Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Апрель --> 13 апреля. Жития святых

Житие святых, память: 13 апреля, по ст. ст.

13 апреля
Страдание святого священномученика Артемона
Память святой мученицы Фомаиды
Страдание святого мученика Крискента

Страдание святого священномученика Артемона.

В царствование Диоклитиана возникло великое гонение на христиан1: по всем городам и областям римского государства были разосланы мучители, чтобы принуждать христиан приносить жертвы и поклоняться идолам, противящихся же предавать казням и смерти.
Между прочим такой посланец, по имени Патрикий, пришел и в Лаодикийскую область2, где и приступил, не медля, к исполнению повеления царева. Еще до прибытия Патрикия, узнав о его скором пришествии. епископ Лаодикийский, блаженный Сисиний, в сопровождении святого пресвитера Артемона и некоторых христиан, проник ночью в капище богини Артемиды3 и сжёг, предварительно разбивши, всех находившихся в нем идолов. Затем, возвратившись в свою христианскую церковь, находившуюся на расстоянии пяти поприщ от города, он совершил обычное богослужение и обратился к верным с таким наставлением:
- Дети мои, носятся слухи о приближении к городу антихриста для избиения христиан: не бойтесь, чтобы ничто, - ни огонь, ни меч, ни звери, ни другие лютые смертные казни не могли отлучить вас от любви Христовой.
Когда Патрикий прибыл в город, то прежде всего принес жертву в капище Аполлона; в тот же день он устроил зрелища для народа и объявил царский указ, запрещавший исповедание христианства. После пятидневной забавы зрелищами и охотой Патрикий захотел принести жертву Артемиде, но, войдя в капище ее, он не нашел там к своему удивлению идолов.
- Где они? - спросил он.
Некоторые из окружавших его греков отвечали, что изваяние Артемиды и других идолов уничтожил епископ Сисиний при участии своего священника Артемона и других христиан. На вопрос Патрикия, где теперь находится епископ с христианами, ему сказали, что все христиане собрались в свою церковь. Патрикий тотчас сел на коня и отправился в сопровождении вооруженных воинов к христианской церкви, намереваясь христиан умертвить, а Сисиния с Артемоном предать смертной казни чрез рассечение на части. Но когда Патрикий был уже близок к цели своего путешествия, и до церкви оставалось не больше одного поприща, вдруг его объяла такая сильная дрожь, что он упал с коня; эта дрожь сменилась чрезмерным жаром, и Патрикия принуждены были внести на носилках в первый попавшийся на пути дом. Ночью, окруженный воинами, сидевшими со свечами и ожидавшими смерти своего начальника, он сказал своим наиболее близким слугам:
- Христиане меня прокляли, и их Бог меня мучит.
Те отвечали:
- Сильные боги и светлая богиня Артемида возвратят тебе здоровье.
Испытывая сильные боли и не думая уже остаться в живых, Патрикий сказал воинам:
- Идите в христианскую церковь и скажите епископу Сисинию: так говорит царский посол - Патрикий: велик Бог христианский! Помолись Ему, чтобы мне избавиться от моей тяжелой болезни; тогда я сделаю из золота твое изображение и поставлю его посредине города.
Воины пошли и передали слова Патрикия епископу. Последний велел передать ему следующий ответ:
- Золото твое пусть останется при тебе; если уверуешь в Господа нашего Иисуса Христа, будешь здоров.
Патрикий вторично отправил к епископу послов, говоря:
- Верую в твоего Бога, только бы мне исцелиться.
Епископ помолился о нем, и тотчас Патрикий сделался здоров, совершенно избавившись от болезни.
Спустя несколько дней по своем выздоровлении, Патрикий отправился в палестинский город Кесарию. Когда он отошел от Лаодикии приблизительно на три поприща, то встретил на пути святого пресвитера Артемона, возвращавшегося с молитвы: он ловил диких зверей словом Христовым, и за ним следовало два оленя и шесть диких ослов. Святой Артемон вел их к епископу Сисинию, которому очень хотелось иметь диких зверей в своем саду. Приказав остановиться колеснице, Патрикий спросил раба Божия Артемона:
- Как ты поймал этих зверей?
- Я поймал их словом Христа моего - отвечал он.
- Мне думается, - спросил снова Патрикий, - что ты, старец, христианин?
Святой Артемон сказал на это:
- От юности моей я христианин.
Тогда Патрикий приказал заковать святого двумя цепями и передал его двум воинам, чтобы они вели святого Артемона за ним до Кесарии. Не имея возможности продолжать свой путь, святой Артемон обратился к следовавшим за ним зверям и приказал идти к епископу Сисинию. Те пошли и остановились при дверях церковной ограды. Епископ спросил привратника:
- Откуда пришли эти звери?
Один из оленей, получивший от Бога дар слова, сказал:
- Раб Божий Артемон взят нечестивым царским послом, и его связанного ведут теперь в Кесарию; нас же он послал к тебе.
Епископ ужаснулся, слыша человеческую речь от оленя, и вместе с тем опечалился, узнав о взятии святого Артемона. Призвав дьякона Филеа, он сказал ему:
- Явилось новое чудо! Вот из этих зверей, которых ты видишь сейчас, один олень человеческою речью передал мне, что раб Божий Артемон схвачен нечестивым Патрикием и связанный отправлен в Кесарию; я не могу удержаться от ужаса, видя оленя, обладающего даром слова, и - от скорби при мысли о случившемся с Артемоном. Возьми просфору и иди со слугою в Кесарию; разузнай, справедливо ли переданное оленем.
Диакон взял просфору и, помолившись, отправился в сопровождении слуги в дорогу. Придя в Кесарию, он действительно нашел там святого Артемона, заключенного в темницу. Сердечно приветствовав его, он сказал ему:
- Раб Бога Вышнего и пастырь словесных овец, мы до сих пор не знали бы, как ты разлучился с нами и впал в руки мучителя, если бы не рассказал епископу об этом олень; по этой причине он послал меня сюда, чтобы проверить справедливость сказанного им; епископ очень скорбит о тебе.
Святой Артемон отвечал:
- Иди, слуга Божий, и возвести моему владыке, святому епископу, что я взят на мучение за Христа и сижу в темнице; пусть он помолится о мне, чтобы я мог победить козни христоненавистника мучителя и удостоился, таким образом, сделаться сопричастником Христу".
Поцеловав друг друга, они расстались: диакон возвратился к себе, а святой Артемон остался в темнице. Когда диакон, возвратившись, передал епископу слова святого Артемона, то последний со слезами помолился, говоря:
- Господи Иисусе Христе, избавивший Даниила из уст львовых, спасший трех отроков от огненной пещи Навуходоносора, избавь и раба Твоего Артемона от враждебного Патрикия, дай ему силы для преодоление козней мучителя и сопричти его к лику святых мучеников.
В один день, устраивая в Кесарии зрелища, Патрикий приказал привести к себе святого Артемона и спросил его:
- Скажи нам, старец, как тебя зовут?
Он ответил:
- Я называюсь рабом Христа Бога моего и есть Артемон.
- Это ты разбил изваяние великой богини? - сказал Патрикий.
- Я именно, - ответил святой.
- Скажи мне, - спросил снова Патрикий, - как ты преодолел силу богини и не пощадил ее изображение? как не убоялся наказания: ведь она лишь по кротости своей еще не отняла у тебя жизни?
- Молясь моему Богу, - возразил святой Артемон, - я одержу победу даже над тобою и мучениями твоими; тем более я мог преодолеть мёртвого и немого идола.
Патрикий сказал:
- Услыхав твое имя - Артемон, я подумал, что ты раб богини Артемиды; полагаю, что она и жизнь тебе сохранила за твое тезоименитство с нею.
Святой Артемон воскликнул на это:
- Беззаконный, нечестивый и потемненный умом сын диавола, если хочешь знать об имени моем, то пусть тебе будет известно, что оно даровано мне Богом еще в то время, когда я находился во чреве матери.
Патрикий продолжал, увещевая:
- Пожалей твою старость и седины, принеси жертву великому в этом городе богу Асклипию4.
- Шестнадцать лет, - отвечал святой, - я был чтецом в церкви моего Бога, двадцать восемь лет был диаконом, читая святое Евангелие; тридцать три года я носил пресвитерский сан, уча и наставляя с помощью Христовою людей на путь спасения, и теперь ты требуешь, чтобы я, подражая тебе, принес жертву бесу, находящемуся в бесчувственном идоле, но всё-таки я хочу посмотреть твоего бога и испытать силу его.
Патрикий сказал:
- Великой силой и славой обладает бог Асклипий: кто не принесет ему курение с молитвою пред дверями его храма, тот не может войти внутрь.
В капище же Асклипия жили змеи, которым однажды в год приносили жрецы сладкую пищу.
- Пойдем ко храму Асклипия, - сказал святой Артемон, - и если он не дозволит мне войти в него, то я принесу ему курение.
И вот когда святой приближался в сопровождении Патрикия и народа к капищу Асклипия, то змеи, точнее заключавшиеся в них злые духи, не вынося приближения одаренного силою Христовою мученика, подняли страшный свист и смятение в капище, так что оно колебалось точно дерево от ветра; видя это, Патрикий и народ бежали от страха. Патрикий сказал святому:
- Смотри, как велика сила Асклипия, который никому не допускает войти к себе без предварительного вознесения ему курения.
- Вели жрецу открыть храм, чтобы мне войти туда, - попросил святой Артемон Патрикия.
Тот велел одному из жрецов сделать это. Жрец, по имени Виталий, сказал, обращаясь к Патрикию:
- Докладываю твоей пресветлой власти, что я не могу открыть храма, прежде чем не вознесу курение с молитвой, ибо велик гнев бога Асклипия;
Взяв кадило и вознеся обычное курение, он открыл двери капища, а сам тотчас отбежал прочь. Тогда Патрикий, стоя вдали, сказал святому:
- Старец, если можешь войти, то войди!
Святой Артемон, приблизился к дверям и, сотворив крестное знамение, безбоязненно вошел внутрь, и змеи сделались неподвижны. Святой же обратился к истинному Богу с такою молитвою:
- Господи Боже мой, чрез раба Своего Даниила сокрушивший вавилонского Вила и змея убивший, Ты и теперь силою Твоею чрез меня грешного сокруши главы змей сих, чтобы прославилось Твое святое имя!
После этого он запретил змеям вредить кому-либо и, приказав им следовать за собою, вышел вместе с ними вон. Увидав вышедших из храма змей, народ и Патрикий пришли в ужас и бросились бежать. Святой же Артемон воскликнул вслед им:
- Что вы бежите? не бойтесь, остановитесь и поглядите теперь, как силою истинного Бога, в Которого я верую, умрут перед вашими глазами эти змеи.
Затем он дунул на них, и они тотчас стали мёртвы, простершись пред ногами его, как пораженные молнией. И сказал святой Артемон Патрикию:
- Видишь, как почитаемые вами боги умерли силою Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
Ужасался народ и Патрикий, видя убийство змей без какого-либо орудияе; из них один был так велик, что имел пять локтей в ширину и двадцать пять в длину. Жрец же Виталий воскликнул громким голосом:
- Велик Бог христианский и велика сила мужа сего, одним дуновением убившего змей этих!
Потом, припав к ногам святого, он говорил:
- Раб Господа вышнего, я не отступлю от тебя, умоляя: знаменай и меня силою Бога твоего, чтобы мне сделаться совершенною овцою твоего стада; до сих пор я пребывал в обольщении, веря в идолов и этих змей, а теперь я познаю истинного Бога.
Нечестивый же Патрикий, будучи слеп душою, хотя и видел столь великое чудо, не хотел познать истинного Бога: он полагал, что святой Артемон убил змей не силою Божиею, но силою волшебства. Не вынося стыда и исполнясь гнева за свое посрамление и убийство змей, он велел снова схватить святого мученика и представить на свой несправедливый суд для истязаний. Здесь он с гневом сказал святому:
- Если ты не откроешь какою силою убил змей, великой богини Артемиды и светозарного Аполлона5, то я рассеку тебя на части.
- Силою Христовою, при содействии посланного от Бога Архангела Рафаила я убил ваших змей, - отвечал святой Артемон.
- Может ли Распятой жидами иметь такую силу? - усомнился Патрикий.
Тогда святой воскликнул:
- Обезумевший от злобы, наследник ада и древний змей, ты уже слышал, так услышь и еще, что силою моего Бога умерли ваши змеи.
После этих слов Патрикий исполнился ярости и приказал раскалить железную сковороду; потом он велел протянуть на ней обнаженного мученика и колоть его раскаленными железными прутьями, обрезая острым железом члены; при этом он говорил святому Артемону:
- Видишь, непокорный старец, как страдает твое тело от мук.
Страдалец же, подняв очи к небу, молился:
- Господи Иисусе Христе, не попусти язычнику посмеяться надо мной, рабом Твоим; Тебе известно, что я за Тебя терплю страдание; даруй мне терпение для их перенесения, чтобы посрамился враг. Услышь, Боже, молитву мою и приими моление мое, Боже Саваоф! Ты сотворил небо и землю и исполнил чудес всю вселенную; Ты Господь всего, и никто не может противостоять Тебе; по милости Твоей спаси меня, Господи. Ты показал невинность беззаконно убитого незлобивого отрока Авеля, Ты вознаградил угодника Твоего Еноха, взяв его на небо, Ты сохранил Ноя в ковчеге и чрез благословение возвысил священника Мельхиседека6, Ты прославил за жертву Авраама, умножил чад Иакову, избавил от огня содомского Лота, возвеличил за терпение Иова. С Твоею помощью Иосиф победил плотские страсти и восторжествовал над врагами. Моисей, раб Твой, и все праведные, над которыми Ты явил силу Твою, показывающую их благочестие, восхваляют Тебя, прославившего их Бога. И я, Господи, раб Твой, молю Тебя: помилуй меня по милости Твоей и помоги мне силою Твоею.
Во время молитвы святого в Кесарию прибежал олень, говоривший в Лаодикии с епископом человеческим голосом; выйдя на переполненную народом площадь, он припал к честным стопам мученика и лизал их. Потом, получив опять по Божию повелению дар слова для обличения нечестивого и его посрамления, он стал против Патрикия и начал говорить:
- Познай, нечестивец, что нет ничего невозможного для Бога: чтобы показать Свою силу, Он может одарить речью и бессловесных. Знай, что раб Божий Артемон скоро избавится от мучений, а ты будешь схвачен двумя птицами и ввергнут в кипящий котёл за то, что бесчеловечно мучишь праведного человека и отвергся от Бога, Которого признал истинным и в Которого уверовал.
Видя в обличении диким животным не что иное, как только волхвование, нечестивый Патрикий пришел в ярость и приказал убить воинам оленя; один из них взял копье и с силою бросил его в последнего, но олень отскочил, а копье ударило в одного приближенного Патрикия и пробило ему чрево, так что тот сейчас же умер. Патрикий сожалел о нем и удалился с судилища в дом свой, приказав опять свести в темницу мученика.
Утром же он велел наполнить смолою большой котёл и разварить ее, чтобы бросить в него вниз головою мученика. Когда приказание было исполнено, то Патрикию доложили о том, что всё готово; он же, желая сам видеть казнь святого Артемона, сел на коня и поехал к котлу, но в то время, как он уже приблизился к нему, два Ангела, сошедшие с неба в виде орлов, схватили Патрикия и бросили в кипящую смолу, в которой разварились даже его кости. Воины и народ при виде этого в ужасе разбежались; святой же, приведенный к котлу, остался Один, славя Бога; преклонив колена, он помолился и источил из земли, на которой стоял, родник. Сюда к нему пришел жрец Виталий и многие другие язычники; наученные вере Христовой, они все крестились от святого Артемона.
В ту же ночь был святому мученику голос свыше:
- Оставь город и иди в Асию, на место, известное под именем Вули, которое находится на побережье моря; там ты найдешь Александра и его матерь Пиронию: с ними вместе ты будешь многих избавлять от бесов и исцелять от болезней, и многие, просвещенные тобою светом Христова учения, прославят Бога.
С наступлением утра собрались ко святому все новообращенные: он же, взяв Божественные Тайны, преподал им честное Тело и честную Кровь Христову говоря:
- Сей хлеб есть Тело Христово, а сие чаша есть Кровь Христова, пролитая за ваши души; блюдитесь, чада, чтобы кто-нибудь из вас не отпал от любви Христовой, пребывайте непоколебимы в вере, а мне повелено идти в Асию.
Епископ же кесарийский, услыхав о всем происшедшем со святым Артемоном и узнав, что он крестил многих и учит, проповедуя Евангелие, пришел к нему с христианами и приветствовал его целованием; потом, сотворив молитву, он отметил место, где страдал мученик, и впоследствии выстроил здесь церковь; из крещенных же святым Артемоном он одних поставил во пресвитеры, других во диаконы, а Виталия поставил епископом и подчинил ему палестинскую область. Святой же Артемон, простившись с епископом и народом, отправился в указанную ему асийскую страну; дорогою он был восхищен Ангелом и поставлен на месте, которое было открыто в видении; здесь, с помощью Божиею, он сотворил много великих чудес и многих обратил ко Господу, научив истине Евангельской. Во время своей проповеди святой Артемон был схвачен язычниками и, по усечении мечом, отошел в вечные обители для принятие венца от Христа Бога нашего, Ему же со Отцом и Святым Духом слава и поклонение во веки веков. Аминь.

