Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Март --> 15 марта. Жития святых

Житие святых, память: 15 марта, по ст. ст.

15 марта
Память святых мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия и Дионисия
Память святого мученика Никандра
Память святого священномученика Александра иерея

Память святых мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, Александра, Александра, Дионисия и Дионисия.

Святые мученики жили в царствование Диоклитиана1. Агапий происходил из Газы2, Тимолай из понта Евксинского3, оба Дионисия из Трипполя финикийского, Пуплий и оба Александра из Египта, а Ромил был иподиаконом диоспольской4 церкви. Все они пострадали в Кесарии палестинской от игемона Урвана во второй год поднятого тогда гонения на христиан5.
Тогда был издан указ по всем странам и городам - принуждать христиан к поклонению идолам и принесению им жертв. По случаю бывшего тогда языческого праздника, в Кесарии для собравшегося со всех сторон народа готовилось зрелище, именно - уготовлялись на мучение христиане, содержимые там в узах. Посмотреть на это зрелище собрались все еллины, бывшие там.
Прежде всего, после многих мучений, был сожжен на костре святый мученик Тимофей (память его 19 августа); после того были преданы на съедение зверям святый мученик Агапий и святая мученица Фёкла (не тот Агапий, который воспоминается ныне, но другой такого же имени, пострадавший ранее со святою Феклою и воспоминаемый вместе с мучеником Тимофеем в августе месяце).
Когда происходило сие кровавое зрелище, шесть мужественных юношей христиан: Пуплий, Тимолай, Ромил, оба Александра и Дионисий, память коих празднуется ныне, воспламенившись ревностью о Христе, сами связали себе руки, в знак того, что они желают пострадать за Христа и из любви ко Христу готовы идти на огонь и на съедение зверям. Подойдя быстро к самому центру зрелища, они остановились перед игемоном Урваном и громогласно воскликнули:
- Мы христиане!
Игемон, видя, что они еще юны возрастом, не желая губить их, стал ласково увещевать их поклониться идолам и не губить себя самих в таких цветущих летах. Когда же он не имел успеха, приказал отправить их в темницу.
Спустя несколько дней к числу узников Христовых был причислен святый Агапий, муж честный и славный среди христиан, так как он уже ранее с большим дерзновением исповедывал имя Иисуса Христа и претерпел уже за это многоразличные муки. Агапий был в это время взят вместе со слугою своим Дионисием египтянином и заключен в темнице вместе с упомянутыми шестью святыми мужами, так что всех их стало восемь.
Долгое время сии святые мученики были содержимы в темнице, много раз были мучимы различным способом, но не отверглись от Христа.
Наконец, они были осуждены на отсечение и все в один день положили честные главы свои за Главу Церкви Иисуса Христа, Которому предали свои души и от Которого были увенчаны венцами победными в Церкви торжествующей на небесах.

1 Диоклитиан, римский император, царствовал с 284 по 305 г. и управлял восточною половиною римской империи. Западною же половиною управлял друг его, Максимиан
2 Газа - значительный приморский город в Малой Азии, некогда принадлежавший филистимлянам.
3 Понт Евксинский, т.е. Черное море. "Понт Евксоинский", собственно значит: "гостеприимное море". Таково наименование усвоено было Черному морю переселенцами из римлян, основавшимися близ этого моря.
4 Диоспол находился в Палестине к сев.-зап, от Иерусалима.
5 Т.е. в 303 году.

Память святого мученика Никандра.

Святой Никандр жил в Египте во время царствования Диоклитиана. Сей благочестивый человек по роду занятий был врач. Он постоянно посещал находящихся в темницах святых мучеников, страдавших за Христа, врачевал их язвы, подавал им потребную пищу и погребал тела их.
Один раз он увидел тела мучеников, выброшенные в поле на съедение зверей, но не осмелился подойти к ним днем, боясь как бы не быть самому захваченным мучителями, ибо он был человеком немощным и страшился лютых мучений, пока не был укреплен благодатью Божией.
Когда настала ночь, он отправился к телам святых мучеников и, взяв на плечи свои по одному, погребал их в некотором сокровенном месте, обвив чистыми плащаницами.
Один язычник увидел его за этим делом и донёс о нем правителю.
После этого святой Никандр был взят мучителями и подвержен лютым мукам, но не отрёкся от Христа, а мужественно и радостно перенес все те муки, которых раньше боялся.
Мучитель, увидя его столь незыблемым в своем исповедании, как бы столп непоколебимый или гору недвижимую, приказал снять с него живого кожу и обезглавить его; таким образом святой мученик совлекся ветхого, земного человека и облекся в нового небесного. По отсечении своей честной главы он, как честный уд, присоединился к честнейшей главе Христу Господу своему и соцарствует с Ним вечно, с ликами прочих святых мучеников прославляя Пресвятую Троицу.

Память святого священномученика Александра иерея.

Во время поднятого на христиан в царствование Аврелиана1 гонения, в Памфилии2 был игемоном Антонин. Придя в памфилийский город Сиду, он повелел представить себе на суд иерея этого города Александра.
Игемон подвергнул служителя Христова многим истязаниям и мучениям. Но сначала он спросил его:
- Ты кто такой?
Святой отвечал:
- Я христианин, саном иерей, пастырь Христова словесного стада.
Игемон спросил его:
- Где находится это Христово стадо?
Святой отвечал:
- Живущих по всей вселенной людей создал Христос Бог; верующие в Него и суть овцы Его стада. Кто же, кто отпал от Создателя своего, те, кто служат созданию и делу рук человеческих, - идолам бездушным, каковы вы, - те не могут принадлежать к Его святому стаду. В день Страшного Суда они будут поставлены вместе с козлищами по левую сторону.
Игемон сказал ему:
- По двум причинам я буду теперь мучить тебя: во-первых, чтобы ты показал мне верующих во Христа и, во-вторых, чтобы ты принёс нашим богам жертвы.
Потом игемон Антонин снова спросил святого Александра:
- Кто был Христос?
Святой отвечал:
- Христос - Спаситель мира, Жизнь и Свет для тех, кто верует в Него.
Игемон сказал:
- Каким образом может быть спасителем Тот Человек, Который умер на кресте?
Александр отвечал:
- Действительно, дивно и достойно удивления то, что Он, приняв на Себя крест и смерть плотью, по Своей воле, Своим Божеством разрушил силу адову, разрешил от уз связанных и находящихся в аде, умертвил смерть и воскрес из гроба. Да и не только Сам воскрес из мертвых, но совоскресил с Собою и многих мертвых: Мф.27:52-53 - "и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим". В Иерусалим. Христос вместе с Собою воскресил и весь род человеческий.
Игемон сказал ему:
- Ты безумствуешь, потому что каким образом мог оказать помощь другим Тот, Кто не мог оказать помощи Себе, будучи мучим иудеями?
Святой отвечал:
- Не я, а ты безумствуешь, будучи ослеплён душевно и потому не понимающий таинства спасение нашего, соделанного Христом Господом.
Тогда игемон приказал мучить святого Александра. Его били жилами, терзали на колесе, ввергали в сосуд с кипящею смолою и маслом, жгли в горящей печи. Но во всех сих муках святой оставался, по благодати Господа Иисуса, невредимым. Когда же его ввергли в печь, разожженную весьма сильно, нечестивые мучители увидели в пламени двух юношей, чудных лицом, восхваляющих Бога вместе со святым мучеником. Это были святые Ангелы, охлаждавшие святому пламень печный. Народ дивился, зная, что один человек ввержен в печь, а между тем там было трое.
Игемон же и бывшие с ним сочли за волхвование все эти славные чудеса, так как не веровали во всемогущую силу Христа Бога.
Однако один из слуг игемоновых уверовал во Христа и, пав на землю, поклонился святому и умолял его, чтобы он сподобил его быть вместе со Христом. Игемон тотчас же умертвил слугу сего мечем.
Когда же святой Александр вышел невредимым из печи, игемон приказал повесить его и терзать острым железом. И до тех пор истязали святого, пока тело его не сделалось одною сплошною язвою.
Мучившие святого удивлялись его твердости, говоря:
- Каким образом этот человек выносит такие мучения?! Вот уже обнажились кости его
После того святой вторично был мучим огнем, но не потерпел от того никакого вреда.
Затем железными спицами кололи тело святого и извлекли наружу все внутренности его. Потом святой отдан был на съедение зверям, но звери не коснулись его.
Многими и другими лютыми муками терзали сего Христова страдальца, но во всех муках он оставался твердым и мужественным, так что все, видевшие его страдание, изумлялись силе его терпение, превосходящей понимание человеческое.
Наконец, святой священномученик Александр был усечен мечем.
Игемон же Антонин, сидевший в это время на своем судейском месте, был наказан от Бога беснованием; его стали мучить его боги-диаволы, которым он служил. Слуги понесли его в дом, по дороге горько плача и рыдая, но не успели донести его до дома, как он испустил свою окаянную душу.
Святой же Александр вселился в небесных селениях вместе со Христом Господом и святыми Его Ангелами. А игемон был ввергнут в муку вечную с сатаною и слугами его.
По усекновении святого Александра, некто Евстафий, муж честной, христианин, взял многострадальное тело святого мученика и похоронил его с честью, славя и восхваляя Христа Бога.

1 Аврелиан, римский император, царствовал с 270 по 276 г.
2 Памфилия - область Малой Азии.

<< предыдущий день :: 15 марта :: следующий день >>



... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:


11 января. Жития святых: Житие преподобного отца нашего Феодосия Великого, Память преподобного Феодосия Антиохийского, Память преподобного Михаила Клопского,
29 марта. Жития святых: Страдание преподобного отца нашего Марка, епископа Арефусийского; Память преподобного отца нашего Иоанна пустынника; Память преподобного отца нашего Евстафия исповедника, епископа Вифинийского;
6 апреля. Жития святых: Житие во святых отца нашего Евтихия, архиепископа Константинопольского; Память преподобной Платониды;
10 мая. Жития святых: Память святого апостола Симона Зилота; Житие преподобной Исидоры юродивой; Память блаженной Taиcии; Житие преподобного Симона, епископа Владимирского и Суздальского; Страдание святого мученика Исихия; Страдание святых мучеников Алфия, Филадельфа, Киприана и других, с ними пострадавших;
8 июня. Жития святых: Житие святого отца нашего Ефрема, патриарха Антиохийского; Память преподобного отца нашего Зосимы; Перенесение мощей святого великомученика Феодора Стратилата;
29 июня. Жития святых: Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Петра; Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного Апостола Павла;
4 августа. Жития святых: Святые семь отроков ефесских;
10 августа. Жития святых: Страдание святых мучеников Лаврентия архидиакона, Сикста папы и прочих с ними;
27 сентября. Жития святых: Житие и страдание святого мученика Каллистрата; Житие преподобного отца нашего Савватия Соловецкого, чудотворца; Память святых Апостолов Марка, Аристарха и Зины; Память святой мученицы Епихарии; Память преподобного Игнатия;
15 октября. Жития святых: Житие преподобного отца нашего Евфимия Нового; Житие и страдание преподобномученика Лукиана, пресвитера антиохийского; Память святых мучеников Сарвила и Вевеи; Память святого Савина епископа Катанского; Житие святого Иоанна, епископа Суздальского;
17 ноября. Жития святых: Житие святого отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского; Житие преподобного отца нашего Никона, игумена Радонежского; Память преподобного Лазаря Писца;



^Наверх