Житие святых, память: 3 января, по ст. ст.

3 января
Страдание святого мученика Гордия
Память святого пророка Малахии

Страдание святого мученика Гордия.

Мученик Христов Гордий родился в Кесарии Каппадокийской от христианских родителей и был воспитан в православной христианской вере. По достижении возмужалости, он взят был в военную службу и поставлен на должность сотника, потому что превосходил многих и крепостью тела и силою духа.
В то время римский император Ликиний1 излил на христиан всю свою злобу и воздвиг богоборческую руку свою на Христову Церковь. По всем торговым площадям и по всем наиболее людным местам были разосланы царские повеления и указы о том, чтобы не покланяться Христу и чтобы всякий нарушитель этого царского запрещения был подвергаем смертной казни. Все были приводимы к каменным и деревянным идольским изображением, чтобы покланяться делу рук человеческих, а неповиновавшиеся были принуждаемы к сему мучениями. По всему городу началось смятение; имение христиан предавалось разграблению, дома опустошались, люди избивались; благочестивые женщины были влачимы по городу; - не было пощады ни юности, ни почтения к старости; те, кто были ни в чем неповинны, страдали, как злодеи; в темницах было тесно; и хорошие и богатые дома лишились своих обитателей; пустыня наполнялась людьми, изгнанными только за то, что они веровали во Христа; отец выдавал на смерть сына своего, сын влек на суд своего отца, брат неистовствовал против брата и раб восставал против своего господина; дьявол навел на души людей как бы некую ужасную ночь безумия, так что один другого, но узнавал как бы в темное. Молитвенные дома разорялись руками нечестивых, святые алтари ниспровергались, и не было никакого приношения, ни каждения, ни места, где бы можно было совершить божественную службу: все было объято унынием, как бы каким-то темным облаком; служители Божий были изгоняемы, всякое благочестивое собрание проходило в ужасе, а демоны ликовали, оскверняя вселенную чадом и кровью жертвы.
Видя таковые бедствия, Гордий решился добровольно удалиться из города; свергнув с себя воинское препоясание2 и оставив богатство, родственников друзей, рабов и житейские удобства и все, что вожделенно для людей, любящих мир и его наслаждения, он ушел в глубокие и непроходимые для людей пустыни, жизнь со зверями, почитая для себя более приятною, нежели общение с идолопоклонниками; он подражал святому пророку Ильи, который, увидев служение сидонским кумирам удалился на гору Хорив, вошел в пещеру, взыскуя Бога, Которого и увидел, поскольку его могло узреть человеческое око (4Цар.19). Таков был и сей Гордий, бежавшей от городских волнений, от торжищных кликов, от высокомерия чиновников, от судилищ клеветников, продающих, покупающих, клянущихся, лгущих, сквернословящих, бежавших от игр и глумления и от неприличной веселости городской, так как он имел чистый слух, чистые очи и прежде всего чистое сердце, которое могло зреть Бога. Он сподобился божественных откровений и познал великие тайны "не человеками и не через человека" (Гал.1:1), но имея великого учителя - Духа истины (Иоан. 15:26). Отсюда перешедши к размышлению о жизни, как она бесполезна и коротка, подобно сновидению и тени, он возжелал со всею силою души вечного пребывания на небесах и, как сильный борец стал готовиться к борьбе постом, бдением, молитвою и поучением в слове Божьем. С особенным же нетерпением он ожидал того дня, в который весь город должен был совершать праздник северного бога Марса или, правильнее, демона, любящего брани3. Когда этот день наступил, весь народ пришел в цирк смотреть на конские бега, и все расположились на высоких местах. В городе тогда не осталось никого; в числе зрителей, смотревших на быстрый бег коней и на искусство возничих, было и множество христиан, не радевших о своей жизни и не уклонявшихся от праздного сборища. В тот день рабы освобождаемы были от работ и собирались там же, дети из школ спешили сюда, и здесь же присутствовали блудные и бесстыдные женщины.
Так цирк наполнился бесчисленным множеством людей, внимательно смотревших на конские бега. Тогда доблестный и великий духом Гордий, сойдя с высокой горы в цирк, не устрашился народа, не стал раздумывать, какому множеству вооруженных рук он предает себя, но с бестрепетным сердцем и бесстрашною душою, протеснившись сквозь сидевших в цирке людей, стал посредине, подтверждая слово Писания: "праведник смел, как лев" (Прит. 28:1)4. Но мало сего, с таким дерзновением став на открытом месте в цирке, он громогласно, подобно апостолу провозгласил слова пророка Исайи: "Меня нашли не искавшие Меня" (Ис. 65:1), показывая ем ясно, что он не был приведен сюда необходимостью, но добровольно отдает себя на мученический подвиг в подражание Владыки Христу, Который Сам предал Себя в руки искавших его во тьме ночной иудеев. Когда присутствовавшие в цирке узнали, кто стоял пред ними, то тотчас поднялся крик: верующие рукоплескали от радости, а неверующие кричали судье, чтобы тот отдал приказ казнить Гордея. Все наполнилось криком и смятением, перестали смотреть на коней, перестали смотреть на возниц; напрасно шум от колесниц наполнял воздух: никто не хотел видеть ничего, кроме Гордия, никто не хотел ничего слышать, как только слова Гордия. Весь цирк наполнился криком, который, разносясь в воздух подобно ветру, покрывал собою шум от коней. Когда же глашатай подал знак к молчанию, - умолкли трубы, утихли свирели, замолчали музыкальные инструменты: все смотрели только на Гордия, все слушали его одного. Сидел там в цирке, и градоначальник, который наблюдал за порядком на бегах и назначал награды участникам бега. К нему тотчас подвели святого и сему последнему был дан вопрос:
- Кто он и откуда? Из какого он семейства и рода?
Тогда Гордий рассказал о себе все, - какой он имел сан, и почему, оставив службу, удалился в пустыню и зачем вернулся.
- Вернулся я, - сказал Гордий, - чтобы самым делом показать, что пренебрегаю твоими повелениями и исповедую Иисуса Христа, мою надежду и защиту. Узнав же, что ты многих превосходишь своею свирепостью, я нарочно выбрал этот день, как удобное время для исполнения моего намерения и обета.
От этих слов гнев градоначальника возгорелся, как огонь, и он обратил всю свою лютость на святого Гордия.
- Позовите ко мне палачей! - воскликнул он. - Где бичи? Где свинцовые шары? Где колеса? Пусть растянут его на колесах и растерзают ему тело5; пусть повесят его на дереве, принесут орудии казни; пусть он отдан будет зверям, усечен мечем и брошен в пропасть. Впрочем, всего этого еще мало для этого нечестивого человека, который достоин погибнуть не одной смертью, а многими.
Тогда святой Гордий сказал:
- Поистине, большой вред я причинил бы себе, если бы не захотел умереть за Христа!
Эти слова привели градоначальника в еще большую ярость, усилив его природную лютость. Но чем более делался он жестоким, тем более являлся мужественным в муках святой Гордий. Никакие муки, никакие смертоносные орудия не могли отвратить его от принятого намерения. Возводя очи к небу, он пел стихи из псалма: "Господь за меня - не устрашусь: что сделает мне человек?" (Пс. 117:6) и еще: "не убоюсь зла, потому что Ты со мной" (Пс. 22:4); и иные сим подобные изречения, которым он научился из божественных книг, воспевал Гордий, возбуждая себя к мужеству и терпению. Он так далек был от страха, что сам призывал на себя мучения.
- Чего, - говорил он, - вы медлите? Зачем стоите? Строгайте мое тело и раздробляйте его на части, мучьте меня, как вам угодно. Не лишайте меня надежды на получение тех благ, кои мне обещаны: чем более вы усиливаете мои мучения, тем большую награду я получу от Владыки моего. Скорбь этой жизни доставляет вечное веселие, и мы, вместо ран, какие вы возлагаете на тело наше, получим в день всеобщего воскресения светлые одежды; за бесчестие - нам будут даны небесные венцы. Вместо осуждения со злодеями, нам будет дано пребывать с ангелами.
Не имея возможности отвратить святого Гордия от святой веры своею яростью и пытками, лукавый градоначальник начал прельщать его ласками: ибо таковой обычай у дьявола - боязливых он устрашает, а твердых умягчает лестью и расслабляет. Итак мучитель стал предлагать святому различные подарки в еще большие награды обещал от лица царя.
- Царь, - говорил он, - даст тебе высокую должность в войске, большое имение, богатство и славу и все, что ты пожелаешь.
Святой же, услышав его обещания, посмеялся его безумию и сказал:
- Ужели ты можешь дать мне что-нибудь такое, что могло бы быть лучше царства небесного?
Тогда нечестивый градоначальник с гневом обнажив меч и повелев позвать палача, осудил святого Гордий на отсечение головы. Пред совершением казни в присутствии множества народа, Гордий окружили знавшие его люди, обнимали его и давали ему последнее целование. Со слезами они умоляли его, чтобы он не предавал сам себя на смерть, не губил бы своей жизни во цвете лет, и не оставлял бы этого приятного всем солнца. Они советовали ему, чтобы он хотя бы только на словах отрекся от Христа, и говорили:
- Одним словом ты можешь избавить себя от смерти, отрекись от Христа устами; сердцем же веруй в Него, как хочешь, ибо Бог внемлет не языку, но мысли говорящего. Если ты поступишь так, то и гнев судьи смягчишь, и Бога умилостивишь.
Он же, как утес, стоящий посреди моря, который остается несокрушимым, несмотря на то, что на него с силою бьют волны морские, оставался непоколебим в своем добром решении. И как дом, стоящий на камне, не разрушается ни от каких сильных ветров, ни от проливных дождей и разливающихся рек, так и крепкий тот муж незыблем был в своей вере.
Увидев же своими духовными очами, что дьявол ходит вокруг его знакомых и одного побуждает к слезам, другого же к молениям и недоброму совету, мученик сказал плачущим словами Господа: "не плачьте обо Мне" (Лк. 23:28), но плачьте о врагах Божьих, которые преследуют христиан; о тех говорю, плачьте, которые, "готовя для нас огонь, возжигают и для себя геенну и собирают себе гнев на день гнева" (Рим. 2:5). Перестаньте сокрушать мое сердце; ибо я не однажды, а много раз готов умереть за имя Господа нашего Иисуса Христа.
Тем, которые советовали Гордию отречься от Христа только на словах, он отвечал так:
- Язык, который дан мне милостью Христа, я не могу заставить отречься от своего Творца: "потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим.10:10). Как же отрекусь от Господа, Которому покланяюсь с самого детства? Я воспитан во святой вере. Не ужаснется ли небо, если я отрекусь от Бога? Не скроют ли светила небесные света своего предо мною? Стерпит ли меня земля и не пожрет ли меня живым? "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает" (Гал. 6:7)6: "и от уст наших Он судит нас и от словес наших оправдывает нас и от словес осуждает" (Лк. 19:22; Мф. 12:37). Ужели вы не слышали страшной угрозы Господней: "кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным" (Мф. 10:33)? Зачем же вы советуете мне устами отречься от Бога моего? Ужели для того, чтобы продлить свою жизнь? Ужели для того, чтобы на время избавиться от смерти и выгадать несколько дней жизни? Но ведь чрез это я лишусь жизни вечной. Ужели для того, чтобы избежать телесных мучений? Но при этом я не увижу благ уготованных праведным там, где нет болезней. Это будет явным безумием, если я буду покупать себе недолговременною жизнь вечную муку и погибель вместе с душою. Нет, я и вам советую: если вы так худо мыслите, то поучитесь благоразумию и истине и, "отвергнув ложь, говорите истину" (Ефес. 4:25), скажите, что "Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Фил. 2:11), ибо такие слова изречет каждый язык, когда "пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних" (Фил. 2:10).
Сказав сие и сотворив на себе крестное знамение, святой Гордий без боязни пошел на казнь, не изменив светлости лица своего, и остановился на месте казни в таком расположении духа, как будто позади его не было палача, и как будто он пред собою видел ангелов, которым хотел отдать в руки свою душу. Будучи усечен мечем, он стяжал блаженную жизнь: подобно Лазарю, он при радостных кликах был перенесен на место вечного упокоения, где, приемля воздаяние, он вместе с ангелами во веки прославляет Подвигоположника, - Христа, за Коего пострадал.

Кондак, глас 8:

Твоя поты преславне, всю землю напоиша, и честными кровьми Гордие, мир весь возвеселил еси, молитвами твоими богомудре, спасай вся верою тя воспевающыя, и ублажающыя, вопиющыя песнь достойную, всехвальне, яко многострадалец.

1 Ликиний - римский император управлявшей восточною половиною ее, с 307 - 321 год.
2 Отличием лиц, занимавших почетный должности в войске, служил особый пояс, на котором вешался меч.
3 Римский бог войны Марс почитался одним из важнейших божеств римской государственной религии.
4 Т.е. праведник ничего не боится, как лев.
5 Орудия мучения первых христиан.
6 Т.е. Бога нельзя обмануть.

Память святого пророка Малахии.

Святой пророк Малахия происходил из колена Завулонова1, Он жил и пророчествовал во времена Неемии2 по возвращении иудеев из плена Вавилонского3, когда храм иерусалимский был снова построен, и в нем совершалось богослужение и приносились священниками жертвы. Благочестивою своею жизнью он приводил в удивление народ, который, видя, что он по чистоте своей жизни подобен Ангелу Божьему, назвал его Малахий, что значит - Ангел Господень. Призванный к пророческому служению, Малахия явился ревностным поборником веры, закона и благочестия. По возвращению Иудеев из плена, среди них было много неустройств в нравственно-религиозном их состояний, которые от нерадения и беспечности священников еще более умножались и возрастали, и не могли не возмущать и не огорчать пророка. Он выступил с сильным и грозным обличением народа и священников. Пророк обличал народ и священников за то, что они не имеют должного благоговения к Богу, приносят ему худые жертвы (Мал., гл. 1), обличал священников, что они своими неправдами, уклонением от правого пути, несоблюдением заповедей и лицемерием в делах закона бесславят Бога, производя соблазн в народе (Мал.2:1-9). Грозно обличая народ за его вероломство и нарушение завета отцов своих, что беззаконно поступают с женами своими несправедливо, отвергая законных жен, берут жен иноплеменных (Мал.2:10-16), святой пророк Малахия угрожал им судом Божьим и за разные другие их пороки, за их чародейства и прелюбодеяния, за их ложные клятвы, за удерживание платы у наемников за притеснение вдов и сирот за отвержение пришельцев и за неисполнение закона касательно десятин и приношений в храм Божий (Мал. 3:5-12). Наконец, пророк обличал евреев за их богохульство, за их дерзкие и хульные слова, что напрасно будто бы служить Богу, бесполезно соблюдать его постановления и ходить пред лицом его в печальной одежде, что нечестивые и делающие беззакония счастливее живут лучше устраивают свои дела, и остаются целы (Мал. 3: 13-15; 2:17). Обличая эти пороки, святой пророк Малахия, вместе с тем провидел славу второго храма, и яснейшим образом предсказал пришествие Мессии, явление Предтечи пред его пришествием, грядущий суд Божий на нечестивых, прославление праведных и распространение славы Божьей пред всеми народами (Мал. 1: 5,11; 2:1-5; 3:16-18; гл. 4).
Святой пророк Малахия скончался в молодых летах и был погребен с своими предками в своем отечественном селении Суфа. Он был последним ветхозаветным пророком, почему у св. отцов он называется печатью пророков4.

Кондак, глас 4:

Пророчества дарованием богатея пророче, Христово предвозвестил еси пришествие яве, и мирови спасение, Егоже сиянием мир просветися.

1 Завулон - шестой сын патриарха Иакова от Лии. - Колено его занимало лучшую часть земли на север Палестины, от Средиземного моря до озера Геннисаретского, граничившую на севере с колунами Асировым и Нефеалимовым и на юге с Иссахаровым занимавшим великую равнину Израильскую.
2 Неемия - еврей, виночерпий персидского царя Артаксеркса Лонгимана; впоследствии он обвел полуразрушенный Иерусалим стенами и устроил вместе с ученым священником Ездрою, приведшим многих иудеев из Вавилона в Иерусалим, церковный и гражданский быт евреев в Иерусалиме после плена. Свои деяния изложил в книге, известной под его именем и вошедшей в состав Библии.
3 Т.е. приблизительно за 400 лет до Р. Хр.
4 С именем пророка Малахия осталась книга, последняя в числе книг "малых" пророков. Она состоит из четырех глав и излагает одну его пророческую речь по всей вероятности выражающую сущность многих устно произнесенных им речей. Содержанием этой речи служит обличение нравственных недостатков современного пророку еврейского народа, угроза наказанием Божьим и обетование о Спасителе. Книга пророка Малахия изобилует мессианскими пророчествами; в соответствии с мессианским характером содержания книги, (3:1-3, 6-7, 12, 17-18; 4:4-6), где содержатся пророчества о пришествии Предтечи Господня, читаются, как паримия, во все праздники в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

<< предыдущий день :: 3 января :: следующий день >>



... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:


26 марта. Жития святых: Собор святого архангела Гавриила; Страдание святого священномученика Иринея, епископа Сирмийского; Житие преподобного отца нашего Малха; Память 26-ти мучеников Готских; Житие преподобного отца нашего Василия Нового;
10 августа. Жития святых: Страдание святых мучеников Лаврентия архидиакона, Сикста папы и прочих с ними;
24 августа. Жития святых: Страдание святой мученицы Сиры; Память священномученика Евтихия; Память святого мученика Татиона;
16 сентября. Жития святых: Страдание святой всехвальной великомученицы Евфимии; Память святой мученицы Севастианы; Память святой мученицы Мелитины; Память святой мученицы Людмилы; Память святителя Киприана, митрополита Киевского; Память преподобного Дорофея пустынника;
18 сентября. Жития святых: Преподобный отец наш Евмений, епископ Гортинский; Память святой мученицы Ариадны;
7 ноября. Жития святых: Страдание святого мученика Иерона и дружины его; Память святых мучеников Меласиппа, Касинии и Антонина; Память святых мучеников Авкта, Тавриона и Фессалоникии; Память преподобного Лазаря;
10 ноября. Жития святых: Страдание святого мученика Ореста; Страдание священномученика Милия; Память святых Апостолов Олимпа, Родиона, Сосипатра, Ераста и Кварта;
9 декабря. Жития святых: Зачатие святой богопраматери Анны, когда зачала святую Богородицу; Память святой пророчицы Анны, матери пророка Самуила; Память преподобного Стефана Новосиятеля; Память преподобного Софрония, архиепископа Кипрского;
12 декабря. Жития святых: Житие святого отца нашего Спиридона Тримифунтского; Память святого священномученика Александра, епископа Иерусалимского; Память святого мученика Разумника;
16 декабря. Жития святых: Память святого пророка Аггея; Житие блаженной царицы Феофании; Память святого мученика Марина;
30 декабря. Жития святых: Страдание святой мученицы Анисии девицы; Память святого мученика Филетера; Память преподобного Зотика Сиротопитателя; Память преподобной Феодоры Кесарийской; Память преподобной Феодоры Цареградской;

Все молитвы к Пресвятой Богородице и святым.

Возможно вас это заинтересует, далее:


Март. Жития святых угодников в марте
Июль. Жития святых угодников в июле
Православный церковный календарь, праздники. Православные посты и праздники. Церковный год. Святые угодники.
Февраль. Православный церковный календарь, праздники Февраля. Святые угодники.
Июль. Православный церковный календарь, праздники Июля. Святые угодники.
Август. Православный церковный календарь, праздники Августа. Святые угодники.
Успение Пресвятой Богородицы. Первая Пречистая, Большая Пречистая, Успеньев день, Успенщина, Дожинки, Первые Осенины
Пасхальная неделя: Светлая, Великая, Великоденская, Красная неделя, Светлая седмица
Рождественский сочельник канун Рождества
Великий пост. Православный двунадесятый переходящий праздник
Чистый четверг. Великий, страстной четверг

Далее: Весь православный раздел ...



^Наверх