Главная --> Народный календарь --> Время года Осень --> Народные праздники и приметы в октябре --> 17 октября (4 октября по старому стилю)

Народные праздники и приметы 17 октября.

Народные праздники и приметы, сегодня: Ерофеев день. Ерофей.

Сегодня 17 октября (4 октября по старому стилю)

Ерофеев день. Ерофей. С Ерофея и зима шубу надевает. На Ерофеев день лешие дурят по лесам - бродят, кричат, хлопают в ладоши, хохочут, но с пением первых петухов проваливаются сквозь землю - до будущего тепла. Суеверные люди в лес не ходят. По народному поверью: лес видит, а поле слышит - в этот день. Спереди и сзади лешего ходят ветра. Потому не видно следа лешего, вихри заметают его след. В этот день ведут свое колдовство злое нечестивые, чтобы обошло счастье человека.
С Еврофея холода сильней. На Ероффев день один «ерофеич» душу греет.

Приметы 17 октября

Иерофей (Ерофеев день). На Ерофея лешие пропадают: они ломают деревья, гоняют зверей и проваливаются. Крестьяне в лес не ходят - леший бесится.
У белки цвет шерсти изменился — к морозной зиме.
Снегирь поет у подножья изгороди — к непогоде.
Телеграфные провода гудят сильнее обычного — к ненастью.

«Ерофеич» — это старинная русская настойка, которую, по легенде, изобрел в 1768 году цирюльник графа Алексея Григорьевича Орлова, которого все звали просто Ерофеич. С ее помощью он излечил графа от болезни желудка и вернул ему аппетит. У Ерофеича было одно средство от всех болезней — настоянная на душистых травах водка.
На 10 литров водки положить 50 граммов любой мяты, по 50 граммов аниса, зверобоя, душицы, тимьяна, донника, майорана, тысячелистника, полыни, поставить все это в большой бутыли литров на 10 на 12 суток в теплое место. После этого можно употреблять, слив с гущи или не сливая, как кому угодно; на гущу можно опять налить половинную пропорцию водки и поставить на месяц в тепле.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Поверье о лешем.

Наши поселяне думают, что с сего дня перестают бродить по лесу лешие. Расставаясь с лесом, они, будто с досады, ломают деревья, как тросточки, в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам, а сами проваливаются сквозь землю. Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. Об мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес. Леший не свой брат — переломает все косточки не хуже медведя. Между поселянами существует предание об удалом мужике, желавшем подсмотреть, как леший будет проваливаться сквозь землю.
«Жил когда-то в деревне мужик, не в нашей, а там, в чужой, собой не мудрой, но зато такой проворной, что всегда и везде поспел первый. Поведут ли хороводы, он первой впереди; хоронят ли кого, он и гроб примеряет и на гору стащит; просватают ли кого, он поселится от рукобитья до самой свадьбы, и поет и пляшет, обновы закупает и баб наряжает. Отродясь своей избы не ставил, городьбы не городил, а живал в чужой избе, как у себя во дворе. Хлебал молоко от чужих коров, ел хлеб изо всех печей, выезжал на базар на барских конях, накупал гостинцев для всех деревень. В деньгах счету не знал. У кого нет избы, он даст денег на избу; у кого нет лошадки, он даст денег на пару коней. Одного только не знали православные: откуда к нему деньги валятся? Старики поговаривали, что он продал свою душу нечистому за деньги, и утверждали за правду, что трудовая копейка не велика и для своей нужи. А у него отчего же завелись деньги для всех? С работы, де, не будешь богат, а только горбат. Бабы говорят свое: старики никогда правды не скажут. Ну, кто баб переспорит? Молодые судили по-своему: он, де, кладь нашел с золотом и серебром. Вот отчего и богатство. Бабы и тут стояли на своем: что молодые знают? Молодо-зелено. Поди уверь их, что молодые не дураки, так после и беги сам с бела света. Старушки уверяли своих кумушек, что удалой таскает свои деньги из вороньего гнезда. Там, де, никогда деньгам перевода нет. Вот затем-то он и в лес ходит всякий день. Бабы и тому не верили: где, де, старухам знать? Давно из ума выжили! А скажи бабам, что старухи умнее их, так и в избе места не дадут. Один только староста говаривал под хмельком, что он знает всю правду. Старосте можно было бы поверить: мужик он богатый, поит стариков брагой, кормит ребят пирогами. Все это говорят мужики; а бабы думают другое: староста, де, все делает по женину веленью. Что скажет его баба, так тому и быть. А с бабьим умом далеко ли уйдешь? Послушайте-ка, что соседи говорят про старосту. Раз случилась на него, старосту, беда: недочет вышел в подушных. Вот он и начал спрашивать бабу издалека: «Хвалишься ты, баба, что умней тебя нет, а знаешь ли ты, баба, сколько у нас в селе дворов?» — «Знать не знаю, а сочту поумней твоего». И начла баба всех тридцать дворов. Староста сидит за столом, бороду поглаживает, на бабу поглядывает, да и молвит: «Дворов -то было тридцать еще до тебя, когда я не женился, а ты, баба, замуж ке шла. А знаешь ли ты, баба, сколько подушного с мужиков идет?» — «Вот еще чего не знать! С Петрова по рублю, с Евдокей по рублю, с Радуниц по рублю; а сколько всего, ты сам смекни, умная голова». Сидит мужик и думает: «Нет, эдак и в год не сочтешь! Есть дворы вдовьи, есть и в пусте. В приказе уряжено со вдовьего двора не брать, а с пустого нечего взять». И пошел староста к удалому мужику на совет, ума - разума набраться. А пошел было он не просто с поклонами, а с дорогими посулами: с вином и пряником. Дозналась баба, что у мужа на уме сидит, так и невесть что было: и била -то его, и бранила -то его, и на неделю в амшеник заперла. Ну, сами вы, православные, народ толковый, посудите поумней: можно ли веру дать старосте, что он говорит? Другое дело удалой мужик: ума палата. Все знает, что на свете делается: как на торгу купец торгует; как в городе воевода судит - рядит; как бояре живут в каменной Москве. Кажись, мужику чего бы больше и знать? Так нет: давай то, что не знаю, говори то, что не ведаю. Наш удалой одного только не знал: как лешие проваливаются сквозь землю. Задумал мужик сам собой посмотреть на лешего, да и был таков. Ну что бы ему попросить совета у баб? Все бы лучше присудили: как миновать беды? Старики прежде нас говаривали, что бабы на это дело умней мужиков. Вот и ходит мужик по лесу, а тут навстречу ему леший. Он и тут не сробел: шапку долой, да и ему ж челом. Известное дело, что леший не говорит, а только смеется. Удалой себе на уме молвит: «Нет, брат, меня этим не проведешь, смейся себе, сколько хочешь. Лучше попытаю: где его жилье?» И начал пытать его, вот так: «А есть ли у тебя, Иваныч, хата да жена баба?» И повел леший мужика к своей хате, по горам, по долам, по крутым берегам. Шли, шли и пришли прямо к озеру. «Не красна же твоя изба, Иваныч, — молвил удалой. — У нас, брат, изба о четырех углах, с крышкой да с полом. Есть в избе печь, где ребятам лежать, есть полати, где с женой спать, есть лавки, где гостей сажать. А у твоей хаты, прости господи, ни дна, ни покрышки». Не успел мужик домолвить слова, как бух леший о землю: земля -то расступилась, туда и леший попал. С тех пор удалой стал дурак дураком: ни слова сказать, ни умом пригадать. Так дураком помер. Зачем было ему смотреть на лешего? Хотел умней всех быть. Да и чего набраться у него, лешего? Важное дело: смотреть, как будет он сквозь землю проваливаться! Небось весною опять выскочит из земли как ни в чем не бывало. Вишь их такая порода».

<< приметы вчера :: 17 октября :: приметы на завтра >>


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Другие праздники и приметы:


День Митрофана. 6 декабря. Праздник и приметы
Нина. Обряды скотины. Народный календарь праздников и примет. 27 января
Никита Пожарник. День Никиты Новгородского. 13 февраля. Праздник и приметы
Федот Ветронос. Федот Снежный занос. 15 марта. Праздник и приметы
Родион и Руфь. 21 апреля. Праздник и приметы
Ирина Рассадница. Арина Капустница. 18 мая. Праздник и приметы
Ефимья Стожарница. Ольга Сеногнойка, Страдница. 24 июля. Праздник и приметы
Ермий и Сисой. 19 июля. Праздник и приметы
Онуфрий Молчаливый. 3 августа. Праздник и приметы
Луков День. Созонт и Лука. 20 сентября. Праздник и приметы
Галактион. Иона. 18 ноября. Праздник и приметы



^Наверх