Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Октябрь --> 27 октября. Жития святых

Житие святых, память: 27 октября, по ст. ст.

27 октября
Страдание святого мученика Нестора
Житие преподобного Нестора летописца
Память святых мучениц Капетолины и Еротииды

Страдание святого мученика Нестора.

Нечестивый царь Максимиан, прозванный Геркулом, друг Диоклитиана, придя в город Солунь, вверг в темницу святого Димитрия1 за исповедание Христа, а сам предался зрелищам и присутствовал на играх.
При этом он хвастался одним своим борцом, по имени Лием, происходившим из Вандальского племени, говоря, что его никто не может одолеть.
Сей Лий был вторым Голиафом2: ростом он превосходил всех людей, видом и характером был подобен зверю, а голос его походил на рев рыкающего льва. От самого взгляда его и голоса трепетали все, смотревшие на него; крепость его тела была удивительна, а сила непобедима, ибо духи нечистые обитали в нем, и вследствие сего никто не мог устоять пред ним. Уже он убил бесчисленное множество людей храбрых и сильных и был весьма любим царем за такую силу. Так как сам царь никак не мог насытиться человеческою кровью, то он и любил того, кто всю свою телесную силу обратил на пролитие человеческой крови.
Для сего нечестивого Лия царь устроил среди города высокий и обширный помост на столбах, где Лий мог бы производить состязания в силе, на виду у всех. Под тем помостом было натыкано множество копий и других оружий, острием вверх – для того, чтобы Лий сбрасывал побежденных им на эти острые оружия, пронзенные коими падая умирали. И действительно, Лий, вступая в борьбу с людьми, сбрасывал их под помост на копья и предавал смерти. Царь же, со всем множеством своих воинов, смотрел на сие с удовольствием и любовался своим борцом. Смотрел на сие зрелище и солунский народ, среди коего было много верующих. Видя проливаемую этим бесчеловечным зверем человеческую кровь, они тяжко вздыхали: ибо Лий убил уже много христиан, которых нечестивые насильственно влекли на помост и принуждали бороться с Лием.
В том городе жил юноша, по имени Нестор, крепкий телом, красивый лицом, с едва пробивающеюся бородою. Он был близок к великомученику Димитрию, у коего и научился святой вере. Видя неповинно убиваемых христиан, он воспылал ревностью и вознамерился вступить в борьбу с силачом Лием. Придя к святому Димитрию, находившемуся в темнице, он рассказал ему, как много христиан убил Лий в тот день.
– Помолись обо мне, угодник Божий, – говорил он, – чтобы по твоим святым молитвам Бог помог мне. Я пойду и поборюсь с тем супостатом, одолею его и сниму поношение с христиан.
Святой Димитрий сотворил на челе и персях его крестное знамение, благословил его и предсказал:
– Лия ты победишь и будешь мучим за Христа. Приняв благословение, святой Нестор тотчас пошел к месту состязания, снял на виду у всех верхние одежды и громко возгласил:
– Я хочу бороться с Лием!
Видя такую смелость юноши, царь изумился и, сожалея о его красоте и молодости, сказал ему:
– Разве ты не видел, сколько победил Лий более храбрых и сильных, чем ты? А ты, невысокий ростом и юный годами, осмеливаешься идти против того, равного которому нет под солнцем.
Нестор ответил на это:
– Если я мал и немощен, то велика и непобедима сила Христа моего, на Коего я надеюсь и во имя Коего я хочу побороться с этим исполином.
Услышав Христово имя и поняв, что Нестор – христианин, царь разгневался и велел ему немедленно идти на помост, думая, что с Нестором случится то же, что и с прочими. Святой Нестор осторожно поднялся на место борьбы; Лий же, шутя и смеясь, стал наступать на святого. Видя приближение Лия, Нестор оградил себя крестным знамением и громким голосом воскликнул:
– Боже Димитрия, помоги мне!
Затем он схватился с супостатом и начал бороться. Бог, укрепивший некогда Давида в борьбе с Голиафом, укрепил и раба Своего Нестора против нечестивого Лия – на посрамление нечестивому царю, а верным своим на радость. И действительно, малый ростом Нестор оказался в своей храбрости сильнее великого Лия. Схватив его, как птицу, он сбросил великана с высокого помоста на острые копья. Упав на них, как крепкий дуб, Лий с позором изверг свою окаянную душу, и, таким образом, погибла память его с шумом, исчезла его гордая сила и прекратилось суетное хвастовство Максимиана своим борцом. Весь народ солунский – в особенности христиане, видя сию неожиданную и славную победу, воскликнули громким голосом:
– Велик Бог Димитрия!
Царь, вставь со стыдом, пошел в свои палаты, скорбя и горюя о своем любимце Лие. Он сильно разгневался на святого Нестора и повелел схватить его. Узнав же, что и Димитрий повинен в смерти Лия, так как он укрепил Нестора на подвиг, предсказав ему победу, царь повелел казнить обоих. Святой Димитрий был исколот копьями, а святой Нестор усечен мечем. Ныне оба они приемлют от Подвигоположника Христа венцы победы в царствии небесном, коего и мы да сподобимся молитвами святых страстотерпцев.
Кондак, глас 2:
Страдальчествовав добре, безсмертную славу наследовал еси ныне, яко воин изрядный Владыки был еси, молитвами Димитрия мученика: с ним убо, Несторе мудре, моля не престай о всех нас.

1 См. житие св. Димитрия Солунского, память коего празднуется 26 октября.
2 Голиаф – филистимский великан – необычайного роста, которого убил Давид пращою (1Цар.17).

Житие преподобного Нестора летописца.

Всякое событие, если бы не было закреплено писанием, забылось бы и утратилось для знания. Так, если бы Моисей, наученный Богом, не оставил нам в своих книгах известий о самом начале и первом строении мира, а также о родоначальнике нашем Адаме, то все сие продолжительность времени покрыла бы, как тьмою, и привела бы в забвение. Но Бог, сохраняющий в людях память о своих чудесах, в какое захочет время, воздвигает описателей, дабы последующие поколения, прочитав начертанное ими, могли сим воспользоваться. Подобным образом Господь явил и в нашей, Русской земле, в святом Киево-Печерском монастыре, приснопамятного писателя, преподобного отца нашего Нестора, который просветил очи наши, изложив полезное для нас, и тем вызвал у нас благодарение Богу1. Он написал нам о начале и первом устроении нашего русского мира, не только внешнего, но и особенно внутреннего, духовного, – то есть об основании и благоустройстве на Руси иноческого жития, насажденного, как в раю, в святом Печерском монастыре, а равно о духовном родоначальнике нашем, преподобном Антоние2, и о других последовавших ему и порожденных его духом Печерских святых. Одним из них был достохвальный сей писатель, который совершеннейшие жития их записал не только тростию на хартии, но и подобными же подвижническими деяниями на непорочной душе своей. Этим трудом он и самого себя вписал в книги живота вечного, так что и сам он достоин слышать о себе: "радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах" (Лк.10:20).
В то время, когда преподобный Антоний посвятил себя безмолвию в пещере, а блаженный Феодосий строил монастырь, пришел к ним, желая принять святой иноческий образ, сей блаженный отец наш Нестор, имевший тогда только семнадцать лет от рождения. Еще не будучи иноком, он обнаружил навык во всех иноческих добродетелях, как-то: в заботливости о чистоте телесной и душевной, в добровольной нищете, глубоком смирении, беспрекословном послушании, строгом постничестве, непрестанной молитве, неусыпном бодрствовании и в других равноангельских подвигах, в коих он был усердным подражателем жизни первых святых Печерских – Антония и Феодосия. От сей святой двоицы он принимал в своей цветущей красотою юности всякую заповедь с такою же любовью, как младенец – молоко от сосцов и как жаждущий олень – воду из двух источников, текущих среди гор, в пещерах. И действительно, своими писаниями он обнаруживает, какую великую любовь питал он к сим преподобным основателям монастыря – любовь, являемую "не словом или языком, но делом и истиною" (1Иоан.3:18). Видя сияющие добрые дела сих двух великих светил российского неба, он усердно прославлял Бога "в теле своем и в душе своей" (ср. 1Кор.6:20). После честной пред Господом смерти преподобных отцов, Антония и Феодосия, блаженный отец наш Нестор и сам умер для мира не только мирскими делами, – что он сделал еще раньше, не пребывая в искусе, – но и мирским образом, приняв святой ангельский образ инока от преподобного Стефана, игумена Печерского. Потом им же был он возведен и в сан диакона. Тогда, видя на себе двоякий ангельский сан, иноческий и диаконский, он со дня на день увеличивал свои добродетели, умерщвляя все плотские страсти и соблюдая всякую истину, чтобы совершенно освободиться от власти плоти и стать вполне духовным, а равно истинным рабом и поклонником Бога. Ибо он хорошо знал, что сказал Сам Господь: "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Иоан.4:24). И подлинно: чем побеждал духа лукавого, чуждого всякой истины, Нестор достаточно ясно показывает в своем писании: он обнаруживает везде величайшее смирение и постоянно унижает себя, называя себя "недостойным, грубым, невеждою и исполненным множества грехов".
Когда же по внушению Божию, братия решили на совете – выкопать честные мощи преподобного Феодосия и перенести их из пещеры в святую, Богом созданную, Печерскую церковь, первый принял на себя сие послушание блаженный Нестор. Копая землю с великою верою и молитвою, он трудился всю ночь и ископал для святого Печерского монастыря многоценный бисер, – мощи преподобного Феодосия. Он вынес их из пещеры и был очевидцем великих, совершавшихся при сем, чудес, о чем сам свидетельствовал.
И прожил он много лет, трудясь над составлением летописания. Памятуя о летах вечности, он благоугождал Творцу лет, к Коему перешел в вечность после своей временной жизни. Он положен в пещере, где и доныне почивает его нетленное честное тело, источая чудотворения и тем свидетельствуя, что преподобный сей составитель житий святых и летописи приобрел для себя нетленное жилище на небе и удостоился нетленного венца в царстве Божием. По молитвам преподобного сего писателя, да сподобимся и мы быть вписанными в книгах живота Агнца Божия, лета Коего не оскудеют. Ему с Богом Отцом и Животворящим Духом подобает от нас всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

1 Преподобный Нестор в 17-ти летнем возрасте постригся в Киево-Печерском монастыре, в 1091 году участвовал при открытии мощей преподобного Феодосия Печерского, трудился в составлении Русской летописи, жизнеописании Киевских и Печерских угодников. Из его творений, кроме летописи, дошли до нас: житие преподобного Феодосия Печерского и житие святых Бориса и Глеба. Преставился около 1114 г. 27 октября.
2 Память преп. Антония Печерского празднуется 10 июля.

Память святых мучениц Капетолины и Еротииды.

Сии святые жили при императоре Диоклитиане и правителе Каппадокии1 Зеликинтии. Св. Капетолина, происходившая из богатого и знатного рода2. Все имущество свое раздала нищим, а рабов отпустила на свободу. Как христианка, она была схвачена и заключена в темницу, а затем, не согласившись принести жертву идолам, усечена мечем. Служанка ее Еротиида была подвержена истязанию палками за то, что бросила, заступаясь за госпожу, в правителя камнем. Оставшись после истязания невредимою, она также была усечена мечом.

В тот же день память мученика Марка и иже с ним убитых после различных мук за проповедь о Христе в Азии.

1 Каппадокия – восточная часть Малой Азии.
2 При допросах о роде св. Капетолина производила себя от одного рода с Фирмилианом, архиепископом Каппадокийским (жившим в половине III века). По другим сказаниям, она считала себя только его духовной дочерью. Блаженная кончина ее относится к 304 году.

<< предыдущий день :: 27 октября :: следующий день >>


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:


3 января. Жития святых: Страдание святого мученика Гордия, Память святого пророка Малахии,
14 января. Жития святых: Первое избиение преподобных отцов в Синае и Раифе, Второе избиение преподобных отцов в Синае и Раифе, Житие святой равноапостольной Нины просветительницы Иберии, Память преподобного Стефана,
30 января. Жития святых: Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого Григория Богослова и Иоанна Златоустого, Память святого мученика Феофила Нового, Память святых мучеников Ипполита Кенсорина Савина Хрисии девицы и прочих двадцати мучеников, Память преподобного Зинона,
14 марта. Жития святых: Житие преподобного отца нашего Венедикта; Память святого Евcхимона исповедника;
11 апреля. Жития святых: Страдание святого священномученика Антипы, епископа Пергамского; Память святых мучеников Прокесса и Мартиниана;
9 мая. Жития святых: Житие святого пророка Исаии; Страдание святого мученика Христофора; Сказание о перенесении мощей святителя Николая, архиеп. Мирликийского;
6 июля. Жития святых: Память преподобного отца нашего Сисоя Великого; Страдание святой мученицы Лукии девицы и с нею Рикса и других; Страдание святого мученика Коинта; Страдание святых мучеников Марина, Марфы, Авдифакса, Аввакума, Кирика, Валентина пресвитера, Астерия и многих других;
18 июля. Жития святых: Страдание святого мученика Емилиана; Житие преподобного отца нашего Памвы; Житие преподобного отца нашего Иоанна Многострадального; Страдание святого мученика Иакинфа;
18 августа. Жития святых: Страдание святого священномученика Емилиана и прочих с ним; Память святых мучеников Флора и Лавра; Память святых мучеников Ерма, Серапиона и Полиена;
26 октября. Жития святых: Страдание и чудеса святого славного великомученика Димитрия;
12 ноября. Жития святых: Житие Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского; Память преподобного Нила Постника; Память святого пророка Ахии; Житие блаженного Иоанна Власатого, Ростовского чудотворца;
22 ноября. Жития святых: Страдание святой мученицы Кикилии и с нею святых мучеников Валериана, Тивуртия и Максима; Память святых Апостолов Филимона, Архиппа и Апфии; Память праведного Михаила Воина; Память святого мученика Прокопия; Память святого мученика Менигна; Память преподобного Агаввы;
5 декабря. Жития святых: Житие и подвиги преподобного отца нашего Саввы Освященного; Память преподобных Кариона монаха и сына его Захарии;

Возможно вас это заинтересует, далее:


17 января. Житие преподобного отца нашего Антония Великого,
6 февраля. Страдание святой мученицы Фавсты девицы и с нею Евиласия и Максима; Страдание святой мученицы Дорофеи и с нею Христины, Каллисты и Феофила; Память святого мученика Иулиана; Память святого Вукола, епископа Смирнского; Память святых мучениц Марфы и Марии и брата их святого мученика Ликариона отрока;
9 августа. Страдание святого Апостола Матфия; Страдание святого мученика Антония; Память святых мучеников Иулиана, Маркиана и прочих, пострадавших с ними за иконы;
15 сентября. Страдание святого мученика Никиты; Память святого Филофея, пресвитера и чудотворца; Память святого мученик Порфирия; Память святых мучеников Максима, Асклиады и Феодота;
Мученица Анисия. Святитель Макарий. Священномученик Зотик сиропитатель пресвитер. 12 января.
Преподобномученика Никона. Память святых мучеников Филита и Лидии. 5 апреля.
Преображение Господа Бога и спасителя Иисуса Христа. 19 августа.
Успение праведной Анны. Святая Олимпиада. Преподобный Макарий Унженский, Желтоводский. Преподобная Евпраксия. Пятый Вселенский Собор. 7 августа.
Семь отроков ефесских. Мученик Елевферий. Преподобномученица Евдокия. 17 августа.
Священномученик Анфим. Преподобный Феоктист. Мученица Василисса. 16 сентября.
Положение пояса Пресвятой Богородицы. Священномученик Киприан Карфагенский. 13 сентября.
Пророк Иона. Священномученик Фока. Святитель праведный Петр. Преподобномученик Феодор. 5 октября.
Молитва к Пресвятой Богородице Нечаянная Радость
Молитва святому мученику Трифону
Молитва перед Смоленской иконой Пресвятой Богородицы именуемой Смоленская Одигитрия
Ильинско - Черниговская икона Божией Матери. Молитва иконе Божией Матери Ильинско-Черниговская.
Преображение Господне. Яблочный спас. Второй Спас

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх