Главная --> Православный церковный календарь на год --> Церковные праздники в мае --> 24 мая (11 мая по старому стилю)

24 мая. Православные, церковные праздники мая.

Сегодня православные, церковные праздники: Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители Словенские. Священномученик Мокий. Священномученик Иосиф, митрополит Астраханский.

Сегодня 24 мая (11 мая по старому стилю)

* Священномученика Мокия (ок. 295). *** Равноапостольных Кирилла (869) и Мефодия (885), учителей славянских. Святителя Никодима, архиепископа Сербского (1325). Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского (1671).
Мучеников Диоскора Нового; Армодия и с ним пострадавших. * Равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870). Преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII). Мученика Аргира Селунского (1806). Священномучеников Михаила пресвитера (1920), Александра (Петровского), архиепископа Харьковского (1940).

Святые угодники.

Священномученик Мокий

Священномученик Мокий служил священником в Македонии, в г. Амфиполе. Во время языческих празднеств он выходил на городскую площадь, проповедывал о Христе и обличал язычников. Это раздражало граждан, и они предали его в руки начальника города, язычника Лаодикия. Лаодикий приказал мучить праведника. Его бросили в раскаленную печь, но он остался невредим. Затем бросили к голодным львам, но львы, подойдя к мученику, легли перед ним и лизали его ноги. Тогда все закричали: «Отпустить этого человека! Его и звери почитают, и Бог любит». Мокия отправили в Византию и там около 295 г. обезглавили. Константин Великий на месте кончины св. Мокия соорудил церковь, где и покоятся его мощи.

Священномученик Иосиф, митрополит Астраханский

Священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский, родился в Астрахани. Его родителей звали Климент и Варвара. Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины. Мальчику было семь лет, когда в их городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лжедмитрия. В дом его родителей ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, от чего он страдал потом всю жизнь.
Приняв постриг, святитель Иосиф на 52 году жизни был произведен в сан архимандрита Астраханского Троицкого монастыря. В 1656 г. он был возведен в сан митрополита Астраханского (по другим данным, в 1659 г. он был хиротонисан в архиепископа Астраханского, а в 1667 г. получил сан митрополита).
11 мая 1672 г. во время бунта Стеньки Разина святитель Иосиф принял мученическую кончину в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами и свидетелями священниками Астраханского собора Кириллом и Петром.
Когда казаки, взяв Астрахань, окружили собор, они потребовали, чтобы святитель вышел к ним. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился и в сопровождении духовенства вышел. Обвинив его в сношениях с Московским правительством и казаками, отложившимися от Разина, злодеи потребовали, чтобы он разоблачился. После долгих пыток они сбросили святителя Иосифа со ската крыши собора. Священники подняли тело священномученика и, облачив его в святительские одежды, положили в гроб. На следующий день, после совершения панихиды, тело святителя было перенесено в придел Афанасия и Кирилла в Астраханском соборе и 9 дней оставалось непогребенным. Затем мощи были положены в гробницу и в скором времени прославились чудотворениями.
Канонизация святителя была совершена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в апреле 1918 г. Память святителю определено было совершать 11 мая, в день его мученической кончины.

Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители Словенские

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.
Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагав свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.
А брат его святой Константин с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, за что получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при Черном море. Почти насильно он был возвращен в Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния.
Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, почему Константин мог иметь здесь для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, почти с детства, все время проводил в греческой среде. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди.
Здесь же святые братья узнали, что мощи священномученика Климента, папы Римского, находятся в море, и чудесным образом обрели их.
Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение.
Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой послать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 963 году.
После завершения перевода святые братья отправились Моравию, где были приняты с великой честью и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев и подали жалобу в Рим. В 967 году св. Мефодий и Константин вызваны были папою Николаем I в Рим на суд для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Когда они прибыли в Рим, Николая I уже не было в живых; его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, встретил их торжественно за городом. Папа Римский утвердил Богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать Литургию на славянском языке.
Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.
После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина. При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.
В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).
Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии.
К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.
Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.
В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...».
Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

Календарь жития святых угодников ...

<< предыдущий праздник :: 24 мая :: завтра праздник >>


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные Праздники и Святые угодники:


Декабрь. Православный церковный календарь, праздники Декабря. Святые угодники.
Навечерие Богоявления. Крещенский сочельник. Мученик Феопемпт. Преподобная Синклитикия. 18 января.
Преподобный Ефрем Сирин. Преподобный Ефрем Новоторжский. Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский. Преподобный Палладий. Преподобный Феодосии Тотемский. 10 февраля.
Преподобного Мартиниана Афинского. Преподобный Симеон Мироточивый. 26 февраля.
Преподобный Никита, епископ Халкидонский. Святой Игнатий. 10 июня.
Пророк Амос. Святитель Иона. Святитель Лазарь, князь Сербский. Преподобный Григорий. 28 июня.
Мученик Емилиаи. Преподобный Иоанн Печерский Многострадальный. 31 июля.
Пророк Самуил. Мученик Севир. 2 сентября.
Преподобный Пимен Великий. Святитель Осий. Преподобный Пимен Палестинский. 9 сентября.
Преподобный Евмений. Мученица Ариадна. Святитель Аркадий. Преподобный Иларион. 1 октября.
Мученик Каллистрат. Преподобный Савватий Соловецкий. Священномученик Петр. 10 октября.
Празднование Казанской иконе Божией Матери. Святой равноапостольный Аверкий. Семь Ефесских отроков. Мученик Александр. Преподобный Феодор и Павел. 4 ноября.
Святые апостолы. Мученик Орест. Священномученик Милий. 23 ноября.

Возможно вас это заинтересует, далее:


12 февраля. Житие святого отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского; Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца; Житие преподобной Марии, подвизавшейся в мужском образе под именем Марина, и отца ее преподобного Евгения; Память святого Антония, патриарха Константинопольского;
4 мая. Страдание святой мученицы девицы Пелагии; Страдание святого мученика Сильвана, епископа Кесийского и с ним сорока мучеников; Страдание святого мученика Алвиана епископа и ученика его; Страдание святого мученика Еразма;
3 июня. Память святого мученика Лукиллиана и с ним четырех отроков Клавдия, Ипатия, Павла и Дионисия о святой девы Павлы; Житие и страдание святого священномученика Лукиана;
21 августа. Житие святого Апостола (из семидесяти) Фаддея; Память святой мученицы Вассы и чад ее: Феогния, Агапия и Писта;
20 сентября. Житие и страдание св. великомученика Евстафия Плакиды, его супруги и чад; Страдание святых мучеников Михаила, князя Черниговского и боярина его Феодора, от нечестивого Батыя пострадавших;
30 сентября. Житие и страдание святого священномученика Григория, епископа великой Армении, и с ним тридцати семи дев; Житие преподобного отца нашего Григория, игумена обители на Пельшме реке, Вологодского чудотворца; Память святого Михаила, митрополита Киевского и всея России чудотворца;
Апостол Варнава. Апостол Варфоломей. Преподобный Ефрем Новоторжский. Икона Пресвятой Богородицы «Достойно есть». 24 июня.
Преподобный Михаил Исповедник. Преподобная Евфросиния. Обретение мощей святителя Леонтия, епископа Ростовского. Собор Ростово-Ярославских святых. 5 июня.
Пророк Иезекииль. Преподобные Симеон Юродивый и Иоанн, спостник. 3 августа.
Священномученик Анфим. Преподобный Феоктист. Мученица Василисса. 16 сентября.
Великомученик Никита. Перенесение мощей архидиакона Стефана. Акакий. 28 сентября.
Мученики Назарий, Гервасий, Протасий и Келсий. Преподобная Параскева. Преподобный Никола Святоша. 27 октября.
Святитель Димитрий. Святой апостол Кодрат. Свящеяномученики Ипатий и Андрей. 4 октября.
Православный молитвослов. Молитвы на сон грядущим. Молитвы вечерние.
Молитва Святителю Иннокентию апостолу Аляски
Адриан и Наталия Молитвы святым мученикам
Преполовение половина Пятидесятницы

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх