Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Апрель --> 11 апреля. Жития святых

Житие святых, память: 11 апреля, по ст. ст.

11 апреля
Страдание святого священномученика Антипы, епископа Пергамского
Память святых мучеников Прокесса и Мартиниана

Страдание святого священномученика Антипы, епископа Пергамского.

В царствование императора Домициана1 открылось великое гонение на христиан, и ко всем князьям и правителям были разосланы указы, чтобы христиане беспрекословно повиновались царским велениям, приняли языческую веру и поклонились идолам. Тогда явилось множество верных, небоязненно исповедывавших слово Божие, и открылось великое мужество мучеников, подвизавшихся за Христа Спасителя. В это время был заточен на остров Патмос2 и великий Апостол, святой Иоанн Богослов, - сей столп Церкви, основание христианской истины и проповедник предвечного божества Единородного Сына Божия. На Патмосе в откровении среди семи светильников явился ему Господь, и повелел написать семи Ангелам, т.е. епископам семи малоазийских церквей, и укрепить сонмы мучеников. При этом Господь воспомянул и о святителе Антипе, о котором предлежит настоящее повествование. "Сказал Господь Своему ученику "знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа" (Откр.2:13).
Ибо святой Антипа был епископом Пергамской церкви3. Из этих слов откровения Иоаннова видно, каков верный свидетель Христов был Антипа и каковы были жители города Пергама, который был жилищем сатаны. Среди них святой Антипа был как свет среди тьмы, как роза среди терния, как золото в грязи или, лучше сказать, в огненной печи по написанному: "испытал их как золото в горниле" (Прем.Сол.3:6).
Там и закон природы не соблюдался и не было никакой рассудительности, но каждый мстил за себя и сильный обижал слабого, и тот считался мужественным, добрым и праведным, кто бил или умерщвлял христиан. И когда неверные так притесняли и беспокоили общество христианское, блаженный Антипа, муж непоколебимый в вере и постоянный в добродетели, ни мало не смущался, но, как бы переменивши естество человеческое на Ангельское, крепко и небоязненно стоял против врагов.
Пренебрегая угрозами мучителей он часто выходил в народ, и среди него сиял, как заря, и светом чистой и правой веры прогонял тьму идолопоклоннического заблуждения. Поэтому бесы (которых эллины считали за богов) все бежали оттуда, и ни один из них не смел пребывать в городе Пергаме, в коем жил святой Антипа. Бесы являлись своим жрецам в сновидениях и говорили, что они уже не вкушают жертв их и не обоняют курения жертвенного, так как их прогоняет начальник христиан. Тогда эллины разгневались и устремились на Антипу и, схвативши его, повлекли на то место, где они обыкновенно приносили свои скверные жертвы. И сказал ему правитель:
- Ты ли тот Антипа, который и сам не исполняет царских повелений и других учит тому же, и так препятствует нашим жертвоприношениям, что ни одному из богов не дает насытиться туком жертвенным? Из за тебя боги оставили наш город, и есть опасность, как бы какая беда не постигла его, так как они не захотят более охранять его. Довольно тебе коснеть в христианском волшебстве; теперь покайся и подчинись нашим законам, чтобы боги, обладающие сим прекрасным городом, не перестали иметь о нас попечение и охранять нас. А если не захочешь этого сделать, и не отречешься от своей веры и будешь презирать наше богопочитание, то по римскому закону подвергнешься достойному наказанию.
Святой Антипа ответил на это:
- Одно знай, правитель, что я - христианин и повиноваться безумному и нечестивому повелению царя отнюдь не желаю. Но так как на твои вопросы следует дать приличный ответ, то выслушай меня. Если ваши боги, которых вы называете владыками всей вселенной, прогнаны, как они сами говорят, смертным человеком, и если те, которых вы считаете за своих защитников и заступников, сами ищут вашей помощи, то отсюда легко можете познать свое заблуждение. Если они не могут наказать за причиненное им оскорбление и признают себя побежденными от одного человека, то каким образом могут избавить от беды весь род человеческий или хотя один город? Приняв сие во внимание, вы должны хотя теперь отстать от пагубного своего заблуждения и уверовать во Христа, сошедшего с небес спасти род человеческий. Сей Христос в скончании веков воистину придет Судия всех и воздать каждому по делам его или муку, или почесть.
После такого благоразумного ответа, правитель опять начал говорить святому Антипе:
- Вы повинуетесь новым, изобретенным вами, законам и уставам и пренебрегли богопочитание древнее, которое мы изначала приняли от предков наших и которое от них по наследству дошло до нас. Не хорошо отступать от обычаев праотцев наших, ибо старое лучше нового, и благонадежнее, и большей похвалы достойно то, что утверждено древностью времени. Поэтому и ты должен переменить свое верование и не следовать Человеку, Который явился в недавнее время и некоторыми волхвованиями смутил жизнь человеческую, и был распят при Понтии Пилате. Итак подчинись царским повелениям, и будешь жить с нами безбедно, и мы будем во всем помогать тебе и любить тебя сыновнею любовью; ибо старость твоя достойна того, чтобы мы любили и почитали тебя, как отца.
На это святой Антипа ответил:
- Хотя бы ты и бесчисленные доводы представлял мне, я не буду на столько безумен и бессмыслен, чтобы, достигши глубокой старости и приближаясь к смерти, переменить свою веру и ради сей несчастной и бесчестной жизни отступить от утвержденного исповедания веры. Итак не прельщай ума моего, постоянно упражняющегося в чтении божественных книг. Ибо сначала не было ни одного из богов ваших; они явились впоследствии и никакого добра не сделали и пользы от них нам никакой не произошло; но как сами они были гнусные и негодные, то так же и для других сделались виновниками злой и любострастной жизни. А если нужно хранить древние недобрые установление, то следует подражать и Каину братоубийце. Почему вы не последуете тем, которые хотели взойти на небо и не постыдились кровосмешения с своими сестрами, за что они и были истреблены потопом? Если и вы будете подражать беззакониям их ради их древности, то уже не водою, а огнем вечным и червем неусыпающим наказаны будете, если не покаетесь.
После сих слов нечестивые схватили святого мужа и повлекли к храму Артемиды4, где находился медный вол: раскалив сего вола, они бросили в него святого мученика. Он же, сотворив крестное знамение, молился Богу, взывая:
- Боже, явивший нам сокровенную от века тайну Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого Ты открыл нам недоведомые глубины совета Твоего, благодарю Тебя за все благодеяния Твои, - за то, что Ты спасаешь нас, уповающих на Тебя, и сподобил меня чести в час сей быть вписанным в число святых мучеников, пострадавших за имя святое Твое. Приими дух мой, отходящий ныне от жизни сей, и дай мне обрести благодать у Тебя и у Единородного Сына Твоего, - и не только меня, но и тех, которые будут жить после меня, сделай участниками милости Твоей, да всеми славится имя Твое святое во веки. Аминь.
Сими и подобными словами долго молился святой Антипа, мучимый в раскаленном воле. Потом, сотворив молитву и обо всем мире, он предал дух в руки Божии, как бы уснув сладким сном, и восшел на небо, украшенный славным мученическим венцем5. Благочестивые мужи взяли святые мощи его и с честью похоронили их в том же городе Пергаме, и истекло от них миро, исцеляющее всякие болезни человеческие во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.
Тропарь, глас 4:
Идольския лести упразднил еси Антипо, и диавольскую поправ силу, пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси. Темже со ангельскими чины в вышних водворяяся, Владыце всех славословие принося, и о нас молебное благодарение предлагаеши, благодать цельбы даруя. Сего ради тя чтим священномучениче Антипо, моли Христа Бога, да спасет душы наша.
Кондак, глас 4:
Апостолов сопрестольник, и святителей украшение был еси блаженне, мученически прославився, возсиял еси якоже солнце, всех просвещая Антипо священнее, разрушил еси безбожия нощь глубокую, сего ради тя почитаем яко божественнаго суща священномученика, и целеб подателя.

1 Римский император Домициан царствовал с 81 г. по 96 г.
2 Патмос бесплодный, скалистый остров в Эгейском море, на юго-западе от Ефеса, между Санопом и Наксосом
3 Пергам - город в великой Мизии (в северо-западной части Малой Азии) был столицею Пергамского царства. В древности он славился богатством, роскошью и обширной библиотекой, также изобретением, или, вернее, усовершенствованием обработки пергамента (кожи для письма). Впоследствии этот город был присоединен к Римской империи.
4 Артемида - иначе Диана - известная языческая богиня у греков, олецетворяла луну и считалась покровительницею лесов и охоты. Служение этой богине отправлялось с великолепием и блеском.
5 Священномуч. Антипа, епископ Пергама Асийского, скончался в 95 г., память его (11 апр.) была особо чтима в Царьграде, куда при Феодосии Великом (379-395 гг.) был перевезен из Пергама бык, в коем сожжен был св. Антипа.

Память святых мучеников Прокесса и Мартиниана.

Святые мученики Прокесс и Мартиниан первоначально были язычниками и исполняли должность надзирателей в Мамертинской темнице1, находившейся в Риме.
В ту темницу были заключены за проповедь христианства святые Апостолы Петр и Павел. Видя чудеса, совершаемые Апостолами в темнице, Прокесс и Мартиниан уверовали во Христа; когда же Апостол Петр после молитвы, начертав крест на Тарпейской скале2, извел из горы воду, то крестились не только Прокесс и Мартиниан, но и все прочие, заключенные в темнице, в числе 47 человек.
Прокесс и Мартиниан, уверовав во Христа и приняв крещение, отпустили Апостолов из темницы; но сам Господь явился Апостолу Петру на пути его из Рима, сказав ему, что Он опять идет на распятие, и заставил его этими словами возвратиться в Рим, где он снова был взят воинами.
Между тем начальнику Прокесса и Мартиниана, Павлину, было донесено, что они сделались христианами. Призвав к себе святых, Павлин начал увещевать их оставить христианство; когда же они стали возражать ему и хулить идолов, он приказал бить их по устам. Вслед затем когда после новых, сколько настойчивых, столько же бесплодных и тщетных увещаний, святые остались твердыми в своем исповедании, они были повешены на мучилищном древе, жестоко сечены острыми орудиями и опаляемы огнём по бокам. Но святые мужественно переносили все эти страдание, при чем их ободряла и утешала одна римская женщина по имени Люцина.
Между тем наказание Божие не замедлило постигнуть нечестивого мучителя. Павлин, отдавший приказание мучить святых был тут же наказан от Бога лишением левого глаза и, будучи мучим злым духом, чрез три дня умер.
Сын Павлина настоял пред префектом3 Рима, чтобы предать тотчас святых мучеников казни, почему они и были усечены, за стенами города Рима4. Честные тела их были взяты упомянутою Люциною и погребены с подобающими святым мученикам почестями.
В тот же день память преподобного Фармуфия, жившего в IV в. в той же пустыни, где подвизался в колодце преподобный Иоанн, воспоминаемый 29 марта, которому Фармуфий служил, питал его.

1 Мамертинская темница находилась в северной части города Рима. Она предназначалась главным образом для государственных преступников, к числу которых относили и христиан. Эта темница в реставрированном (восстановленном) виде сохранилась и теперь, причем те отделения темницы, где были заключены Апостолы Петр и Павел, как священное место, охраняется католиками с особенным вниманием.
2 Тарпейская скала находилась на западной стороне капитолийского холма в Риме. В древнем Риме эта скала служила местом, откуда сбрасывали приговоренных к смерти преступников. По сказанию римской легенды, эта скала получила свое наименование по следующему поводу: Тарпея, весталка (девственница, служившая при языческом алтаре), во время войны Ромула с сабинским царем Титом Тацием, соблазнившись обещанием золота, впустила сабинян в Капитолий. Так как по условию сабиняне должны были дать Тарпее то, что носили на левой руке, то взойдя на Капитолий, они закидали изменницу, вместо ожидавшихся ею браслетов, щитами, под тяжестью которых она и умерла. С тех пор этот утес и стал называться Тарпейскою скалою.
3 Префект - начальник города.
4 Кончина святых мучеников последовала во второй половине I-го столетия. Мощи их покоятся ныне в Ватиканском соборе Апостола Петра, в приделе их имени.

<< предыдущий день :: 11 апреля :: следующий день >>


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:


Календарь жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского на каждый день года
Август. Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского на каждый день года
18 февраля. Жития святых: Память святого отца нашего Льва, папы Римского; Память святого отца нашего Флавиана Исповедника, патриарха Цареградского; Память святого Агапита Исповедника, епископа Синадского;
23 февраля. Жития святых: Житие и страдание св. священномученика Поликарпа, епископа Смирнского; Память преподобных Иоанна, Антиоха, Антонина и Моисея; Память преподобных Зевина, Полихрония, Моисея и Дамиана;
2 марта. Жития святых: Страдание святого священномученика Феодота, епископа Киринийского; Память святой мученицы Евфалии; Житие святого отца нашего Арсения, епископа Тверского;
13 марта. Жития святых: Перенесение честных мощей Никифора, патриарха Цареградского; Память святого мученика Александра;
28 марта. Жития святых: Житие и страдание преподобного отца нашего Евстратия Печерского; Память святых мучеников Ионы и Варахисия; Память преподобного отца нашего Илариона Нового; Память преподобного отца нашего Стефана исповедника; Повесть о Таксиоте воине;
21 апреля. Жития святых: Страдания святого священномученика Иануария; Страдание святого мученика Феодора; Память святых мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата;
7 мая. Жития святых: Страдание святого мученика Акакия; Воспоминание явившегося на небе знамения Честного и Животворящего Креста Господня;
27 июня. Жития святых: Житие преподобного отца нашего Сампсона странноприимца; Память святого Севира;
12 июля. Жития святых: Страдание святых мучеников Прокла и Илария; Память преподобного отца нашего Михаила Малеина; Страдание святой мученицы Голиндухи;
24 июля. Жития святых: Страдание святой мученицы Христины; Житие преподобного отца нашего Поликарпа, архимандрита Печерского;
25 июля. Жития святых: Житие преподобной девы Евпраксии; Житие святой Олимпиады диакониссы;

Возможно вас это заинтересует, далее:


Август. Жития святых по изложению святителя Димитрия Ростовского
31 января. Страдание святых чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна и святой мученицы Афанасии и трех дочерей ее Феоктисты Феодотии и Евдоксии, Житие святого Никиты епископа Новгородского, Память святых мучеников Викторина Виктора Никифора Клавдия Диодора Серапиона Папия, Память святой мученицы Трифены,
27 марта. Житие преподобного отца нашего Иоанна Прозорливого, пустынника и затворника Египетского; Память святой мученицы Матроны Солунской; Память святых мучеников Мануила и Феодосия;
31 июля. Святой праведный Евдоким; Память святой мученицы Иулитты;
19 августа. Страдание святого мученика Андрея Стратилата; Празднество в честь Донской иконы Божией Матери; Страдание святых мучеников Тимофея, Агапия и Феклы;
8 ноября. Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных;
20 декабря. Страдание святого священномученика Игнатия Богоносца; Память святого Филогония, епископа Антиохийского; Житие святого Даниила, архиепископа Сербского;
Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский. 10 марта.
Преподобный Иосиф Песнописец. Преподобный Зосима Палестинский. 17 апреля.
Мученица Ирина. Чудотворная икона "Неупиваемая Чаша". 18 мая.
Июнь. Православный церковный календарь, праздники Июня. Святые угодники.
Тихвинская икона Божией Матери. Преподобный Давид. Святой Дионисий. 9 июля.
Собор 12-ти апостолов. Преподобный Петр, царевич Ордынский, Ростовский чудотворец. 13 июля.
Пророк Иезекииль. Преподобные Симеон Юродивый и Иоанн, спостник. 3 августа.
Молитва святому праведному Филарету Милостивому
Икона Божьей Матери "Достойно есть" или "Милующая". Молитва Божьей Матери "Достойно есть" или "Милующая".
Икона Божией Матери "Боголюбская" (Боголюбивая). Молитва перед иконой Божией Матери Боголюбская.

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх