Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Апрель --> 9 апреля. Жития святых

Житие святых, память: 9 апреля, по ст. ст.

9 апреля
Страдание святого мученика Евпсихия
Страдание святого преподобномученика Вадима архимандрита

Страдание святого мученика Евпсихия.

Святой мученик Евпсихий был сын знатных родителей, родился и получил воспитание в Кесарии каппадокийской1 и годы юности своей проводил непорочно в целомудрии христианском, "мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь - возраст старости" (Прем.Сол.4:9).
В царствование богопротивного Юлиана Отступника2, он вступил в законный брак и, когда еще не кончилось брачное торжество, показал великую ревность и любовь по Христе Иисусе.
В городе Кесарии было капище нечистого идола, которого называли Тихи, что значит Фортуна или счастье. Это капище было весьма почитаемо, и в нем царь Юлиан, когда бывал в Кесарии, ежедневно приносил свои нечестивые жертвы. Случилось так, что торжество по случаю брака Евпсихиева совпало с нечестивым идольским праздником. Увидев эллинов, идущих в капище для принесения жертв, святой Евпсихий воспламенился ревностью по Господе: взяв с собою множество христиан, он пошел и сокрушил идолов и храм идольский разорил до основания. Эллины тотчас донесли об этом царю Юлиану, а святой Евпсихий, имея в виду предстоящие ему за это страдание, роздал свое имущество нищим и приготовлялся к мученическому подвигу, пребывая в посте и молитвах. Царь же Юлиан, услышав о разорении храма богов своих, исполнился великой ярости, гневаясь не только на Евпсихия, но и на весь город. Он тотчас повелел захватить всех почетных граждан, и одних из них предал смертной казни, а других отправил в заточение и лишил имущества; отнял он также имущество и у всех церквей кесарийских, а духовных лиц велел записывать в военную службу и насильно отводить в полки. У города было отнято почетное имя "Кесария"3, которое он получил в царствование Клавдия4, и велено было называться прежним его именем "Маза"; он был исключен из числа городов и низведен в разряд селений, а на жителей его, верных христиан, была наложена великая дань с строжайшим приказанием непременно восстановить разоренное капище. Юлиан с клятвою угрожал, что он не перестанет держать город под опалою и не оставит в живых галилеян (так он называл христиан), если они не выстроят заново разоренного храма богов эллинских, - и эта угроза была бы приведена в исполнение, если бы богоненавистного царя не постигла скорая погибель5.
Святого же Евпеихия, как главного виновника разрушения храма, Юлиан велел предать мучениям и принудить его к принесению жертв идолам. И вот святого мученика стали держать в узах, часто выводить на истязание и принуждать к идолослужению: ему давали обещание простить то, что он дерзнул разорить храм, если только он поклонится идолам. Но Христов воин не уступал, и мужественно стоял в исповедании имени Христова. Его повесили на виселице и железными гребнями строгали до внутренностей, но он был укрепляем Ангелом, явившимся ему среди мучений. Наконец, после долгих и тяжких истязаний, он был усечен мечем во главу6, и из раны вместо крови чудесно истекло молоко с водою. Верные взяли святое тело его и похоронили с честью.
В это время Юлиан, отправляясь в поход на персов, проходил чрез Каппадокию и приближался к Кесарии; городу угрожала великая опасность, так как беззаконный мучитель уже явно высказывал намерение разорить город до основания. Тогда святой Василий Великий7, воздавая Юлиану честь, как царю, вышел ему на встречу и поднес на благословение три ячменных хлеба, какими сам питался.
Царь велел своим оруженосцам взять эти хлебы, а святому Василию дать горсть сена со словами:
- Ты дал нам ячмень, скотскую пищу, получи же от нас сено.
Святой Василий Великий отвечал:
- Мы, царь, принесли тебе то, чем сами питаемся, ты же дал нам пищу скотскую; ты насмехаешься над нами, ибо не можешь властью своею претворить сено в хлеб - естественную пищу человеческую.
Юлиан же гневно сказал ему:
- Знай, что этим сеном я буду кормить тебя, когда возвращусь сюда из Персии. Я разорю город сей до основания и место его вспашу плугом и обращу в поле. Ибо мне небезизвестно, что по твоему совету народ дерзнул разорить изображение и храм Фортуны.
Сказав это, царь пошел в путь свой и вскоре погиб: он был убит святым великомучеником Меркурием8, как о том говорится в житии святого Василия Великого. По смерти Юлиана, народ Кесарийский создал прекрасную церковь над гробом святого мученика Евпсихия, и святые его мощи источили струи исцелений во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Духом славимого во веки. Аминь.

1 Имя Кесарии носило несколько городов. Кесария Каппадокийская - главный город римской провинции Каппадокии - в Малой Азии.
2 Юлиан Богоотступник занимал императорский престол с 361 по 363 г.
3 Имя "Кесария происходит от слова "кесарь" - титул римских императоров.
4 Разумеется Римский император Клавдий I, царствовавший с 41-54 г.
5 Юлиан Богоотступник скончался во время похода в Персию, пронзенный стрелою. Пред своею смертью он воскликнул: "Ты победил меня, Галилеянин - разумея под Галилеянином Господа нашего Иисуса Христа".
6 Это было в 362 году.
7 Знаменитой отец и учитель Церкви, бывший в это время архиепископом Кесарии Каппадокийской. Скончался в 379 году. Память его -1 января.
8 Святой Меркурий воин пострадал мученической смертью в Кесарии Каппадокийской. Память его 24 ноября.

Страдание святого преподобномученика Вадима архимандрита.

Во время убиения святых сорока мучеников персидских, по приказанию царя Сапора1, взят был и заключен в темницу святой архимандрит Вадим с семью своими учениками. Сей святой происходил из города Вифлапата (в Персии), из очень богатого рода, но когда он решил быть иноком, то всё свое богатство роздал нищим и, построив за городом монастырь, жил в нем добродетельно, стараясь во всем угодить Богу и исполнить святую волю Его. Ибо он был муж, исполненный благодати и истины и избранный сосуд Божий. Сей преподобный отец, водимый божественною и совершенною мудростью, восшел на пустынную гору и, обитая на ней, получил благословение от Бога Спасителя своего и видел лицо Бога Иаковлева2. Он был для Персии в те времена как бы закваскою, - тою закваскою мученичества и твердого исповедание Христа, которая утверждала немощных в вере. Он поистине был камень веры, подобный древним христианам, - изрядный священник Божий, наставивший многих на путь спасение, мужественно и непоколебимо решившийся на мученичество за Христа и показавший великую ревность по Боге. Он был чист от всякой скверны и никакому злому делу не было в нем места: корыстолюбие далеко было от него, вожделение угасли и не могли вредить ему. Он был чужд всякой страсти к приобретению и не способен соблазниться золотом. Гордость пред ним смирилась, высокомерие было попрано им, как прах, нищета же и кротость возлюбили его. Правда приникла к нему и истина воссияла в нем; любовь объяла волю его, и мир облобызал его и возрадовался о нем (Ср. Пс.84:11-12). Согласие и единомыслие обитало в сердце его, и всяких плодов праведных был исполнен муж сей, и от плодов его духовных все насыщались в сладость.
Четыре месяца пробыл он в темнице в узах, вместе с учениками своими, и каждый день был подвергаем жестоким побоям, но переносил их терпеливо, укрепляемый надеждою и искреннею верою в Бога.
В то время был некто Нирсан, начальник города Арии в области Видгерми. Этот Нирсан был христианин, и когда царь принуждал его поклониться солнцу, то он не хотел отречься от святой Христовой веры и был заключен в узы. Но потом он ослабел духом, устрашился предстоявших ему мучений, и не пребыл до конца в исповедании Христовом, но возлюбив маловременную жизнь сию и суетную почесть от царя, лишился жизни божественной и славы вечной. Однако, как покажет дальнейшее повествование, ему не пришлось воспользоваться удовольствиями мира сего: избегая мученичества, он впал в муки и ища земной славы, получил бесчестие за то, что временного и тленного царя предпочел небесному и вечному, дав обещание исполнять всё, что повелит царь Сапор. Царь услышав о таком решении его, весьма обрадовался и, вспомнив о святом Вадиме, тотчас приказал освободить его от оков и привести к нему из темницы, сказав предстоявшим ему вельможам:
- Если Нирсан собственными руками убьет Вадима, то будет освобожден от уз и получит всё имущество Вадимово.
Эти слова царя были тотчас переданы Нирсану, и он согласился в точности исполнить царскую волю. Святой Вадим приведен был к Нирсану, и окаянный Нирсан, взяв обнаженный меч, приготовился убить мученика Христова, но, объятый страхом, он стал недвижим, как камень.
Тогда Христов раб, посмотрев на него, сказал:
- До того ли простерлась злоба твоя, Нирсан, что ты не только отрекся от Бога своего, но начинаешь убивать и рабов Его? Горе тебе, несчастный! что будешь ты делать, когда предстанешь на Страшный Суд дать ответ вечному Богу? Я готов умереть за Христа моего, но мне не хотелось бы принять смерть от твоих рук.
Нирсан не устыдился сих слов, но не был в состоянии исполнить и царское приказание, и продолжал стоять в страхе. Наконец, утвердив лицо свое как камень и ожесточив сердце как железо, ударил мечем в выю мученика. Но так как руки убийцы дрожали, то он не мог убить святого сразу; только после многих ударов он едва отсек главу святому.
В таком страдании предал преподобный Вадим святую душу свою Богу, и все неверные, присутствовавшие при его кончине, удивлялись терпению мученика, ибо он, принимая многократные удары мечем, стоял неподвижно, как столп каменный. Над убийцей же все смеялись, как над трусом, и относились к нему с презрением.
Спустя немного времени Нирсан получил достойное возмездие за дела свои: от многих и различных душевных страданий он в отчаянии покончил жизнь свою самоубийством!
Святой Вадим принял мученическую кончину о Христе Иисусе в восьмой день апреля. Тело его, брошенное за городом, тайно взяли благоговейные мужи и погребли с честью.
А семь учеников его остались в темнице и пробыли там четыре года, до смерти царя Сапора.
Когда они были отпущены с миром, им позволено было исповедывать христианскую веру, благодатью Господа нашего Иисуса Христа, которому да будет слава во веки. Аминь.
В тот же день память святых мучеников: Дисава епископа, Мариава пресвитера, Авдиеса и прочих 270-ти, пострадавших от персидского царя Сапора, в 362-364 гг.

1 Разумеется персидский царь Сапор II, прозванный Великим. Царствовал с 310 по 381 год.
2 Выражение Псалма 23. ст. 3-5.

<< предыдущий день :: 9 апреля :: следующий день >>


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:


25 января. Жития святых: Житие отца нашего Григория Богослова патриарха Константинопольского, Память святой мученицы Фелицаты и семи сыновей ее, Память преподобного Поплия, Память преподобного Мара Певца,
1 февраля. Жития святых: Страдание святого мученика Трифона; Память преподобного Вендимиана пустынника Вифинийского; Память святой мученицы Перпетуи и с нею святых юношей Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и святой Филицитаты жены;
17 февраля. Жития святых: Страдание святого великомученика Феодора Тирона; Память святой Мариамны; Обретение мощей святого мученика Мины Калликелада;
26 февраля. Жития святых: Житие святого отца нашего Порфирия, епископа Газского;
21 марта. Жития святых: Память преподобного отца нашего Иакова, епископа и исповедника; Память во святых отца нашего Кирилла, епископа Катанского; Память во святых отца нашего Фомы, патриарха Константинопольского;
2 июля. Жития святых: Сказание о положении честной ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви; Память святого отца нашего Ювеналия, патриарха Иерусалимского;
16 июля. Жития святых: Страдание святого священномученика Афиногена и десяти учеников его; Страдание святой мученицы Иулии; Страдание святого мученика Антиоха; Страдание св. мученика Павла и с ним святых мучениц Алевтины и Хионии;
23 июля. Жития святых: Страдание святого священномученика Аполлинария; Память святых мучеников Трофима и Феофила;
2 сентября. Жития святых: Житие и страдание святого мученика Маманта; Житие святого Иоанна Постника, патриарха Константинопольского; Память 3618 мучеников, в Никомидии пострадавших;
24 октября. Жития святых: Страдание святого мученика Арефы; Житие преподобного Арефы Печерского;
23 ноября. Жития святых: Житие святого отца нашего Амфилохия, епископа Иконийского; Житие святого отца нашего Григория, епископа Акрагантийского; Память святого мученика Сисиния; Память святого мученика Феодора;
14 декабря. Жития святых: Страдание святых мучеников Фирса, Левкия, Каллиника, Филимона, Аполлония и прочих с ними;
25 декабря. Жития святых: Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; Слово на Рождество Христово; Сказание о поклонении волхвов;

Возможно вас это заинтересует, далее:


24 января. Житие преподобной матери нашей Ксении в мире Евсевии, Память мучеников Вавилы Сицилийского и учеников его Тимофея и Агапия, Память преподобного Македония Пустынника,
3 марта. Страдание святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска;
3 мая. Страдание святых мучеников Тимофея и Мавры; Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского; Память преподобного отца нашего Петра чудотворца;
13 мая. Страдание святой мученицы Гликерии и с нею Лаодикия, стража темничного; Страдание святого мученика Александра; Память преподобного отца нашего Павсикакия, епископа Синадского; Память святого Георгия исповедника;
16 мая. Житие преподобного отца нашего Феодора Освященного, ученика Пахомиева; Память блаженной отроковицы Музы;
3 сентября. Житие и страдание святого священномученика Анфима, епископа Никомидийского, и с ним многих; В тот же день страдание святой мученицы Василисы; В тот же день память святого священномученика Аристиона;
7 декабря. Житие святого отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского; Житие преподобного Нила Столобенского, Новгородского чудотворца; Память святого мученика Афинодора; Память преподобного Павла Повинника;
13 декабря. Страдание святыx мучеников Австратия, Авксентия Мардария и Ореста; Страдание святой мученицы Лукии; Память преподобного Арсения Латрского;
17 декабря. Житие святого пророка Даниила и с ним святых трех отроков Анании, Азарии и Мисаила; Память преподобного Даниила Исповедника;
19 декабря. Страдания святого мученика Вонифатия; Житие святого Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского; Житие святого Григория, архиепископа Омиритского; Память святых мучеников Илии, Прова и Ариса; Память святых мучеников Полиевкта и Тимофея;
25 декабря. Сказание о Рождестве Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; Слово на Рождество Христово; Сказание о поклонении волхвов;
Великомученица Варвара. Преподобный Иоанн Дамаскин. Святитель Геннадий. 17 декабря.
Архиепископ Николай Японский. Праведный Симеон Богоприимец и Анна пророчица. Благоверный князь Роман Угличский. 16 февраля.
Пророк Иеремия. Преподобный Пафнутий. Благоверная Тамара, царица Грузинская. 14 мая.
Преподобный Кириак. Мученик Дада. Преподобный Киприан Устюжский. 12 октября.
Икона Божией Матери, Всех скорбящих Радость. Мученик Арефа. Мученица Синклитикия. Преподобный Арефа. 6 ноября.
Икона Божией Матери "Боголюбская" (Боголюбивая). Молитва перед иконой Божией Матери Боголюбская.

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх