Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Сентябрь --> 15 сентября. Жития святых

Житие святых, память: 15 сентября, по ст. ст.

15 сентября
Страдание святого мученика Никиты
Память святого Филофея, пресвитера и чудотворца
Память святого мученик Порфирия
Память святых мучеников Максима, Асклиады и Феодота

Страдание святого мученика Никиты.

Когда честный и животворящий крест Господень, сие знамение победы, был вознесен высоко над миром, то соименный победе, святой Никита, пришел под его сень. Накануне сего дня мы праздновали Воздвижение святого Креста, сию непобедимую для мира победу, а ныне ублажаем святого Никиту, имя коего означает победителя1. Сей добрый воин Иисуса Христа стал под крестом, как бы под знаменем, чтобы вести брань против врагов святого Креста, в честь Распятого на нем. Один воинствует за царя земного, другой за свою жизнь и суетную славу, – иной за временные богатства, а святой Никита воинствовал за Единого Господа своего Иисуса Христа, Который есть Царь всякого создания и наша слава и никогда не иссякающее богатство. А где и каким образом сей воин подвизался за Христа, – об этом повествуют следующее.
Когда в царствование святого равноапостольного царя Константина Великого святая вера начала распространяться по все вселенной, тогда и готской стране2, по ту сторону реки Истра3 (Дуная) воссияло, как свет во тьме, святое благочестие. В той стране был рожден, крещен и получил воспитание святой Никита. Готский епископ Феофил4, принимавший участи на первом Никейском соборе, исповедавший догматы православной веры и подписавший определения собора - просветил Никиту светом веры и крестил его во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Спустя немного времени, древний завистник - диавол, не вынося того, что святая вера Христова распространяется и число христиан всё более и более увеличивается, воздвиг в сей варварской земле, омраченной идолослужением, борьбу и сильное гонение против исповедующих имя Христа и верующих в Господа. Дух злобы внушил князю той страны, по имени Фанариху, убивать христиан и истребить с земли своей даже память о них. В то время произошло у готов разделение и междоусобная брань. Они разделились на две части: одна часть имела вождем своим некоего Фритигерна, а другою руководил жестокий мучитель Афанарих. Когда сии единоплеменники сошлись друг с другом на бой и произошло великое кровопролитие, Афанарих, имевший больше силы и храбрости, одолел и победил своего противника и обратил его войско в бегство. Побежденный Фритигерн бежал в Грецию, где искал помощи у христоненавистного царя Валента5; император приказал всему войску, бывшему во Фракии, идти на помощь Фритигерну. После сего Фритигерн, со всеми оставшимися своими воинами и с собранным во Фракии греческим войском, выступил против своего соперника. Переходя через реку Истр (Дунай), он приказал сделать изображение святого креста и носит сие изображение пред своими полками. Так он напал на Афанариха. Произошло ужасное сражение, но христиане с помощью креста одолели Афанариха и победили всё его войско: одних убили, других взяли в плен, так что сам он с небольшой дружиной едва успел убежать. С того времени христианская православная вера всё более и более стала распространяться среди готов, ибо многие, увидев непреодолимую силу креста, проявившуюся в битве, уверовали в Распятого на кресте Господа.
Когда умер епископ Феофил, на его кафедру вступил Урфил6, муж благоразумный и благочестивый. Он изобрел для готов письмена и перевел с греческого языка на готский много книг, так что святая вера христианская распространялась среди готов с каждым днем всё более и более. Утверждению там веры во Христа способствовал своим рвением и святой Никита, один из благороднейших и славнейших лиц той земли. Своим благочестием и боговдохновенными словами он многих привел ко Христу.
Спустя некоторое время, нечестивый Афанарих снова возвратился к себе на родину. Достигнув власти и силы, он, научаемый бесом, воздвиг в своей области страшное гонение на христиан, старался отмстить за свое унижение, так как он был побежден и посрамлен христианами в битве.
Тогда святой Никита, распаляемый ревностью к Богу, вышел на борьбу с обоими врагами, невидимым и видимым: борьбу против невидимого врага он вел, обращая неверных в истинную веру и предуготовляя верующих к мученическому подвигу; борьбу же с видимым врагом он вел, обличая мучителя Афанариха и укоряя его за его безбожие и бесчеловечность, за то что он предавал множество верующих различным мукам; таким образом святой Никита победил обоих: и диавола попрал, и суровость мучителя преодолел. Различные муки, коими у доброго страдальца Христова хотели вынудить отречение от Христа, были бессильны, и сам мучитель был в недоумении, почему он, при всем своем могуществе, не мог преклонить к своему злочестию одного раба Христова, твердого в своем исповедании подобно крепкому и непоколебимому столпу.
Что же задумал тогда беззаконный? Он задумал уничтожить огнем того, кого не мог убить многими ранами, истязанием плоти и раздроблением членов. Но чего же достиг нечестивый? Он более сам себя сжег своею яростью, чем мученика - пламенем: святой Никита, хотя и находился в огне, однако тело его не сгорело от огня, душа же его возродилась для новой вечной бессмертной жизни. Между тем мучитель и без огня сгорел от своего безбожия: он омертвел своею душою и тело свое предуготовил в ад. Так святой Никита воинствовал за Христа под знамением креста и показал себя победителем; не только по имени, но и на самом деле он был таковым.
Тело святого, неповрежденное огнем, оставалось без погребения и лежало, будучи брошено с бесчестием. В то время проживал там одни благочестивый христианин, по имени Мариан. Сей муж был родом из Киликийской страны, из города Мопсуестии7. По некоторому делу своему он пришел в готскую землю, и здесь остановился на довольно продолжительное время. Мариан познакомился со святым Никитою и приобрел его дружбу и любовь; в особенности же он возлюбил его тогда, когда увидел, что святой подвижник стоял за святую веру Христову даже до готовности пролить за нее кровь свою. И вот, когда тело святого лежало не погребенным, Мариан задумал, как бы ему взять тело возлюбленного своего друга и мученика христова и отнести в свою родную страну. Но он боялся привести в исполнение свое намерение, из страха пред князем, приказавшим, чтобы никто не смел погребать тела мученика. Тогда Мариан задумал тайно ночью взять его.
При наступлении ночи, Мариан готов был выйти на задуманное дело; но ночь была темной и дождливой, так что ему трудно было идти. Мариан был сильно опечален этим, ибо он не видел, куда идти и где найти отыскиваемое тело мученика. Когда он сильно скорбел о сем, Бог всяких утешений, некогда указавший волхвам звездою путь в Вифлеем (Мф.2:2), утешил и Мариана в скорби и указал ему благоприятный путь к обретению тела святого: Он послал некую небесную силу в виде звезды, которая, воссияв пред Марианом, повела его, куда было нужно. Сия звезда предшествовала пред Марианом и разгоняла ночной мрак; он же с радостью следовал за нею. Достигнув того места, где находилось тело святого, звезда остановилась над ним. Тогда Мариан, обвив тело мученика чистой плащаницей, понес его в дом, где проживал.
Так Мариан получил искомое сокровище. Скрыв его на время у себя в жилище с большим тщанием, он вскоре после сего возвратился в отечество и принес с собою тело святого мученика8. Пришедши в город Мопсуестию, Мариан с честью похоронил его в своем доме.
Бог ниспослал благословение дому Мариана ради страстотерпца Своего, святого Никиты, как некогда Он благословил многими богатствами дом Пентефрия ради Иосифа (Быт.39:5) и дом Аведдаров ради Кивота Завета (2Цар.6:11). Дом Мариана стал изобиловать большим богатством: и вещественным, и духовным, ибо от гроба святого подавалось много даров всем нуждающимся и ниспосылалось болящим много исцелений. Весь город и окрестные жители собирались ко гробу святого, так что дом Мариана не мог вместить всех собиравшихся сюда верующих; посему все решили построить церковь во имя святого Никиты и положить там мощи мученика. Принявшись со рвением за сие дело, верующие в скором времени воздвигли храм. По окончании строения, когда храм был украшен с подобающим благолепием, гроб святого мученика открыли и, взяв ковчег, понесли его в новосозданную церковь и здесь погребли в земле. Только одному Мариану удалось взять, на благословение своему дому от мощей святого, один перст, который он и хранил у себя с благоговением; более никто не мог взять ни одной частицы от мощей святого Никиты.
Однажды блаженный Авксентий, епископ Мопсуестийский, создав церковь в честь святых мучеников Тараха, Прова и Андроника9, отправил послание в город Аназарву10, где почивали мощи сих трех святых; в своем послании он просил граждан Аназарвы дать некоторую часть мощей святых мучеников для вновь выстроенного храма. Тогда граждане Аназарвы просили Авксентия, чтобы он взамен дал им некоторую часть мощей святого Никиты на благословение их городу. Желая исполнить их просьбу, епископ приказал открыть гроб святого мученика Никиты. И вот, без всякой видимой причины, мраморный камень, бывший на гробе святого, распался на две половины. Один из присутствовавших здесь дерзновенно коснулся своей рукой святых мощей, но тотчас же рука его высохла, а на него самого напал ужас. В то же время раздался с неба сильный удар грома и блеснула яркая молния; все пришли в страх. Тогда епископ понял, что Бог не благословляет раздроблять мощи святого, и раскаялся в своем намерении. Взяв за иссохшую руку человека, дерзко прикоснувшегося к мощам святого, он снова дотронулся ею до мощей и стал молиться:
- О, святой мученик Христов Никита! Тебе более подобает исцелять, чем вредить, ибо ты благ и подражаешь Всеблагому Господу, и если ты скоро наказал сего человека, то не еще ли скорее помилуешь его.
Лишь только епископ произнес сии слова, тотчас исцелела высохшая рука того человека, и все удивлялись чудесам святого мученика Никита и прославляли Бога. Не осмеливаясь уже более касаться мощей угодника Божия, епископ11, совершив над ними благоговейное пение, снова с честью закрыл его гробницу, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение во веки. Аминь.

1 Никита - по переводу с греческого "победитель".
2 Готская страна простиралась от нижней Вислы до Черного моря; главным образом готы жили в нынешней Румынии, по Дунаю.
3 Истр - старинное название Дуная.
4 Ум. около 340 года.
5 Император Валент царствовал с 364 по 378 гг.
6 Урфил или Ульфилла - первый готский епископ и ревностный проповедник христианства среди готов; жил от 311 до 383 г.
7 Город Мопсуестия был расположен на равнине, на берегах реки Пирама.
8 Кончина св. Никиты последовала 15 сентября 372 г.
9 Память их празднуется 12 октября.
10 Аназарв или Аназарва - город в Киликии.
11 Епископ Авксентий II жил в половине V века; участвовал в 451 году на IV вселенском соборе в Халкидоне.

Память святого Филофея, пресвитера и чудотворца.

Преподобный Филофей был родом из селения, называвшегося Муравьевым (Мравино)1. Достигши совершенного возраста, он вступил в брак и имел детей. Затем он удостоился получить священный сан. С того времени святой непрестанно постился и молился. За свою святую жизнь он удостоился дара чудотворения и совершил именем Христовым много чудес: так, он преложил воду в вино, одним словом сдвинул с места скалу и соделал многие другие чудеса. В то же время он творил дела любви христианской: питал голодных и помогал нуждающимся. Когда прошел год после его нончины2, и верующие хотели перенести его мощи на другое место, тогда святой, как бы живой, протянул руки и, взяв за плечи двух иереев, которые несли его тело, встал и сделал три шага. Его снова положили на том же месте, где его святые мощи стали источать обильное миро.

1 По переводу с греческого, где стоит: "Мирмикс", – что значит муравей; отсюда - Муравьево, или Мравино. Селение сие находилось в Малой Азии, в области Вифинии.
2 Кончину святого Филофея полагают около X века.

Память святого мученик Порфирия.

Однажды праздновался день рождения императора Юлиана Отступника. Порфирий, как лицедей, должен был в театре насмеяться и надругаться над христианами. В ту минуту, как он с сею целью погрузился в воду и воскликнул: "Крещается Порфирий во имя Отца и Сына и Святого Духа", – он внезапно уверовал в истинного Бога и, выйдя из воды, начал открыто исповедовать Христа. За сие он был предан на страдания и усечен мечом1.

1 Св. мученик Порфирий пострадал в царствование Юлиана Отступника в 361 году в Малой Азии, в городе Ефесе.

Память святых мучеников Максима, Асклиады и Феодота.

Святые мученики Максим и Асклиада жили в царствование нечестивого Максимиана в Мизии, в городе Маркианополе. Они были известны своим благочестием и многих научили истинной вере и приводили к святому крещению. Узнав о сем, Тирис, фракийский правитель, прибывший в то время в Маркианополь, повелел взять их на суд. После продолжительной беседы с Максимом о вере, мучитель приказал четырем человекам быть его по всему телу; потом, после исповедания веры во Христа Асклиадою, и ее велел бить подошвами. Тогда выступил благочестивый Феодот и обличил бесчеловечие мучителя; за сие он был повешен на дереве и строган по телу. Чрез 13 дней, Тирис, прибыв в Адрианополь, подверг всех троих мучеников, приведенных в тот же город, новым ранам, сожигая их раскаленными медными пластинками, так что тела их растоплялись; но голос с неба утешил и ободрил их. После нескольких дней темничного заключения, их предали в цирке зверям при многочисленном стечении народа. Но медведица, выпущенная на Максима и Феодота, ласкалась к ним, а бык, к которому привязали Асклиаду, остановился как бы связанный и не двинулся с места. Раздраженный правитель отправился со святыми мучениками в Филиппополь и, не достигши еще сего города, в селе Салтис, после новых убеждений отречься от Христа, повелел отсечь им головы. немного спустя после сего мучитель, сидя на судилище, поражен был молниею1.

1 Святые мученики Феодот, Максим и Асклиада (иначе - Асклипиодота) пострадали в начале IV века, когда на Востоке римской империи царствовал Галерий Максимиан. Под Мизией разумеется здесь не северо-западная область, а римская придунайская провинция, делившаяся на западную - верхнюю и восточную - нижнюю. Маркианополь - город в нижней Мизии по дороге из Константинополя к Дунаю, впоследствии - Преславль, ныне селение Праводы в Болгарии. Адрианополь (по-турецки Эдирне) - известный город, основанный в первой половине II века римским императором Адрианом. Филиппополь - древний укрепленный город во Фракии, ныне в Восточной Румелии, на р. Марице; доселе весьма значителен по своей промышленности и численности населения.

<< предыдущий день :: 15 сентября :: следующий день >>


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:


Декабрь. Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского на каждый день года
4 января. Жития святых: Собор святых семидесяти Апостолов, Житие святого Евстафия архиепископа Сербского, Память святых преподобномученика Зосимы и мученика Афанасия,
10 января. Жития святых: Житие святого отца нашего Григория епископа Нисского, Житие преподобного Маркиана, Память святого Дометиана епископа Мелитинского, Память преподобного Павла Комельского,
19 января. Жития святых: Житие преподобного отца нашего Макария Египетского, Житие преподобного отца нашего Макария Александрийского, Память святой мученицы Евфрасии, Память святого Арсения архиепископа Керкирского,
26 февраля. Жития святых: Житие святого отца нашего Порфирия, епископа Газского;
22 апреля. Жития святых: Житие преподобного отца нашего Феодора Сикеота, епископа Анастасиупольского; Житие преподобного отца нашего Виталия монаха;
14 июля. Жития святых: Память святого Апостола Акилы; Память преподобного Еллия; Память святого мученика Иуста;
8 августа. Жития святых: Празднование Пречистой Богородице в честь явления Ее пречестной и чудотворной иконы, нарицаемой Толгской; Память святого отца нашего Мирона чудотворца, епископа Критского; Память святого отца нашего Емилиана Исповедника, епископа Кизического;
10 августа. Жития святых: Страдание святых мучеников Лаврентия архидиакона, Сикста папы и прочих с ними;
25 августа. Жития святых: Святой Апостол Тит; Перенесение честных мощей святого Апостола Варфоломея; Память святых исповедников Христовых, пострадавших в Едессе от ариан; Память святого Мины, патриарха Константинопольского;
1 сентября. Жития святых: Слово в первый день индикта, или нового года; Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника; Память праведного Иисуса Навина; Воспоминание собора Пресвятой Богородицы, что в Миасинской обители; Память святых 40 дев постниц и Аммуна, учителя их; Память святых мучеников Каллисты и родных ее братьев Евода и Ермогена;
1 октября. Жития святых: Слово на Покров Пресвятой Богородицы; Страдание святого Апостола Анании; Память преподобного Романа Сладкопевца; Житие преподобного Саввы Вишерского; Память святого мученика Домнина; Память преподобного Михаила Зовийского и пострадавших с ним;
18 декабря. Жития святых: Житие и страдание святого мученика Севастиана и дружины его; Память святого Модеста, архиепископа Иерусалимского; Память святого Флора, епископа Амийского; Память преподобного Михаила Синкелла;

Возможно вас это заинтересует, далее:


2 января. Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского, Житие святого отца нашего Сильвестра папы Римского, Память святого священномученика Феогена епископа Парийского,
20 марта. Страдание преподобных отцов наших Иоанна, Сергия и Патрикия; Страдание святой мученицы Фотины; Страдание святых мучениц Александры и Клавдии; Память святого Никиты Исповедника;
8 апреля. Житие преподобного отца нашего Нифонта, епископа Новгородского; Память во святых отца нашего Келестина, папы Римского; Страдание святого мученика Павсилипа; Память свв. Апостолов Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта и Ермия;
8 июля. Страдание святого великомученика Прокопия; Празднество Пресвятой Деве Богородице в честь явления Ее иконы Казанской;
4 августа. Святые семь отроков ефесских;
28 сентября. Житие преподобного отца нашего Харитона Исповедника; Память святого пророка Варуха; Память святых мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка, Никона, Неона и Илиодора; Житие святого Вячеслава, князя Чешского;
6 октября. Житие и страдание святого Апостола Фомы;
Великомученица Варвара. Преподобный Иоанн Дамаскин. Святитель Геннадий. 17 декабря.
Великомученица Екатерина. Великомученик Меркурий. Мученик Меркурий Смоленский. Преподобная Мастридия. 7 декабря.
Мученика Саввы Стратилата. Преподобный Фома. Преподобная Елисавета. 7 мая.
Пророк Елисей. Святитель Мефодий. Благоверный князь Мстислав. 27 июня.
Пророк Иезекииль. Преподобные Симеон Юродивый и Иоанн, спостник. 3 августа.
Семь отроков ефесских. Мученик Елевферий. Преподобномученица Евдокия. 17 августа.
Апостол Фома. 19 октября.
Молитва Преподобному Григорию иконописцу Печорскому
Молитва перед иконой Пресвятой Богородицы именуемой Умягчение злых сердец или Семистрельная
Молитва Мученику Лонгину Сотнику

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх