Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Май --> 30 мая. Жития святых

Житие святых, память: 30 мая, по ст. ст.

30 мая
Житие преподобного отца нашего Исаакия Исповедника

Житие преподобного отца нашего Исаакия Исповедника.

Вскоре же после обретения пречестного и животворящего креста Господа нашего Иисуса Христа в царствование великого Константина1, многопестрый змий и многоглавый враг и ненавистник рода христианского и в особенности Самого Христа, Спасителя нашего, противник святой веры, по своему коварству внес смущение в Церковь Божию, а именно: он внушил злочестивому и беззаконному императору Валенту2 защищать ересь Ариеву3 и способствовать ее распространению. Сей нечестивый император поднял гонение на правоверных христиан; повелел запереть святые храмы, дабы в них не совершались обычные божественные жертвы, другие же обратил в хлевы для лошадей, иные разрушил до самого основания. Гонение это продолжалось долгое время. И был в это время великий плач и великая скорбь среди христиан, которые все дни и ночи молились ко Господу, прося Его умилосердиться над Своею Церковью святою и сотворить праведной суд и отмщение нечестивому царю. В то время было так, как во времена Апостольские, когда царь Ирод "поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло" (Деян.12:1).
Спустя некоторое время на защиту Церкви Бог воздвиг раба Своего монаха Исаакия, подобно тому как древле воздвиг пророка Даниила на защиту неповинной Сусанны4. Сей блаженной Исаакий первоначально подвизался в восточной пустыне, подражая святому Илии пророку5 и проводя жизнь ангелоподобную. Узнав о гонении, поднятом арианами на Церковь Божию, узнав также и о том, что и царь споспешествовал распространению ереси, он весьма опечалился; оставив пустыню, он пришел в Константинополь для того, чтобы утверждать верующих во благочестии; слово его было подобно свече горящей; Дух Божий почивал на нем и благодать небесная осиявала его. Увидав своими очами великие беды, какие терпели верующие от зловерного царя и его единомышленников, он молил Бога, прося Его призреть с высоты престола Своего на гонимых неповинно и явить им милосердие Свое, гордость же гонителей смирить.
Бог, услышавший некогда угодника Своего Моисея, молившегося о людях своих, находившихся в беде (1Цар.28:17-22), услышал и раба Своего Исаакия, и воздвиг на нечестивого царя Валента варваров, именно: варвары, жившие в то время по реке Дунаю, собрав все полки свои, начали войну с греками; они уже захватили в свою власть Фракию и приближались к Константинополю. Необходимо было собрать воинов и царю Валенту, дабы войти на брань с врагами; но здесь случилось с царем то самое, что случилось некогда с Саулом, царем израильским, врагом Давида; ибо Саул не возвратился с поля битвы, согласно пророчеству святого Самуила, так как прогневал Бога (3Цар.22).
В то время как Валент выходил из Константинополя с полками своими, блаженной Исаакий зашел вперед его и громогласно воскликнул:
- Царь! Отопри храмы для правоверных, и тогда Господь благопоспешит пути твоему.
Но царь не отвечал ему, презирал его, как простеца и безумца; не придав значения словам его, он продолжал путь свой.
На другое утро блаженный старец, подойдя к царю, опять сказал:
- Открой, царь, храмы для правоверных, и тогда война окончится для тебя благополучно: ты победишь врагов своих и возвратишься домой с миром в добром здравии.
Царь, внимая словам его: "возвратишься домой с миром в добром здравии", хотел открыть двери церковные и отдать храмы правоверным, и уже начал советываться об этом с вельможами своими. Но один военачальник, придерживавшийся злочестия арианского, посоветовал царю не слушать монаха, но с бесчестием прогнать его от себя. Побранив старца, царь с бесчестием и побоями прогнал его от себя, и отправился в дальнейший путь.
И на третий день блаженной старец снова подошел к царю; взяв за узду коня, на котором он сидел, Исаакий начал еще усерднее просить и увещевать царя открыть храмы; в противном случае грозил ему судом Божиим.
Случилась на том месте глубокая пропасть, на дне которой росло терние и было болото; когда в это болото попадал какой-либо зверь, то он уже не мог войти отсюда, но засасывался болотом и погибал. В это болото царь приказал бросить Исаакия, дабы он погиб здесь; потом отправился в дальнейший путь.
Святой же Исаакий, будучи брошен в болото это, был охраняем десницею Божиею и не потерпел здесь никакого вреда: его не уязвило терние и не затянуло болото; он лежал среди терния как бы на мягкой постели среди цветов, хваля и благодаря Бога до тех пор, пока не явились ему три светлых мужа, которые извлекли его из болота здравым и невредимым и поставили на сухом месте; сами же стали невидимы.
Тогда преподобный Исаакий понял, что это Сам Господь послал Ангелов Своих извлечь его из той пропасти; пав на колена, он воздал благодарение Спасителю своему за то, что Он заботился о рабах Своих и не оставлял всех, боявшихся Его и уповающих на Него.
Помолившись достаточное время и укрепившись Духом Святым, Исаакий встал; затем пошел поспешно окружным путем и, обогнав царя, остановился на пути его. Увидав святого, царь весьма испугался и от страха и удивления молчал. Святой же с дерзновением сказал ему:
- Вот ты хотел погубить меня в тернии и болоте; но Господь сохранил меня живым и послал мне Ангелов Своих, которые вывели меня из той пропасти. Послушай же меня, царь! открой храмы для правоверных; тогда ты победишь врагов и возвратишься обратно с славою; но если не послушаешь меня, то не возвратишься с поля битвы, а погибнешь на нем.
Царь весьма удивился дерзновению монаха и светлости лица его, но несмотря на это не послушал его, так как сердце его было ожесточено и удалено от Бога. Потом царь отдал блаженного двум сановникам своим Сатурнину и Виктору и приказал им содержать его в узах. При этом он сказал им:
- Держите у себя сего надоедливого старца, до тех пор, пока я возвращусь и воздам ему возмездие за его бесстыдство и дерзновение.
Преподобной же Исаакий, будучи преисполнен благодати Духа Святого воспылал еще большею ревностью (как некогда пророк Михей против Ахава, царя израильского) и громогласно воззвал к Валенту:
- "Если возвратишься в мире", то знай, что "не Господь говорил чрез меня. И сказал: слушай, весь народ!" (3Цар.22:28). Говорю же тебе, что ты, выведя войска свои на брань, не одолеешь варваров, но побежишь от них, будешь взят ими и живой сгоришь на огне.
Когда святой сказал это, царь с гневом отправился в дальнейший путь, святой же был отведен в узы.
Между тем греки сошлись с варварами; битва была весьма жестокая; по попущению Божию победили варвары, согласно пророчеству святого Исаакия; многие из греков пали от меча; сам царь Валент был ранен и, не будучи в силах противиться врагам, обратился в бегство. Варвары же преследовали греков и посекали воинов греческих как траву; они настигали уже и самого царя, которой бежал лишь с одним советником своим, военачальником, арианином, посоветовавшим ему не слушать Исаакия. Подъехав к некоему селению, он увидал сарай, в котором лежала солома; так как конь его был уже утомлен, он слез с него и скрылся в том сарае вместе с советником своим. Но не укрылся он от карающей руки Божией, потому что варвары, преследовавшие его, доехав до того селения и узнав, что в том сарае скрывались греки, подожгли его со всех сторон и сожгли до основания. Так погиб окаянной царь тот и его злой советник.
После того сражения оставшееся в целости войско греческое направилось навстречу римскому императору Грациану6, которой шел на помощь грекам. Придя в области греческие, Грациан избрал в цари грекам Феодосия, называемого Великим7. Феодосий, собрав воинов, отправился на варваров, победил и прогнал их и с торжеством возвратился в Константинополь.
Между тем некоторые из воинов греческих, не знавшие еще о погибели Валента, в скором времени после его смерти пришли к преподобному Исаакию, содержавшемуся в узах и сказали ему:
- Приготовься к ответу, ибо в скором времени возвратится царь с поля битвы и будет тебя допрашивать и мучить.
Но святой отвечал им:
- Прошло уже семь дней, как я обонял смрад от сожженных костей его; ибо, как я сказал, он сожжен.
Слышавшие это, пришли в великий страх; и действительно в скором времени пришло известие о погибели Валента. После этого святой Исаакий был освобожден от уз, и все начали почитать его как пророка Божия.
Когда в город вошел с торжеством Феодосий, упомянутые выше вельможи, Сатурнин и Виктор возвестили ему все о преподобном Исаакии, - сказали о его дерзновении и о его пророчестве. Царь, уважая такового мужа, приказал с великою честью привести его к себе и поклонился ему, почитая его великим угодником Божиим и прося его помолиться Богу о нем и о всем его царстве. Преподобный же увещевал царя пребывать во благочестии, возвратить Церкви мир и утешить гонимых. Царь послушал святого и сделал так, как говорил он: прогнал ариан из Константинополя, чему верующие весьма радовались.
Блаженной же Исаакий, возблагодарив Бога за всё, намеревался идти в пустыню, дабы подвизаться там; но Сатурнин и Виктор упросили преподобного не уходить из царственного града, но пребывать около них и споспешествовать молитвами своими и учением мирному жительству христиан; святой соизволил исполнить просьбу их.
В это время между Сатурнином и Виктором произошел спор, так как каждой из них хотел, чтобы преподобный поселился в его доме. Узнав о причине спора их, святой сказал, обратившись к ним:
- Чада! Я вижу любовь вашу ко мне. Но так как вы имеете желание упокоить смирение мое, то, говорю вам, - я у того пребуду все дни жизни моей, кто первой построит дом мне.
И начали оба заботиться о скорейшем построении дома для угодника Божия.
Сатурнин имел за городом очень красивое место, весьма удобное для жития иноков; на этом месте он и поспешил построить обитель угоднику Божию; здесь и поселился преподобный Исаакий. Точно также и Виктор выстроил красивое жилище для святого и весьма сожалел, что Сатурнин опередил его. Придя к святому, он начал усердно просить его переселиться в келлию, построенную для него. Но преподобной продолжал подвизаться в обители Сатурнина, хотя иногда приходил и к Виктору и жил у него по нескольку дней, не желая огорчать его отказом.
Между тем к преподобному начали собираться многие, желавшие подвизаться вместе с ним в трудах иноческих. Таким образом был построен большой монастырь на средства боголюбивых мужей Сатурнина и Виктора. И был преподобный наставником и игуменом многих иноков, полезным учителем и мирянам, ибо руководил всех на путь спасения и словом и примером добродетельной жизни своей. Преподобный был весьма милостив к бедным, так что, если иногда не имел ничего, чтобы мог дать просившему, то снимал с себя одежду и отдавал ее; творил святой и многие другие богоугодные дела. Наконец, достигнув старости, приблизился к смерти. Созвав всю братию и преподав всем душеполезное наставление, святой Исаакий поставил игуменом вместо себя некоего честного мужа, проводившего жизнь святую, блаженного Далмата, по имени которого и обитель та впосдедствии начала называться Далматскою.
Потрудившись во многих богоутодных делах, преподобный Исаакий отошел ко Господу на вечный покой8; на погребение его собрался весь город; честное тело его было положено в храме святого первомученика Стефана; святая же душа его предстоит престолу Пресвятой Троицы, в лике святых и преподобных отцов и молит вместе с ними за нас Отца, и Сына, и Святого Духа, единого Бога в Троице, Которому воссылается слава вечно. Аминь.
Кондак, глас 8:
Яко угодник Божий верный, по Христове церкви ревностию разжегся, бразды уалентовы удержав, пророчески тому о затворении церкве пагубную смерть предрекл еси преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя Исаакие преподобне.

1 См. житие его под 21-м мая.
2 Валент царствовал с 364 г. по 378 г.
3 Об ереси Ариевой см. ниже в дополнит статье о 1-ом Всел. Соборе
4 История Сусанны изложена в (Дан.13)
5 Память его празднуется св. Церковью 20-го июля.
6 Император Грациан царствовал с 375 г. по 383 г.
7 Феодосий Великий управлял восточною половиною римской империи с 379 г. по 395 г.; западною—с 393 г. по 396 г.
8 Кончина святого Исаакия последовала в к. 5-го в. Мощи его были положены первоначально в храме св. Стефана, находившемся по соседству с монастырем далматским; потом перенесены в храм всех святых.

<< предыдущий день :: 30 мая :: следующий день >>


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D



Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:


Июнь. Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского на каждый день года
14 января. Жития святых: Первое избиение преподобных отцов в Синае и Раифе, Второе избиение преподобных отцов в Синае и Раифе, Житие святой равноапостольной Нины просветительницы Иберии, Память преподобного Стефана,
7 марта. Жития святых: Страдание свв. священномчч. Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона, бывших в различные времена епископами в Херсоне; Память преподобного Емилиана; Память преподобного Павла исповедника; Повесть о затворнике, которому Бог открыл об участи людей, принимающих милостыню;
20 марта. Жития святых: Страдание преподобных отцов наших Иоанна, Сергия и Патрикия; Страдание святой мученицы Фотины; Страдание святых мучениц Александры и Клавдии; Память святого Никиты Исповедника;
29 марта. Жития святых: Страдание преподобного отца нашего Марка, епископа Арефусийского; Память преподобного отца нашего Иоанна пустынника; Память преподобного отца нашего Евстафия исповедника, епископа Вифинийского;
6 апреля. Жития святых: Житие во святых отца нашего Евтихия, архиепископа Константинопольского; Память преподобной Платониды;
13 мая. Жития святых: Страдание святой мученицы Гликерии и с нею Лаодикия, стража темничного; Страдание святого мученика Александра; Память преподобного отца нашего Павсикакия, епископа Синадского; Память святого Георгия исповедника;
24 мая. Жития святых: Преподобного отца нашего Симеона Дивногорца; Страдание святого мученика Мелетия Стратилата и с ним 1318 воинов; Страдание святого мученика Серапиона и с ним Каллиника, Феодора и Фавста; Память преподобного отца нашего Никиты Столпника, Переяславского чудотворца;
7 июля. Жития святых: Память преподобного отца нашего Фомы Малеина; Страдание святых мучеников Перегрина, Лукиана, Помпея, Исихия, Папия, Саторнина и Германа; Житие и страдание святых преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха; Страдание святой мученицы Кириакии;
28 июля. Жития святых: Святые Апостолы (из семидесяти) Прохора, Никанора, Тимона и Пармена; Память святого мученика Евстафия; Память святого мученика Акакия; Страдание святого мученика Иулиана;
9 октября. Жития святых: Житие святого Апостола Иакова Алфеева; Житие преподобных Андроника и Афанасии; Житие святого праведного Авраама; Память преподобного Петра; Память святой Поплии;
9 ноября. Жития святых: Житие и подвиги преподобной матери нашей Матроны; Житие преподобной Феоктисты; Житие преподобного Иоанна Колова; Память святых мучеников Онисифора и Порфирия; Память преподобных Евстолии и Сосипатры; Память святого мученика Антония; Память святого мученика Александра Селунского;
16 декабря. Жития святых: Память святого пророка Аггея; Житие блаженной царицы Феофании; Память святого мученика Марина;

Возможно вас это заинтересует, далее:


Январь. Жития святых по изложению святителя Димитрия Ростовского
15 февраля. Житие и страдание святого апостола Онисима, одного из лика семидесяти; Память преподобного Евсевия пустынника;
30 апреля. Память святого Апостола Иакова Зеведеева; Память во святых отца нашего Доната епископа;
7 июня. Страдание св. священномученика Маркелла, папы Римского, и прочих с ним; Память святых мучениц Кириакии, Калерии и Марии; Память святого священномученика Маркеллина;
20 июня. Житие во святых отца наш его Левкия Исповедника; Память святого священномученика Мефодия, епископа Патарского; Память святых мучеников Аристоклия, Димитриана и Афанасия; Перенесение мощей святых мучеников Инны, Пинны и Риммы;
10 июля. Память преподобного отца нашего Антония Печерского; Страдание святого мученика Аполлония; Страдание святых мучеников Вианора и Силуана; Страдание свв. сорока пяти мучеников, пострадавших в Никополе Армянском; Сказание о перенесении честной ризы Господа нашего Иисуса Христа из Персии в царствующий град Москву;
12 июля. Страдание святых мучеников Прокла и Илария; Память преподобного отца нашего Михаила Малеина; Страдание святой мученицы Голиндухи;
23 июля. Страдание святого священномученика Аполлинария; Память святых мучеников Трофима и Феофила;
Петр и Феврония – покровители семьи и брака. Преподобноисповедник Никон. 8 июля.
Емилиан Исповедник. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Святитель Мирон. Толгская икона Богородицы. 21 августа.
Девять заповедей блаженства
Молитвы Архангелам на каждый день. Архангел.
Молитвы священномученику Власию Севастийскому
Молитва святой великомученице Евфимии Всехвальной
Молитва святому преподобному Галактиону Вологодскому чудотворцу
Козельщанская икона Божией Матери. Молитва иконе Божией Матери Козельщанская.
Пасхальная неделя: Светлая, Великая, Великоденская, Красная неделя, Светлая седмица

Далее: Весь православный раздел ...


^Наверх