1 В царствование Диоклитиана (с 284 до 305) было издано четыре указа против христиан. Первый был объявлен в феврале 303 г. Этим указом предписывалось разрушение церквей и сожжение св. книг, вместе с тем христиане лишались гражданских прав, чести, покровительства законов и своих должностей; рабы христиане утрачивали право на свободу, если, получив ее по какому-либо случаю, оставались в христианстве. Вскоре был издан второй указ которым повелевалось всех предстоятелей церквей и других духовных лиц заключать в темницы; таким образом указ касается одних только духовных лиц; последних обвинили пред императором как зачинщиков восстания в Сирии и Армении, к несчастию для христиан начавшегося вслед за появлением первого указа. В том же 303 г. последовал третий указ: всех заключенных на основании второго указа велено было принуждать к принесению жертв под опасением пыток за сопротивление. Наконец, в 304 г. был обнародован последний четвертый указ, которым объявлялось повсюдное гонение на христиан; "великое гонение", о котором говорится в данном житии, очевидно относится к гонению, последовавшему за четвертым указом. Из-за этого указа пролилось более всего христианской крови: он действовал целых 8 лет, до 311 г., когда император Галерий особым указом объявил христианство дозволенной религией. Гонение Диоклитиана было последним; в нем христианство почти после трехвековой борьбы одержало окончательную победу над язычеством.
2 Эта область находится в Малой Азии.
3 Артемида - богиня охоты у греков, первоначально, вероятно, богиня луны.
4 Асклипий или Асклепий - бог врачевания.
5 Аполлон-бог солнца, покровитель искусств.
6 Святой Артемон упоминает здесь о следующем событии ветхозаветной истории. Когда Авраам возвращался после победы над царями, захватившим в плен его родственника Лота, то ему навстречу вышел с хлебом и вином Мельхиседек, царь Салимский и священник Бога Вышнего и благословил Авраама (Быт. 14:1-20; Евр. 7:1); в этом благословении выразилось более высокое достоинство Мельхиседека пред Авраамом, ибо, говорит св. Ап. Павел: "Без всякого же прекословия меньший благословляется большим". (Евр. 7: 7).

Память святой мученицы Фомаиды.

Святая мученица Фомаида родилась в городе Александрии от благочестивых родителей, давших своей дочери истинно христианское воспитание и обучивших ее чтению книг. На пятнадцатом году они выдали ее замуж за одного юношу христианина. В доме своего мужа святая Фомаида жила честно, всеми уважаемая за целомудрие, кротость, незлобие и другие добрые черты характера. Вместе с ними под одной кровлей жил и отец мужа святой Фомаиды, ее свекор. Прельщаясь красотою своей снохи и разжигаясь плотским вожделением, он, по действу сатаны, замышлял по отношению к ней недоброе: он искал удобного времени для греховного пребывания с нею и, не находя, ограничивался тем, что ежедневно, под видом отеческой ласки, обнимал и целовал ее. Святая же Фомаида по своему целомудрию не предполагала существование у свекра нечистых помыслов и потому не находила ничего предосудительного в подобном обращении с нею с его стороны: она была уверена, что оно вытекает из его любви к ней, как дочери, и, почитая свекра как отца, она держала себя с ним с особенно строгою стыдливостью.
Муж святой Фомаиды был рыболов, и вот в одну ночь пришли товарищи его по промыслу и увели с собою на ловлю. Воспользовавшись уходом сына, отец его пришел к святой Фомаиде и стал склонять ее на грех. Столь неожиданная опасность привела ее в ужас, и она начала сопротивляться безумному старцу говоря:
- Что ты делаешь, отче? сотвори крестное знамение и уйди: твой замысел внушен тебе сатаною.
Но старец не внимал ее увещаниям и старался склонить ее, прибегая к бесстыдным словам и действиям. Святая же Фомаида, исполненная страха Божие и целомудрия, оказывала свекру твёрдое сопротивление: она молила и убеждала его оставить беззаконное и нечестивое желание. Но чем сильнее она противостояла ему, тем настойчивее он понуждал ее, разжигаясь, как огнём нечистою похотью. Над одром на стене висел меч; сняв его и извлекши из ножен, старец начал устрашать святую Фомаиду, обращаясь к ней с такими угрозами:
- Если не послушаешь меня, то я этим самым мечем отсеку тебе голову.
Она же отвечала:
- Если даже рассечешь меня на части, то я всё-таки никогда не соглашусь на такое беззаконное дело.
Старец, придя после этих слов в сильную ярость, с такою силою ударил мечем свою сноху, что убил ее, рассекши на двое. Блаженная Фомаида предала душу свою в руки Божии и прияла славный мученический венец за свою чистоту и целомудрие: она боролась со грехом до пролития собственной крови и положила душу свою за закон Божий, соглашаясь лучше умереть, чем прогневать Бога и осквернить свое тело и ложе своего мужа.
Убийцу же тотчас постигло наказание Божие: ослеплённый душою, он потерял зрение и, бросив меч, искал дверей, хотя выйти из дома и убежать без вести, но, ощупывая стены, никак не мог найти выхода и поэтому принужден был оставаться в комнате. Между тем пришли другие рыбаки и стучась звали сына его на ловлю. Отец же отвечал:
- Мой сын ушел уже ловить рыбу; покажите мне двери, потому что не могу их найти.
Они, отворив дверь, вошли и увидели старца с окровавленными руками и одеждой, старавшегося ощупью найти выход, и - лежащую в крови на земле, рассеченную на двое, жену. От этого зрелища они пришли в ужас и спрашивали:
- Что это значит? Кто и для чего совершил подобное злодеяние.
Тогда старец рассказал им о своем грехе и просил свести его к судье для того, чтобы принять достойное по делам наказание. Когда же муж святой Фомаиды возвратился с работы и узнал о происшедшем, то почувствовал неутешную скорбь и стыд: он оплакивал свою целомудренную супругу и стыдился за своего беззаконного отца, который, не боясь Бога, совершил гнусное преступление и покрыл срамом свои седины. Старец был предан суду и наказан чрез усекновение мечем. А к телу убиенной стекалось множество народа из жителей Александрии; все они дивились столь невероятному и ужасному событию и восхваляли целомудрие святой Фомаиды.
Случайно в это время был в Александрии преподобный Даниил скитский; он сказал своему ученику:
- Сын мой, пойдем и взглянем на святую отроковицу.
Исполнив свое желание, они отправились в октодекатский, т.е. восьмидесятый, монастырь. Монахи этого монастыря встретили с честью преподобного отца, искренно приветствуя его. Рассказав им о страданиях святой Фомаиды, он дал им такое повеление:
- Идите и принесите сюда ее честное тело, ибо оно не должно лежать с мирскими людьми, но с честными отцами.
Некоторые из братии возмутились повелением положить тело женщины с отцами. Преподобный сказал им на это:
- Отроковица, которую вы не желаете принести сюда, есть мать мне и вам: ведь она умерла за свое целомудрие.
Тогда монахи не осмеливались более противиться святому отцу, пошли и, взявши тело святой Фомаиды, погребли его с честью в монастырской усыпальнице. Простившись после этого со всеми отцами, преподобный удалился с учеником в свой скит.
Один брат в его монастыре испытывал сильные нападения со стороны плотских искушений; придя к преподобному Даниилу, он открыл ему свою сильную борьбу с плотскими страстями. Преподобный сказал ему:
- Иди в октодекатский монастырь и так помолись там в монастырской усыпальнице: Боже, молитвами мученицы Фомаиды помоги мне и избавь меня от блудной похоти! надейся на Бога и ты избавишься от искушений, - прибавил преподобный отец.
Брат пошел и в точности исполнил все, что велел ему преподобный Даниил, и действительно совершенно освободился от плотских искушений. Возвратившись в скит, он припал к ногам преподобного Даниила и сказал ему:
- Молитвами святой мученицы Фомаиды и твоими, отче, Бог избавил меня от блудных похотей.
Старец спросил:
- Каким образом ты освободился от них?
Брат отвечал:
- Сотворив двенадцать молитв и помазавшись елеем из лампады находящейся при гробнице святой мученицы, я положил голову на ее гробницу и уснул, и вот явилась мне светлая отроковица, святая Фомаида и сказала: отче, приими сие благословение и иди с миром в твою келлию; я принял благословение и пробудился, чувствуя окончательно освобождение от плотской страсти; не знаю, что собственно означает преподанное мне во сне святою благословение, но хорошо сознаю свое избавление от страстей.
Преподобный Даниил сказал, по окончании братом своего повествования:
- Столь великое дерзновение имеют пред Богом подвизающиеся за целомудрие.
В остальное время своей жизни брат никогда не испытывал искушений со стороны плоти и славил Бога и святую мученицу Фомаиду, свою исцелительницу. Так же поступали и другие, смущаемые подобными же страстями: приходя ко гробу святой мученицы Фомаиды, они получали облегчение и освобождение от плотских страстей по ее святым молитвам; они славили святую мученицу, прославляя в то же время Христа Господа, Ему же со Отцом и Святым Духом честь и поклонение во веки. Аминь.

Страдание святого мученика Крискента.

Сей святой мученик родился в городе Мирах Ликийских1, происходил из знатного рода и был человеком весьма известным. Видя, как многие покланяются идолам, он однажды вошел в толпу идолослужителей и стал убеждать их оставить языческие заблуждение, обратиться ко Христу и спастись. Когда узнал об этом правитель области, то приказал схватить его и привести к нему для суда. На суде он стал расспрашивать святого о том, как зовут его отца и как его имя, но Крискент называл себя только христианином и ничего другого не отвечал ему. Тогда правитель сказал ему:
- Принеси жертву идолам только для вида, а в душе оставайся почитателем Бога твоего.
Но святой мученик с негодованием отверг такое предложение и, исповедав пред всеми истину, ответил правителю:
- Невозможно, чтобы тело делало не то, что мыслит душа, так как душа управляет и движет телом.
После сего святого Крискента повесили и строгали тело его, а потом затопили печь и, когда она раскалилась, бросили его в нее. Так и предал он дух свой Господу.

1 Миры, ныне Мири, у турок Дембре, были главным городом древней Ликии и находились близ моря, на реке Андрак.

<< предыдущий день :: 13 апреля :: следующий день >>


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D


25 января. Жития святых: Житие отца нашего Григория Богослова патриарха Константинопольского, Память святой мученицы Фелицаты и семи сыновей ее, Память преподобного Поплия, Память преподобного Мара Певца,
26 января. Жития святых: Житие преподобных Ксенофонта и Марии и сыновей их Иоанна и Аркадия, Память преподобного Симеона Ветхого, Память святых мучеников Анании пресвитера Петра темничного ключаря и с ним семи воинов, Память святого Иосифа Солунского,
16 февраля. Жития святых: Страдание святых двенадцати мучеников Памфила пресвитера и прочих с ним; Память святого Маруфа епископа и святых мучеников, пострадавших в Мартирополе;
5 марта. Жития святых: Житие и страдание святого мученика Конона Исаврийского; Память святого мученика Конона, по прозванию Огородника; Память преподобного Исихия Постника; Память преподобного Марка Постника; Память святого мученика Евлогия;
13 марта. Жития святых: Перенесение честных мощей Никифора, патриарха Цареградского; Память святого мученика Александра;
17 марта. Жития святых: Житие преподобного Алексия, человека Божия; Страдание святого мученика Марина; Житие преподобного отца нашего Макария Колязинского;
31 мая. Жития святых: Страдание святого мученика Ермия; Страдания святого мученика Философа;
3 июня. Жития святых: Память святого мученика Лукиллиана и с ним четырех отроков Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия о святой девы Павлы; Житие и страдание святого священномученика Лукиана;
1 июля. Жития святых: Страдание святых мучеников Космы и Дамиана; Память преподобного отца нашего Петра; Страдание святого мученика Потита;
16 июля. Жития святых: Страдание святого священномученика Афиногена и десяти учеников его; Страдание святой мученицы Иулии; Страдание святого мученика Антиоха; Страдание св. мученика Павла и с ним святых мучениц Алевтины и Хионии;
5 августа. Жития святых: Житие и страдание святого мученика Понтия; Память святого мученика Евсигния; Память священномученика Фавия, папы римского;
2 ноября. Жития святых: Страдание святых мучеников Акиндина, Пигасия и Анемподиста; Память преподобного Маркиана;
11 декабря. Жития святых: Житие преподобного отца нашего Даниила Столпника; Житие преподобного Никона Сухого, Печерского; Память святых мучеников Акепсия и Аифала; Память святого мученика Миракса; Память преподобного Луки, Нового Столпника;

Возможно вас это заинтересует, далее:


1 апреля. Житие преподобной матери нашей Марии Египетской; Память преподобного отца нашего Евфимия Суздальского;
9 апреля. Страдание святого мученика Евпсихия; Страдание святого преподобномученика Вадима архимандрита;
14 мая. Страдание святого мученика Исидора; Житие преподобного отца нашего Серапиона Синдонита; Страдание святого мученика Максима;
7 июля. Память преподобного отца нашего Фомы Малеина; Страдание святых мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа; Житие и страдание святых преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха; Страдание святой мученицы Кириакии;
11 июля. Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной; Преставление блаженной княгини Ольги, во святом крещении Елены; Память святого мученика Киндея;
11 сентября. Житие и подвиги преподобной матери нашей Феодоры, подвизавшейся в мужском образе; Память преподобного Евфросина; Память святой мученицы Ии; Память святых мучеников Диодора и Дидима;
27 сентября. Житие и страдание святого мученика Каллистрата; Житие преподобного отца нашего Савватия Соловецкого, чудотворца; Память святых Апостолов Марка, Аристарха и Зины; Память святой мученицы Епихарии; Память преподобного Игнатия;
19 октября. Память святого пророка Иоиля; Страдание святого мученика Уара и с ним семи учителей христианских и память блаженной Клеопатры и сына ее Иоанна; Память преподобного отца нашего Иоанна Рыльского;
10 ноября. Страдание святого мученика Ореста; Страдание священномученика Милия; Память святых Апостолов Олимпа, Родиона, Сосипатра, Ераста и Кварта;
Преподобный Великий Макарий. День преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского. Преподобный Макарий Александрийский. Блаженный Феодор. 1 февраля.
Святителя Льва, папы Римского. 3 марта.
Преподобного Иакова, епископа, исповедника. Память святителя Кирилла, епископа Катанского. 3 апреля.
Мученица София и дочери ее, Вера, Надежда и Любовь. 30 сентября.
Апостол Фаддей. Преподобный Авраамий Смоленский. Мученица Васса и дети ее: Феогний, Агапий и Пис. Преподобный Авраамий Киево-Печерский. 3 сентября.
Десять заповедей Закона Божия
Молитва Святителя Ионы митрополита Московского и всея России чудотворца
Молитва Преподобному Григорию иконописцу Печорскому

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх