в ряду книг сих пророков.
5 Имя пророка Аггея встречается еще в Св. Писании в надписании некоторых псалмов (137, 146, 146), в первой кн. Ездры (1, 5, 6, 14) и в послании св. Апост. Павла к Евреям (гл. 12, ст. 26).

Житие блаженной царицы Феофании.

Блаженная Феофания родилась в Царьграде и происходила из царского рода. Родители ее - Константин, имевший сан иллюстрия1, и мать Анна, живя в честном супружестве, долгое время были бесплодны, почему всегда скорбели о том, что не имели детей. Сильно желая иметь плод своего супружества, они молились Пречистой Владычице нашей Богородице и, часто приходя в Ее всечестный храм, бывший в Форакии2, в прилежном молении изливали пред Нею сердца свои.
- Да разрешится", - молились они, - о, Госпожа мира, бесплодие наше Твоим милосердием, и да приимем по ходатайству Твоему от Создателя чадородие!"
И так как они просили с верою, то и получили просимое благодатью Той, к Которой усердно обращались с молитвою: они прияли разрешения своего бесплодия и родили дитя женского пола, которое назвали Феофаниею.
С шестилетнего возраста Феофанию стали обучать грамоте, и наставлять на всякое доброе дело. Еще в детские лета ее, можно было видеть ясные знамения будущих ее великих добродетелей и святости. Видя ее благонравие и ум, родители Феофании очень радовались и надеялись впоследствии утешаться ее благочадием. Посему они искали юношу, подобного ей по знатности рода, благонравию и уму, чтобы сочетать ее по закону браком, так как она уже приходила в возраст и больше сверстниц своих была украшена всеми дарованиями.
В это время царь Василий Македонянин3 выискивал прекрасную и добродетельную девицу для сочетания браком с сыном своим Львом Мудрым4. Найдя Феофанию лучшею всех других девиц, он сочетал ее браком с сыном своим, уже объявленным наследником престола. Царский брак был совершен при всеобщей радости и ликованиях.
Спустя некоторое время, лукавый враг посеял плевелы в доме царском между отцом и сыном, и восстал с гневом великим отец на сына. Взявши его с супругою его Феофаниею, он заключил их в темницу и приставил крепкую стражу. Сие совершилось по тайной злобе и хитрому коварству Феодора Сантаварина, епископа Евхаитского, - волхва, которого царь Лев не любил.
Дело началось так: когда умер первенец царя Василия и старший брат царя Льва - Константин, царь Василий скорбел о нем и безутешно плакал, ибо очень любил его. Тогда выше упомянутой волхв, видя царя в великой печали и желая его утешить, посредством своих волхвований показал царю умершего сына его Константина живым, - сидящим на коне и едущим к нему на встречу. Обняв руками сына и с любовью облобызав его, царь снова потерял его из виду, ибо волшебное привидение и мечтание исчезло. Удивился царь и ужаснулся и, сочтя видение за действительность, стал очень почитать Сантаварина и, считая его своим искренним другом, во всем его слушался. Юный же Лев, будучи благоразумен и богобоязлив, возгнушался тем волхвом и, ненавидя его, как врага Божия, презирал. Феодор же, думая, чем бы отомстить царю Льву за такое презрение, измыслил следующую коварную хитрость. Выбрав удобное время, он наедине приступил к царю Льву и, притворившись доброжелательным и расположенным к нему, сказал:
- Вот ты молод и ездишь с отцом своим на охоту. На всякий случай нужно тебе тайно носить небольшой меч для того, чтобы иметь возможность, иногда употребить его на зверя, иногда же подать его в нужное время отцу, или, на тот случай, если бы какой домашний враг, коих отец твой имеет немало, неожиданно и внезапно напал на отца твоего, - тогда бы ты, тотчас вынув тайно носимый меч, мог поразить врага и сохранить жизнь отца своего".
Послушавшись этого коварного совета врага своего и не подозревая его лукавства, Лев стал тайно носить в сапоге небольшой меч, когда ходил с отцом своим на охоту, или еще куда-нибудь.
После этого, лукавый Сангаварин сказал тайно царю Василию:
- Сын твой Лев хочет внезапно убить тебя, чтобы царствовать одному. Доказательством его злого умысла послужит тебе следующее: когда ты отправляешься на охоту, и он с тобою, то он носит спрятанный в сапоге при ноге меч, приготовленный для того, чтобы в удобное время внезапно ударить тебя и убить. Если хочешь в том убедиться, испытай на деле - ступай на охоту, взявши и его с собою и, когда придешь на поле, вели осмотреть, что он имеет в сапоге.
Вскоре царь Василий, взяв юного царя, сына своего, отправился на охоту и, будучи на поле, повелел осмотреть, что имеет царь Лев в сапоге, и там найден был спрятанный небольшой обоюдоострый меч. И воспылал тотчас Василий пламенем неизреченной ярости и гнева на сына своего, считая за правду поведанное Сантаварином, будто сын хотел убить его.
- Для того он и меч приготовил, - сказал он.
Лев же, будучи ни в чем невиновен, уверял, что носил меч не для смерти отца, а для сохранения жизни его. Но, сильно разгневанный, отец, не желая слушать ни единого его слова, тотчас заключил его, а также и супругу его, блаженную Феофанию, в некотором, бывшем в царских палатах, тайном помещении, и приставил к ним крепкую стражу. Так лукавый волхв Сантаварин отомстил царю Льву; самым же ужасным при этом было то, что, по внушению того же Сантаварина, отец хотел сыну выколоть и вынуть очи. И сие дело непременно бы совершилось, если бы патриарх и весь синклит не удержали царя.
Более трех лет безвинный царь Лев и блаженная Феофания, не сделавшие никакого зла, пробыли в заключении. Там они ни в чем ином не упражнялись, как только в молитве и посте, скорбя о своем заключении и призывая Всевидящего Бога во свидетели своей невинности. Несколько раз синклит хотел просить царя за сына, но не находил удобного времени. Наконец, выпал случай, когда можно было обратиться с таковой просьбой. Это произошло так. В царской палате была птица, попугай, наученная произносить человеческим голосом некоторые слова и своим произношением забавлявшая царя и других, кто слышал попугая. Однажды царь, совершая праздник святому пророку Илии, созвал к себе на царский обед всех своих придворных и, устроив пиршество, приглашал всех радоваться и веселиться с собою. Птица же та, часто говоря по-человечески, повторяла, неизвестно наученная ли кем, или случайно, такие слова:
- Увы, увы, господин Лев!
Слыша сие, все обедавшие придворные сидели в смущении, оставив пищу и питьё. Видя же придворных в смущении, ни вкушающих, ни пьющих, царь спрашивал, почему они столь печальны. Тогда они, сочтя время удобным, встали в слезах и сказали:
- Если не имеющая разума птица скорбит о своем, невинно страждущем, господине, - и рыдая и отыскивая его, говорит: увы, увы, господин Лев! - как же мы, разумные и словесные твари. несомненно знающие, что сын твой, а наш господин, страдает невинно по злобе, и по клевете терпит твой отеческий гнев, - как можем мы веселиться, есть и пить?! Не еще ли более мы должны скорбеть? О, царь! Если сын твой в чем-либо согрешил против тебя, отца своего, и задумал поднять на тебя руку, дай нам его сюда, -мы на части рассечём его. Если же он ни в чем неповинен, - как нам несомненно известно, - то зачем ты мучаешь кровь свою?
От таких слов царь пришел в умиления и, подвигнутый сердцем и естественною жалостью, тотчас повелел вывести царя Льва из заключения, остричь выросшие у него во время заключения волосы и, одевши в царские одежды, с честью привести к себе. Когда это было исполнено, царь поднялся в слезах, - обнял сына, стал лобызать его и возвратил ему прежний царский сан.
Пожив после сего немного времени, царь Василий заболел и умер, оставив царскую власть сыну своему. Лев же, по смерти отца, схватив волхва Сантаварина, повелел бить его, выколоть глаза и послал в заточение в город Афины5.
Так обратилась злоба волхва на собственную его голову. Сей Сантаварин был по вере манихей, по учению - волхв, по
Виду - христианин, по сану - епископ, а царем Василием считался святым - ради чудес его, творимых волшебством.
Между тем блаженная Феофания, вступившая после своего заключения в царскую жизнь, прилежно заботилась о своем душевном спасении, за ничто считая царскую славу и презирая, как сор и сон, сладость и суету житейскую. Она непрестанно и днем, и ночью, имела на устах своих псалмы, духовные песни и молитвы и всю жизнь свою проводила, угождая Богу и взыскуя Его делами милосердия. Она не заботилась о царском украшении своего тела, и если совне бывала одета с некоторым благолепием, то, с другой стороны, под одеждою, на теле, носила грубую власяницу, которою была умерщвляема плоть ее. Жизнь ее была постническая - она питалась простым хлебом и сушеною зеленью; обильные яства трапезы совершенно были изгнаны ею.
Поступившие в ее руки богатства и драгоценности были раздаваемы ею нуждающимся бедным и убогим, сиротам и вдовицам, драгоценные одежды и вещи отдавались им же. Бедные келлии монашествующих и монастыри обновлялись ею и обогащались имениями и всем нужным. Таковы были усердия и попечения о всех той христолюбивой царицы! На слуг и рабынь своих она смотрела, как на братьев и сестер, и никого не звала просто - по имени, - но всех почитала званием в Господе, уважая имя, чин и должность каждого. И не изрекла она языком своим клятвы, и не вышло никакое гнилое слово из уст ее - ни ложь, ни клевета и вообще никакое непотребное слово. Ко всем она относилась с любовью - плакала с плачущими, радовалась с радующимися. Хотя постель ее и была устлана виссоном6 и украшена золотыми украшениями, но она не спала на ней, а положив на полу чистую рогожу, покрывавшую острые кости и зубы животных, ложилась спать на нее и такое свое ложе на всякую ночь, по изречению пророка Давида, омочала слезами (Пс.6:7) и после очень непродолжительного сна тотчас вставала на славословие Божие. От столь суровой, исполненной всяких лишений, жизни, Феофания впала в великую телесную болезнь, однако не изнемогала душою от непрестанной молитвы, не переставала поучаться в Божественном законе, читая священные книги и исполняя прочитываемое. Все ее попечения были направлены к тому, чтобы помогать обидимым, заступаться за вдов, заботиться о сиротах, утешать скорбящих, отирать слезы плачущим, - и была она матерью для всех, не имеющих крова и помощи. Живя в мире, она отвергла всё мирское; пребывая в супружестве, она возлюбила благое иго Христово и, взяв крест на плечо, понесла его и, таким образом, угодила Богу.
Предчувствуя исход души своей из тела, блаженная Феофания повелела, чтобы все приходили к ней для прощания. Затем, дав всем конечное и последнее целование, она переселилась от царства земного к небесному и предстала к Царю славы, украшенная, как царскою багряницею7, многими своими добродетелями. Посему причтена она к лику святых, добродетелями Богу угодивших, а честное тело ее было с честью предано погребению8.
Муж Феофании, царь Лев Мудрый, еще при жизни ее, видя ее великую святость и почитая ее не как супругу, но как госпожу свою и ходатайцу пред Богом, задумал заблаговременно построить храм во имя ее. Святая же, узнав о сем, не только не соизволила сему, но и строго запретила делать это. Посему начатой уже строитъся во имя ее храм был переименован во имя всех святых и тем же царем, по совету со всею церковью, в первую неделю по Пятидесятнице был установлен праздник всех святых. Царь говорил:
- Если Феофания - святая, то пусть и ее память празднуется вместе со всеми святыми, во славу от всех святых славимому Богу!
Ему и от нас да будет слава во веки. Аминь.

1 Так назывались в Византии высшие сановники при царском дворе.
2 Форакия - местность в Константинополе.
3 Василий I Македонянин - Византийский император, царствовал с 867-886 г.
4 Лев VI Мудрый, преемник Василия Македонянина, царствовал с 886-911 г.
5 Афины - столица древнегреческого государства, славилась своими постройками, произведениями искусств, развитием торговли и промышленности, и особенно школами и философскими училищами. Афины находились на восточном выступе средней Греции при Архипелаге.
6 Виссон - драгоценная, тонкая и мягкая, блестящая льняная ткань.
7 Багряница - торжественная одежда, багряного цвета, царская порфира - необходимая принадлежность Византийских царей и знак их царского достоинства.
8 Блаженная царица Феофания скончалась ок. 893 г. Она погребена в церкви всех святых, построенной ее мужем, близ храма свв. Аапостолов, где после был устроен женский монастырь. Русский паломник Стефан Новгородец в 1342 году называет сей монастырь монастырем св. Константина, а иеродиакон Зосима (1420 г.) - монастырем, Филостратоса; оба в нем видели мощи св. царицы Феофании с мощами мч. Климента Анкирского, память которого празднуется Церковью 23-го января. В настоящее время мощи Феофании почивают в патриархии Константинопольской.

Память святого мученика Марина.

Святой Марин жил в царствования Карина1 и, будучи благороден по происхождению, несмотря на свой юный возраст, носил звание синклитика или сенатора2. Как христианин, он был схвачен и понуждаем принести жертву идолам. Но так как он не покорялся и не исполнял этого требования, то его повесили и рубили мечами, потом положили на огонь. После того бросили его на раскалённую сковороду и затем в кипящий котёл; но, по благодати Божией, Марин при всех этих пытках оставался невредим. Тогда выпустили на святого диких зверей, львов, и медведей, но и те не тронули его. Между тем, озлобление язычников еще более усиливалось против твёрдого исповедника веры Христовой: они решили было насильно ввести его в идольское капище и заставить принести жертву. Святой же в это время сказал:
- Хочу принести жертву богам.
Слыша такое заявления мученика, царь и все окружавшие его обрадовались. Но Марин, вошедши со всеми в капище, обратился с молитвою к Господу Иисусу Христу, и идолы упали и сокрушились. Огорчился царь, пораженный такою неожиданностью, и немедленно приказал отсечь голову мученику. Так святой Марин предал дух свой Господу; мощи же его благочестно погребены были богобоязненными христианами3.

1 Карин - римский император с 282 по 283 г.
2 Синклитиками назывались одни из самых важных царских советников и сановников, составлявшие собою синклит (царский совет).
3 Св. Марин пострадал ок. 283 г.

<< предыдущий день :: 16 декабря :: следующий день >>


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:


25 января. Жития святых: Житие отца нашего Григория Богослова патриарха Константинопольского, Память святой мученицы Фелицаты и семи сыновей ее, Память преподобного Поплия, Память преподобного Мара Певца,
7 февраля. Жития святых: Житие святого отца нашего Парфения, епископа Лампсакийского; Житие преподобного отца нашего Луки Ефесского; Память святых мучеников тысячи и трех, в Никомидии пострадавших;
2 марта. Жития святых: Страдание святого священномученика Феодота, епископа Киринийского; Память святой мученицы Евфалии; Житие святого отца нашего Арсения, епископа Тверского;
14 апреля. Жития святых: Страдание во святых отца нашего Мартина Исповедника, папы Римского; Страдание святых мучеников литовских Антония, Иоанна и Евстафия; Страдание святого мученика Ардалиона; Страдание святых мучеников 1000 и Азата;
29 апреля. Жития святых: Память святых девяти мучеников, в Кизике пострадавших; Память преподобного отца нашего Мемнона чудотворца;
4 мая. Жития святых: Страдание святой мученицы девицы Пелагии; Страдание святого мученика Сильвана, епископа Кесийского и с ним сорока мучеников; Страдание святого мученика Алвиана епископа и ученика его; Страдание святого мученика Еразма;
6 мая. Жития святых: Житие святого праведного и многострадального Иова; Страдание святого мученика Варвара воина и других с ним; Память святого Варвара, бывшего прежде разбойником;
2 июня. Жития святых: Житие во святых отца нашего Никифора Исповедника, патр. Цареградского; Страдание святого великомученика Иоанна Нового;
10 июля. Жития святых: Память преподобного отца нашего Антония Печерского; Страдание святого мученика Аполлония; Страдание святых мучеников Вианора и Силуана; Страдание свв. сорока пяти мучеников, пострадавших в Никополе Армянском; Сказание о перенесении честной ризы Господа нашего Иисуса Христа из Персии в царствующий град Москву;
24 августа. Жития святых: Страдание святой мученицы Сиры; Память священномученика Евтихия; Память святого мученика Татиона;
14 сентября. Жития святых: Сказание о воздвижении честного и животворящего Креста Господня; Память святого мученика Папия;
7 октября. Жития святых: Страдание святых мучеников Сергия и Вакха; Память святых мучеников Иулиана и Кесария; Память святого мученика Полихрония; Житие преподобного отца нашего Сергия Нуромского, чудотворца Вологодского и Обнорского;
10 декабря. Жития святых: Страдание святых мучеников Мины, Ермогена и Евграфа; Память святого Гемелла; Память преподобного Фомы Дефуркина;

Возможно вас это заинтересует, далее:


5 января. Страдание святых мучеников Феопемпта и Феоны, Память преподобной Синклитикии, Житие преподобной Аполлинарии, Память святого пророка Михея, Память преподобного Григория Критского, Память преподобного Фостирия, Память преподобного Мины,
12 января. Страдание святой мученицы Татьяны, Житие святого Саввы архиепископа Сербского, Страдание святого мученика Петра Авесаламита, Память святого мученика Мертия,
7 июля. Память преподобного отца нашего Фомы Малеина; Страдание святых мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа; Житие и страдание святых преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха; Страдание святой мученицы Кириакии;
12 декабря. Житие святого отца нашего Спиридона Тримифунтского; Память святого священномученика Александра, епископа Иерусалимского; Память святого мученика Разумника;
15 декабря. Страдание святого священномученика Елевферия и матери его Анфии; Житие святого Стефана Исповедника, архиепископа Сурожского; Память преподобного Павла Латрского; Память святого мученика Елевферия Кувикулярия; Память преподобного Парда Отшельника;
Великомученик Иаков Персиянин. икона Божией Матери, Знамение. Святитель Иаков, епископ Ростовский. 10 декабря.
День мученика Никифора из Антиохии Сирийской. Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского. Священномученик Панкратий, епископ Тавроменийский. 22 февраля.
Евфимий Великий христианский святой, иеромонах. Мученики: Инна, Пинна, Римма, Васе, Евсевий, Евтихий, Василид. 2 февраля.
42 Мученика амморийские. Икона Божией Матери, именуемая Благодатное Небо. 19 марта.
Мученицы Матроны Солунской. Память святых мучеников Мануила и Феодосия. 9 апреля.
Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Муромской”. Преподобного Василия исповедника, епископа Парийского. 25 апреля.
Преподобного Георгия исповедника, митрополита Митиленского. Преподобный Даниил Переславский. 20 апреля.
Преподобный Антоний Римлянин. Преподобные Исаакий, Далмат и Фавст. Преподобный Косма отшельник. 16 августа.
Святитель Иоанн Милостивый. Преподобный Нил. Пророк Ахия. 25 ноября.
Молитва святому праведному Филарету Милостивому
Александр Свирский Молитва преподобному игумену
Молитва Артемия Веркольского чудотворца

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх