Главная --> Народный календарь --> Время года Лето --> Народные праздники и приметы в июле --> 6 июля (23 июня по старому стилю)

Народные праздники и приметы 6 июля.

Народные праздники и приметы, сегодня: Аграфена Купальница, злые коренья. Сбор лечебных трав, кореньев.

Сегодня 6 июля (23 июня по старому стилю)

Аграфена Купальница. Аграфена - злые коренья. Сбор лечебных трав, кореньев. Аграфена купальница: начало купанья. Накануне (и в ночь) Ивана Купалы собирают лечебные коренья и травы. В этот день даже старики купаются в реках, моются и парятся в банях, употребляя при этом для исцеления от болезней разные лечебные и душистые травы, собираемые в тот же день (или накануне). Считается, что собранные с вечера и в ночь под Ивана Купалу травы и коренья имеют большую целебную силу. Бытовала легенда о цветке папортника, который будто бы раскрывается лишь раз в году, в ночь накануне Ивана Купалы всего на несколько мгновений. Нашедшему этот цветок откроются многие тайны, он станет провидцем, будет богат.

Приметы 6 июля

Аграфена купальница: начало купанья.
Проливной дождь долго не идет.
Обложной дождь — на целый день.
Радуга после дождя долго держится — к сырой погоде.
Вечером при ясном небе сверкает зарница — на следующий день будет дождь.
Если круги вокруг солнца или луны медленно исчезают, после чего из-за высокослоистых облаков светила становятся видны нечетко, размыто, как через закопченное стекло, то жди сильного ветра с резкими порывами.
Цветки ипомеи обыкновенной при чистом небе в первой половине дня открыты нешироко или сложились — к скорому ухудшению погоды и возможной грозе.
Листья смородины «заплакали» — к дождливой погоде.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Купальницы.— Обряды.

Наши поселяне купальницею называют особенную траву, известную под именем: кошечьей дремы (trollius europaeus). Другие это имя относят к лютику (ranun culus). Этой траве приписывают разные целебные действия. На Ваге и в Вологодской губернии сбирают утром траву купальницу, когда она бывает еще в росе, и сохраняют в стклянках для лечения. В селах из этой травы взрослые делают венки и парятся ими в банях. Дети из нее плетут венки, колпаки, шапки и надевают их на головы но время игр.
На Руси исстари велось париться в сей день, утреннею порою в банях, а днем купаться в реках или прудах. Поселяне Рязанской губернии этот день называют: лютые коренья. Смышленые старые люди, моясь и бане, парились лютыми кореньями в надежде помолодеть. В степных селениях вместо соломы набрасывали и печь жгучей крапивы и на ней паривались. Все это делалось для исцеления болезней.
По выходе из бани садились за стол завтракать, где заранее становилась постная каша. Больных старух и хворых людей выносили в баню на жгучей крапиве и паривали целебными травами. Купанье в реках начиналось с полдня и продолжалось до вечерен. В Переславле - Залесском купались в озере Клещине с песнями и играми. Там, пока одни купались, другие на берегу пели песни. В Зарайске выхаживали купаться на реку Осетр, к белому колодцу. Здесь между купаньем происходили игры и пиршества. В Туле прежде купанье детей происходило в пруде (ныне уничтоженном), на Ивановском монастыре. Пожилые старушки выходили с детьми умываться к студенцам. Здесь они, умывая детей, бросали в студенцы медные деньги, старые сорочки или дарили нищей братии, или сжигали в лесу.
Купальницкая обетная каша отправлялась с разными обрядами. Поселяне Нерехотского уезда предоставляли это дело красным девицам. Там они собирались к одной из своих подруг с вечера: толокчи в ступе ячмень. Песнями и веселыми играми сопровождается толчение ячменя. Рано утром варили из этого ячменя кашу, которую съедали во время полудень, с маслом. После полудника вывозили из сарая передовой станок от телеги на улицу. Одни из них садились на ось, другие, схватясь за оглобли, возили их по селению с песнями, потом выезжали на поле, где, по появлении вечерней росы, умывались для здоровья. В степных селениях обетную кашу варили пожилые женщиньд. Из разных семейств сносилась крупа, оставляемая для сего обряда от первого рушения. На эту кашу сзывались почетные старики и старушки после банного мытья. В селениях Тульской губернии в старину известна была еще мирская каша. Зажиточные семейства варивали эту кашу для нищей братии. Увечные, бесприютные люди заранее приглашались в баню и после угощаемы были мирскою кашею. Многие семейства считали это дело за необходимую обязанность в жизни.
Усердные и сострадательные люди сами нашивали эту кашу по домам к бедным больным и по тюремным заведениям к колодникам. Все это делалось по обещанию, в память какого-нибудь избавления от бед или болезней.
Во многих местах имя Купальницы усвоивалось вместо названий. В Переяславле-Залесском бываемая в этот день ярмарка, при Владимирской церкви, называется Купальницею. Другие называли этим именем поляны, где они собирали целебные травы. Иные называли самые студенцы купальницами.
В старину слепцы и нищая братия, после банного мытья и угощения мирскою кашею, воспевали стихи про убогую вдовицу Купальницу.

«Как во старом городе, во Киеве, как у богатого князя-боярина, у Неупокоя Мироновича жида во сиротстве убогая вдовица Купальница. Как у того ли у князя боярина, у Неупокоя Мироновича, было всякого бога-чества на все доли убогие. Золотой казной оделял он, князь - боярин, храмы божий, чистым серебром питал убогое сиротство. К его ли столам белодубовым, к его ли скатертям браным сходились калики перехожие со всех сторон. Всего было у князя-боярина вдоволь, одного только не было — желанного детища. Скорбит князь - боярин о своей беде, не знает, не ведает в своем гореваньице ни малой утехи. А и во той скорби дожил он и до старости. Во едину нощь видит он, князь - боярин, чудный сон: а кабы за городом за Киевом, подалей перевесища, лежит никем не знаема убогая вдовица во хворости и болести. А и тут ему, князю - боярину, послышался голос неведомый: возьми ты, князь - боярин, тую убогую вдовицу к себе во двор, пои и корми до исхода души. А и за то тебе будет во грехах отрада. Просыпается князь - боярин на утренней заре, выходит за Киев-град, ко тому ли перевесищу, и видит он туто наяву убогую вдовицу во хворости и болести. И спроша.ет князь - боярин ту убогую вдовицу: «А и скажи ты по правде и по истине, откуда родом ты, да и как тебя величать по имени и по изотчеству?» И молвит ему убогая вдовица: «Родом, де, я из Новагорода, а и зовут, де, меня Купальницей; а опричь того за старостию, де, своего роду и племени не помню». И нудил он, князь - боярин, тую убогую вдовицу на житье к себе во двор, а сам возговорит: «А и буду те поить, кормить до исхода души». И в отповедь молвит ему та убогая вдовица: «Спасибо те, князь - боярин дорогой, на ласковом слове, на великом жалованье. А созови ты наперед того нищую братию, всех калик перехожиих, да напой и накорми сытой медовой, кашей грешневой». Идет боярин к себе во двор, опосылает своих верных слуг по всем дорогам и перепутьицам кликать клич на нищую братию, калик перехожиих. Сходилася нищая братия, все калики перехожие ко князю-боярину на широк двор. А и тут к нему опослей всех приходила убогая пдовица Купальница, а садилась с нищей братией за столы белодубовые, за скатерти браные. И выходил туто к ним князь - боярин дорогой, бил челом всей нищей братии, каликам перехожиим, поил, кормил их сытой медовой, кашей грешневой. Со той поры поселилась у князя - боярина во дворе убогая вдовица Купальница; с той поры строил он кормы ежегод про всю нищую братию, про всех калик перехожиих; а на тех кормах была сыта медовая да каша грешневая. И жила та убогая вдова Купальница у князя - боярина во дворе до исхода души».

<< приметы вчера :: 6 июля :: приметы на завтра >>



... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Другие праздники и приметы:


Апрель. Календарь русских народных примет Апреля. Время года Весна.
Рождество Христово Святки. Народный календарь праздников и примет. 7 января
Новый год. Пров Вонифатий. Народный календарь праздников и примет. 1 января
Май. Народный календарь русских праздников, примет и суеверий. Народные праздники и приметы мая.
Марк Ключник. 8 мая. Праздник и приметы
Петров день. Петр Поворот, Солнцеворот, Запоздалый Капустник, Рыболов. 25 июня. Праздник и приметы
Исакиев день. Змеиный праздник. 12 июня. Праздник и приметы
Ульянов День. 4 июля. Праздник и приметы
Михеев день. Михей Тиховей. День каменщиков. 27 август. Праздник и приметы
Галактион. Иона. 18 ноября. Праздник и приметы
День Арефы. Светец. Скорбящая Божья Мать. 6 ноября. Праздник и приметы

Возможно вас это заинтересует, далее:


Рождество Иоанна Предтечи. Иван Купала или Иванов день
Вознесение Господне. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа
Рождество Христово. День рождение Иисуса Христа
Страстная пятница. Пятница Страстной недели. Великий Пяток
Пасхальная неделя: Светлая, Великая, Великоденская, Красная неделя, Светлая седмица
Фомина неделя. Первая неделя после Пасхи
Фомино воскресенье. Антипасха. Красная горка.
Апрель. Календарь русских народных примет Апреля. Время года Весна.
Осень. Календарь русских народных примет и суеверий. Время года Осень: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.
Сентябрь. Календарь русских народных примет Сентября. Время года Осень.
Ноябрь. Календарь русских народных примет Ноября. Время года Осень.

Далее: Все народные праздники и приметы ...; Все праздники ...

Молитвы к Пресвятой Богородице и святым.


^Наверх