Главная --> Православные молитвы --> Календарь жития святых --> Август --> 3 августа. Жития святых

Житие святых, память: 3 августа, по ст. ст.

3 августа
Преподобные отцы наши Исаакий, Далмат и Фавст
Житие преподобного Космы, скопца отшельника

Преподобные отцы наши Исаакий, Далмат и Фавст.

Преподобный Далмат жил в царствование Феодосия Великого1 служил в войске2 и пользовался уважением царя. Затем, презрев ля Бога всё мирское, он оставил жену и детей3; взяв с собою одного только сына Фавста, он пошел к преподобному Исаакию, имевшему обитель близ Константинополя; здесь они были пострижены преподобным Исаакием в иноческий чин и оба вели богоугодную жизнь, постоянно соблюдая строгий пост. Когда преподобный Исаакий4, уже достигший глубокой старости, почувствовал приближение смерти, то созвал братию; преподав ей последнее наставление, он поставил игуменом вместо себя преподобного Далмата, от имени которого и самая обитель получила впоследствии название Далматской5. Патриархом цареградским Аттиком преподобный Далмат был рукоположен во священника6. Он проводил жизнь полную воздержания и однажды в великий пост в течение сорока дней не вкушал пищи7; постом и молитвою преподобный Далмат побеждал бесовскую силу. Он подвизался и против видимых служителей беса – еретиков несториан, хуливших Пречистую Матерь Божию8: преподобный Далмат был деятельным помощником святых отцов третьего вселенского собора, заседавшего при царе Феодосии Младшем в Ефесе9, этим преподобный Далмат приобрел себе любовь царя и святых отцов, которые сделали его архимандритом Далматской обители. Отдав, таким образом, почти всю свою жизнь на служение Богу, преподобный Далмат отошел в глубокой старости в вечность10. – Преподобный Фавст, подобно своему отцу, был великим подвижником, он строго соблюдал заветы иноческие и из них особенно пост11. Скончав течение здешней земной жизни, он переселился в вечные обители и в бессмертной жизни причтен к лику преподобных отцов.
Кондак, глас 2:
Пощением воссиявшыя яко светила, и ереси развратившыя верою, песньми Исаакия восхвалим, и с Далматом Фавста, яко Христовы угодники, Того молящи о всех нас.

1 Феодосий Великий – император 379-395 гг.
2 Во втором гвардейском полку, которые тогда назывались схолариями.
3 Дочерей.
4 О богоугодной жизни и великой ревности по вере прп. Исаакия, подвигшей его на безбоязненное обличение нечестивого царя Валента, которому он предсказал погибель, и о блаженной его кончине достаточно сообщается под 30 числом мая месяца; желающий может прочесть там.
5 Прп. Исаакий умер в 383 г.
6 По другим, более достоверным сведениям, он был поставлен в настоятели обители патриархом Нектарием (381-397), а не Аттиком (408-425).
7А затем, по принятии пищи, 43 дня до праздника Вознесения Христова он пробыл в экстазе (восхищении) и в это время удостоился божественных видений и рассказал, в каких местах стояли трое из братий их обители, находившиеся на празднике в церкви Маккавеев, чем приобрел всеобщую славу. – Св. патриарх Прокл (434-446), еще при жизни прп. Далмата, чрезвычайно хвалит его в письме Иоанну Антиохийскому.
8 Еретики несториане утверждали, что Пресвятую Деву Марию не следует называть Богородицею, потому что Она родила не Бога, а только человека, с которым, помимо Нее, соединилось Слово Божие, предвечно рожденное от Отца; человек Иисус, рожденный от Марии, был лишь обителью Божества и орудием нашего спасения; этот человек, чрез наитие Св. Духа, стал Христом, т.е. помазанником и Слово Божие пребывало с ним в особом нравственном или относительном соединении. Ересь несторианская осуждена на III Вселенском соборе.
9 Узнав, что православию на Ефесском соборе угрожает насилие, св. Далмат, став во главе игуменов, монахов и верных православию христиан, пошел к дворцу царя и с мужеством говорил пред императором за истину; между тем до сего он 48 лет не выходил из монастыря, хотя царь и просил его об этом, желая, чтобы великий подвижник участвовал в общих молитвах об избавлении от землетрясения.
10 Время кончины его с точностью неизвестно, можно только сказать, что он жил еще при св. Прокле, патриархе Константинопольском. Св. Димитрий Ростовский говорит, что по неизданному житию Исаакия, Далмата и Фавста, св. Далмат скончался не менее 90 лет от рождения 2 августа, погребен 3 августа при патриархе Прокле, следов. после 434 г. и вероятно около 440 г.
11 О жизни его не сохранилось подробностей.

Житие преподобного Космы, скопца отшельника.

В книге Лимонарь1 передается следующий рассказ пресвитера Викантийского монастыря аввы Василия о преподобном Косме.
"Во время моего пребывания в Антиохии, – говорил пресвитер, – из Иерусалима пришел к святейшему патриарху Григорию авва Косма, скопец из лавры2 Фаранской, это был строгий постник, ревнитель веры, твердый хранитель догматов церковных, отлично знающий Святое Писание. Спустя немного дней после своего прибытия в Антиохию, старец преставился; патриарх приказал положить его честное тело в своем монастыре, где был погребен некоторый епископ. Однажды я пошел ко гробу святого старца, чтобы поклониться его праху и здесь увидел нищего, просившего милостыню у входивших в церковь. Заметив меня, он трижды поклонился при гробе и, сотворив иерейскую молитву об упокоении преставившегося, сказал мне:
– Велик, господин авва3, старец, которого вы погребли здесь два месяца назад.
– Посему ты знаешь? – спросил я.
Он отвечал:
– Я был двенадцать лет расслабленным, – истину говорю, не лгу, – и через этого старца Господь даровал мне исцеление. Когда я нахожусь в скорби, он приходит и утешает меня, доставляя мне облегчение. Я не скрою от тебя и другого чуда о нем же: с того самого времени, как вы похоронили его, я слышу каждую ночь, как он говорит епископу: "Не прикасайся ко мне и не приближайся еретик, ты враг святой кафолической церкви".
Выслушав это, я пошел к патриарху и передал ему свой разговор с нищим; вместе с тем я просил патриарха взять тело старца и положить в другом месте. Но святейший патриарх сказал на это:
– Верь мне, сын мой, что ничего вредного не может причинить еретик святому Косме: всё рассказанное тобою произошло затем, чтобы от нас не была скрыта ревность по вере и добродетель старца и – чтобы обнаружилось нечестие епископа, и он не почитался бы как православный".
Этот же пресвитер Василий передает о преподобном Косме и другой рассказ:
"Я пришел к нему в лавру, и старец рассказал мне о себе, что однажды ему пришла на ум мысль, – что означают слова Господа, обращенные к ученикам: "Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч" (Лк.22:36), и ответ Его: "довольно", когда они сказали: "вот, здесь два меча" (Лк.22:38). Долго размышлял старец над этими изречениями Господа и, не придя ни к какому решению, отправился в полдень в лавру Пирга к авве Феофилу, чтобы попросить у него объяснения. Во время дороги, пролегавшей по пустыне, приближаясь к Каламону, он увидел громадного змея, спускавшегося с Каламонской горы, змей был так велик, что своею тяжестью оставлял на земле глубокий след, а изгибы тела его образовывали большие дуги, он как раз пересекал путь старца. Уразумев козни дьявола, хотевшего заставить преподобного отказаться от своего намерения, старец вооружился молитвою и безбоязненно продолжал своей путь: хранимый силою Божией, он без всякого вреда, точно сквозь ворота, прошел чрез изгибы тела змея. Придя к авве Феодору, он предложил ему свой вопрос и услышал от него такой ответ:
– Два ножа означают два вида богоугодной жизни, – деятельность или труд и созерцание или погружение ума в богомыслие молитву, кто обладает двумя этими добродетелями, тот совершенный человек".
К своим сообщениям о преподобном Косме пресвитер Василий добавил еще следующее:
"Во время моего десятилетнего пребывания в лавре Фарнской у преподобного Космы, к которому я пришел в самом начале своей иноческой жизни, он постоянно наставлял меня своими боговдохновенными беседами; однажды, рассуждая со мною о спасении души, он привел одно выражение из слов святого Афанасия Великого4 и при этом заметил:
– Когда или услышишь, или найдешь в книге какое-либо выражение святого Афанасия, то, если не имеешь хартии, запиши его на твоей одежде".
Такое уважение имел преподобный Косма к великим отцам и учителям церкви: с ними и он, по окончании своей богоугодной жизни здесь на земле, получил часть в вечной жизни по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Ему же со Отцом и Святым Духом слава и ныне и присно.

1 Лимонарь (от греч. лимон – луг, пажить) – очень распространенное агиографическое сочинение Иоанна Мосха, греческого инока (ум. 622 г.). Путешествуя по монастырям Палестины, Сирии, Египта, Кипра, Константинополя и Рима, Мосх собрал массу повествований о жизни христианских подвижников, собрал также много их изречений и нравоучений; все эти сведения он и изложил в своем "Лимонаре". – Известны русские переводы "Лимонаря" 1) Филарета, архиепископа Черниговского "Луг духовный" (Москва, изд. 1848, 1850, 1853 гг.) и 2) безымянного издателя: "Луг, сиречь цветник" (Москва, 1859 г.).
2 Лавра – с греч. яз. часть города, переулок – собственно ряд келлий, расположенных вокруг жилища настоятеля в виде переулков и обнесенных оградой или стеной. Иноки в лаврах вели отшельнический образ жизни и подвизались каждый в своей келье, собираясь для богослужения в первый и последний день недели, а в остальные дни сохраняя строгое безмолвие; жизнь в лаврах была много труднее, чем в других обителях С глубокой древности название лавры применяется к многолюдным и важным по своему значению монастырям. Впервые появилось оно в Египте и затем в Палестине. В настоящее время у нас имя лавры употребляется исключительно в смысле почетного названия.
3 Т.е. отец.
4 Св. Афанасий, архиепископ Александрийский, ревностный деятель на защиту православия против еретиков ариан, много потерпевший от них и скончавшийся в 373 г. От св. Афанасия остались сочинения догматические, по истолкованию св. писания и нравоучительные. Память его 18 января.

В тот же день преставления преподобного Антония Римлянина в Новгороде в 1147 году.

<< предыдущий день :: 3 августа :: следующий день >>


... Добавить сайт в закладки ... Ctrl+D


Молитвы святых. Святые угодники. Иконы.

Иные жития святых:


Май. Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского на каждый день года
18 февраля. Жития святых: Память святого отца нашего Льва, папы Римского; Память святого отца нашего Флавиана Исповедника, патриарха Цареградского; Память святого Агапита Исповедника, епископа Синадского;
22 февраля. Жития святых: Страдание св. мученика Маврикия и сына его Фотина и с ними 70-ти воинов; Память преподобного Фалассия, пустынника Сирийского; Память преподобнаго Варадата, пустынника Сирииского; Память преподобного Афанасия Исповедника;
27 февраля. Жития святых: Память преподобного отца нашего Прокопия Декаполита, Исповедника; Память преподобного Фалалея; Житие преподобного Тита, пресвитера Печерского;
3 марта. Жития святых: Страдание святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска;
26 марта. Жития святых: Собор святого архангела Гавриила; Страдание святого священномученика Иринея, епископа Сирмийского; Житие преподобного отца нашего Малха; Память 26-ти мучеников Готских; Житие преподобного отца нашего Василия Нового;
29 марта. Жития святых: Страдание преподобного отца нашего Марка, епископа Арефусийского; Память преподобного отца нашего Иоанна пустынника; Память преподобного отца нашего Евстафия исповедника, епископа Вифинийского;
2 апреля. Жития святых: Страдание святых мучеников Амфиана и Едесия; Память преподобного отца нашего Тита чудотворца;
22 мая. Жития святых: Страданье святого мученика Василиска;
2 августа. Жития святых: Перенесение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана; Преставление святого и праведного Василия Блаженного, чудотворца Московского;
26 октября. Жития святых: Страдание и чудеса святого славного великомученика Димитрия;



^Наверх